Байрон. Джордж Гордон Лорд Байрон 1787-1824.




Как идеи эпохи просвещения отрицаются?

1. Новая гносеология. В просвещение либо рационально, либо чувственно. Романтики говорят, что мир познается с помощью воображения. Воображение конструирует миры. Романтики подключают к процессу фантазирования читателей. Они тяготеют к фрагментарности, недоговаривают, чтобы заставить читателя думать творчески.

2. Представление о идеале. Просветительский классицизм утверждал вневременной идеал – античное искусство, это незыблемо. Для романтиков античность не теряет своего обаяния, но они больше интересуются национальными идеалами, они создают национально окрашенное искусство. Они противопоставляют классицизма, дружно подражавшим античным авторам. Романтики интересуются своей историей, фольклором (там они ищут отражение исторических событий прошлого). Начинают систематическое изучение песен, преданий. Новаторская попытка перенести фольклор в поле художественной литературы. В результате важен жанр авторской песни, литературной сказки. Интерес к истории стимулирует развитие жанра исторического романа. А он влияет на историю как науку. Скотт намечает приемы, которыми будет пользоваться настоящая историческая литература.

3. Связан с пунктом 2. Представление национального своеобразие ведет к представлению об исключительном историческом пути. Рождается представление об исключительности нации. НО они никогда не говорили о превосходстве 1 нации над другой. Романтики создали новое представление о человеке. 18 в. Исходил о представлении литературного героя как о человеке вообще, обусловлен социальным контекстом. Романтики отрицали принцип социальной типизации. Для них герой – не человек вообще, а исключительная личность. Каждый человек – индивидуальность, его мир – микрокосм, тоже неисчерпаема, как и макрокосм. На этой основе концепция романтического героя. Он мыслится исключительной личностью, бросающей вызов миру: 1) он исключителен 2) мир реально испорчен (грех принимать мир таким). Ощущение разлада между личностью и обществом. Человек в борьбе с миром испытывает невероятные трудности, эта борьба присуща к ТИТАНИЧЕСКИМ ЛИЧНОСТЯМ

Не случайно они обращаются к образу к титану Прометею.

Главный конфликт всегда связан с противостоянием личности и общества. Просвещение интересуется современностью.

4. Экзотическая обстановка. Шелли переносили действие в будущее. Поэма Королева Мэб – 1813. Трагедия Прометей Освобожденный – 1820. Испытания, злодеяния, но рано или поздно будет вам счастие.

Мэри Шелли – Франкенштейн 1819. Видит будущее в мрачных тонах – роман Последний человек.

Когда романтики отвлекаются от обычной действительности, они оправдывают себя тем, что современность – бронзовый век, а им надобно золотой – прошлого или будущего.

5. Романтики категорически отрицают нормативность в эстетики. Никаких строгих рамок и канонов. Никаких комедий на античный сюжет, правила 3 единств, деления на высокие и низкие. Просветители ошибались, причисляя роман к низким жанрам. Романтики хотят снести межжанровые перегородки, они вступают в область экспериментов, в том числе на уровне родов – лиро-эпические произведения, лирические трагедии, драматические поэмы и др.

6. Романтики отдавали предпочтение лирическим жанрам. В лирической поэзии они видели ключ к раскрытию человеческой индивидуальности. Лирические темы охватывали широкий диапазон чувств – от любовных до политических.

Старались пропускать через себя ПРОБЛЕМЫЭПОХИ.

Немецкий романтизм

1 из крупнейших проблем немецкого общества конца 18 в. – отсутствие единого государства. Германия была феодально-раздробленной, отсталой.

В Буре и натиске уже есть социальный протест.

1806 – Пруссия, Австрия, вся Германия завоевана Наполеоновской Францией. На этой почве рост патриотических настроений, они делали более желанной идею централизованного гос-ва. А вот Бюргеры воспринимали положительно, передовая Франция повлияет на отсталую Германию. Но это настроение поменялось в 1808, когда Наполеон стал готовиться к новой компании и объявил массовый призыв в армию на завоеванной территории. И Бюргеры не хотели отдавать туда своих сынков. Это обусловило рост националистических настроений. Германия искала свою национальную самость.

В это время популярна мечта о 2 рейхе – который возродил бы традиции 1 рейха. 1 рейх - Священная Римская Империя Германкой Нации, которая рухнула в рез-те 30-ти летней войны 1618-1648гг.

3 этапа немецкого романтизма:

1. Йенский кружок романтиков – 2 половина 1790-х.

2. Гейдельбергский кружок романтиков – 1806-1809.

3. Отдельные личности.

Именно немецкие романтики заложили ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫромантизма. Под их влиянием развивались все национальные романтизмы.

В городе Цена последние годы жизни Шиллера, буря и натиск – предромантизм.

1796 – издание журнала Аттеней, в котором дебютировал Тикк. Печатались братья Шлегель, которые утверждали, что романтический поэт должен постигать мир во всей его целостности, в его многогранности. Нелепо ориентироваться только на классические идеалы. История литературы показывает, что за пределами классицизма находятся великолепные памятники, прежде всего эпохи возрождения, в которых отражается дух нации, ее история, ее идентичность. Для них поэт - это посредник между людьми и идеальным миром красоты. Поэт отражает в своих произведениях собственное видение мира, это означает, что братья Шлегель утверждают субъективизм поэзии.

Раз поэзия субъективна, создается отдельными уникальными личностями, их этого вытекает тезис о том, что поэт не подчиняется никаким правилам. Тезис удачно разворачивают на примере творчества Шекспира, который, благодаря ним, становится знаменем европейского романтического суждения. Шекспир знает фольклор своей страны, не подчиняется правилам (только 1 пьеса отвечает требованию трех единств – Буря). Щ не ставит пределов своей фантазии 27 сонет: устав от дневных трудов, я ложусь на кровать, и в этот момент начинается мое мысленное путешествие к идеалу, к обрау любимого человека. Происходит игра воображения – то, что так ценится романтиками. Воображение рисуется более яркими красками, чем зрение. Оно помогает постичь сущность мира.

Братья подчеркивали мысль об исключительности человеческой личности. Внутренний мир человека неисчерпаем, это означает, что можно бесконечно открывать новое в возможностях человека. Благодаря этому – уточнять картину природы и общества, но как бы мы ни уточняли наши знания, они, с точки зрения идеологов Йенского кружка, не окончательны. Мы никогда не можем сказать точно, правильную или неправильную картину мира создает человек. Представления эволюционируют. Раз все неокончательно, субъективно, то претензии человека на всезнание, на осмысление с помощью рационализма, забавно. Младший брат Фридрих создает философско-эстетическое учение об иронии, как характеристики авторского отношения к собственному произведению.

Автор осознает невозможность исчерпывающего высказывания. Ирония как раз утверждает неокончательность того, что представляется окончательным. Фактически, она нацелена на то, чтобы показать расхождение между мечтой и действительностью. Идеальной и реальной картинами мира. Исходя из тезиса о неисчерпаемости человека и неокончательности его знаний и творений, братья Шлегель разрабатывают эстетику фрагмента, фрагмент – неокончательный набросок, наиболее адекватно отображает возможности человека, стимулирует творческое воображение. Главная х-ка фрагмента – его незавершенность, вызывающая потребность достроить в воображении то, что осталось за пределами фрагментарного высказывания. Очень важно, что братья, особенно Август, способствовали реабилитации жанра романа.

Роман был популярен в эпоху Просвещения, но он носил низкий статус, был развлекательным, даже если носил философские идеи, как у Свифта в Гулливере. Но у Шлегелей возможности романа равны возможностям трагедии. А раз это так, то нет никаких оснований считать его низким жанром. Это универсальный синтетический жанр, способный давать описания, повествовать, то, что в трагедии показывается, в романе описывается или повествуется. Роман вбирает в себя диалог, что является чертой драматического произведения.

Учение Шлегелей способствует повышению статуса романа в 19 в, где роман становится абсолютно лидирующим жанром. Логика процесса такова, что в конце возникает жанровое явление роман-трагедия. Так будет обозначать жанровую принадлежность своих произведений Томас Харди. Роман должен стать универсальным жанром современной литературы.

Подход к интерпретации культуры: йенцы открыли принцип исторического подхода к культуре – они осознали, что культура – явление неокончательное, развивающееся, находящееся в постоянном движении, самое известное высказывание Йенского кружка (Шлегель): Мир – не система, но история. Они обращают внимание читателей на эволюцию явлений во времени. В рамках йенского кружка начал формироваться современный принцип историзма. Из творческих личностей Йенского кружка отметим Новалеса.

Новалес (прибл.перевод – первопроходец, целинник, передает новаторские составляющие, которые хотел воплотить автор) – лит.псевдоним, настоящее имя – Фридрих фон Гарденберг.

1772 – родился – 1801 – умер от чахотки. Трагедия жизни сделала его знаменитым. Долгое время он был скромным университетским чиновником, поклонником Шлегелей и других членов кружка. Даже помыслить не мог, что сам станет признанным поэтом и прозаиком. Был влюблен в девицу Софию Кюн, она отвечала взаимностью, но родители были против, потому что хотели видеть зятем более состоятельного человека. Фридрих терпеливо работал и копил, чтобы соответствовать требованиям. Свадьба не состоялась, т.к. София умерла от чахотки. Несостоявшийся жених скоро тоже умер. Как творческая личность, он раскрылся именно после смерти Софии в 1799 году. У него было 1,5 года, чтобы показать свой талант миру. Все его произведения навеяны той же мыслью: как пересечь границу между этим и иным миром, как воссоединиться с любимой. Этой теме посвящены 2 сборника стихов, 1 – Гимны к ночи (1800), 2 – Духовная песня.

Уже названия позволяет противопоставить сборники рационалистической поэзии. Главные мотивы – прославление ночи и сна – как метафизического постижения человеческого я. Поэзия глубоко философична, он уповает на фантазию, на воображение, которая является единственной силой, способной победить смерть. В воображении София всегда жива, всегда с ним. Примечательна форма его стихов: любое стихотворное классицистическое произведение делится на одинаковые по структуре строфы. У Новалеса нет четкой строфики. Он 1 в европейской литературе нарушает принципы силлабо-тонического стихосложения,, чтобы точнее выражать свои мысли, отказывается от соблюдения четкого ритма и рифмы. Его стихи зачастую тождественным современным верлибрам (свободным стихам – размер, диктат рифмы).

С его личной трагедией связан его неоконченный роман – Генрих фон Офтердинген, который писался с 1797г. Суть: нацеливает читателя на поиск идеального средства, открывающего тайны мироздания, позволяющего делать мечту явью. Это средство таинственно-прекрасный голубой цветок. Герой рома – Генрих фон Офтердинген – лицо, которое упоминается в немецких хрониках 12в. О нем известно, что он был Том-минизингером, но Новалес делает его почти что своим литературным двойников, заставляя Генриха пережить такую же, как сам Новалес, трагедию – смерть возлюбленной. Поиск голубого цветка превращается в средство воссоединения с утраченной любимой.

Новалес показывает, что человека можно понять 2 способами: 1) путь опыта (боканианский подход) 2) путь внутреннего созерцания. Герой путешествует по миру не для того чтобы познать этот мир, а для того, чтобы познать самого себя. Процесс сознания необычен: Генрих проходит по самым обычным местам, видит самые привычные вещи, но постепенно тонкая душевная организация поэта, развитая фантазия, полет воображения, позволяют увидеть ему непривычные черты в самых заурядных чертах. Ему открываются новые грани вещей и явлений. По логике повествования он должен был бы прийти к такому моменту, когда он сумеет преодолеть кажущуюся непроходимой границу между жизнью и смертью.

Афористические суждения Новалеса, опубликованные посмертно в 1801 под названием Фрагменты. В них отразилась квинтэссенция идей Йенского кружков.

2 кружок романтиков в Гейдельберге, гейдельбергский кружок. 1806 – 1809, распался, так как главные представители переехали в Берлин. Крупнейшие представители – Людвиг Ахим фон Арним (1781-1831), Клеменс Брентано (итальянец, но больше интересовался Германией. 1778-1842. Братья Гримм – Якоб – старший 1785-1863, Вильгельм – 1786-1859.

Их объединяла страстная любовь к немецкому фольклору, они были прежде всего его коллекционерами. Арним и Брентано собирали песни, Гримм – сказки. Политические взгляды: переживали по поводу гос.раздробленности, мечтали о возрождении единого немецкого гос-ва, 2 рейха. Народные песни и сказки по всей Европе формировались в конце 1 тысячелетия – тогда, когда 1 рейх был мощнейшим европейским гос-вом. Коллекционеры фольклора кружка полагали, что в песнях и сказках запечатлелся истинный дух немцев, их истинные традиции и законы, которые надо изучать и реанимировать. С этой точки зрения очень показателем роман Арнима, который называется Бедность, богатство, вина и покаяние графини Долорес – 1810 публикация, но писался в период функционирования кружка.

На книгах нет кр.содержания, поэтому долгое название. Дейсствие в Боварии, там католическая религия – 1 рейха. В кружке скептически относились к лютеранству. В Боварии графское семейство, проигрывающее свое состояние, не в силах уплатить долги чести, пускается в бега. Жена умирает от разбитого сердца, Долорес и Клелья – юные графини предоставлены воле случая. Девушки совершенно не похожи друг на друга по складу х-ка. Клелия – набожная, домовитая, скромная, похода на мат. Долорес – неуправляемый темперамент папеньки картежника. Однако ое удачно вышли замуж. Автор интересуется судьбой Долорес, ее спутник – замечательный молодой человек, студент, интересуется историей и народным творчеством, он замечательный помещик, который поддерживал в своем хозяйстве патриархальные традиции. Несмотря на юный возраст, был настоящим отцом крестьянам. Карл.

Долорес не оценила его по достоинствам. Когда в доме внезапно появился гость, непорядочный краснобай, француз, он своими льстивыми речами увлек в Долорес, та влюбилась в него и решилась с ним бежать, тем самым навсегда покрыла свое и имя Карла позором. Как у Тартюфа, служанка узнает о побеге и обращается за помощью Клерии. Та приезжает в дом Карла и устраивает нравоучительную беседу Долорес, где разъясняет достоинства Карла: настоящий немец, любит народ, уважает традиции. Долорес - идиотка, если поддастся сиюмоментным увлечениям. Далее – недостатки французов. Долорес ей верит, начинает по-новому смотреть на своего супруга.

Тут программное переустройство общества. Молодые немцы должны учиться постигать науку и культуру, но нельзя отрываться от корней. Необходимо вернуть нацию в лоно католической церкви, истинной религии. Нужно осознать исключительный национальный х-р немцев, делающий их непохожими на друге нации. Надо признать его правильным для немцев и всячески его культивировала. Чтобы в не разобраться, нужно читать сборники народных песен и сказок.

Фон Арним и Брентано совместно опубликовали Сборник Волшебный рог мальчика 1805-1808. Песни, записанные собирателями во время путешествий по Германии. С т.з. фольклористики, вошедшие материалы не совсем чистые. Оба собирателя обладали поэтическим талантом и подвергали песни корректировке. Брентано порой писал песни в народной стиле, имитируя поэзию вагантов 12-13вв, также пародировал, на народной латыни и включал их в коллекцию. Нельзя говорить о научной чистоте, но сам факт появления примечательный.

В это время самый настоящий бум коллекционирования в Британии: англ, шотл, валлийские, ирландские и даже русских песен. Русские, конечно, паленые – Томас Мурр. Петербургские колокола – Вечерний звон. Он никогда не бывал в Спб. Название до сих пор тайна.

Композиторы в это время искали циклы народных танцев, мелодии Бетховена, венские танцы Брамса.

Сходный путь Гриммов. Образованные филологи, составители толкового словаря немецкого языка, теоретики, считавшие, что все сюжеты восходят к мифам. Детские и семейные сказки -1812-1815гг. Умная Эльза – новелла, притча. Забыла автора, но к тому моменту приобрела статус устного предания.

К моменту распада кружка центром стал Берлин. Многие литературоведы говорят, что в 1809 в Берлине сложился берлинский кружок. Так можно говорить, но нужно понимать, что берлинский кружок не был таким компактным. Скорее его можно описать, как группу индивидуальных автором, лично знакомых, стоящих на общеромантических позициях, но при этом не стремящихся высказывать единство взглядов на творчества. Сплотились вокруг берлинского альманаха Мусс. Сказочник Вильгельм Гауф, Адальберт фон Шамиссо – Удивительная история Петера Шлемиля, в которой рассказывается о молодом человеке, совершившим сделку с чертом: продал тень, за нее получил волшебный кошелек с вечным запасом денег. Люди быстро подметили исключительность, герой нашел приют в одиночестве, от отверг и отвержен. Он на лоне природы с 1 другом – собакой. Шлемиль был тесно связан с Россией, он совершил кругосвет в качестве ботаника – на русском бриге Рюрик. Привез 2 гербария растений нового света. 1 – русской академии наук, 2 увез в Берлин. Был за это назначен директором немецкого ботанического сада. Его литературное развитие шло совершенно необычным путем. Дебютировал как сказочник, затем уже поэт. Является автором русской-народной песни – Молодая пряха.

Самой яркой фигурой берлинского кружка был Эрнест Теодор Амадей Гофман.

Творчество Гофмана. 1776-1822.

Настоящее имя – Эрнест Теодор Вильгельм, изменил имя в 1805 в честь своего любимого Моцарта. Родился в Кенигсберге, в семье потомственного юриста. На примере его судьбы – прочные цеховые отношения в восточной Пруссии. Куча родственников юристов, с самого начала обречен быть юристом.

С самого младенчества его тянуло к высокому и прекрасному. О нем можно говорить, как об универсальном творческом гении – абсолютный музыкальный слух, несколько инструментов – орган, скрипка, флейта, писал музыку, рисовал. Литературный дар открылся во взрослом возрасте. По окончании университета около 10 лет скитался по провинциальным прусским городкам, в том числе некоторое время жил в Варшаве – на тот момент в Пруссии. Там его постигла профессиональная катастрофа. После завоевания Польши Наполеоном юристы римского права больше не нужны. Наполеон составил свой кодекс. Немецкие юристы не у дел.

Гофман пытается перебиваться случайными заработками, приходят к выводу, что музыка может быть 1 историком дохода. Учитель музыки, переписка нот, 1808 – получает совершенно неожиданное предложение занять место капельмейстера в театре города Бамберг. В этой театральной труппе работает около 5 лет, после чего его изгоняют из театра, не поладил с импресарио, репертуарная политика. Гофман уже на этом этапе ратовал за постановку национальны немецких опер. Их немного, они только создавались, боялись их показывать аудитории, воспитанной на операх сериа (французские трагических), итальянских комических – образец – Севильский цирюльник.

1813 – получил небольшое наследство. Почти одновременно место капельмейстера в Дрездене, дававшем спектакли в Лейпциге. Лейпциг – тогда центр музыкальной и издательской жизни Германии. Там издавалась знаменитая на всю Европу Лейпцигская музыкальная газета. Гофман в ней охотно публиковал заметки о музыке.

1814 – конфликт между Гофманом и дирекцией, увольнение, переезд в Берлин. С этого момента главной областью лит.деятельностью стала не музыка, а литература. Продолжал музицировать, сочинять музыку, 1815 – самая масштабная вещь – опера Ундина по повести Фуке. 29 раз ее давали, потом пожар уничтожил декорации, больше не показывали. Все толкало к литературной деятельности.

По приезде в Берлин возобновил юридическую деятельность. Эпоха Наполеона в прошлом, опять нужны специалисты по римскому праву. Благодаря другу работал в министерстве юстиции. Сначала бесплатно, потом небольшая зп. Там он служил до конца своих дней. Его биография позволяет понять, почему так часто встречаются музыканты и студенты. Дело в том, что когда он работал в министерстве юстиции, он курировал прусские университеты. Это его главные и любимые персонажи.

В последней масштабной работе Г намечаются тенденции, указывающие на то, что зрелый романтизм, достигнув максимального расцвета, уже содержит моменты саморазрушения, главный – ирония. Фактически, кот МУР – это романтическая исключительная личность, но этот образ продолжает линю анималистической сатиры. Это не романтический герой, а пародия на него. В то время, как настоящие романтический герой Крайслер оказывается совершенно нежизненным, не вписывается в обычный человеческий мир. У него перспектив в реальности и литературе. Это указывает на кризисные явления в романтической литературе.

Английский романтизм.

В английской литре очень рано проявились так называемые пред-романтические тенденции. Уже в 1840-е гг заявила о себе кладбищенская поэзия, в 60-е гг состоялась сентименталистская проза, а конец века увидел бурный расцвет готической литературы, которая очень далека от представлений о рациональном устройстве мира. В классической готике, такой, которая была создана Горация Уолполом, Анной Радклиф, Мэтью Льюса, всегда человек сталкивается с иррациональными мистическими силами, которые пугают своей непонятностью. Она ставит своей задачей не только развлечь, но и напугать читателей (ужасов), а это очень далеко от классицизма.

Такая страсть к сентиментальной струе именно в Англии, это объяснимо историей конца 17 в Англии. 1786г – в Англии славная революция, заключалась в том, что абсолютный монарх Яков 2, вынужден отречься от престола, а пришедшие на смену супруги-соправители Мария 2 и Вильгельм 3, дали клятву править в согласии с парламентом. Ограниченная, парламентарная монархия. Члены парламента, в том числе представители буржуазии, получали доступ к политической власти. Если во Франции на протяжении всего 18 в просветители убеждали народ, что буржуазия это разумная сила, обеспечит золотой век, то в Англии начали понимать, что приход буржуазии к власти радикально общество не изменяет, не стоит с ней связывать оптимистические надежды. Понимание этого факта обусловило умеренный характер английского просвещения. Раз оно умеренное, то и у романтиков не было особых причин яростно отрицать все то, что делали просветители.

2 особенность – англ.романтики очень терпимо относился к многим просветительским идеям. Они интересовались проблемой естественного человека, воспринимали природу как благое начало, не отказывали от просветительской идеи справедливости для всех членов общества, многие элементы, отвергавшиеся немецкими романтиками, усвоены английскими романтиками. Например, Байрон. В трагедии предпочитал соблюдать правило 3 единств – против этого выступали категорически немецкие теоретики.

3 особенность – превращение имени Шекспира в культовое. Мы помним, что немецкие романтики из Йенского кружка ставили вопрос о гениальности творчества Шекспира, недооцененности его 16 и 17 в, романтизм Англии провозглашает необходимость ориентироваться на него, учиться, возвращаться к нему. Пьесы ставились в модной эстетике, подгонялись под нормы и вкусы. Когда зрители смотрели эти переделки, у них складывалось впечатление, что Ш не так гениален. А.Р. ставили по тексту первого фолио, восстановили уважение к сонетам Ш. Колридж поставил вопрос о том, что сонеты – это текст, который позволяет нам увидеть самого Ш. Разделение Торпа считалось истинным, Колридж не поверил, что 1 часть посвящена светлоокому другу, предложил искать женщину из окружения Ш, который была бы посвящена ей. Появился шекспировский вопрос, романтикам мы обязаны этим сомнениям. Сторонникам Колриджа было немало, об этом свидетельствуют переводы на языки, где есть существительных на м и ж. род. Переводчики знают о разделении Торпа но упрямо адресуют женщине. Им мы обязаны 1 научным исследованиям творчества Ш. В Англии знание текста Ш в 19 в стало таким же признаком образованности, как знание классических античных текстов. Если посмотреть письма авторов, д2етство которых пришлось на начало 19 в, мы обнаружим там Ш цитаты. Люди знали подлинники, романтики выступили как популяризаторы его творчества.

1807 – Чарльз и Мери Лэмб выпустили сборник пересказов, комедий и трагедий Ш.

Особенность – романтики Британии концентрировались на изображении ярких индивидуальности, исключительность их романтических героев раскрывалась в необычной, экзотической остановке, и при этом произведения были насыщены особой эмоционально атмосферой, которая позволяла показать страсти, обуревающие героя. Герой А.Р. это очень сильно чувствующий человек. Гипертрофированные, тектонические страсти.

Англичане находились под влиянием раннего немецкого романтизма. От немцев они позаимствовали концепцию познающего воображения, а ранние романтики и тяготения к эстетике фрагмента. Колридж был 1 из главных передатчиков немецких идей в поле английского романтизма, через него шло заимствование.

Необходимо остановиться на особом отношении англичан к ВФР и революциям вообще. Томас Пейн пользовался большим авторитетом. Это был человек с неординарной биографией. Он отправился в Северную Америку, участвовал в войне за независимость США на стороне американцев. Своей идеей, объясняющей подобный поступок, он опубликовал в трактате Здравый смысл 1776. В этой брошюре он говорит о праве народов на свержение правителей, то есть оправдывает революцию. Он последователен в этом тезисе. 15 лет спустя он повторяет его в трактате Права человека.

Далеко не все оправдывали революцию. После ВФР в Англии стали раздаваться консервативные голоса, в этой связи мы должны обратить внимание на трактат Берга Размышления о ФР. 1790. Берг выступает как оппонент Пейна, утверждает, что у народов нет прав на свержение монархов. Берг является приверженцем постепенного реформирования общества на основе национальных традиций, но необходимость реформ он признает.

3 мыслитель, влиявший на настроения романтиков – Уильям Годвин, родной отец Мери Шелли, которая написала 1 в истории Европы научно-фантастический роман Франкенштейн. Он не был таким известным романистом, как дочь. Был оригинальным философом. Его самый влиятельный труд – Рассуждение о политической справедливости и о ее влиянии на общую добродетель и благополучие. 1793 В нем прослеживается влияние идей ЖЖ Руссо. Вслед за ним, Годвин считает, что корень зол в современном обществе – это частная собственность. Она источник экономического неравенства, влекущего социальное неравенство. Годвин, как и Берг, объясняет, что преобразование мира должно совершаться методами убеждения, положительного примера, с помощью силы общественного мнения. Мы видим, как эти идеи повлияли на практиков АР.

Особенность – распространение лирических жанров, рост влияния романа. А писатель и философ Карлейль: роман не только развлекает и учит, он также способен передавать по-шекспировски глубокие страсти. Считается, что история английского романтизма начинается 1800, когда в свет вышло 2 издание сборника Лирические баллады, куда вошли произведения Вордсворта и Колриджа.

1 издание 1798 – только стихи, а к изданию 1800 было предпослано предисловие, в котором провозглашались романтические принципы творчества, поэтому предисловие ко 2 изданию принято называть манифестом романтической мысли в Англии. Дата несколько условна, потому что романтическая мысль проявляется не только в предисловии, но и в практике.

В предисловии – 5 тезисов. 1) Литература, поэзия должна отказаться от одностороннего изображения жизни. Она увлекается делами королей, а надо писать о жизни вообще. 2) Можно прославлять великие события и героев, но при этом поэзия (литра) обязана изображать повседневную жизнь, чувства и переживания простых людей. 3) Необходимо вернуть А литре национальное своеобразие через освоение традиций народно поэзии. Это во многом объясняет обращение авторов сборника к жанру баллады – плясовой песни. 4) Проведение реформы поэтического языка. Вордсворт: был прав, отмечая к концу 18 в поэтический язык, язык литры безнадежно отстал от разговорного языка, даже на уровне грамматических форм. Местоимение ты. Вордсворд предлагал почистить этот арсенал, свести к разговорному варианту.

5) Ключевое – предложение ориентироваться на творчество великих национальных поэтов. Вместо вневременного классицистического эталона античности, романтики предлагают ориентироваться на литературу эпохи Возрождения, когда А словесность впервые стала вровень с литрами разных стран, во много их превзошла. Этим идеи позволили критикам провозгласить существование в Англии озерной школы романтиков или лейкистов. Приписанные к ней поэты либо родились, либо провели много времени в Северо-Западной Англии, где живописное место, именуемое озерным краем. В эту школу были включены Вордсворт (1770-1850), Самюэль Тейлор Колридж (1772-1834), Роберт Саути (1774-1843).

Вортсворт и Колридж учились в Кембриджском универе, Саути в Оксфордском. Их сблизила не общность эстетических идей, а одинаковое отношение к ВФР. В юности все отдали дань политическому радикализму. Вортсворт даже уехал в революционную Францию, чтобы присутствовать при рождении нового мира. Новый мир ему не понравился. Он прибыл во Францию, когда начался террор. Оставив дневниковые записи об ужасах увиденных во Франции, он вернулся в Англию с убеждением, что так, как поступают французские революционеры, поступать нельзя. В дневниках объясняет привычку купировать уши собак. Гнев революционеров обрушивался на породистых животных. Нищие старухи состригали волосы у казненных и пряли отменные носки.

Колридж и Саути решили преподать своим примером урок миру, покажут, как нужно достигать общественной гармонии. Они выработали идею создать в Северной Америке образцовую комунну, которую решили назвать Пантисократия. Там должны были поселиться 12 супружеских пар, которым предстояло сообща трудиться, воспитывать детей и вместе демократично решать возникающие проблемы. Отсюда название – общая власть, власть всех. Саути женился и заставил Колриджа жениться на сестре своей жены. Они образовали основу Пантисократии. Вопрос откуда заработать деньги? Единственный для них способ – публикация еще не сочиненных произведений. Ради Пантисократии они взялись за перья. Саути преуспел, он специализировался на поэмах героики протеста, героики борьбы за свободу. Поэма Уот Тайлер – предводитель крестьянского восстания. Поэма Жанна д Арк. Монодрама Лукреция, развивает тот же сюжет, что и у Ш. О низложении в Риме царя Тарквиния и начала республики. Затем Саути замет умеренную позицию, займется фольклором.

От 1800 он будет публиковать баллады на тему европейского средневековья, баллады мрачного, готического содержания, такие, как епископ Геттен, где рассказывается, как епископ в голодный год отказался открыть свой амбар и накормить бедняков. Когда люди надоели ему своими просьбами, он пустил их в амбар, он велел пустить их в подвал, поджег амбар, назвал их жадные мыши. Он наказан, на его дворец напало полчище мышей, он бросается в реку. Арабский фольклор 1801 – поэма Талаба Разрушитель – о мавританском рыцаре, затем в 1805 – кельтская тема в поэме Меддок.

1810 – поэма Проклятие Кехамы, построенной на индийских преданиях, эти труды определяют его дальнейшую судьбу. Ура-патриотические поэмы привлекли влияние королевского двора, 1813 – пожизненное звание поэта-лауреата. Это не только звание, но и должность, которая обязывала откликаться стихами на все крупные исторические события, события королевской семьи. Пожалеем его, в круге Георга 3 было много народу… в 1813 Саути, как поэт закончился, официальный рифмоплет. Написал прозаический труд – Жизнь Нельсона, которая положила начало серии очерков Биография английских адмиралов. В статусе лауреата написал труд 3-томная история Бразилии. Редакторская д-сть – переиздание средневековых сказаний о короли Артуре на современном языке. Воскрешена книга Смерть Артура Мэллори, в разгар войны алой и белой роз. Саути стал 1 из первых проводников русского фольклора. Пересказ сказки о 3 медведях.

Судьба Пантисократии. Первые публикации Саути принесли доход, он вложился в журнал Страж, он выдержал 3 выпуска и довел Саути до банкротства. Отсутствие денег заставило поэта и сподвижников отказаться от реализации проекта.

Колриджа всегда интересовала яркая, необычная, сверхъестественная и интересная, но при этом оно должно было обладать подобием реальности. Это не только выдающийся поэт, тяготевший к экзотике, но и философ, который после краха Пантисократии отправился в Германию изучать философию, оттуда экспортировал романтические идеи. В своих философских трудах он понимал искусство как высшее выражение философии, потому что в нем сливаются добро, истина и красота. В основе мира лежит стихийная духовная сила, представляющая собой активное творческое созидательное начало. Эта сила порождает природу, представляющую собой бессознательную форму жизни. Но эта форма вновь стремится стать категорией духа. За счет этого возникает сознание индивида, сознательная форма жизни. Человек стремится познать бога, истину, красоту, а это возможно с помощью воображения, выступающего как посредник между идеальным и реальным, между природой и человеком.

Посмотрев на эту схему, увидим Платоновский оборот. Идея спускается облагораживается возвращается. Туда Колридж включает воображение, которое объясняет это возвращение к высшим категориям. Крупнейшее произведение – biograpfia literaria. 1817. В духе йенского кружка предлагает фрагментарное изложение эстетики романтизма. Здесь много идей почерпнуты в трудах Новалеса и братьев Шлегель, но есть и нейтральные вставки, предлагающие трактования тех или иных явлений национальной литры. Дом, который построил Джек. Поэтическое наследие невелико, фрагментарные стихотворения, интерес к средневековью и стремление учиться живописать словом. Поэзия создает яркие зрительные образы. Кублахан – описываются чертоги восточного владыки – 1798. Сад Бокаччо – 1817 – яркий пример описательной лирики, где обрисовывается рай, где укрылись от чумы герои Декамерона.

У Вордсворта его темы на фоне другими простеньки и незатейливы. Любил деревню, описывал ее наивных жителей, оказавшихся беспомощным в условиях промышленной революции. Тема человека и природы, тема слияния человека с природой. При этом он стремился писать очень просто, не прибегая к метафорам, гиперболам, используя разговорную лексику. Крупнейшие – философская поэма Прелюдия, или развитие сознания поэта.

1850 ее публикация посмертно. Исторический дневник, показывающий процесс созревания творческой личности. В качестве аналога только роман Диккенса Жизнь Коперфильда, рассказанная им самим. Интересно, что этот роман публиковался практически одновременно с прелюдией. Превращение мальчика в литератора. Другая философская поэма – Прогулка. 1814. Должна была стать частью Отшельника, это не состоялось.

 

 

Сопоставление 2 баллад из сборника Лирические баллады Вордсворда и Колриджа 1798 – 1 издание.

Вордсворт работал над Виной и скорбью с 1794 и фактически подготовил для сборника Лирические баллады новую редакцию поэмы. Колриджа работал над балладой сказания о старом мореходе с 1796г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: