Расчет номинальных данных и построение




Введение.

 

Двигатели постоянного тока (ДПТ) широко используются в электроприводе.

Они обладают рядом преимуществ по сравнению с такими электрическими машинами, как синхронные и асинхронные двигатели. К этим преимуществам можно отнести относительную простоту изготовления, дешевизну, большой пусковой момент, управляемость.

Целью предлагаемого домашнего задания является закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и семинарских заданиях при самостоятельном расчете студентами различных режимов работы ДПТ.

Полный объем домашнего задания (ДЗ) по расчету основных характеристик ДПТ включает следующие пункты:

1. Расчет естественной механической характеристики n = f (M) и электромеханической характеристики n = f (I я).

2. Расчет искусственных механических характеристик n = f (M) ДПТ при различных способах регулирования угловой скорости n:

- при изменении напряжения источника питания U;

- при введении в цепь ротора ДПТ добавочного сопротивления

R я доб;

- при изменении потока возбуждения Ф.

3. Расчет искусственных механических характеристик n = f (M) ДПТ при различных способах электрического торможения:

- при генераторном торможении;

- при динамическом торможении;

- при торможении противовключением.

Методика расчета всех пунктов домашнего задания рассмотрена ниже.

 

 

Требования к оформлению отчета.

 

Отчет по выполненной расчетно-графической работе должен содержать:

1. Титульный лист (см. стр. 23).

2. Текст домашнего задания с приведением всех исходных данных рассматриваемого варианта.

3. Последовательное выполнение всех пунктов задания с приведением расчетных формул и подставляемых в них числовых значений (формула – подставляемые числа – ответ с единицами измерения).

4. При выполнении каждого пункта задания необходимо приводить краткие пояснения о сути выполняемых действий.

5. После выполнения расчетов по каждому пункту задания приводятся расчетные данные и строятся требуемые по заданию графики.

6. Графики должны быть построены аккуратно, в крупном масштабе, с помощью чертежных инструментов или с использованием ПЭВМ.

7. В конце каждого пункта задания необходимо сделать выводы по результатам проведенных расчетов.

8. Домашнее задание должно быть выполнено и представлено на проверку преподавателю в предусмотренные учебным планом сроки.

 

Содержание домашнего задания.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ

«Двигатели постоянного тока»

 

Для двигателей постоянного тока выполнить следующие расчеты и построения:

1. Нарисовать электрическую схему включения двигателя постоянного тока (ДПТ) с параллельным возбуждением.

2. Рассчитать и построить естественные механическую n = f (M) и электромеханическую n = f (I я) характеристики. Определить частоту вращения nD при заданном моменте сопротивления MD = M Нk на валу двигателя.

3. Рассчитать и построить на одном графике естественную и искусственные характеристики n = f (M) при различных способах регулирования частоты вращения n двигателя постоянного тока. Определить для каждого случая частоту вращения nD при заданном моменте сопротивления MD = M Нk на валу двигателя:

а) при регулировании изменением напряжения сети (U ’ = Uq 1);

б) при реостатном регулировании (R я доб = R яq 2);

в) при изменении потока возбуждения (Ф’= Ф∙ q 1).

4. Рассчитать и построить на одном графике естественную и искусственные характеристики n = f (M) при различных способах торможения ДПТ:

а) при генераторном торможении, для n Т = n Нh 1 и M Т = M Нk;

б) при динамическом торможении, для n Т = nD и M Т = M Нk;

в) при торможении противовключением:

n Т = n Нh 2 и M Т = M Нk для реостатного торможения;

n Т = nD и M Т = M Нk для торможения с изменением полярности напряжения на обмотке якоря.

Расчет номинальных данных и построение

естественной механической характеристики n = f (M).

В качестве исходных данных приводятся следующие величины:

U н – номинальное напряжение двигателя, В;

P н – номинальная мощность двигателя, кВт;

n н – номинальная частота вращения ротора, об/мин;

η н – к.п.д., коэффициент полезного действия при номинальной

нагрузке, %;

R я – сопротивление обмотки якоря, Ом;

R доп пол – сопротивление обмотки дополнительных полюсов, Ом;

R возб – сопротивление обмотки возбуждения, Ом.

Полезной мощностью P 2 двигателя постоянного тока является механическая мощность, которая определяется через механические параметры по формуле: P 2 = M ∙Ω = M ∙(2π / 60)∙ n = 0.1047∙ Mn,

где M – момент на валу двигателя; Ω – угловая скорость вращения ротора.

Используя номинальные данные P и n Н, можно вычислить номинальный вращающий момент двигателя:

M н = 9.55∙ P / n н.

Здесь P – в [Вт], n н – в [об/мин], M н – в [Н∙м].

Номинальная электрическая мощность, потребляемая из сети двигателем

P = P / η н.

Номинальный ток двигателя I н = P / U н.

Номинальный ток возбуждения I вн = U н / R возб.

Номинальный ток обмотки якоря I ян = I нI вн = P / U н - U н / R возб.

Схема включения ДПТ с параллельным возбуждением изображена на рис. 1.


Рис. 1

Уравнение электрического состояния силовой цепи двигателя можно записать в виде:

U = E + I я∙(R я + R доп пол),

где Е = СЕ Ф∙ n – э.д.с. вращения; СЕ – коэффициент, определяемый конструктивными параметрами двигателя.

Уравнение электромеханической характеристики n = f (I я) имеет вид:

n = U /(СЕ ∙Ф(- I я∙(R я + R доп пол)/(СЕ ∙Ф) = n 0 – Δ n.

Учитывая, что M = CМ ∙Ф∙ I я, где CМ – коэффициент, определяемый конструктивными параметрами двигателя, получаем уравнение механической характеристики n = f (M):

n = U /(СЕ ∙Ф) - M ∙(R я + R доп пол)/(СЕСМ ∙Ф2) = n 0 – Δ n.

Полученные выражения для характеристик n = f (I я) и n = f (M) имеют линейный характер при условии, что магнитная цепь двигателя не насыщена (см. рис. 2 характеристика 1).

Рис. 2

Постоянные коэффициенты kEЕ ∙Ф и kM = СМ ∙Ф можно определить по формулам:

СЕ∙Ф = Е н / n н и СМ ∙Ф = М н / I ян.

Для построения естественной механической n = f (M) и электромеханической n = f (I я) характеристик необходимо знать координаты двух точек:

1) n = n 0 при M = 0 и I я = 0 (режим холостого хода, Х.Х.);

2) n = n н при M = М н и I я = I ян (номинальный режим).

После построения графиков n = f (I я) и n = f (M) нужно определить частоту вращения ДПТ, соответствующую заданному моменту нагрузки на валу двигателя МD = M Нk аналитически (по уравнению механической характеристики) и графически (по графику n = f (M)), а также рассчитать пусковой момент двигателя (при n = 0).

3. Расчет искусственных механических характеристик n = f (M) при различных способах регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока.

3.1. Расчет характеристики n = f (M) при уменьшении напряжения источника питания в цепи якоря.

Влияние U на вид характеристики n = f ( M ).

Выражения для электромеханической характеристики n = f (I я) и механической характеристики n = f (M) имеют вид:

n = U /(СЕ ∙Ф(- I я∙(R я + R доп пол)/(СЕ ∙Ф) = n 0 – Δ n,

n = U /(СЕ ∙Ф) - M ∙(R я + R доп пол)/(СЕСМ ∙Ф2) = n 0 – Δ n.

Как следует из приведенных выражений, при уменьшении напряжения на якорной обмотке U и неизменном магнитном потоке (Ф=const) n 0 уменьшается пропорционально U, а Δ n остается неизменным при одинаковых значениях момента М. Значит наклон характеристики n = f (M) не меняется.

При уменьшении напряжения (U ’= Uq 1), приложенного к обмотке якоря, искусственная характеристика n ’= f (M), смещается вниз относительно естественной характеристики n = f (M).

Расчет искусственной характеристики n ’= f ( M ) (при U ’= U q 1).

Для построения искусственной характеристики n ’= f (M) в силу ее линейности достаточно рассчитать координаты двух точек, например:

1) для режима холостого хода:

М = 0; n 0’= U ’/(СЕ ∙Ф) = Uq 1/(СЕ ∙Ф) = n 0q 1;

2) при номинальной нагрузке:

М = М y; nн = U ’/(СЕ ∙Ф) – M н∙(R я + R доп пол)/(СЕСМ ∙Ф2).

Естественную n = f (M) и искусственную n ’= f (M) характеристики нужно строить на общем графике.

Коэффициент регулирования кD при заданном MD.

Вычислить коэффициент регулирования кD частоты вращения n при изменении напряжения источника питания U ’= Uq 1и при моменте нагрузки

MD = M нk можно по формуле: кD = nD ’ / nD.

Где nD – частота вращения, соответствующая моменту MD, при работе ДПТ на естественной характеристике n = f (M), nD ’ - частота вращения, соответствующая моменту MD, при работе ДПТ на искусственной характеристике n ’= f (M) при том же моменте нагрузки MD и при пониженном напряжении U 1’= U 1q 1.

Далее необходимо отметить преимущества и недостатки данного метода регулирования n и сделать выводы о целесообразности его применения.

3.2. Расчет характеристики n = f (M) при введении добавочного сопротивления R я доб в цепь якоря (реостатное регулирование).

Влияние R я доб на вид характеристики n = f ( M ).

Электрическая схема, соответствующая реостатному регулированию n ДПТ, приведена на рис.3.


Рис. 3

Уравнение механической характеристики n ’= f (M) при использовании реостатного регулирования выглядит следующим образом

n ’= U /(СЕ ∙Ф) - M ∙(R я+ R доп пол+ R я доб)/(СЕСМ ∙Ф2) = n 0 – Δ n.

При введении R я доб возрастает Δ n и увеличивается наклон характеристики n = f (M). При этом n 0 = U /(СЕ ∙Ф) не меняется, значит естественная и реостатная характеристики выходят из одной точки n 0 (режим холостого хода, М = 0).

Расчет реостатной характеристики n ’= f ( M ).

Для построения реостатной характеристики n ’= f (M) необходимо знать координаты двух точек:

1) режим холостого хода - n 0 = U /(СЕ ∙Ф) при М = 0;

2) номинальный режим - при М = МН

nн = U /(СЕ ∙Ф) – M н∙(R я + R доп пол + R я доб)/(СЕСМ ∙Ф2).

Естественную n = f (M) и искусственную n ’= f (M) характеристики нужно строить на общем графике.

Коэффициент регулирования к D при заданном М D.

Коэффициент регулирования частоты вращения кD определяется по формуле: кD = nD ’/ nD,

где nD ’ = U /(СЕ ∙Ф) – MD ∙(R я+ R доп пол+ R я доб)/(СЕСМ ∙Ф2); MD = М нk; R я доб = R яq 2.

Далее необходимо отметить преимущества и недостатки данного метода регулирования n и сделать выводы о целесообразности его применения.

3.3. Расчет характеристики n = f (M) при уменьшении потока возбуждения (полюсное регулирование).

Влияния потока возбуждения Ф на вид характеристики n = f ( M ).

На рис. 4 приведена электрическая схема, соответствующая регулированию частоты вращения n двигателя постоянного тока при уменьшении магнитного потока возбуждения (Ф’ = Ф∙ q 1).


Рис. 4

При введении добавочного сопротивления в цепь обмотки возбуждения

R в доб уменьшается ток возбуждения I в, уменьшается магнитный поток (Ф’< Ф), создаваемый обмоткой возбуждения.

В соответствии с уравнением механической характеристики

n ’ = U /(СЕ ∙ Ф’) – M ∙(R я + R доп пол)/(СЕСМ ∙ (Ф’)2) = n 0’ – Δ n

при изменении магнитного потока Ф изменяются скорость холостого хода и наклон механической характеристики (n 0 и Δ n).

Для построения искусственной характеристики n ’= f (M) при Ф’= Ф∙ q 1 необходимо определить координаты двух точек:

а) режим Х.Х.: n 0’ = U /(СЕ ∙ Ф’) при М = 0;

б) при номинальной нагрузке: М = M н

n ’ = U /(СЕ ∙ Ф’) – M н∙(R я+ R доп пол)/(СЕСМ ∙ (Ф’)2) = n 0’ – Δ n ’.

Естественную n = f (M) и искусственную n ’= f (M) характеристики нужно строить на общем графике.

Коэффициент регулирования к D при заданном MD.

Коэффициент регулирования частоты вращения n можно определить по формуле: кD = nD ’/ nD,

где nD ’ = U /(СЕ ∙ Ф’) – MD ∙(R я + R доп пол)/(СЕСМ ∙ (Ф’)2); MD = M нk; Ф’= Ф∙ q 1.

Далее необходимо указать преимущества и недостатки рассмотренного метода регулирования и сделать выводы о целесообразности его применения.

Затем следует провести сопоставление трех рассмотренных методов регулирования n.

 

4. Расчет искусственных механических характеристик n = f (M) при различных способах торможения ДПТ.

Далее рассматриваются три основных способа электрического торможения ДПТ:

- генераторное торможение;

- динамическое торможение;

- торможение противовключением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: