Основных элементов китайского сада




ТИПЫСАДОВ

Средневековое садово-парковое искусство этого региона существенно отличает­ся от искусства садов Ислама. В отличие от неизменных регулярных' планов, здесьразвилось ландшафтное, или пейзажное, паркостроение. Средневековая религиоз­ная философия формировалась совместно с более ранними анимистическими веро­ваниями, обожествляющими силы природы. Особенно интересны сады крупнейшихстран дальнего Востока - Китая и Японии.

Сложные и многоплановые религиозно-философские системы, существовавшие в этих странах, оказали прямое влияние на понимание связей между природой и че­ловеком. Абсолютизация красоты природы требовала подчинения деятельности че­ловека ее законам. И в своем практическом творчестве мастера ландшафтной архи­тектуры Дальнего Востока с глубокой древности следовали этому принципу, созда­вая свои сады подобными произведениям живой природы. О сознательности такойтворческой направленности говорят, например, стихи поэта III в. Цзо Су: «Музици­руйте! Мелодии гор и ручьев в живой природе прекраснее игры любых музыкаль­ных инструментов».

Китайские исследователи считают, что история садов их страны насчитывает бо­лее трех тысячелетий. Относительно мало известное за рубежом, садово-парковое искусство Китая неплохо исследовано в самом Китае. Традиции его неизменно под­держиваются. В стране насчитывают шесть типов садов: при императорских двор­цах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домаш­ние сады, сады ученые или сады литературы. Деление по типам выглядит весьма ус­ловным. Оно носит скорее литературный, нежели композиционный характер. Ис­кусственно созданные сады отличаются, конечно, своими размерами, системами сво­их планов, отношением к окружающей природной и городской среде, но при этом.

всем им свойственны устойчивые общие черты. В большинстве типов садов присутствуют несколько характерных элементов: водоемы с берегами из ноздрева­того серого камня, композиции «скал» из того же камня, мостики, вздымающиесякрутой дугой или лежащие плоско над самой водой, беседки с характерными изгиба­ющимися крышами на кирпично-красных столбах, протяженные галереи, фигурныепроемы в стенах, в которых, как в раме, открываются живописные пейзажи, изыс­канное мощение дорожек, деревья причудливой формы. Эти И другие элементы со­здают устойчивый иконографический ряд, позволяющий безошибочно узнавать ки­тайский сад. Есть, на первый взгляд, известное противоречие в том, что, говоря одревности садово-паркового искусства Китая, приводят сравнительно поздние при­меры садов, насчитывающих «только» 250-300 лет существования. Однако датиров­ка эта весьма относительна. Даже сады, основанные «всего» три века назад, построе­ны по канонам, уходящим далеко в глубину веков.

Наиболее известны императорские сады. Их свободная планировка сочетается со строго симметричными композициями дворцовых зданий, представляющих со­….

Условно различают 6 типов китайских садов - императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады ученых. (Тем не менее, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные).

Из общей истории садово-паркового искусства Китая можно выделить три главных типа садов:

императорские сады - обширные и прямо-таки необузданные,

монастырские сады, устроенные так, чтобы максимально использовать естественный пейзаж,

частные сады, окруженные стеной. Приватные сады достигли высшей степени изощренности в годы господства династии Мин, и конечно, на них совсем не похожи привычные нам сады, скрывающиеся за кованой оградой и воротами.

Основные принципы садово-паркового искусства Китая

Китайские мастера выделяют 8 основных принципов садово-паркового искусства:

действовать в зависимости от местных условий;

максимально использовать окружающую природу;

отделять главное от второстепенного;

использовать контрасты: большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое;

в малом добиваться большого;

учитывать гармонию пропорций;

использовать постепенное раскрытие видов;

учитывать время восприятия пейзажей.

 

основных элементов китайского сада

 

Камни Вода Растения Архитектура Каллиграфия

Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому он обязательно должен содержать три основных ее элемента - воду, камни и растения.

Камни

Другой непременный элемент китайских садов - камни. Считается, что камни в саду уравновешивают природные стихии - воду, деревья - и создания рук человеческих - архитектурные сооружения. Иногда в китайских садах даже устраивались искусственные горки из камней без всякой растительности. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают.

Камни, твердый скелет мира, используются как в структурных, так и скульптурных целях. Особенно ценятся камни странной формы, представляющие мудрость и олицетворяющие бессмертие, как камень со дна озера Тайху, на западе от Сучжоу. Во времена династии Сун такие камни считались самыми дорогими объектами в империи. Сформированные из известняка, они демонстрируют мягкую силу воды, которая точит камень за многие годы. Камни могут быть сложены в горы, выстроены как монолитная абстрактная фигура, выравнивать край садового водоема. Происхождение, пронизанных отверстиями, камней - предмет бесконечных академических дебатов среди посетителей сада.

Гранит находит применение в основе каждой деревянной структуры, в мосте, проходах, внутренних дворах. Камень светлого цвета, который легко узнать по характерным линиям на поверхности из-за инструментов каменщиков, которые отсекали камни специально для сада.

Камни своей формой напоминающие бамбуковые стебли, «каменные ростки», устанавливаются возле бамбуковых рощ.

Галька в комбинации с кусочками добытого камня, сломанной глиняной посуды, плиток от крыши, экстенсивно используется в проходах и внутренних двориках в различных вариациях.

Скульптурное оформление используется редко. В основном это изображения птиц или животных — аиста, дракона, черепахи. Чаще встречаются естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как «естественные» скульптуры. По ценности они приравниваются к произведениям искусства.

 

Вода

Китайское слово для пейзажа - шань шуй - означает «горная вода». Словосочетание, определяющее проектирование сада буквально можно перевести как «роем водоемы и складываем горы». Ничто не нарушает гармонию китайского сада: не покажутся вдруг из зелени автоматические гаражные ворота, невзрачная постройка или неухоженный куст. Все четко продумано.

В китайском саду основательность камня (ян) уравновешивается мягкостью воды (инь). Когда противоположности ян-инь находятся в балансе, восстанавливают или омолаживают энергию ци. Как циркулирующая система мира, вода несет жизненную постоянную энергию в сад и его посетителей.

Во времена династии Мин у воды было и практическое предназначение: защита от возможных пожаров, ирригация растений и зерновых культур, место обитания и разведения рыбы. Вода регулирует влажность и очищает воздух. Вода организует пространство сада и придает разный характер отдельным его частям. Гладь воды воплощает мир и покой, в то время как струящаяся вода - символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственной облицовки.

Растения

Растения в китайском саду растения рассматривают не только как источник приятного аромата и прекрасного вида в пору цветения. Они дополнительно оцениваются как культурные символы.

Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, гинкго, персик, хурма, груша, слива, вишня, плакучая ива, бамбук, яблоко и магнолия, абрикосовое дерево, банан; много красивоцветущих — камелии, азалии, магнолии, рододендроны,гортензии, розы; цветов, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы, нарциссы, водоемы украшались лотосами, а их берега — ирисами. Из цветов особое поклонение в Китае вызывал древовидный пион, заслуживший титул «царя цветов», символ богатства и знатности. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, сливу старались посадить рядом с камелией и магнолией, хризантему «оттенить» бегонией. Вообще же, все растения китайского сада имеют свою символику, поэтому для каждого китайца смысл пейзажной композиции понятен без дополнительных пояснений - символичность лежит в основе китайской культуры и даже китайского образа мыслей.

Например, персик - пожелание благополучия, дерево счастья и долголетия, способное отражать зло.

Яблоко и магнолия – процветающее домашнее хозяйство (кроме того, яблоня –символ широты души). Абрикосовое дерево – красота и удача. Гранат символизирует семейное счастье и продолжение рода,

Сосна, цветущая слива, бамбук - Три Зимних Друга, стойко переносящие непогоды и демонстрирующие классические достоинства: храбрость, гибкость, целостность. Сосны - символ благородства, долголетия и силы характера. «Дерево счастья» - слива.

Лотос среди водных растений – символ чистоты, поскольку вырастает он, по существу, из донной грязи, превращаясь в удивительный цветок.

Другие деревья и кустарники, как гинкго, имеют лекарственные свойства.

Выносливый банан высаживают под карнизом крыши, он дает густую тень и усиливает приятные ностальгирующие звуки дождя, которые капают на его большие листья.

Достойное украшение сада – плакучая ива с её каскадом тонких ветвей. Ива растет легко и быстро. В Китае, представляя животворное начало ян, ива – символ весны, возрождения и бессмертия. Кора ивы и листья использовались в течение многих сотен лет для исцеления от лихорадки. А в 1927 году ученые обнаружили что ива – фактический источник салициловой кислоты.

Любимое растение китайских садовников (не только из-за его очень полезных плодов, но также по причине его изумительных и радующих сердце цветов - розового, красного, белого цвета) – хурма. Почти в каждом китайском саду можно встретить бамбуки - символ благородства и жизненной стойкости.

Очень ценят китайцы и старые многовековые деревья. Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено.

Архитектура

Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей природы: плавно изгибаются над водой мостики, закруглены скаты крыш ярких беседок, мягко очерчены силуэты павильонов. Дверным проемам придаются фигурные очертания. Глядя в них, вы видите прекрасную картину в раме. Это тоже своего рода «заимствование пейзажа». Благодаря такому приему сад словно входит в дом, становясь его неотъемлемой частью. Может быть, в этом и есть главный урок, которому учат нас китайские сады: человек не должен противопоставлять себя природе, он должен чувствовать себя ее частицей.

В китайском саду иногда поражает большое количество архитектурных построек. Важно помнить, что, начиная со времен династии Мин, сад являлся расширенной полезной площадью смежной с домом, по существу сад дом или, наоборот, дом-сад. Размещение основных структур – чрезвычайно важная тема в проектировании сада, преследующая достижение гармонической интеграции архитектуры в пределах естественного мира.

 

Приемная, где встречают гостей, приглашенных поразиться экзотическим растениям, высаженным в горшках. Крытые коридоры, связующие структуры и одновременно разделяющие пространство. Двухэтажные постройки, которые иногда используются как жилые помещения молодыми, незамужними девушками. Павильоны, в которых отдыхают и рассматривают достопримечательности сада. Береговые павильоны, террасы, мосты. Студии для живописи или каллиграфии. Пагоды в центре садов, которые служат основой для создания нового пейзажа. Павильоны на островах строились с таким расчетом, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» из воды и «смотрятся в свое отражение».

Каллиграфия

Китайский классический сад не будет полноценен без поэзии. Традиционно владельцами садов были ученые чиновники. Поэзия и декламация стихов, каллиграфия, наряду с пониманием классических философских текстов, являлись существенными требованиями для успешного прохождения строгих тестов-экспертиз для продвижения по государственной лестнице. Поэтические надписи, выгравированные на камнях, каллиграфия на дверных проемах или выше ворот - хотя, конечно, это были не какие-нибудь распашные ворота для дачи - увеличивали естественные садовые чудеса и добавляли другой уровень, интеллектуальное удовольствие, к всеобщему опыту. Элла Михайленко

 

Обычно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, в «зимнем» пейзаже обязательно присутствовали сосна и цветущая в эту пору слива, а также некоторые другие раннецветущие растения. «Весенние» пейзажи украшали сакура, жимолость, миндаль, фиалки, нарциссы и прочие растения, наиболее декоративные в это время года. В «летних уголках» сада сажались летние цветы и лиственные деревья - дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались разноцветьем кленовых листьев и тонким ароматом цветущих мандариновых деревьев.

 

Япония

 

Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада — созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора — террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.

Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. В его развитии выделяют следующие периоды.

1). VI-VIII вв.— период Нара, характеризуется влиянием китайской культуры. Строится столица Нара по образцу китайской столицы Чан-чань. При дворцах создаются первые сады по типу китайских, с общей конструктивной схемой — горы и вода. Появляется смысловая символика (сосна — долголетие, бамбук — стойкость и др.).

Это период становления японского сада на основе синтеза японских пространственных концепций и китайских садовых композиций.

2). IX-XII вв.— Хейанский период. Столица — Киото. Характеризуется утонченной культурной жизнью, развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных праздников, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Сад получает типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Таким образом, садовое искусство формируется как специфический жанр со своими формальными признаками и канонами.

3). XIII — начало XIV в.— период Камакура. Характеризуется приходом к власти военного дворянства и распространением секты дзэн-буддизма. Сады становятся частью храмового комплекса.

4). XIV-XVI вв.— период Муромати. Характеризуется сближением хейанского и камакурского направлений и новым расцветом культуры. Этот период в истории садового искусства Японии считается классическим. Сады развиваются при монастырях и создаются монахами. В XVI в. появляется новый вид сада — сад чайной церемонии.

 

В дальнейшем появляется множество вариантов храмового сада, вновь возникают светские сады как необходимая часть жилого дома.

 

Отправной точкой формирования садов последних двух периодов является положение дзэн-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, так называемым принципом неопределенности, было создание гармонического равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Его можно сформулировать как отрицание равенства: объемно-пространственные элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия. Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чертой — образной трактовкой природы. Художественная задача сада — показать природу, нетронутую человеком. Но сам способ показа с помощью символики, углубляющей смысл виденного, и композиционных канонов, как бы раздвигающих границы сада до размеров вселенной, не скрывает, что эта задача решается мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

Длительный период развития садов в одном направлении и их канонизация обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

Японские мастера XVIII в. выделяли следующие типы садов. По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По сложности композиционного построения: полная форма — «син», полусокращенная — «со», сокращенная — «гё». Наиболее развернутая форма «син» обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма «гё» более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и содержательны. Недосказанность должна активизировать восприятие сада.

По основному компоненту, на котором заостряется восприятие: сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его «скелет» и «кровь».

Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют группы: основную — определяет всю композицию — высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду; вспомогательную — подчиняется главной и подчеркивает ее основную идею: «гостевую группу» — композиционно не подчиняется главной, но уравновешивает ее; связующую группу, которая композиционно объединяет сад с домом и др.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая — слева, а средняя — справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого камня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространство сада.

Вода — основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.

Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отводится «острову черепахи» и «острову журавля», символизирующих стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также «райскому острову», который не соединяется с берегом.

В «сухих» садах вода символически изображается галькой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозеленые хвойные и лиственные. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна — цветением плодовых, осень — окраской листьев (особенно клена), зима—рисунком обнаженных ветвей. Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цветов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи, — сосна японская плотноцветная. Из цветущих — слива (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. Хризантема, слива, орхидея и бамбук, по японским представлениям, образуют «четверку благородных» растительного мира. Компоновка растений канонизирована и ведется по их символике и декоративным признакам.

Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнены из естественного материала — дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, с тем чтобы передать текстуру материала, его естественный цвет и, что особенно ценится, налет времени — лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патина на металле.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с живописью. Он рассчитан на статическое зрительное восприятие, его пространство построено по канонам живописи. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по той символике, которую несут компоненты сада,— по форме и расположению камней, островов и т. д.

Отсюда и метафоричность сада, и недоговоренности в передаче образа, который должен раскрыть сам зритель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских (философских) садах.

Сад Рёандзи. Киото.

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в конце XV — начале XVI в. Сад представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23Х9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположено группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Чисто визуально сад напоминает морские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать импульс его фантазии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: