Лев Семенович Выготский.




Зигмунд Фрейд.

Основатель современного психоанализа Фрейд считал, что поведение человека определяется, прежде всего, биологическими, животными влечениями. В поисках разгадки внутренней природы личности человека Фрейд обратился к детству.

По мнению Фрейда, инстинктивные потребности организмов являются принципиально антиобщественными. Однако, поскольку то, в чем нуждается и к чему стремиться человек, находятся, главным образом, во внешнем, социальном мире, он должен адаптироваться к обществу. Психоаналитическая теория исходит из того, что неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение длительного времени.

Согласно теории Фрейда, именно на этот период приходится основной этап развития личности человека. При рождении ребенок представляет собой чистое Оно – примитивную, жаждущую наслаждений составную часть личности. По мере биологического созревания ребенка развивается его Я. Я опирается на разумный контакт с внешним миром. Это означает, что Я побуждает индивидуума подчиняться требованиям общества и учиться откладывать удовлетворение своих порывов ради достижения более широких социальных целей. И, наконец, где-то между 3 и 6 годами появляется Сверх-Я. Сверх-Я – это «полицейский», или совесть, постоянно конфликтующая с Оно, тогда как Я пытается достичь чувства душевного равновесия личности.

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7 - м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период - это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называют nрегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В табл. 1 дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие - это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.


Таблица 1. Стадии психосексуального развития по Фрейду.

Стадия. Возрастной период. Зона сосредоточения либидо. Задачи и опыт, соответствующие данному уровни развития.
Оральная.. 0-18месяцев. Рот (сосание, кусание, жева- ние). Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела.
Анальная 1½-3года. Анус (удержание или вы- талкивание). Приучение к туалету (самоконтроль).
Фаллическая. 3-6лет. Половые органы (изучение тела). Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания.
Латентная. 6-12лет. Отсутствует (сексуальное бездействие). Расширение социальных контактов со сверстниками.
Генитальная. Пубертат (поло- вое созревание). Половые органы (способ- ность к гетеросексуальным отношениям). Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество.

 

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

Если на какой-либо из этих психосексуальных стадий развития дети испытывают слишком сильную фрустрацию или слишком большое удовлетворение, может произойти фиксация на потребностях этой стадии. Кроме того, реакции родителей на любой из этих стадий могут оказать глубокое воздействие на развитие личности ребенка. Например, если на анальной стадии родители слишком строго относятся к ошибкам ребенка, приучая его к горшку, он может впоследствии превратиться в человека с навязчивым стремлением к аккуратности и пунктуальности. Реакции родителей во время фаллической стадии имеют еще более важное значение. На этой стадии дети обычно ощущают сильное, хотя и бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Поскольку осуществление желаний такого рода явно недопустимо, они выливаются в тревогу. Ребенок научается подавлять свое чувство и ослаблять тревогу, пытаясь стать похожим на родителя одного с ним пола. Этот процесс называется идентификацией.

Важным понятием в психоаналитической теории является понятие регрессии, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить что-нибудь «покрепче». Регрессия - это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии). Последователи Фрейда рассматривают регрессию и фиксацию как взаимодополняющие явления; вероятность наступления регрессии зависит в основном от силы фиксации. Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, где произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации. В данном случае энергия либидо проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем. Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связаны различные типы характера.


Эрик Эриксон.

В отличие от Фрейда, модель развития Эриксона является психосоциальной, а не психосексуальной. Иначе говоря, Эриксон считал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития, например при кормлении в младенческом возрасте или при обучении различным навыкам в среднем детстве.

Эриксон рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти. Как и Фрейд, Эриксон считал, что удовлетворение инстинктов является одной из движущих сил жизни, но не меньшее значение он придавал синтезу эго – упорядочиванию и интегрированию опыта.

Эриксон расширил теорию психосексуального развития Фрейда, чтобы включить в нее то, что он называл психосоциальным развитием. Тем самым акцентировались воздействия культуры и общества на развитие. Ключевым понятием теории Эриксона является приобретение эго-идентичности, происходящее в различных культурах по-разному.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго («восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (в переводе с греческого - «после рождения») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом, в конце концов, преодолевается кризис. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной стадии, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные в таблице стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становиться абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда – коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. То, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Таблица 2. Стадии психосоциального развития по Эриксону.

 

Стадии Возраст Психо- социальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психо- социальный исход
Орально- сенсорная О-1год Младен- чество Могу ли я доверять миру? Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность. Или. Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность. Доверие- недоверие.
Мышечно- анальная 1-3года Ранний возраст Могу ли я управлять собственным поведением? Разумная дозволенность, поддержка. Или. Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия. Автономия- сомнение.
Локомоторно-генитальная 3-6лет Возраст игры Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? Поощрение активности, наличие возможностей. Или. Отсутствие возможностей, неодобрение активности. Инициатива- вина.
Латентная 6-12лет Школьный возраст Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру? Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания. Или. Плохое обучение, отсутствие руководства и поддержки. Трудолюбие- чувство неполноцен- ности.
Подростковая 12-19лет Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь. Или. Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания. Идентичности-смешение ролей.
Ранняя зрелость 20-25лет Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку? Душевная теплота, понимание, доверие. Или. Одиночество, остракизм. Близость- изоляция.
Средняя зрелость 26-64года Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям? Целеустремленность, продуктивность. Или. Обеднение личной жизни, регрессия. Генеративность-стагнация.
Поздняя зрелость 65лет- смерть Поздняя зрелость Доволен ли я прожитой жизнью? Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Или. Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью. Целостность эго- отчаяние.

 

Эриксон рассматривает выделенные стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительное большое влияние.

 

Основные аспекты психосоциальной теории Эриксона:

· Эриксон постулирует 8 возрастных стадии, фокусирующих в себе общие для всех людей условия развития, в которые попадает каждый человек на протяжении своей жизни.

· Каждая стадия характеризуется психосоциальным конфликтом, который должен быть разрешен.

· Психологическое развитие происходит в результате взаимодействия между биологическими потребностями индивида и требованиями общества.

· Эриксон расширил рамки своей теории от рождения вплоть до завершения жизни.

· Ядром, вокруг которого строится личность, является приобретение эго-идентичности.

· Теория Эриксона является психосоциальной.

 

 

Жан Пиаже.

Исследования Пиаже начались с работы по созданию стандартизированного теста для определения уровня интеллекта у школьников. Анализируя результаты тестирования детей, Пиаже заинтересовался закономерностями, обнаруженными им в неправильных ответах. Он предположил, что различия между детьми и взрослыми не ограничиваются объемом знаний, но включают также различия в способе познания. Мышление детей отличается от мышления взрослых как количественно, так и качественно.

По мнению Пиаже, интеллект не является ни чистой грифельной доской, на которой могут быть записаны знания, ни зеркалом, отражающим воспринимаемый мир. Если получаемые человеком сведения, образы или переживания соответствуют структуре его интеллекта, то они «понимаются» или, на языке Пиаже, ассимилируются. Если же информация не соответствует структуре интеллекта, он отвергает ее. В терминологии Пиаже ассимиляция – это интерпретация нового опыта исходя из существующих структур без их изменения. С другой стороны, аккомодация – это изменение существующих структур в целях объединения старого и нового опыта.

Для обозначения структур Пиаже использовал термин схема. Схемы – это способы обработки информации, меняющиеся по мере того, как человек растет и получает больше знаний. Мы перестраиваем наши схемы для приспособления (аккомодации) к новой информации и одновременно интегрируем (ассимилируем) новые знания в старые схемы. Впервые увидев новый объект, мы пытаемся подогнать его под какую-то уже известную нам категорию. Если этот объект не удается подвести под существующие у нас понятия (ассимилировать), то нам приходится изменять наши понятия или образовывать новое (аккомодация).

По мнению Пиаже, процесс развития интеллекта происходит следующим образом: схемы организуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста. Краткая характеристика этих стадий дана в табл. 3.

 

Таблица 3. Стадии когнитивного развития по Пиаже.

Стадия Возраст Характерное поведение
Сенсомоторная От рождения до 1,5-2лет. Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
Дооперациональная От 2 до 7лет. Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими как язык, для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их личным, непосредственным опытом. На этой стадии дети имеют очень ограниченные представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий.
Конкретных операций От 7 до 11-12лет. Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями (при условии применения этих операций к конкретным объектам). На этой стадии дети достигают понимания сохранения*.
Формальных операций С 12лет или чуть позже. Подростки способны провести анализ решения задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически.

*Понимание сохранения – согласно Пиаже, главное когнитивное достижение на стадии конкретных операций. Теперь ребенок способен судить об изменениях количества вещества, основываясь на логическом мышлении, а не только на восприятии; так, он, считает, что количество воды останется постоянным, даже если ее перелить в стакан другой формы и размера.

 

Пиаже подчеркивал, что важно не ускорить смену стадий, а предоставить каждому ребенку достаточное количество учебных материалов, соответствующих каждой стадии его роста, чтобы ни одна область интеллекта не осталась недоразвитой.

 

Ключевые моменты когнитивного развития по Пиаже:

· В процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия.

· Основной единицей исследования для Пиаже является схема. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, но позднее становятся когнитивными.

· Пиаже считал, что интеллект является примером адаптации, включающей в себя ассимиляцию и аккомодацию.

· Пиаже постулировал, что когнитивное развитие – это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии.

Лев Семенович Выготский.

Согласно теории Пиаже, ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с физической внешней средой и развивает более сложные стратегии мышления. Создается впечатление, что этот активный, творческий ребенок работает над решением проблем в одиночку. Однако, дети переживают реальные события в обществе взрослых и старших, более опытных сверстников, объясняющих или наделяющих особым смыслом эти события. Таким образом, когнитивное развитие детей является своего рода «ученичеством», в ходе которого более знающие товарищи направляют их понимание мира и приобретение навыков. Фактически, эти более развитые товарищи – родители, учителя и другие – и вызывают нарушение равновесия в мышлении ребенка, что заставляет его перенимать более сложные схемы мышления.

Выготского интересовал вопрос о том, как ребенок становится тем, кем он становится. Для рассмотрения этой проблемы Выготский определил два уровня когнитивного развития. Первый уровень – это уровень актуального развития ребенка, определяемый его способностью самостоятельно решать задачи. Второй уровень – это уровень его потенциального развития, определяемый характером задач, которые ребенок мог бы решить под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способным сверстником. Расстояние между этими двумя уровнями Выготский называл зоной ближайшего развития.

Для Выготского когнитивное развитие вплетено в социальный и культурный контексты жизни. Лучшие достижения ребенка говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными сверстниками или со взрослыми. Воспитатели и товарищи организуют участие ребенка в этой деятельности, обеспечивая ему поддержку и ставя перед ним задачи. Они прокладывают маршрут от нынешнего уровня понимания к новому уровню понимания и умений, таким образом, постепенно увеличивая степень участия ребенка в деятельности и его ответственность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: