Основные приёмы активизации аудитории.




Как известно самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Необходимо, чтобы посетители учреждений культуры чувствовали себя не зрителями, а соучастниками программы. Для этого используют различные сценарные ходы и решения. Это могут быть вопросы, обращенные к залу, коллективное исполнение песен, разбрасывание в зале листовок, выход актеров в зрительный зал и т.д. Ведь в массовой аудитории могут быть люди с разным образованием, возрастом, социальным положением, культурным уровнем. Одни требуют высокого качества мероприятия, другие об этом не задумываются, поэтому нужно удовлетворить вкусы представителей и низкого и высокого уровня подготовки, надо дать материал, выполняющий простые и более сложные педагогические функции. Таким образом организатор досуга имеет дело с множеством потребностей (и в отдыхе, и в общении, и в познании, и наслаждении) и с множеством различных интересов. Поэтому он должен обладать педагогической оперативностью в выявлении и использовании этих моментов. Нужно учитывать особенности рекламы мероприятия, рассмотреть мотивы посещения культурно-досугового учреждения.

Понять эти мотивы, помогает изучение посетителей учреждения культуры или участников мероприятия. На основе этого получаются данные об общей ориентации людей в сфере досуга и отдыха, предоставляется динамика случайного и закономерного в поведении их, и на этой основе строится перспектива перехода посетителей от пассивного восприятия материала – к более активному – в форме обмена по интересующему вопросу. Затем даётся возможность приобретения соответствующих практических умений и навыков, связанных с развитием способностей, потребности углубления интересов, меняющих в определенной степени даже общую направленность личности.

Сценарий праздничных массовых культурно-досуговых программ обязательно предусматривает способы активизации посетителей учреждений культуры. Активизация аудитории - стремление организаторов театрализованной игровой программы к вовлечению людей в активное личностное участие в действии.

Одной из специфических черт драматургии досуговой программы (ДП) является активное участие зрителя в мероприятии, поэтому способы активизации зрителя возникают еще в замысле, закладываются в сценарном плане, выстраиваются в сценарии и реализуются в ходе проведения мероприятия. Издавна театральные деятели всего мира мучаются над проблемой, как заставить зрителя стать активным соучастником сцен, действия.

Основными приемами активизации аудитории в процессе театрализованного действия являются: вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников.

Живое слово несет большую эмоциональную информацию, создает словесные образы, которые могут передавать действия, чувства, настроения и переживания человека. Оно создает атмосферу общения между массовой аудиторией и сценической площадкой. Такого рода приёмом является приём «длинные шнуры» - (вопрос-ответ) разговор с залом, разговор-интервью. В театрализованных формах аудитория воспринимает актера не только на слух, но и визуально. Отсюда важен не только голос, но и поза, движение, жест. Слово должно быть ярким, четким, а диалог героев иметь свою цель и двигать действие вперед.

Здесь очень важен диалог персонажей с аудиторией, актеры могут задавать провокационные вопросы, спрашивать совета, искать подсказку, вместе думать, как найти выход из трудной ситуации и т.д. Человеку присуща потребность не только сопереживаться, но и деятельно соучаствовать в том или ином творческом художественном действии.

Праздник, как социально-художественный феномен обладает в этом смысле большими преимуществами. Подлинный праздник – это когда не смотрят, а когда действуют, играют, радуются, веселятся все, демонстрируя публично свои творческие дарования и возможности. Такими подлинными праздниками, когда все участники действовали, были праздники Древней Греции, раннего Средневековья, французской и октябрьской революций. Активизация публики, вовлечение ее в коллективное действие, творчество масс – эти задачи ставит и выполняет сценарист и режиссер ДП. Иными словами мы должны как бы заманить зрителя в совместное действие посредством общей игры.

Вербальные контакты детей ярко проявляются в этом ведущем виде деятельности младших школьников. Во время игровой ситуации персонажи в качестве поддержки просят поддержать игроков, скандируя имя играющего. В действие могут быть включены загадки, буриме, загадки-розыгрыши и т.д.

Необходимость использования в театрализованной игровой программе активных видов деятельности не вызывает сомнения. Одна из главных задач театрализованной игровой программы – включение детей в действие. Это успешно решается при помощи игры, при помощи которой достигается физическая активизация.

В театрализованной программе широко применяются командные и соревновательные игры,так называемый «приём заманивания»– одним из основных приемов вовлечения зрителя в действо является традиционный прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой. А затем постепенное заманивание и втягивание в эту театральную игру всех зрителей. (эстафета – выполнение одинаковых заданий двумя командами): «собиралки» - собрать, донести, сложить, вернуться обратно; «рисовалки» - добежать, нарисовать одну деталь, передать маркер следующему участнику; «обгонялки» - добежать, преодолеть препятствия, вернуться обратно и др. Могут быть использованы следующие игры с залом: передача мяча от первых рядов к последним и обратно, бросание мяча в различных вариантах герою (в сачок, ведро, обруч…).Так же используется метод «игровое действие» – это игровая ситуация, возникшая в празднике, где надо совершить действие за определенное время. Во время проведения игры нельзя забывать о похвале, словах поддержки и поощрении.

Режиссёр-постановщик, Всеволод Мейерхольд, использовал в своей работе прием «подсадки». Многие режиссеры стали откровенно размещать актеров среди зрителей, переносить действо в зрительный зал, стремясь к непосредственному контакту с аудиторией. Впоследствии опыты по изменению формы сцен, площадки и выносу ее в зрительный зал продолжали другие режиссеры. Цельность программы, ее зрелищность достигаются не только соблюдением вышеизложенных условий, но и логически оправданным, органичным введением выразительных средств: декораций, игрового реквизита, светотехнических эффектов и музыкального оформления, которые составляют художественное оформление программы и обеспечивают художественную активизацию.У художественного оформления программы две задачи: создание определенной зрительной среды и организация сценического пространства.

Оформление игрового пространства – это первое, что видит участник программы, входя в зал. Именно от этого складывается первое впечатление. Реквизит - это все то, что используется организаторами для проведения игр и конкурсов. Чтобы игра была интересной, игровой реквизит должен привлекать к себе внимание, быть ярким, увлекательным и вызывать желание поучаствовать в игре. Визуальное декоративное оформление (декорации и реквизит) – один из ключей успеха вашей программы.

Костюмы, грим, оформление должны сочетаться друг с другом, все детали должны быть продуманы до мелочей, никакой небрежности, неудобства и неаккуратности.

Основой содержания музыкальных образов является, прежде всего, чувства и эмоции, переживания. Музыка должна сопровождать аудиторию на протяжении всей программы, держать темпоритм программы.

Таким образом, можно смело говорить о том,что активизации аудитории в культурно-досуговых мероприятиях является не только неотъемлемой частью программы,но и залогом успеха всего мероприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: