Глава 3. Цели и задачи учета затрат




Цели учёта затрат

 

Одним из основных предметов управленческого учета являются фактические затраты, поскольку как раз решения, принимаемые в целях их сокращения, составляют основной доступный инструмент менеджера в целях повышения эффективности работы предприятия.

Оценка расходов, а также их горизонтальный и вертикальный анализы помогают собственникам и руководителям организации компании оценивать работу конкретных управленцев и руководства компании в целом.

Следствием производимых и оплачиваемых затрат является накопление предприятием кредиторской задолженности. Именно прогнозирование затрат помогает руководству составлять реальные бюджеты и планы работы предприятия на будущее, как на один отчетный период, так и на долгосрочный период деятельности.

К основным целям учета затрат можно отнести:

) Составление плана деятельности и бюджета организации.

В общем, бюджет составляется в четыре шага: первый - суммирование всех доходов организации, как от обычных видов деятельности (регулярных доходов организации), так и разовые поступления денежных средств, ресурсов (от операций, не являющихся обычными для деятельности организации).

Второй шаг - анализ расходов и затрат. Составление бюджета следует начинать с выделения категорий расходов. Определение сумм на каждую из этих категорий будет зависеть от текущих потребностей и планов на будущее. Создание фонда накоплений - залог долгосрочной финансовой стабильности, поэтому накопления, скорее всего, стоит относить к разделу фиксированных затрат.

Затраты следует разделять по группам:

На производственные площади: аренда земли и недвижимости, налоги на недвижимость.

Коммунальные платежи: водоснабжение, газоснабжение, энергоснабжение, телефонная и интернет связь и т.д.

Затраты на страхование: страхование денежных ресурсов, технического парка оборудования, трудовых ресурсов и т.д.

Затраты на оплату работы персонала: основного производства, вспомогательного производства, управленческого персонала, договоров найма и подряда на выполнение разовых работ и т.д.

Социальные затраты: платежи в социальные фонды, оплата больничных расходов, материальной помощи и т.д.

Транспортные расходы: налоги на транспорт, бензин, ремонт и техническое обслуживание и т.д.

Затраты на отчисления в резервные фонды организации регулярные и периодические, инвестиции, выплаты процентов учредителям, выплаты по кредитам, налоги и другие платежи.

Третий шаг - вычислить разницу. После того как составлен бюджет, необходимо вести учет реальных (а не бюджетных) доходов и расходов. Таким образом, можно вычислить "бюджетную разницу" - это положительная или отрицательная разница между планируемыми в бюджете и реальными расходами за месяц или определенный временной промежуток.

Шаг четвертый: учет, сокращение издержек или пересмотр плана бюджета.

По мере того как отслеживаются ежемесячные расходы, возможно, обнаружится, что нужно искать пути их сокращения. Некоторые статьи расходов легче сократить, чем другие. Если есть сильное различие между спланированным и исполненным бюджетом организации, то, возможно, следует пересмотреть бюджет или преследуемые финансовые цели, некорректны, может быть недостижимы.

На каких затратах нужно экономить в первую очередь, если спланированного бюджета не хватает? На этот вопрос нелегко ответить. Ответ будет зависеть от каждой конкретной ситуации, типа деятельности, экономической ситуации и т.д. Наиболее часто применяемые методы сокращения затрат - это покупка более дешевых ресурсов (поиск альтернативных ресурсов), совершенствование технологий, грамотные управленческие решения и т.д. Составление бюджета - непрерывный процесс. Вам придется регулярно анализировать, и, возможно, пересматривать свой план расходов.

) Анализ деятельности организации через затраты.

Эффективное функционирование компании требует экономически обоснованного управления ее деятельностью, которое базируется на анализе текущей финансово-хозяйственной деятельности, в том числе анализе затрат. Анализ производственной деятельности и финансовый анализ имеют своей целью обеспечение взвешенного принятия управленческих решений в области развития компании, выхода из кризиса, устойчивого развития доходного, конкурентоспособного предприятия, экономии затрат и т.д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности необходим для привлечения инвестиций и заемных средств, оценки платежеспособности, финансовой устойчивости компании, а также определения эффективности использования материальных, трудовых и производственных ресурсов, выявления и прогнозирования существующих и потенциальных проблем.

В зависимости от поставленных целей может быть проведен:

· Экспресс-оценка финансово-экономического состояния, включающая расчет показателей, характеризующих деятельность компании через затраты, ее имущественное положение (ресурсоотдача, ресурсоемкость, структура затрат и др.).

· Экспресс-анализ финансово-экономического состояния предприятия, включающий не только расчет основных показателей, являющихся показательными с точки зрения оценки деятельности компании, но и проведение анализа динамики изменения этих показателей за исследуемый период, выявление тенденций изменений этих показателей и основных факторов, оказывающих влияние на эти изменения.

· Комплексный анализ финансово-экономической деятельности, предусматривающий не только анализ источников формирования и направлений размещения ресурсов, эффективности их использования, анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, но и анализ использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов, производства, реализации, себестоимости продукции и финансовых результатов деятельности компании.

Исходной информацией для анализа деятельности является финансовая отчетность, учредительные документы, общая информация о компании, различные внутренние отчеты и формы, не являющиеся унифицированными, в отношении которых гарантируется конфиденциальность.

) Ценообразование.

Одним из принципов ценообразования является последовательное отражение в ценах общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию продукции, ее потребительских свойств. Цены, базирующиеся на общественно необходимых затратах труда, являются основой эффективного использования стоимостных показателей, позволяют устанавливать оптимальные народнохозяйственные пропорции, отражают реальные соотношения затрат труда, обеспечивают эквивалентный обмен товаров. Особенно сложна эта проблема в добывающих отраслях и сельском хозяйстве, где наблюдается большая амплитуда колебаний уровня издержек в связи с особенностями природных условий производства. Осуществление этого принципа достигается главным образом с помощью дифференциации цен, или путем установления цен на базе издержек производства предприятий с худшими природными условиями.

В основе ценообразования лежит сумма все затрат осуществленных на создание продукта производства, предоставляемых услуг. Политика цен, ориентированная на затраты, исходит из принципа покрытия всех или, по крайней мере, значительной части затрат. Необходимая информация берется из данных производственного учета (расчета себестоимости). Калькуляция является методическим средством, связывающим расчеты себестоимости с ценообразованием. По цели и методам различают два вида калькуляции:

) прогрессивная калькуляция, т.е. на основе производственных затрат рассчитывается цена, полностью или частично покрывающая затраты. Недостатком метода можно назвать недоучет влияния рынка. Рассчитанная таким образом цена не гарантирует того, что она будет принята рынком;

) метод обратной калькуляции основан на расчете, исходящем из продажной цены, и предназначен для контроля рыночной цены, с точки зрения затрат. Речь идет о проверке цен, ожидаемых потребителями или устанавливаемых конкурентами.

Чисто затратно-ориентированное ценообразование не проблематично лишь в случае, если цена не играет большой роли для потребителей. Для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или организационными недостатками, такой способ определения цен опасен самоудалением с рынка. Цены, основанные на себестоимости, ведут в этом случае к закреплению сложившихся отсталых структур затрат. Напротив, такая форма ценообразования возможна там, где господствует экстремальная конкуренция в области затрат и рационализации и одновременно существует согласие по поводу прибыли, которую должен получить каждый экономический субъект.

) Определение прибыли.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Важнейшим из основных внутренних факторов, влияющих на величину получаемой прибыли является структура затрат, а к внешним факторам относится цена на производственные ресурсы. Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, которые, несомненно, повлекут в той или иной мере увеличение затрат.

Для определения прибыли используется «Отчет о прибылях и убытках».

Отчет о прибылях и убытках состоит из трех основных частей:

· Реализация;

· Первоначальная стоимость товара (куда непосредственно и входят затраты);

· Общехозяйственные и административные расходы (непосредственно не связанные с производством и управленческие затраты).

Рассматривая цели учета затрат, необходимо выделять основные на которые делаются приоритеты необходимые для ведения всей управленческой деятельности организации. В следствии рациональной управленческой деятельности руководства организации достигаются цели работы организации, в том числе повышение производительности при существующем уровне затрат, или снижение уровня затрат при отсутствии потерь в производительности.

 

Задачи учета затрат

 

Основными направлениями снижения себестоимости производимой продукции и оказываемых услуг являются: рост производительности труда и экономия потребляемых ресурсов (различными путями). Важное значение имеет также управление процессом формирования себестоимости продукции, и прежде всего строгий учет затрат на основное производство и оперативный контроль за экономным и рациональным использованием всех видов ресурсов (материальных, трудовых и финансовых ресурсов).

Основными задачами учета затрат на производство являются:

) отражение фактических затрат производства по соответствующим статьям без ошибок и в определенные сроки;

) предоставление информации для контроля за использованием производственных ресурсов и сопоставлением с нормами, нормативами и сметами установленными организацией;

) поиск резервов снижения себестоимости продукции, стремление снизить расходы и потери непроизводственного плана (хищения, растраты, арифметические ошибки и т.д.);

) определение результатов внутрипроизводственного хозрасчета по структурным подразделениям предприятия и др.

Для осуществления этих задач на предприятиях учет затрат должен быть организован с соблюдением следующих основных принципов:

) согласованность результатов учета затрат с плановыми показателями;

) включение всех затрат на производство продукции по итогам отчетного периода в ее себестоимость;

) группировка и отражение затрат по производственным подразделениям, видам продукции, элементам и статьям расходов;

) согласованность объектов учета затрат с объектами калькуляции;

) обеспечение раздельного отражения производственных затрат по действующим нормам и отклонениям от них;

) расширение состава затрат, относимых на себестоимость продукции по прямому признаку;

) максимальное приближение методологии и организации учета затрат к международным стандартам и т. д.

Исходя из задач, поставленных перед учётом затрат необходимо выбрать такую систему учёта затрат которая будет наиболее удовлетворять приоритетным в управлении задачам. Для этого надо знать достоинства и недостатки систем учёта затрат.

 

Табл 2. Недостатки и преимущества систем учёта затрат.

Система учета затрат Недостатки Преимущество
Система учета полных затрат (Absorption-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, согласно которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции. субъективность выбора коэффициента распределения; при сложной организационной структуре и большом ассортименте продукции существует вероятность выбора некорректной базы распределения, что искажает реальную величину себестоимости и ведет к установлению необоснованных цен; неоднозначность отнесения затрат к одной группе; невозможность применения для сравнительного анализа себестоимости однородных товаров, производимых разными предприятиями. возможность рассчитать себестоимость и рентабельность отдельных видов продукции; применение в целях финансового учета и составления внешней отчетности; возможность рассчитать полную себестоимость готовой продукции, запасов готовой продукции на складе и незавершенного производства; широкая сфера применения; возможность применения для расчета цены за единицу продукции.
Система учета затрат "Директ-костинг" (Direct-costing) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости, согласно которой только переменные производственные затраты включаются в себестоимость продукции и в оценку конечных запасов, а постоянные затраты в общей сумме относятся на финансовый результат деятельности и не разносятся по видам продукции. ведение учета затрат только по производственной себестоимости не отвечает требованиям российского законодательства в части формирования себестоимости; отсутствие информации о полной себестоимости единицы продукции. установление взаимосвязи между объемом производства, величиной затрат и прибылью; определение точки безубыточности, т.е. минимального объема производства, при котором предприятие не получит убытка; возможность применения более гибкой системы ценообразования и установление нижней цены единицы продукции, что особенно эффективно при неполной загрузке производственных мощностей и уменьшает затоваривание продукции на складе; упрощение расчета себестоимости (по сравнению с системой учета полных затрат), поскольку отсутствует процедура распределения постоянных расходов по видам продукции; возможность составления оптимальной производственной программы и плана сбыта продукции; возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, что позволяет планировать цены и скидки на определенный объем продаж.
Система учета затрат Недостатки Преимущество
Система "Стандарт-кост" (Standard-Cost) представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости с использованием нормативных (стандартных) затрат. данная система зависима от внешних условий; изменение в законодательстве, изменение цен поставщиков, влияние фактора инфляции осложняет расчет нормативных затрат, которые должны быть неизменными в течение определенного периода. невозможность применить данную систему учета на всех стадиях жизненного цикла продукции; система не охватывает качественных показателей деятельности предприятия; отклонения от нормативных затрат, как правило, слишком агрегированы. обеспеченность информацией об ожидаемых затратах; выявление причин отклонений от нормы; возможность оперативной коррекции планов и их выполнение, a также оценка и контроль стоимости материалов, незавершенных робот и объектов; все ожидаемые затраты на прединвестиционной стадии определяют на основе стандартов (норм и нормативов).
Система учета затрат по методу ABC - одной из которых является система ABC (Activity Based Costing), получившая получила широкое распространение в западных компаниях различных отраслей. Основными недостатками, связанными с внедрением и применением ABC-метода, являются: трудоемкость; сложность; значительные финансовые и материальные затраты на его постановку. точное определение производственных затрат, возможность устранить непроизводительные расходы; эффективный механизм управления затратами и прибылью, поскольку позволяет определить "вклад" каждого вида продукции, каждого клиента, каждой географической зоны в общий финансовый результат; возможность контроля не только объема затрат, но и причин их появления; возможность применения в качестве инструмента разработки эффективной ценовой и маркетинговой политики.
Система учета затрат по местам возникновения затрат - данная система учета затрат зависит от существующей организационной структуры предприятия. Основными недостатками, связанными с внедрением системы учета затрат по МВЗ, являются: ресурсоемкость; внедрение системы требует постановки интегрированных информационных систем, что обусловливает дополнительные инвестиционные затраты и повышение квалификационных требований к персоналу для работы в данной информационной системе. возможность оценить затраты каждого структурного подразделения, их вклад в формирование общего финансового результата деятельности; возможность получения оперативных данных о величине фактических затрат по любому МВЗ, заказу; выявление резервов снижение затрат по структурным подразделениям и по заказам; возможность оперативной корректировки затрат в случае изменения технологии, влияния внешних факторов.
Система учета затрат Недостатки Преимущество
Система организации производства и учета JIT Система "Just-in-time" (т.е. "точно в срок") была разработана и впервые применена в Японии в компании Toyota в середине 70-х годов XX века. Основным недостатком является ограниченная сфера применения. Для формирования заявки на материалы и сырья и их доставки "точно в срок" предпочтительна географическая близость предприятий-поставщиков к данному предприятию. Чем дальше находятся предприятия-контрагенты, тем больше времени необходимо для доставки материалов, сырья, запасных частей и тем выше риски доставки (несоблюдение сроков, повреждение в процессе транспортировки и т.п.). 1) значительное снижение затрат на содержание, хранение и транспортировку запасов, что существенно уменьшает себестоимость продукции; 2) сокращается время на доставку сырья, материалов, запасных частей на предприятие; 3) снижается доля косвенных затрат в структуре себестоимости, в связи с чем расчет себестоимости становится более точным; 4) сокращается производственный цикл выполнения заказа; 5) оперативность принятия решений по устранению брака, улучшению качества продукции и пр.

 

Каждая организация перед началом осуществления своей деятельности просчитывает прибыль которую она сможет получить исходя их цены назначенной на свою продукцию или выполнение услуг, и затрат на ее производство или выполнение соответственно, что и является основной задачей учета затрат. Выбор системы учета затрат зависят от вида деятельности организации и информация которая будет предоставляться данной системой при умелом использовании рычагов снижения затрат, приводимых в действие умелым руководством, поможет добиваться высоких результатов деятельности.


Заключение

 

В ходе курсовой работы были решены задачи поставленные перед ней. В результате можно сделать следующие выводы:

) В современной экономике для успешного ведения бизнеса необходимо понимать пути снижения расходов на производство и выполнение услуг организации. Из этого вытекает, что четкое определение затрат участвующих в деятельности организации, поможет найти пути их снижения и повышения производительности любой организации в целом, и ее структурных подразделений в частности.

) Все затраты подвергаются перекрестной классификации, для удовлетворения всех потребностей связанных с принятием управленческих решений и регулированием финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия. Система классификации затрат по различным признакам позволяет следить за показателями затрат, поведением затрат, их рациональным использованием и обнаружить перерасход или иные ошибки при распределении затрат на производство.

) Определение функций затрат позволит проследить движение затрат по всем стадиям движения затрат внутри производственного цикла. Исходя из функций затрат отслеживается планирование затрат, их реальная необходимость, фактическое наличие и движение (приобретение и расходование), проверка расчетов связанных с учетом затрат, контроль за затратами, устранение ошибок (недопущение их в будущем), прогнозирование результатов производственной деятельности.

) Рассматривая цели учета затрат, необходимо выделять основные на которые делаются приоритеты необходимые для ведения всей управленческой деятельности организации. В следствии рациональной управленческой деятельности руководства организации достигаются цели работы организации, в том числе повышение производительности при существующем уровне затрат, или снижение уровня затрат при отсутствии потерь в производительности.

) Каждая организация перед началом осуществления своей деятельности просчитывает прибыль которую она сможет получить исходя их цены назначенной на свою продукцию или выполнение услуг, и затрат на ее производство или выполнение соответственно, что и является основной задачей учета затрат. Выбор системы учета затрат зависят от вида деятельности организации и информация которая будет предоставляться данной системой при умелом использовании рычагов снижения затрат, приводимых в действие умелым руководством, поможет добиваться высоких результатов деятельности.


Список использованной литературы

 

1. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (ред. от27/11/2006) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ10/99)» // «Российская газета», № 25, 07.02.2006

2. Багиев, Г.Л. Асаул А.Н. «Организация предпринимательской деятельности <https://www.aup.ru/books/m72/> // Аудит и налогообложение. - № 2, 3, 4, февраль, март, апрель 2005.

3. Бакушин С.Г. «Бухгалтерский управленческий учёт. Порядок и основные направления развития» // Бухгалтерский учет. 2004.

. Егорова Л.И «Бухгалтерский управленческий учет» Изд. 4-е, дополн. - М.: Едиториал, 2004.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учёт: учебник.- M.: Велби, 2006г.

6. Ивашкевич В.Б., Бухгалтерский управленческий учет: уч.пос. -М.: ЮРАЙТ 2007

. Кукукина М.П. Управленческий учёт: учебник.- М.: Омега-Л,2001

8. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет: учебник. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.

9. Серебренников Г.Г Управление затратами на предприятии: уч пос.-М.: ТГТУ, 2007

10. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия: учебник.-М.: ИНФРА-М,2009

. Управленческий учет: учеб.-практ. пособие / Е.Ю Воронова, Е.В. Акчурина. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.

. Бухгалтерский управленческий учет: практическое руководство / Б.К Райзберг, Л.С. Лозовский, Е.Стародубцева - 2-е изд., исправл. - М.: Эксмо, 2008.

13. Ценообразование: учебное пособие /Лукин В.Б - М.: МГУП, 2001.


Приложение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: