Австрийское кино начало свою историю с начала ХХ века после выхода первого австрийского фильма в 1908 году и создания двумя годами спустя кинофабрики «Саша» ее основателем Сашей Коловратом. Хотя на самом деле значительные по вкладу в развитие мирового кино шедевры «Содом и Гоммора» Михаеля Кертеша и «Самсон и Далила» Александра Корда увидели свет только в двадцатых годах. После кризиса 20-х и перехода на звуковое кино австрийское кино возродилось серией Твенских фильмов, снятых в музыкальном жанре с известными исполнителями вокала Мартой Эггерт, Марией Эрицей, Яном Кепурой и Паулем Гербигером.
Однако кинематографу предстояло пережить еще несколько значительных ударов. Одним из них стало переманивание талантливых актеров и режиссуры монополиями Берлина и Голливудом, хотя это было не сравнимым с оттоком специалистов, эмигрирующих в другие страны от жестокостей гитлеровского режима. Депрессия в кино Австрии продолжалась до конца 50-х годов, когда Роми Шнайдер дала начало новому направлению в кинематографе, снявшись в «Сиси», поддержанное Фишером, Тиллер и Вернером в «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо (1961 год).
70-80-е годы ознаменовались появлением целой плеяды талантливых киноартистов, сегодня имеющих мировое признание: Клаус Мария Брандауэр («Мефисто» Иштвана Сабо, «Джеймс Бонд» Ирвина Кешнера), Арнольд Шварценеггер и Хельмут Бергер («Сад Финни Контини» Витторио де Сика, «Людвиг II»Лучино Висконти).
Закон о поддержке кинематографа 1980 года и принятие Австрии в кинодистрибъютерскую программу Европейского Сообщества привели к бурному развитию австрийского кинематографа. Достижения его продемонстрировали режиссер Аксель Корти («Добро пожаловать в Вену», «Куда и обратно»), принесший своими фильмами много международных призов, Вольфганг Глюк («38 – и это была Вена»), завоевавший «Оскар» за лучший зарубежный фильм в Лос-Анджелесе (1987 год). Значительный вклад в развитие австрийского кино внесли женщины – режиссеры Вали Экспорт, Рут Бекерманн, Китти Кино, Маргарета Хайнрих, Кэт Кранц и др.
Художественный кинематограф Австрии выделяется лентами «Раффль» Бергера, «Грязь» и «Голова мавра» Манкера, «Der Brockerer» Антеля, «Далекая страна» Бонди, «Реквием по Доминику» Дорнхельма, «Церковные служители» Паулюса, «Лед» Миттермайера, «Седьмой континент» Ханеке, «Сосед» Шпильмана.
Ежегодный фестиваль «Австрийские кинодни» демонстрирует лучшие работы австрийского кинематографа, а венский «Виеннале» показывает фильмы зарубежных авторов. Отношение австрийцев к кинематографу ярко выражено в Австрийском музее кино, основанном Конлехнером и Кубелкой.
|
Болгария
Первый болгарский художественный фильм «Галантный Болгаран» был создан Василем Гендовым в 1910 году. Позднее Гендов осуществил ряд фильмов в жанре тогдашних комиксов и мелодрам, в которых пытался поставить и некоторые социальные проблемы. Первые кинематографисты являлись, пожалуй, какими-то не отчаивающимися донкихотами, трогательными своим энтузиазмом и бедностью, людьми-мечтателями, людьми, строящими большие планы. Но эти планы неизменно рушились. Кредиторы, поняв, что имеют дело с фантазерами, неспособными состязаться с солидными конкурентами Запада, отказывали им в средствах.
Как современное искусство болгарская кинематография родилась в условиях народно-демократического строя. Организованная на государственных началах, она за короткое время выросла,окрепла, приобрела любовь миллионов зрителей и завоевала ряд международных премий.
|
Большинство кадров кинематографистов закончили киноинституты в СССР, Чехословакии и Польше или же получили квалификацию у выдающихся мастеров кино. Широко открылись двери киностудий перед талантливой молодежью — сценаристами, режиссерами, операторами, инженерами, архитекторами и художниками. Для болгарской кинематографии характерно, что в ней постоянно дебютируют молодые (по опыту и возрасту) специалисты. С щедрой помощью государства была создана современная съемочная база.
В 1960 году деятелям болгарского кино будет предоставлена еще более совершенная техническая база. В настоящее время у подножия живописного горного массива Витоши сооружается Центральная киностудия, оборудованная по последнему слову техники. Недавно основанный Научно-исследовательский институт кинематографии разрабатывает проблемы комбинированной съемки, цвета, широкого экрана и объемного кино.
Народной власти досталось в наследство всего лишь 213 кинотеатров, две трети из которых в городах и только одна треть в селах. Теперь положение в корне изменилось. Число кинотеатров выросло до 1 198 — почти в 6 раз. Сельская киносеть увеличилась в 13 раз. Значительно повысилось и число кинозрителей.
В настоящее время в Софии работает 4 киностудии, в которых представлены все жанры кино. Ежегодно выпускается по десятку художественных и около 200 документальных, научно-популярных, учебных, кукольных и мультипликационных фильмов. В документальных фильмах и кинопериодике находят быстрый отклик актуальные события и задачи. Эти фильмы, проникнутые публицистической страстностью, являются вдохновенной летописью победного пути народа к новому, бурных революционных преобразований, грандиозного социалистического строительства. На сотнях тысяч метров пленки запечатлены героические дела простого человека, преобразившего страну.
|
Студия научно-популярных фильмов также стремится к большему жанровому и тематическому разнообразию; в последнее время ее внимание направлено главным образом на производство цветных фильмов. Картины этой студии были удостоены многих международных премий и отличий. Еще в 1948 году на кинофестивале в Венеции короткометражный фильм Захария Жандова «Люди в облаках» получил первую премию. В том же году фильм оператора Бончо Карастоянова «Длинный путь папиросы» получил на фестивале в Марианске Лазне вторую премию. В 1957 году на фестивале фильмов, в Тренто (Италия), посвященных горам, кинокартине «Пирин-планина» была присуждена третья премия. Фильмы «Наши змеи» и «Защитные средства животных» получили высокую оценку на всемирном смотре специальных фильмов в Риме, а сборнику болгарских научно-популярных фильмов были присуждены кубок и диплом за наиболее удачный подбор.
Зарубежная публика с интересом встречает болгарские географические и искусствоведческие фильмы. Особенно радушный прием был оказан короткометражному фильму «Боннская церковь», запечатлевшему замечательные фрески старинной церкви близ Софии, выполненные в XII веке и предвосхитившие искусство Ренессанса. На кинофестивале в Бюрсселе в 1957 году этот фильм был удостоен Большой премии.
Болгарский художественный фильм начал развиваться как настоящее искусство лишь после народного восстания 9 сентября 1944 года.
Первый художественный фильм, созданный на средства государства, — «Калин Орел» появился на экранах в 1950 году. Он проникнут пафосом, вытекающим из нового подхода к раскрытию темы, к обрисовке героев, из нового восприятия авторами истории и современной жизни народа.
Восемь лет работы кинематографии — это совсем короткий срок, во время которого она должна была, начав с азов, догнать кинематографии других стран. За эти восемь лет она выступила перед многомиллионной публикой с 40 художественными фильмами. Какие бы недостатки ни были допущены во время производства этих сорока фильмов — от «Калина Орла» до «Звезд», но это был этап формирования основных черт одного из наиболее трудно осваиваемых искусств.
Для этого периода характерно, что молодые киноработники испытывали свои силы не на задачах-этюдах, как поступил бы любой дебютант, а взялись непосредственно за сложные постановки. Первые фильмы — «Тревога», «Под игом», «Герои Сентября», «Димитровградцы», «Экипаж Надежды» и «Песнь о человеке» — построены на многоплановых сюжетах. В них множество действующих лиц, батальных сцен и эпизодов, которые требуют отлично оборудованных павильонов, изготовления десятков декораций, первоклассной оптической измерительной и осветительной аппаратуры, сложной дорисовки и макетов. Достаточно отметить, что только в болгаро-советской кинокартине «Герои Шипки» в натурных съемках принимали участие свыше 8 500 статистов, что в ней было инсценировано 3 грандиозных сражения между русской и турецкой армиями.
Однако эти фильмы посвящены главным образом исторической теме. Нередки были случаи, когда за счет образа человека преобладала иллюстрация. С постепенным накоплением опыта, в особенности с переходом к современной тематике, удалось устранить недочеты. На протяжении последних нескольких лет работники кино повернулись лицом к современности. В центре их внимания стоит судьба простого человека — строителя нового. Камера кинооператора все меньше обращается к пиротехническим эффектам многочисленных сражений в исторических фильмах и направляет свой объектив на поток будничных дел, заводы и кооперативные хозяйства, социалистическое преобразование, людей труда.
Однако созданных до сих пор фильмов на современную тематику еще мало. Что касается их качества, то они отмечены скорее стремлением к жанровому разнообразию. В кинокомедиях «Это случилось на улице», «Две победы» и «Любимец № 13», детском приключенческом фильме «Следы остаются», в кинофильмах «Пункт первый повестки дня», «Неспокойный путь», «Тайная вечеря Седмаковых», «Ребро Адамово», «Закон моря», «Малышка» вскрываются отдельные черты нынешней действительности.
Первые шаги к овладению новыми темами и стилем уже сделаны. Предстоят смелые, интересные искания, воссоздание на экране героизма нашего великого, неповторимого времени. Это крутой, трудный путь, но это и самый правильный путь к новым вершинам в области киноискусства.
Чехия
В чешских землях чудесные движущиеся картинки появились сразу вскоре после их первой успешной презентации в Париже, которую провели братья Люмьер. Первое кино представление имело место в 1896 году в Карловых Варах и в Праге. Год спустя в Чехии впервые прошли съемки фильма. Американская кинокомпания снимала в городе Горжице на Шумаве театральный спектакль по пьесам Пашия.
Первый постоянный кинозал был открыт в Праге в 1907 году. Однако не появилось много фильмов исключительно чешского производства (то есть таких, которые были не только сняты в Чехии, но и вышли бы там в прокат).
В начале 20 века в чешских землях стали возникать, по зарубежным примерам, частные кинокомпании, которые, однако, в основном занимались поденщиной. Чешская кинопродукция не успевала за мировыми тенденциями и по-прежнему оставалась на уровне единичных попыток.
Историю первых чешских начинаний в сфере кино с юмором описал режиссер Йиржи Менцл в своем фильме Чудесные мужчины с киноаппаратом.
Начало 20 века
Ситуация на рынке кинопродукции стала серьезно развиваться уже в период после завершения первой мировой войны до возникновения независимой Чехословацкой Республики. Послевоенная эйфория гнала вперед все чешское общество, включая кинематограф- Основываются новые кинокомпании, возникают профессиональные студии, проходят съемки амбициозных проектов по зарубежным образцам.
В чешском кинематографе появляются все возможные жанры, возникает сильный центральный поток производства. На сцену приходят первые выдающиеся режиссеры, которые будут развивать чешское кино во время важного этапа появления звука – Мартин Фрич, Карел Ламач, Густав Махатый.
Первой чешской актрисой, ставшей звездой европейского уровня, была Анни Ондракова, которая позже исполнила главную роль в первом звуковом фильме Альфреда Хичкока – Ее исповель (Blackmail, 1929 год). На вершине чешского немого кинематографа (сравнимой с зарубежными аналогами) стоят историческая драма Строитель храма, социальная драма Эротикон и мелодрама о современной жизни Органщик храма Святого Вита.
Молодое чешское кинопроизводство пережило появление звукового кино без существенных потрясений. Один из первых чешских звуковых фильмов, Ц.К. полевой маршал (редиссер Карел Ламач), завоевал огромную популярность, которая в основном относилась к исполнителю главной роли Власте Буриану, который стал одной из самых крупных звезд кинематографа.
Другим принципиальным для чешского кинопроизводства событием, после изобретения звукового кино, стало строительство Студии Баррандов. На окраине Праги вырос огромный кинокомплекс, который в то время был наиболее современно оборудованной студией в Европе и стал одним из символов чешской кинематографии. Первый фильм был там снят в 1933 году.
То, что чешский кинематограф стал, наконец, развиваться в правильном направлении, доказывает тот факт, что он успешно прошел через годы экономического кризиса. Энергию кино придавали опытные и профессиональные деятели кино (Ламач, Фрич, Махатый), а также новые звезды среди актеров (Власта Буриан, Хуго Хаас, Ян Верих и Йиржи Восковец, Адина Мандлова, Лида Баарова и другие).
К крупным кинохитам, получившим большой успех и за рубежом, относятся, прежде всего, фильмы Экстаз (режиссер Густав Махатый) и Река (режиссер Йозеф Ровенский).
Военный кинематограф
Однако начиная с 1938 году ситуация во всей Европе начала кардинально меняться. С того момента, когда Чехословакия была вынуждена принять Мюнхенское соглашение, оставался только один шаг до создания Протектората Чехии и Моравии (и независимого Словацкого государства) под «крылом» агрессивной гитлеровской Германии. Естественно, немецкие власти испытывали большой интерес к Студии Баррандов, которая стала главным центром кинематографа в Империи.
В начале войны оставалась еще возможность, хотя и в ограниченной мере, создавать чешские фильмы для чешской публики, однако к концу войны связанный по рукам и ногам кинематограф мог только бороться за выживание. Кинематографисты часто использовали сюжеты из чешской истории и литературы, но возникали и картины, прежде всего комедийного жанра, которые получали резонанс по всей Европе (например, драма Ночная бабочка Франтишека Чапа). Эти произведения до сих пор можно увидеть в программах чешских телевизионных каналов (например, Кристиан Мартина Фрича, в котором блистал самый крупный актер 40-ых годов Олдржих Новый).
Конец войны означал и конец частной деятельности в области кино. Вскоре после окончания оккупации (1945 год) все кинопроизводство было национализировано. Также после войны были предприняты еще некоторые шаги в области кинематографа, например создание Академии музыкальных искусств с факультетом кино (ФАМИ) и основание в 1946 году кинофестиваля в городе Марианске Лазне, который затем переехал в Карловы Вары, чтобы стать с течением времени самым крупным чешским конкурсом фильмов – Международным кинофестивалем Карловы Вары.
Однако в феврале 1948 года Чехословакия пережила другое потрясение, а именно захват власти авторитарной Коммунистической партией, которая взяла под свой контроль и кинематограф. Она поддерживала официальную драматургию в духе социалистического реализма, и чехословацкий кинематограф опять подвергся цензуре и пропаганде.
Кроме нескольких мало интересных игровых картин (возможно, самый успешный чешский фильм всех времен Гордая принцесса, режиссер Борживой Земан), возникло множество уникальных анимационных фильмов. В пятидесятые годы свои прекрасные фильмы создавали выдающиеся творцы, например Карел Земан – первопроходец трюкового кино (в его популярных фильмах Дорога в древность или Изобретение погибели комбинировалось игровое и анимационное кино) или Йиржи Трнка – основатель современных кукольных фильмов.
В конце пятидесятых годов зародился еще один феномен чешской культуры. Им стал прославленный проект режиссера театра и кино Альфреда Радока под названием Латерна Магика. Премьера представлений, в которых очень поэтичным способом комбинировались театр, кино и танец, состоялась на всемирной выставке ЭКСПО 58 в Брюсселе, где они завоевали огромную популярность. Альфред Радок и его коллеги привезли из Брюсселя в Прагу золотую медаль.
Новая волна – 60-ые годы
С началом шестидесятых годов пришла либерализация политической системы, что обусловило начало одной из самых славных эпох чешского кинематографа – новой волны (получившей свое название по французскому образцу).
Самым выдающимся автором новой волны и позже ее главным представителем стал Милош Форман, который в 1963 году снял первый чешский фильм по примеру cinéma-vérité, Черный Петр. Форман создал в Чехословакии еще два фильма (Любовь одной блондинки, 1965 год и Бал пожарных, 1967 год), а затем эмигрировал в 1968 году в Соединенные Штаты Америки (где снял вместе со своим верным коллегой, оператором Мирославом Ондржичеком, ряд знаменитых фильмов).
В шестидесятые годы снимал свои мастерские фильмы другие соратники Формана по кинематографу Иван Пассер – Интимное освещение, 1966 год (Пассер затем также эмигрировал и продолжал снимать в США) и Ярослав Папоушек – Ecce Homo Homolka, 1969 год. Непосредственное ядро новой волны создавали молодые выпускники ФАМИ Йиржи Менцл, Вера Хитилова, Ян Немец и другие.
Все художники старались использовать ослабление политического контроля (например, режиссер Отакар Вавра, который дебютировал еще во время протектората, снял исторический фильм о процессах над колдунами в семнадцатом веке, Молот над колдуньей, в котором ясно можно увидеть намек на сталинские пятидесятые годы).
Возникали впечатляющие фильмы, которые несли в себе новый, комплексный взгляд на войну (например, Алмазы ночи, режиссер Ян Немец, но, главное, Магазин на улице, режиссеры Элмар Клос и Ян Кадар, и Поезда под пристальным наблюдением, режиссер Йиржи Менцл, которые в 1965 и 1966 годах получили оценку американской киноакадемии в виде премии Оскар за лучший фильм на иностранном языке). Другой темой была древняя история (например, Маркета Лазарова, режиссер Франтишек Влачил) и недавняя история (Сжигатель трупов, режиссер Юрай Герц, Все добрые земляки, режиссер В. Ясный, Жаворонки на ниточке, режиссер Й. Менцл). Изображалась также современная жизнь (Шутка, режиссер Яромил Йиреш, по роману Милана Кундеры). Кроме Латерна Магика, в головах чешских художников родился другой уникальный кинопроект. Им стал Киноавтомат, "первй интерактивный фильм на свете", который зрители могли останавливать в процессе развития сюжета. Он пользовался невероятным успехом на презентации на выставке ЭКСПО 67 в Монреале.
70-ые и 80-ые годы
После вторжения войск Варшавского договора в августе 1968 года прошла следующая большая волна эмиграции не только кинематографистов. Поэтика кино шестидесятых годов была безвозвратно потеряна, а создатели новой волны (если они не эмигрировали), получили запрещение снимать, как минимум, на протяжении первой половины семидесятых годов. Нельзя было демонстрировать многие фильмы, а некоторые из них (наиболее остро критиковавшие коммунистический режим) были конфискованы цензорами – они обозначались как так называемые сейфовые фильмы (например, Сжигатель трупов, Жаворонки на ниточке, Ухо, Все добрые земляки и другие). Неугодные авторы могли снимать фильмы с детской тематикой (например, Карел Кахиня – Я опять прыгаю через лужи, 1967 год – по роману Алана Маршалла). Очень популярным комедийным жанром стала сумасшедшая комедия и пародия. Авторский дуэт Зденека Сверака и Ладислава Смоляка вышли на сцену со специфическим чешским юмором, который практически невозможно перенести заграницу. Они выступали как в театре, так и в кино.
Венгрия
Венгрия оказала заметное влияние на киноиндустрию в начале ХХ века. Среди известных венгерских деятелей кино можно назвать Иштвана Сабо, Бела Тарра, Золтана Фабри и Миклоша Янчо. Множество выходцев из Венгрии попали в число известных иностранных режиссёров и продюсеров: основатель «Fox studios» Уильям Фокс; основатель «Paramount Pictures» Адольф Цукор и Александр Корда, оказавший огромное влияние на кино Великобритании.
История венгерского кино начинается в 1896 году, когда состоялся первый показ фильмов братьев Люмьер в кафе отеля «Royal» в Будапеште. В июне того же года, Арнольд и Жигмонд Сиглаи открыли первый венгерский кинотеатр. Жители элитных районов Будапешта невзлюбили новый вид развлечений и кинотеатр вскоре закрыли. Однако кино становится всё более и более распространённым. К 1911 году в столице работает уже более 100 кинотеатров.
В 1908 году актёром Иозефом Нейманном и коммерсантом Мором Унгерлиндером[1] была основана первая венгерская кинокомпания «Projectograph». Компания создавала не только художественные фильмы, но и документальные и «уличную» кинохронику: «Жизнь бродячих цыган», «Пьяный велосипедист», «Происшествие в Будапеште».[1]. Основу игрового кино заложила фирма «Гунния», которая подражала «Pathe» и «Gaumont».[1] Характерным стилем раннего венгерского кино было совместное исполнение театральных постановок и показ фильмов. После каждой короткой плёнки следовала сценка с живыми актерами, часто изображавшими тех же экранных персонажей. Этот жанр вдохновил выдающихся писателей того времени, таких как Ференц Мольнар и Фридеш Каринти.
С 1912 по 1918 год в Будапеште появилось несколько новых кинофирм, в их числе: «Уран», «Люкс», «Стар», «Проя», «Педагогика». Во время Первой мировой войны поступление французских фильмов прекратилось, а Германия наращивала производство. Благодаря прибывшим из Германии и Австрии режиссёрам Мартину Гарашу, Корнелиусу Хинтеру, Эмилю Юстицу, Иосифу Штейну, а также Эдену Ухеру производство фильмов в Венгрии увеличивалось с каждым годом: в первый год войны было выпущено 18, в 1916 году — 47, а в 1917 — 75 фильмов.[1]
С марта по август 1919 года, в период недолгого существования Венгерской Советской Республики, кино индустрия Венгрии оказалась первой в мире полностью национализированной. Ряд кинематографистов приветствовали изменения, правительство обеспечило защиту венгерским фильмам от иностранной конкуренции.
За 4 месяца был снят 31 фильм, не считая научно-популярных и документальных фильмов.[1]
Последствия Первой мировой войны оставили венгерскую кинопромышленность в руинах. Многие известные венгерские режиссёры, в их числе Майкл Кёртис и Александр Корда, покинули страну.
В двадцатые годы зарубежные (в основном американские) кинокомпании, из-за кризиса в Венгрии, стали преобладать почти во всех кинотеатрах страны. Кроме них французские и итальянские фильмы (находившиеся во время войны под запретом) упрочили отставание венгерского кино. Падения национального производства удалось избежать в значительной степени благодаря государственной поддержке.
С приходом к власти диктатора Хорти начался закат кино. Резко упало производство фильмов. В 1922 г. было сделано всего 4 фильма, а в дальнейшем, с 1925 по 1929 гг., на экраны выпускалось в среднем по 3 фильма в год. В кино вводилась тотальная цензура.[1]
В 1925 году был создан Венгерский фонд кино индустрии, был принят закон, заставляющий дистрибьюторов финансировать венгерское кино. Кинотеатры были обязаны проводить показ кинохроник, снятых «Управлением венгерского кино». В 1929 году правительство Иштвана Бетлена ввело налог на импортные фильмы, в то же время была значительно снижена плата для венгерских кинокомпаний.[2] В ответ на квоты, американские кинокомпании перестали продавать фильмы в Венгрию, и через полгода они были отменены.[1]
Постепенно стали появляться новые производители фильмов. Первый венгерский полнометражный звуковой фильм был снят в 1931 году и назывался «Синий идол» (венг. Kék Bálvány).[2] Спустя два месяца после первого показа «Идола», состоялась премьера фильма «Ипполит, лакей», ставшего одним из самых успешных фильмов Венгрии.
С 1935 года в Венгрии появляются ультраправые группы, критикующие «зараженный еврейством» кинематограф, обвиняя его в непристойности и безнравственности. Многие протесты привели к срыву кинопремьер некоторых картин. Правительство Венгрии, имевшее тесные связи с нацистской Германией, начинает оказывать давление на еврейских актёров. Вводятся антисемитские законы, положившие начало массовым увольнениям режиссёров, актёров, операторов еврейской национальности.
После войны в 1948 году кинопроизводство Венгрии национализируется. Основана «Школа Театра и Кино», открывшая миру множество имён в шестидесятых. В 50-х, во время относительной свободы появляются новые значимые режиссёры: Золтан Фабри («Господин учитель Ганнибал», «Карусель»), Кароли Макк («Лилиомфи»), Феликс Мариасси («Весна в Будапеште»).[3]
Венгерское киночудо
В 60-х годах появилась целая плеяда кинематографистов, которых интересовала как история страны, так и её влияние на современность. Создатели «венгерского чуда» получили множество наград на фестивалях. Главными из них считаются новаторы киноязыка Миклош Янчо, Иштван Сабо и мастер публицистичного стиля Андраш Ковач.[1][4]
Во многом политика реформ Яноша Кадара послужила реорганизации венгерской кинематографии. На центральной киностудии «Мафильм» возникают независимые творческие объединения, позже получившие названия «Будапешт», «Гунния», «Диалог» и «Объектив». Молодое поколение создаёт знаменитую экспериментальную студию «Бела Балаж». Тонким реализмом выделяются работы Золтана Фабри и Кароя Макка, новизной — Иштвана Гааля. Однако на фоне мирового киноискусства их фильмы не особенно заметны. Шедевр «новой волны» — «Без надежды» (1965) Миклоша Янчо набирает в стране около миллиона зрителей. Своего пика авторское кино достигает к 1968 году, когда количественно превосходит развлекательную продукцию. Дебютируют молодые режиссеры Марта Месарош, Ференц Коша, Шандор Шара.[4]
Иштван Сабо завоёвывает известность картинами: «Пора мечтаний» (1965), «Отец» (1966) и «Любовный фильм» (1970), где рассказывает о своём ровеснике — шестидесятнике Янчи Олахе, которого во всех фильмах сыграл Андраш Балинт.[5]
В 70-е публика постепенно утрачивает интерес к венгерским авторским фильмам, которые хотя и не теряют первоначального документализма и способности к социальной критике, но в течение последующих 20 лет становятся в своей массе более туманными и претенциозными.[4]