Парные изображения римских императоров в позднеантичной нумизматике как отражение идеи единства Империи




Баженов Е.А.

В настоящее время в исторической науке доминирует мнение, что Римская империя окончательно распалась в 395 г. н.э. на две части Западную и Восточную, каждая из которых стала самостоятельным государством[1]. Часть историков считает, что это было вполне естественным явлением[2]. Другие подчёркивают, что «восточные» императоры были ничуть не менее «римскими», чем их западные «партнёры». Они отмечают, что в обеих частях государства было абсолютно одинаковое государственное устройство, одни и те же традиции, религия и законы[3]. Например, один из первых примеров кодификации римского права, так называемый «кодекс Феодосия», работа над которым началась по приказу «восточного» правителя Феодосия II, тем не менее, был согласован и с «западным» государем Валентинианом III[4]. Кодекс, в конечном итоге, был принят и в Константинополе, и в Риме в 438 г. н.э[5]. Также стоит отметить, что упомянутый Валентиниан III, который, к слову, был посажен на трон при поддержке «восточного» коллеги в 425 г. н.э.[6], был также женат на его дочери – Лициции Евдоксии[7]. Императоры Аркадий и Гонорий, которые получили в 395 г. н.э. контроль над восточной и западной частью римской державы вообще были братьями[8]. В 467 г. н.э. кесарь Лев I назначил одного из самых выдающихся граждан «восточной» части государства, грека по происхождению - Антемия главой «Запада», который хоть и не снискал популярности в Риме по причине своего происхождения, но все же смог усидеть на троне вплоть до 472 г. н.э[9]. Как видно даже из приведенных примеров, несмотря на многочисленные противоречия и конфликты, обе части империи поддерживали тесные контакты и были переплетены между собой и после 395 г. н.э. Вообще стоит подчеркнуть, что разделение высшей власти над государством между двумя лицами является характерной чертой для римлян, начиная практически с самого основания города. Так, после знаменитого «похищения сабинянок» в Риме в течение некоторого времени было два царя: Ромул и Тит Таций, который был предводителем одного из сабинских племен[10]. После изгнания царей, в «республиканскую» эпоху, как широко известно, высшими должностными лицами в римской державе были два консула[11]. В период принципата императоры нередко назначали себе соправителей. Например, после смерти Антонина Пия, Марк Аврелий сделал своим соправителем Луция Вера, наделив того равной во всех отношениях властью, за исключением титула верховного понтифика[12]. В конце III в. н.э., по инициативе Диоклетиана, в Риме утвердится новый порядок – тетрархия, когда власть в империи осуществляли два высших государя, которых нарекли «августами», каждый из которых, в свою очередь, имел еще по помощнику-заместителю – «цезарю», а сама империя была поделена на восточную часть, которую возглавил сам Диоклетиан и на западную, которую возглавил его соправитель Максимиан[13]. В так называемой «византийской» истории, которая, на мой взгляд, является органичным продолжением истории римской, случаи совместного правления также встречались. Так, кесарь Юстин I в 527 г. н.э., незадолго до своей кончины сделал своим соправителем Юстиниана I[14], который станет одним из самых могущественных ромейских императоров.

Не секрет, что монеты в древние времена являлись самым широким по возможностям и самым массовым средством пропаганды[15]. Ведь все экономически активное население, так или иначе, на постоянной основе сталкивается с деньгами, а стало быть, донести и навязать определенную идею именно через нумизматику представляется наиболее эффективным способом. Одной из таких идей в позднеантичной Римской империи является, на мой взгляд, идея единства власти, единства империи, несмотря на то, что правят ей два человека. Важно донести, что правят они в согласии и во благо государства, а стало быть, гражданам незачем опасаться нестабильности и гражданских смут.

Недаром, на реверсе ауреуса Марка Аврелия (слайд 2) изображено две фигуры. Очевидно, что это он сам и его соправитель – Луций Вер, которые пожимают друг другу руки, что очевидно символизирует дружеские отношения между ними, а надпись «Concordia Avgvstor», что в переводе с латинского означает «гармония/согласие августов» прямо должно нас удостоверить в этом.

Нередко римские правители обращались к более метафоричным приемам. Так, на представленном антониане императора Кара (слайд 3), изображен он, вооруженный копьем, со своим сыном Карином. Вместе они держатся за так называемый «orb», который венчает фигура Виктории – богиня победы. Orb, увенчанный крылатой богиней, довольно распространенный сюжет в античной художественной культуре. В качестве наглядного примера можно привести статую Октавиана Августа в образе Юпитера из Прима Порта (слайд 4), где тот также в руке держит orb с Викторией. Orb или сферу можно трактовать двояко: с одной стороны он символизирует римскую державу, а с другой он символизирует мир в целом, поэтому таким образом император держит в руках по большому счёту всю планету, что в целом неудивительно, учитывая стремления римлян к мировому господству. Возвращаясь к Кару и Карину, то указанный сюжет, несомненно, символизирует то, что отец и сын вместе «держат» государство и совместно им правят.

Важным, на мой взгляд, является золотой ауреус, где присутствует парное изображение уже императоров Кара и Карина (слайд 5), которые смотрят друг на друга. На реверсе присутствует надпись «Victoriaе Avgustt», что можно перевести как «победы августов», что подчеркивает успехи императоров в войне с персами[16] и достижения отца и сына в управлении государством в целом. Как мы увидим впоследствии, эта фраза часто будет встречаться в римской нумизматике.

Довольно интересным является ауреус Диоклетиана (слайд 6) с изображением императоров-соправителей Максимиана и собственно Диоклетиана на реверсе. Оба правителя на реверсе изображены одинаково: у каждого из них на голове венок, каждый держит в руке orb и жезл, оба сидят почетных сидениях и обоих венчает венками крылатая фигура, которая, скорее всего, символизирует Викторию. На реверсе отчеканена почти известная нам надпись «Concordiae Avgg», что также можно интерпретировать как «гармонию/согласие августов». Все это символизирует равенство власти обоих государей, которые сообща правят державой.

Довольно распространённым сюжетом для римской нумизматики второй половины IV в. н.э. является изображение на реверсах монет двух правителей, сидящих рядом в императорских одеяниях и диадемах на одном троне, вместе они держат одну сферу, под троном произрастает пальмовая ветвь, а позади них вновь изображена крылатая богиня Виктория (слайды 7-11). А на монете Евгения (слайд 11) над императорами изображены еще и нимбы. Также присутствует известная уже нам надпись «Victoriaе Avgustt». Во всем этом примечательно развитие идеи единения августов, они сидят на одном троне и держат один orb, тем самым подчеркивая, что империя одна, а императоров двое и они вместе ведут государство от победы к победе. Однако это всего лишь репрезентация идеи единства императоров и пропаганда, а не отражение реального какого-то единения. Если на солидах Валентинана I и Валента II, которые были братьями в такое единение еще можно поверить, то монеты Магна Максима и Евгения – это чистая пропаганда, поскольку отношения со своим «восточным» коллегой – Феодосием I у них не сложились. Феодосий в итоге сверг, что первого, что второго государя, сочтя их узурпаторами, несмотря на то, что в какой -то момент он признавал Максима августом[17].

Относительно схожим сюжетом обладают солиды государей Феодосия II и Валентиниана III (слайды 12-13). Нельзя не отметить его явную христианизацию: крылатую фигуру собой заменяет звезда, а вместо сфер у каждого правителя по кресту, пальмовая ветвь исчезла, но, тем не менее, правители все так же сидят на одном троне в императорских одеждах, с диадемами и нимбами, что должно все также подчеркивать идею единства Империи. Надписи «Salvs Reipvblicae», которую можно интерпретировать как «благополучие/сохранение государства» прямо нам говорят, что такое положение дел идет во благо государству и то, что это государство одно. Интересным является то, что фигура одного из августов явно крупнее и больше другой. Очевидно, что под более крупной фигурой подразумевался Феодосий II, что не удивительно, ведь монеты отчеканены в Константинополе, который был центром владений Феодосия. К тому же, Феодосий и по возрасту был старше Валентиниана III, а тот еще и был обязан «коллеге», как уже упоминалось, и троном, и женой.

Патерналистское отношение Феодосия II к Валентиниану III отражено и в солиде, который были отчеканен в честь женитьбы «западного» императора на Лициии Евдоксии (слайд 14), на котором Феодосий кладет свою руку на плечо Валентиниана. Таким образом, благословляя этот союз. А надпись «Feliciter nuptis» желает счастья невесте, чей брак должен был скрепить не только правящие семьи, но и всю империю.

Антемий, как уже говорилось, был назначен «западным» императором, согласно устремлением императора «восточного» Льва I. Несомненно, связь между двумя кесарами должна была быть отражена и в памятниках нумизматики. Так, на одном из солидов, который был отчеканен в Риме (слайд 15), мы видим уже известный нам со времен Кара и Карина сюжет, пусть и в несколько переработанном виде. В данном случае, обе фигуры вооружены копьями, да и сам orb видоизменился и «христианизировался», теперь вместо крылатой Виктории сфера увенчана крестом. Общий посыл от этого не изменился, а знакомая нам надпись «Salvs Reipvblicae» в очередной раз нам показывает, что империя одна, но императоров двое, однако они правят во имя сохранения государства, что в условиях приближающегося падения так называемой «западной» империи было особенно актуально.

Довольно интересной является ещё одна монета времен Антемия, отчеканенная в Равенне (слайд 16). Интересна она тем, что помимо очередной демонстрации единства империи, в ней отражен довольно популярный впоследствии для ромейской нумизматики сюжет, где оба императора держатся за один крест, который является, таким образом, олицетворением Римской державы.

Довольно важным в общем контексте работы, на мой взгляд, является солид Льва II (слайд 17). В сюжетном плане ничего нового мы не увидим, примерно все тоже самое: императоры с диадемами, нимбами, крестами в руках и на одном троне, аналогичная надпись «Salvs Reipvblicae». Одна важно здесь то, что эта монета является отличной иллюстрацией того, что в восприятии римлян «западная» и «восточная» части империи не особо отделялись. Поскольку в данном примере две представленные фигуры изображают двух «восточных» императоров: Льва II и Зенона. Но сюжетно они изображены, так как будто это условный «восточный» и «западный» император, чему мы были свидетелями ранее. Следовательно, для римлян прецеденты двоевластия, что в «восточной» части, что в империи в целом являются понятиями одного и того же характера, т.к. никакой сюжетной дифференциации этих прецедентов мы не видим.

Ещё одним аргументом в пользу такого взгляда является монета императоров Юстина I и Юстиниана I (слайд 18). В этом случае мы видим почти аналогичную ситуацию, когда мы имеем двух «восточных» императоров-соправителей, которые изображены в сходном ключе, как некогда изображались императоры «западные» и «восточные». Отличия в сюжетном плане в данном случае есть, но они не очень значительны: императоры также сидят на одном троне в пышных одеяниях, головы их украшены нимбами, однако каждый из них держит по сфере, что символизирует, что каждый из них обладает императорской властью. Крест за троном служит им благословлением, как некогда это делала богиня Виктория. А известная нам ещё с III в. н.э. фраза «Victoriaе Avgustt» на реверсе лишь свидетельствует о продолжении древней традиции.

Также продолжением римской традиции, на мой взгляд, является и солид кесарей Василия II и Константина VIII (слайд 19), где мы видим на реверсе известный еще с V в. н.э. сюжет, в котором соправители в императорских одеяниях вместе держат крест, а стало быть, и власть над Римской империей.

В качестве итога работы, отмечу, что нумизматические источники наглядно нам демонстрируют, что представление раздела Римской империи в 395 г. н.э. на «западную» и «восточную» части как распада на отдельные и самостоятельные государства несостоятельно. На мой взгляд, нужно говорить о соправительстве двух (а бывало и более) императоров, а не о распаде государства на части. Благо прецеденты двоевластия и соправительства были известны римлянам издавна. На примерах, которые были приведены в этой работе, можно заметить, как часто делался в нумизматической пропаганде акцент на единстве государства, согласии и единении государей в позднеантичный период. Но важно отметить, что такой акцент делался и в более ранние периоды, когда также имели случаи соправительства августов. Делался такой акцент и позднее, уже в так называемый «византийский» период, который, на мой взгляд, является лишь очередной вехой в истории римской государственности. В пользу моей точки зрения могут говорить, в том числе и данные нумизматики. Появление парных изображений императоров-соправителей никак не связано ни с крахом «западной» империи в 476 г. н.э., ни с «распадом» Римской империи в 395 г. н.э., ни с учреждением тетрахии Диоклетианом, ни даже с самим кризисом III в. н.э., а имеет, судя по всему более глубокие корни, которые гипотетически могут уходить чуть ли не к временам основания Рима. Также необходимо подчеркнуть, что часть сюжетов ромейской нумизматики сложилась еще до 395 г. н.э., а некоторые и вовсе сформировались в «западной» части империи. Они менялись, христианизировались, но римское государство на протяжении всей своей истории также неоднократно менялось, порой самым кардинальным образом, но это не дает нам права называть республику, принципат и доминат отдельным государством или цивилизацией. Нет, это этап ы развития римской государственности, которая не закон чинилась свое развитие ни в 395 г. н.э., ни в 476 г. н.э., а несмотря на все трудности и смогла просуществовать вплоть до середины XV в. н.э. в виде так называемой «Византии».

Список литературы

1. Амброзон М.Г. Римская армия и ее лидер по данным нумизматики – Челябинск: Челябинский гос. ун-т., 1994. – 270 с.

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 06.11.2020)

3. Грант М. Римские императоры: Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н.э. – 476 г. н.э. / Пер. с англ. М. Гитт. – Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 400 с.

4. Кравчук А. Галерея византийских императоров / Пер. с польск. Н.В. Селивановой. – Екатеренбург: У-Фактория; Москва: Астрель, 2011. – 415 с.

5. Попова О.С. Пути византийского искусства – Москва: ГАММА-ПРЕСС, 2013. – 460 с.

6. Сказкин С.Д. История Византии: в трёх томах. Том I. / Отв. ред. тома З.В. Удальцов. – Москва: Наука, 1967. – 524 с.

 


[1] Попова О.С. Пути византийского искусства – Москва: ГАММА-ПРЕСС, 2013., С. 7.

[2] Сказкин С.Д. История Византии: в трёх томах. Том I. / Отв. ред. тома З.В. Удальцов. – Москва: Наука, 1967., С. 67.

[3] Кравчук А. Галерея византийских императоров / Пер. с польск. Н.В. Селивановой. – Екатеренбург: У-Фактория; Москва: Астрель, 2011. С. 4.

[4] Грант М. Римские императоры: Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н.э. – 476 г. н.э. / Пер. с англ. М. Гитт. – Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. С. 328.

[5] Кравчук А. Указ. соч. С. 46.

[6] Грант М. Указ. соч. С. 337.

[7] Кравчук А. Указ. соч. С. 43.

[8] Грант М. Указ. соч. С. 312.

[9] Там же. С. 360-362.

[10] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. / Таций // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 06.11.2020)

[11] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. / Консулы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 06.11.2020)

[12] Грант М. Указ. соч. С. 117.

[13] Там же. С. 231.

[14] Кравчук А. Указ. соч. С. 162.

[15] Амброзон М.Г. Римская армия и ее лидер по данным нумизматики – Челябинск: Челябинский гос. ун-т., 1994. С. 141.

[16] Грант М. Указ. соч. С. 226.

[17] Грант М. Указ. соч. С. 307.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: