Консультация для родителей




«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»

Очень часто педагоги слышат от родителей, что никак не может ребенок запомнить стихотворение, пересказать небольшой рассказ или сказку, путается в строчках небольшого текста, переставляет слова местами. Дело в том, что у детей развита в основном зрительная память. Память – это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения того что мы видим, слышим, делаем, думаем. Память помогает усваивать знания об окружающем мире и самом себе, овладение знаниями, умениями. Поэтому перед нами стоит задача – помочь детям так, чтобы им было легко и интересно.

Одним из таких эффективных методов развития речи является мнемотехника. «Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Язык мозга — это зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.

На первом этапе знакомим детей с символами – с «мнемоквадратами»,

на котором схематично изображается какой-либо

предмет, действие или направление действия, либо признак.

Каждое изображение обозначает слово,

сочетание слов или несложное короткое предложение.

На втором этапе учим детей «читать» простые схемы из 2-4 символов. Дети учатся «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Это называется - «мнемодорожки». Это - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

На третьем этапе мы начинаем учить детей работать с мнемотаблицами.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

· при заучивании стихов, потешек, скороговорок;

· при пересказах художественной литературы;

· при обучении составлению рассказов;

· при отгадывании и загадывании загадок;

Загадывание загадок Заучивание стихотворения

 

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются

разнообразные дидактические игры.

 

Для детей младшего и среднего возраста мы предлагаем цветные схемы.

 

Для детей старшего возраста мнемотаблицы в одном цвете

 

 


При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.


Преимуществ от данной техники множество, например:

· Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.

· Развивается речь, увеличивается словарный запас.

· Представления об окружающем мире расширяются.

· Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.

· Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.

· Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.

· При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.

· Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.

· Раскрываются творческие способности детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: