Мотивация девочек и мальчиков в искусстве хореографии.
Любой педагог знает едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Как быть? Как повысить мотивацию ребенка к обучению? Какие отличия в мотивационных подходах для мальчиков и девочек на занятиях?
Разберемся, а чем же все-таки можно, полезно и правильно их мотивировать. На какие кнопки следует нажимать, — рассказывает Ольга Веньяминова.
Ольга Веньяминова — педагог Новосибирского Государственного Хореографического Училища. Организатор Фестиваля Контактной Импровизации на Алтае.
План лекции:
1. О себе.
2. Что такое мотивация?
3. Виды мотивации.
4. Способы мотивации.
5. Особенности мотивации мальчиков.
6. Особенности мотивации девочек.
Мотивация — побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведение человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
Мотивация состоит из внешних и внутренних факторов, причем на внутренние факторы педагог повлиять практически не может. Становление этой составляющей занимает весь период обучения и развития личности ребенка.
Первый этап для создания мотивации:
В начале учебного года задать вопрос ребенку «Зачем ты пришел на танцы?»
После этого внимательно выслушать его, не перебивая и поддерживая. После 10-15 высказываний, «навязанных» родителями, друзьями и обществом ребенок начнет говорить о своих истинных причинах желания.
Виды мотивации:
1. Положительная мотивация — стимул.
Примеры стимулов для ребенка:
— «Я хочу, чтобы мама хлопала» — дошкольники;
— «Я хочу танцевать в первой линии, стать солистом, красиво двигаться» — начальная школа;
— «Я хочу быть здоровым, я хочу быть красивым, красиво танцевать» — 9-11 лет.
2. Отрицательная мотивация — страх (метод кнута и пряника).
Примеры метода:
— «будешь плохо учиться — пойдешь работать дворником»;
— «не будешь заниматься — потолстеешь».
Не стоит использовать те мотивации, в которых вы не уверены, и где вы не можете контролировать последствия.
3. Достижения — маленькие и большие победы.
Приёмы:
— дробить большую цель на мелкие;
— помимо общей групповой цели у каждого ребенка должен быть свой результат, к которому он стремится. Причем для каждого ребенка он будет совершенно разным.
4. Саморазвитие — основная мотивация для взрослых. При применении данного вида мотивации для детей необходимо обращать внимание на возрастные особенности и интересы ребенка.
5. Власть, влияние, «быть в тренде».
Мотивация о том, что ребенок будет лучшим — хорошо работает, но не со всеми. Для этого также необходимо учитывать интересы ребенка и его поведение на занятии.
6. Социальная мотивация.
Ключевыми моментами в социальной мотивации являются:
— самооценка ребенка в группе, обществе;
— оценка и принятие ребенка этой группой, обществом;
— независимость от единственно возможного социума (возможность утверждаться в другом обществе).
Способы мотивации:
Найти мотив, чтобы начать, гораздо труднее, чем найти мотив, чтобы продолжить.
1. Постановка небольших, понятных и достижимых целей для поддержания мотивации к занятиям.
!! Необходимо не допускать альтернатив занятиям, более «притягательных» для ребенка (поиграть в игрушки, покататься на аттракционах и т.д.).
2. Создание команды — особенно важно среди мальчиков.
3. Мотивация успеха другого человека (изучение книг, фильмов, видеороликов).
4. Умение использовать ошибки. Необходимо показать и объяснить ребенку, что ошибки - это не всегда плохо.
5. Здоровая конкуренция.
— Необходимо не сравнивать детей друг с другом, а выделять у каждого ребенка достоинства и акцентировать на них внимание.
— Создавать примерно одинаковые по уровню команды внутри группы и проводить конкурсы между ними. В таком случае выиграет та команда, которая будет более сплоченной (создание и поддержание командности).
6. Подчеркивание особенности и одаренности каждого ребенка.
7. Сотрудничество с наставниками. Не стоит пугать детей и «давить» их авторитетом.
Отличия в мотивационных подходах на занятиях по половому признаку.
Особенности мотивации мальчиков:
1. Для мальчиков необходима команда. В группе мальчик не должен быть один среди девочек.
2. Необходимо постараться убрать демотивирующее влияние социума «мальчик не должен заниматься танцами».
3. Идентификация себя: мальчики должны иметь своих кумиров, и первым их кумиром и примером является отец. Поэтому в первую очередь, необходимо много общаться с папами.
4. Внутреннее бунтарство мальчика. Необходимо поддержать мальчика быть таким, какой он есть, но при этом не возвысить его.
5. К 10-11 годам отношение к ребенку должно быть не как к «мальчику», а как к «мужчине».
6. Красота и сила. Сила — один из основных показателей, который ценится мальчиками. Поэтому необходимо рассказывать им о том, что в профессиональные танцовщики ничуть не слабее спортсменов.
7. Уважение интересов. Необходимо создавать постановочный процесс, изучая их интересы.
8. Паузы и отдых. Ребенок нуждается в периодических остановках и «передышках». Поэтому порой не стоит заставлять ученика работать в полную силу, если в этот день он «устал, болит нога/голова» и т.д. Если это продолжается не несколько занятий подряд — это нормально.
Особенности мотивации девочек:
1. Создание образа «маленьких принцесс» и «прекрасных девушек».
2. Внешняя оценка педагога.
3. Позитив от социума.
4. Главная задача — создание здоровой конкуренции в группе.