Показатели «удельного веса» факторов риска суицида





  Выраженность факторов Значимость факторов в цифровом выражении*
8, 9, 11-31 5-7 1-4, 10
Выраженность отсутствует - 0,5 - 0,5 - 0,5
Слабо выражен + 0,5 + 1,0 +1,5
Характерно выражен + 1,0 + 2,0 + 3,0
Наличие не выявлено

* - Нулем оцениваются факторы (7-10) у лиц, не достигших среднего возраста начала половой жизни (19 лет) и вступления в брак (21 год).

 

Затем подсчитывается сумма «удельных весов» всех факторов. Если полученный результат меньше 8,8, то вероятность суицида практически исключена. Если результат колеблется в диапазоне от 8,8 до 15,4, то существует вероятность совершения суицидальных действий при определенных обстоятельствах. Когда сумма «удельных весов» превышает 15,4, вероятность попытки суицида велика. В этом случае необходимо безотлагательно обратиться к врачам с просьбой о проведении клинико-психологического обследования данных военнослужащих. Кроме того, в «группу риска» относят тех лиц, у которых ранее уже имелась попытка самоубийства, поскольку значительна вероятность ее повтора.

 

Примерный вариант заключения по выявлению предрасположенности военнослужащего к суицидальным действиям: сумма «удельных весов» всех факторов составляет 10, существует вероятность совершения суицидальных действий при определенных обстоятельствах.

2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ

СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Основные ошибки при проведении организационного этапа работы по предупреждению суицидального поведения военнослужащих

 

 

Самоотстранение командиров от организации и проведения воспитательной работы (…ты заместитель по воспитательной работе, вот ты этим и занимайся…)

Недооценка со стороны командиров рекомендаций офицеров-воспитателей и психологов (…прекрати свои замполитские штучки, я сам знаю, что делать со своими подчиненными…)

Формальное возложение на психологов всесторонней ответственности за суицидальное поведение военнослужащих (…он какой-то не такой, пусть психолог им занимается…)

Недооценка важности обучения офицеров, прапорщиков и сержантов навыкам воспитательной работы (…их этому в институтах (учебках) должны были научить…)

Самоуспокоенность командиров в отношении нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (…у нас в части этого нет…)

Ослабление работы с офицерами, прапорщиками и военнослужащими по призыву III и IV периодов службы (…какие у них могут быть проблемы?…)

 

Особенности деятельности должностных лиц части по предупреждению самоубийств

НАЧАЛЬНИК части,

§ Создает в училище, полку, на техническом факультете, полигоне благоприятные условия для адаптации нового пополнения к службе в ВС. Организует его изучение. Заслушивает доклады должностных лиц, психолога и начальника медицинской службы училища, части о формировании у молодых воинов первичных навыков воинской службы, здоровье и морально-психологическом состоянии;

§ утверждает в коллективах гласность, социальную справедливость, внимание и доверие между военнослужащими, создает в подразделениях обстановку нетерпимости к недостаткам, равнодушию и пассивности;

§ принимает меры по предупреждению происшествий и преступлений, возбуждает уголовное дело либо назначает административное расследование, лично участвует в расследовании происшествий, связанных с гибелью людей или повлекших иные тяжкие преступления, а также в расследовании случаев нарушения определенных уставами правил взаимоотношений между военнослужащими;

§ принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению их здоровья. Ведет прием военнослужащих и членов их семей по личным вопросам. Принимает меры по удовлетворению их запросов.

§ в период сборов с офицерским составом организует изучение проблем профилактики самоубийств.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА части

 

§ Периодически (не реже одного раза в неделю) контролирует подготовку суточного наряда и несение им службы. При этом особое внимание обращает на социальные характеристики личного состава: профессиональную подготовку, знание функциональных обязанностей, уставных требований; национальную принадлежность; сроки службы; межличностные отношения; периодичность заступления в наряд; возможность отдыха; здоровье и морально-психологическое состояние при несении службы; на строгое соблюдение внутреннего порядка в полку, подразделениях.

 

НАЧАЛЬНИК ШТАБА

 

§ Распределяет по подразделениям прибывшее пополнение, при этом учитывает, чтобы в одно подразделение не попали военнослужащие одной национальности; одного региона призыва (“земляки”); члены микрогрупп, сформировавшихся на нездоровой основе; нарушители воинской дисциплины;

§ ведет учет преступлений и происшествий, дисциплинарных проступков, анализирует их тенденции, вырабатывает и докладывает командиру предложения по их предупреждению;

§ лично участвует в наведении дисциплины и порядка в училище, полку.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА

ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

§ Изучает деловые и морально-психологические качества личного состава училища, технического факультета, полка;

§ организует и лично проводит воспитательную работу с личным составом, формируя у него верность Отечеству, военной присяге, высокие морально-психологические качества;

§ ежедневно изучает общественное мнение, настроение и психологическое состояние военнослужащих, реализует меры по поддержанию здорового нравственного климата в воинских подразделениях;

§ постоянно проявляет заботу о социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, удовлетворении их нужд и запросов, восстановлении нарушенных прав. Организует деятельность консультационного пункта по социально-правовым и семейно-бытовым проблемам, телефона доверия;

§ еженедельно обучает командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе практике воинского воспитания, создания в подразделениях училища, тех. Факультета, полка здоровой нравственной обстановки;

§ заботится о создании в училище, полку, на техническом факультете благоприятных материально-бытовых условий жизни военнослужащих и членов их семей, культурного и духовного развития, организации досуга;

§ еженедельно ведет учет преступлений и происшествий, дисциплинарных проступков, анализирует их тенденции, разрабатывает меры по их предупреждению, докладывает о них командиру и лично участвует в их реализации, в сплочении воинских коллективов, обеспечении безопасности воинской службы;

§ периодически проводит индивидуальные непринужденные беседы со всеми категориями военнослужащих, особое внимание, при этом, уделяя состоящим в группе динамического наблюдения;

§ в воспитательной работе учитывает суицидоопасные периоды службы (первые 3 месяца), дни недели (выходные и предвыходные), время суток (от отбоя до подъема);

§ обеспечивает военнослужащих по призыву возможностью пользования междугородним телефоном с родителями и близкими в состоянии депрессии.

 

ПСИХОЛОГ

 

§ Ежедневно выявляет лиц с повышенным риском суицида. Докладывает о них заместителю по воспитательной работе. Зачисляет в группу динамического наблюдения;

§ разрабатывает для военнослужащих группы динамического наблюдения комплекс специальных психопрофилактических, психогигиенических мероприятий. Организует и лично участвует в их реализации;

§ ежемесячно обучает командиров подразделений, их заместителей по воспитательной работе формам и методам работы с военнослужащими группы динамического наблюдения;

§ непосредственно организует работу комнаты психологической разгрузки;

§ лично оказывает военнослужащим и членам их семей психологическую помощь и поддержку;

§ составляет карты суицидального происшествия или попытки самоубийства;

§ немедленно выясняет причины демонстративно-шантажных и иных суицидальных попыток, взаимодействует с медицинской службой;

§ еженедельно докладывает командиру о проведенных мероприятиях по профилактике суицидальных происшествий.

 

НАЧАЛЬНИК МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ

 

§ Организует медицинское обследование личного состава училища, полка. Выявляет военнослужащих с отклонениями в физическом и психическом развитии, склонных к алкоголизму, токсикомании, употреблению наркотиков, принимает меры по их лечению;

§ ведет постоянное медицинское наблюдение за лицами с хроническими заболеваниями, а также находящимися в группе динамического наблюдения;

§ взаимодействует с психологом;

§ оказывает помощь в реабилитации лицам, прибывшим из лечебных учреждений;

§ еженедельно контролирует проведение телесных осмотров со 100% охватом личного состава в целях выявления травм, следов порезов, уколов и выяснения причин их образования;

§ ежемесячно докладывает командиру о результатах психопрофилактической работы, проводимой медицинской службой;

§ ежемесячно организует посещение госпиталей, проведение собеседования с военнослужащими, получившими травмы на почве неуставных правил взаимоотношений, и принятие мер к их защите от глумления и издевательств.

 

КОМАНДИР БАТАЛЬОНА,

§ Изучает деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего батальона; постоянно проводит с ними индивидуальную работу;

§ поддерживает внутренний порядок и дисциплину;

§ немедленно информирует психолога о выявлении военнослужащего с признаками нервно-психической неустойчивости, суицидального поведения;

§ ежедневно контролирует подготовку и несение службы суточным нарядом.

§ ежедневно изучает морально-психологическое состояние личного состава, заботится о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы.

§ ежемесячно анализирует факты неуставных взаимоотношений между военнослужащими и вырабатывает предложения командиру для принятия решения.

§ выполняет рекомендации психологов и врачей в отношении военнослужащих с низким уровнем психического здоровья.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИР БАТАЛЬОНА, ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

§ Изучает социально-демографические данные, деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего батальона, эскадрильи, постоянно проводит с ними индивидуально-воспитательную работу;

§ ежемесячно проводит совместно с медицинской службой мероприятия психопрофилактической работы по предупреждению самоубийств, происшествий и преступлений, других негативных явлений в воинских коллективах;

§ ежемесячно анализирует факты неуставных взаимоотношений, употребления наркотических веществ, спиртных напитков и вырабатывает предложения командиру для принятия решения;

§ контролирует проведение (один раз в неделю со 100 % охватом личного состава) телесных осмотров военнослужащих во время утренних осмотров, вечерних поверок, в банные дни, перед заступлением в суточный наряд, на боевое дежурство, в караул, при возвращении из командировок и отпусков в целях выявления травм, следов порезов, уколов и выяснения причин их образования;

§ проводит психопрофилактическую работу с военнослужащими, включенными в группу динамического наблюдения;

§ ежемесячно анализирует информацию, представляемую психологом и врачами, о психологическом состоянии всех категорий военнослужащих, вырабатывает по ним рекомендации и предложения.

 

КОМАНДИР РОТЫ

 

§ Изучает социально-демографические данные, деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего роты, постоянно проводит с ними индивидуально-воспитательную работу, особое внимание уделяет военнослужащим группы динамического наблюдения.

§ поддерживает внутренний порядок и дисциплину в роте.

§ организует подготовку личного состава суточного наряда, назначенного от роты, контролирует несение им службы.

§ своевременно обеспечивает личный состав положенными видами довольствия;

§ немедленно информирует непосредственного командира, психолога о выявлении военнослужащего с признаками нервно-психической неустойчивости, суицидального поведения;

§ выполняет рекомендации психологов и врачей в отношении военнослужащих с низким уровнем психического здоровья;

§ оказывает вновь прибывшим военнослужащим практическую помощь в адаптации к службе в подразделении.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА РОТЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

§ Постоянно изучает индивидуальные особенности, деловые и морально-психологические качества военнослужащих роты, проводит с ними индивидуально-воспитательную работу, принимает меры по сплочению коллектива роты, особое внимание уделяет межличностным отношениям, военнослужащим группы динамического наблюдения;

§ ежедневно проводит мероприятия по укреплению воинской дисциплины, предупреждению правонарушений, обеспечению условий безопасности воинской службы, совместно с психологом проводит мероприятия по профилактике суицидов;

§ ежедневно изучает нужды и запросы военнослужащих, принимает меры по разрешению их жалоб и заявлений, поддерживает связь с родными и близкими;

§ заботится об удовлетворении духовных потребностей личного состава, организует работу в комнате досуга;

§ немедленно информирует командира роты, психолога о выявлении военнослужащего с признаками нервно-психической неустойчивости, суицидального поведения;

§ выполняет рекомендации психолога и врачей в отношении военнослужащих с низким уровнем психического здоровья.

 

КОМАНДИР ВЗВОДА,

§ Глубоко изучает своих подчиненных, их деловые и морально-психологические качества, состояние здоровья, предрасположенность к употреблению спиртных напитков, наркотиков, суицидальному поведению, социально-демографические данные;

§ постоянно проводит с подчиненными индивидуальную работу по воинскому воспитанию;

§ ежедневно заботится о быте подчиненных, вникает в их нужды, запросы, принимает меры к их удовлетворению;

§ ежедневно интересуется у подчиненных их мнением, настроением, подмечает малейшие подробности в изменениях настроения и поведения подчиненных, выясняет их причины;

§ ежедневно о принятых мерах и необходимой реакции со стороны старших начальников на запросы его подчиненных докладывает командиру роты и заместителю по воспитательной работе;

§ немедленно информирует командира роты, психолога о выявлении военнослужащего с признаками нервно-психической неустойчивости, суицидального поведения;

§ ежедневно проводит утренние осмотры у 100% подчиненного личного состава;

§ оказывает вновь прибывшим военнослужащим практическую помощь в адаптации к службе в подразделении.

 

СТАРШИНА РОТЫ

 

§ Обеспечивает личный состав роты всем необходимым для его жизнедеятельности;

§ своевременно реагирует на запросы военнослужащих, стремится к их удовлетворению;

§ ежедневно следит за соблюдением в роте внутреннего порядка, дисциплины, формы одежды. Замечает нарушения, выясняет их причины, принимает меры к их устранению;

§ ежедневно организует утренние осмотры, проводит вечерние поверки. При этом строго следит за присутствием на них личного состава. Принимает меры к постановке в строй всех незаконно отсутствующих. Заботится о соблюдении военнослужащими правил личной гигиены;

§ своевременно выдает и принимает от личного состава роты оружие и боеприпасы. Периодически ведет сверку их наличности, а также другого военного имущества.

§ немедленно информирует командира роты о выявлении военнослужащего с признаками нервно-психической неустойчивости, суицидального поведения.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ВЗВОДА

 

§ ежедневно следит за соблюдением военнослужащими воинской дисциплины;

§ ежедневно заботится о недопущении во взводе:

§ неоправданных служебных и внеслужебных перегрузок,

§ несправедливого распределения нарядов на работы,

§ конфликтов между военнослужащими разных призывов, представителями разных национальностей;

§ ежедневно вникает в нужды и запросы подчиненных, докладывает о них командиру взвода;

§ оказывает вновь прибывшим военнослужащим практическую помощь в адаптации к службе в подразделении.

 

КОМАНДИР ОТДЕЛЕНИЯ

 

§ Обучает и воспитывает военнослужащих отделения;

§ изучает их деловые и морально-психологические качества, нужды и запросы;

§ качественно проводит утренние осмотры;

§ ежедневно следит за соблюдением военнослужащими правил личной гигиены;

§ ежедневно добивается дисциплины и порядка в отделении, о малейших отклонениях подчиненных от уставных норм и странностях в поведении докладывает командиру взвода;

§ не допускает межличностных конфликтов среди военнослужащих, воспитывает у них дружбу и товарищество;

§ оказывает молодым воинам практическую помощь в овладении навыками воинской службы.

 

Рекомендации по проведению беседы с потенциальным суицидентом

(по Э. Гроллману)

 





Читайте также:
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.034 с.