Постсоциалистическое кино




C конца 80-х годов государственные кинопредприятия, в том числе киностудии стали переходить в частные руки. Художники хотели отмены цензуры, но при этом сохранения прежней финансовой опеки государства. Политика приватизации привела к значительному роспуску творческих коллективов и закрытию кинофабрик. Появился демократичный «Совет Венгерского национального кинофонда». Из-за дробления финансов стали выходить малобюджетные картины, количество фильмов возросло (свыше 30 в год) и последние двадцать лет венгерской кинематографии отличаются множеством дебютов.

Помимо государственного выросло коммерческое кино. Одним из ярких режиссёров «рыночного» кино стал Тамаш Шаш, который обратился к жанровому кино («Прессо», Presszо 1998). Большой успех одержала комедия Габора Херенди «Что-то вроде Америки» (Valami Amerika, 2002). Третьим серьёзным открытием стала Кристина Года с фильмами «Ничего, кроме секса» (Csak szex еs mаs semmi, 2005), «Свобода, любовь» (Szabadsаg, szerelem, 2006) и «Хамелеон» (Kamеleon, 2008). Международного уровня достиг фильм «Контроль» Нимрода Антала (Kontroll, 2003). После прихода к власти националистического правительства в 2012 году Совет кинофонда закрыт, на его месте основан государственный «Национальный кинофонд».[6]

2) В Восточной Европе было много привлекательных режиссеров, которые вошли в историю мирового кинематографа—Форман, Менцель, Немец, Вайда (я часто вспоминаю «Пепел и алмаз» и, хотя с тех пор, как он вышел, его не пересматривал, помню всё очень хорошо)…

Серьезный режиссер и Занусси—умница, талантливый человек, он подробно разбирает психологию своих героев, их поступки. Но для моего темперамента это длинновато, я же южанин. И потому мне очень нравится Феллини и меньше—Бергман. Поляки тоже люди темпераментные, я могу по характеру сравнить их с грузинами—такие же талантливые хвастуны.

Моя любимая картина Формана—«Пролетая над гнездом кукушки». Но вообще из чешских фильмов мне особенно импонировали «Поезда под особым наблюдением» Иржи Менцеля. Помните? Маленькая станция, кроме начальника на ней работает только кассирша. Они любят друг друга, живут вместе. Там есть эпизод—влюбленные лежат в постели, и он от скуки начинает ей на попу ставить печать. Я смотрел этот фильм сорок лет тому назад, и до сих пор помню эту сцену! Она врезалась мне в память, и я даже хотел взять это на вооружение в собственной жизни. Но потом замотался и забыл. Жаль… Впрочем, кто знает? Надежда умирает последней!

Первая моя личная встреча с чешскими режиссерами, будущими классиками—Менцелем, Форманом, Немецем—произошла, когда они еще учились, а мы с Таланкиным, получив главный приз на фестивале в Карловых Варах, приехали в чешскую киношколу. Они относились к нам как к небожителям. Показывали свои работы. В отличие от ВГИКа (это был год 1959-й или 1960-й), им разрешали экспериментировать, они снимали то, что хотели.

Мне не кажется, что кино Восточной Европы находилось в зависимости от советского кинематографа. Слава Богу, этого не ощущалось. Все снимали разные картины. Как и мы. Возьмите наше кино: Шукшин и Тарковский. Что у них общего? Что общего между фильмами «Тени забытых предков», «Иваново детство», «Калина красная» или «Берегись автомобиля»? Только одно—они сделаны талантливыми людьми.

Смотрели ли советские зрители восточноевропейское кино? Те фильмы, которые нравились мне, и, очевидно, вам, они не видели, потому что их просто не покупали. Впрочем, и многие советские фильмы тоже оставались без аудитории. В свое время я по просьбе Чухрая принял участие в работе его Экспериментальной студии. Для начала стал серьезно изучать наш прокат, о котором мало кто что знал. И выяснил, что советские фильмы в прокате не окупались никогда в жизни! Мы снимали сто двадцать художественных фильмов в год, из них примерно девяносто—себе в убыток. И в то же время по отчетам прокат советских фильмов приносил огромные деньги, за что прокатчики, включая министра, получали ордена.

Фокус был в том, что по иностранным фильмам отчеты не составлялись, и, если было нужно, чтобы та или иная советская картина собрала много зрителей, то вешали большую афишу: идет такая-то картина, а рядом—приписку на листочке бумаги, что идет она только в девять утра, а все остальные сеансы—фильм с Бельмондо. Но весь зритель за этот день приписывался советской картине! При этом в западной части Советского Союза в основном смотрели французское кино, реже итальянцев, иногда еще гэдээровские вестерны про индейцев, а на Востоке—индийское кино. Это-то и приносило огромные дивиденды. А из наших фильмов только десять могли переплюнуть по сборам иностранные картины. Какие? Вы сами знаете—ленты Гайдая, Рязанова, Шукшина.

Зато восточноевропейские фильмы имели большой резонанс на Западе, в основном за счет их «сопротивления материалу». Те режиссеры были борцами, и именно благодаря этому их имена приобрели мировую известность, а фильмы с большим успехом шли на фестивалях разного ранга, в том числе и на наших, несколько польских и чешских режиссеров даже получили «Оскара».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: