Самостоятельная работа учащихся.
Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.
А. Алексеев. Пейзаж с чайками
Дополнительное задание может быть дано на разные состояния природы: «Страшная буря», «Грустный вечер», «Светлые дожди», «Солнечное лето», «Утренний дождь весной», «Ураган»,
«Морозный вечер».
Прочти композиционные схемы пейзажей
Если ребята были внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что стволы деревьев по-особому нежны, что их никак нельзя изображать грубыми, жесткими цветами (черным, темно-коричневым). Для сравнения - смотрим в окно на деревья. Поможет всем цветам стать нежными, певучими белая гуашь или краска, разбавленная большим количеством воды. А черная - для «утяжеления» цвета, большей его мрачности и напряженности.
Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия примерно так:
1)Делим горизонтально расположенный лист линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой - изображать холмы.
Экспериментируй с акварельными красками и цветными карандашами. Подбери цветовую гамму к картинам, которые ты видишь в учебнике. Помни об изменении цвета по мере приближения к горизонту.
2) Рисуем слева, в середине, справа по 1-2 дерева, справа в небе - солнце, слева - тучу.
3) Сначала выполняются в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) - деревья. Живопись выполняется в технике мазка. Направление мазков (в одну сторону: слева-вниз или справа-вверх) может задать движение живописи, придать рисунку воздушность.
4) Так как слева мы нарисовали тучку, то в цвет деревьев, земли, неба левой части рисунка вводим «холодные» цвета. Середина - без изменений.
Упражнение.
- Теперь попробуйте сами получить возможные оттенки цвета снега (ведь в природе он только неопытному глазу кажется белым). Для этого добавьте белила в яркие краски. Полученные цвета используйте, рисуя свой зимний пейзаж.
IV. Итоги урока.
Экспресс-просмотр выполненных работ. Требования к работам:
- компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие;
- колорит, живописность в образном решении работы, владение материалом, аккуратность исполнения;
- проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы;
- наличие названия работы (на обороте рисунка, карандашом). Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: найти в иллюстрациях к детским книжкам изображения разных настроений в природе.
Урок 21
Тема: «ЧЕЛОВЕК И ЕГО УКРАШЕНИЯ». ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЯ
Вид занятия: декоративное конструирование.
Цели и задачи: дать представление о связи характера человека, украшения и его назначения, двух сторонах - практической и художественной- в украшении бытовых вещей; знакомство с прикладными видами художественного творчества, декоративно-прикладным искусством; изучение связи формы и узора; цвета и узора; знакомство с назначением вещи; овладение умением работать с чертежными инструментами, трафаретом; развитие эстетического отношения к действительности, художественного вкуса; патриотическое воспитание, воспитание бережного отношения к родной природе, национальным традициям и ценностям культуры; закрепление графических умений и навыков.
Оборудование урока: гуашь, кисти (крупная и тонкая), заготовки из больших листов бумаги, линейка, циркуль, трафареты.
Зрительный ряд: слайды с произведениями художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Портрет дочери»), иллюстрации детских книг (И. Билибин), фотографии старинной русской одежды, оружия, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.
Музыкальный ряд: народные песни.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.