Филиграни на бумаге русского производства




РЕФЕРАТ

на тему:

Водяные знаки

 

Выполнил:

студент гр. Б02-541-1

Федотова Вера Александровна

 

Проверил:

Баранов Виктор Аркадьевич

 

 

Ижевск 2018

Содержание

 

Введение. 3

1. История водяных знаков. 4

2. Филиграни на бумаге русского производства. 8

3. Филиграни на бумаге иностранного производства. 12

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Приложения. 16

Приложение А.. 18

Приложение Б. 19

Приложение В.. 20

Приложение Г. 21

Приложение Д.. 22

 

 

Введение

 

Каждодневно человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с водяными знаками. Наиболее распространенный вариант – те, что наносят на бумагу при производстве денег. Водяной знак – невидимое изображение, нанесенное специальной технологией на бумагу, из которой планируется печать денег, марок или прочей продукции. Данное изображение становиться хорошо заметным только при просмотре на просвет или же через ультрафиолет. Также водяные знаки применяются в сфере цифровых технологий. Иными словами, различают водяные знаки, предназначенные для бумажных носителей и фото- и видеоизображений. Но вне зависимости от того, в какой сфере применяется водяной знак, его главная цель – защита продукции от несанкционированного доступа с дальнейшим использованием в корыстных целях, то есть, защита от воровства и подделок.

 

 

История водяных знаков

 

 

Производство тряпичной бумаги возникло в Китае в самом начале II-го века н. э. В Европу искусство делания бумаги проникло сложным путем — через Монголию, Туркестан, Персию, Египет, Марокко в Испанию и Францию. Другое ответвление шло из Египта в Италию и Германию. В России первые бумажные мельницы появились в Москве в 1570-х годах.

Почти до конца XVIII века процесс изготовления бумаги, в основном, не менялся. Несколько усовершенствовалась техника и намечалась примитивная механизация отдельных процессов. Вкратце основные производственные процессы сводились к следующему: сырье (льняная тряпка) очищалось, в специальных толчеях оно измельчалось в однородную массу при одновременной промывке, полученной массой наполнялись специальные формы, тонким слоем покрывавшей дно. После того как вода стекала сквозь сетчатое дно, масса выкладывалась на суконные или войлочные прокладки. Сложенные прокладки пропускались через пресс, отжимавший оставшуюся воду. По освобождении листов от прокладок они развешивались для просушки. Затем они пропитывались клеем, лощились (гладились) и пройдя еще раз через пресс поступали в упаковку.

Смотря на свет через старую тряпичную бумагу, можно различить светлую сетку, состоящую из редко поставленных поперечных линий и очень часто — продольных. Кроме того на этой сетке можно различить разные фигуры, буквы и слова. Эти знаки называются филигранями (filigrane — изделие из тонкой проволоки). Дно формы, где отливается бумага, представляет собой сетку, состоящую из частых продольных проволок (vergeurs), через которые на некоторых расстояниях пропускаются поперечные проволоки (pontusoaux), служащие для поддержания равных расстояний между vergeurs. Сквозь эту сетку стекает вода из слоя бумажной массы, покрывающей дно формы. Бумажная масса ложится на сетчатое дно более тонким слоем на проволоки и более толстым на промежутки между ними. Эта разница в толщине слоя бумажной массы сохраняется в готовом листе бумаги. Таким образом дно сетки как бы отпечатывается светлой линией на бумаге. [3, с.8]

В 1757 году издатель Джон Баскервилль выпустил книгу «VirgiliusPubliusMaro. Bucolica, GeorgicaetAenais. Birminghamiae, typisJoBaskerville, 1757.», которая была напечатана на бумаге, имевшей необычный вид. Смотря через нее на свет нельзя было найти ни продольных, ни поперечных линий. Только при внимательном просмотре можно было обнаружить тонкую сетку с ячейками менее 1 мм2. Суть нововведения состояла в том, что далеко отстоящие друг от друга pontuseaux были сближены на такие же расстояния, как vergeurs и дно формы приобрело характер ткани, где нить заменена проволокой. Эта бумага получила название «wove» paper (веленевая бумага). Основное ее достоинство для издателей состоит в гладкой поверхности, что особенно важно для плотных сортов бумаги, т. к. линии дна формы не только были заметны на поверхности бумаги, но и ощущались рукой. Такая неровность естественно отражалась на качестве печати. Существует мнение, что эта бумага впервые была изготовлена Джемсом Ватманом (J. Whatman), т. к. его инициал был обнаружен на аналогичной бумаге, на которой была напечатана книга в 1759 году. В России первое появление этой бумаги было отмечено в 1806 году у фабриканта Аф. Гончарова. [3, с.8]

Обычай украшать дно бумажной формы, следовательно, и бумагу каким-либо знаком—чисто европейского происхождения. Первым знаком, обнаруженным на бумаге документа, датированного около 1282 г., был крест; на бумаге документов 1285 г. появляется цветок лилии и окрест, сопровождаемый литерой В; на бумаге 1286 г.— литера J; 1288 г. —литеры А и JA и т. д. Эти знаки носят разный характер — иногда отвлеченный символ (крест, имя. Христа «IHS»), а большей частью знак имел конкретное значение (герб города, герб владельца мельницы, его инициалы и т. д.) Отдельные филиграни состояли не только из основного рисунка, но и сопро­вождались контрамарками, представшими собой сочетание букв, обозначавших имя изготовителя бумаги, владельца бумажной мельницы или фабрики, торговца бумагой. [3, с.10]

Все филиграни одного наименования, то есть обозначающие один предмет (например, "голова быка"), объединяются под общим названием тип. Филиграни одного типа, отличающиеся друг от друга существенными деталями, называются разновидностями (например, "голова быка" с розеткой на стержне между рогами). Разновидности, в свою очередь, распадаются на варианты (например, в разновидности филиграни "голова быка" с розеткой на стержне между рогами розетка может быть из пяти или шести лепестков). [1, c.22]

В русских рукописях наиболее распространенными были следующие филиграни:

- на итальянской бумаге (XIV-XVI вв.): "три горы" и корона с крестом на средней из них; "два круга", пересеченные линией с крестом на конце; "перчатка" (рука); "кувшинчик" (без украше­ний или с полоской вокруг); "якорь", "арбалет", "кораблик", "секира", "ножницы", "бегущий олень", "гусь"; (см. Приложение А)

- на французской бумаге (XIV-XVI вв.): "два ключа", "петух", "собака", "дельфин"; (см. Приложение Б)

- на немецкой бумаге (XV-XVI вв.): "одноглавый орел", "го­лова быка", "вепрь" (кабан); (см. Приложение В)

- на польской бумаге (XVI в.): гербы шляхетских родов и фаб­рикантов бумаги;

- на голландской бумаге (XVII в.): "голова шута", герб города Амстердама (два льва, поддерживающих щит, увенчанный коро­ной), знак "Pro patria" ("За родину") - изображение аллегорической женщины, посылающей льва в бой; (см. Приложение Г)

- на русской бумаге (в XVIII в.): двуглавый орел, гербы горо­дов Москвы (изображение Георгия Победоносца, поражающего копьем змия), Ростова Великого (олень), Ярославля (медведь с се­кирой за плечами), буквы " РѲ " (русская фабрика). В начале XVIII в., когда не было отечественных водяных знаков использовались гол­ландские филиграни, в частности, герб Амстердама и знак "Pro pa­tria". С 60-х годов XVIII в. часто в качестве водяного знака ставили дату выпуска бумаги (в сочетании с другими буквенными и фигур­ными знаками). (см. Приложение Д) [1, с.23]

Некоторые знаки использовались долго, другие исчезали или подвергались значительным изменениям, упрощались, допол­нялись новыми элементами, деталями, так как формы для изготов­ления бумаги были недолговечны, служили не более двух лет, затем ремонтировались или заменялись новыми. Так возникали несколько измененные во­дяные знаки, а с годами появлялись новые рисунки филиграней. При работе над старинными рукописями наблюдение над филигранями помогает в определении времени их создания. [1, c.22]

Помимо этого, филиграни представляют большой интерес еще и как продукт графического народного творчества. Если тема филиграни давалась владельцем, то ее выражение в материале всецело зависело от мастера. Поэтому на одной и той же мельнице два рядом стоящие мастера имели формы с филигранью одинакового содержания, но разные по рисунку. Сказанное имеет очень важное значение при определении элемента, филиграни как наиболее характерного признака для ее датирования. К сожалению, большинство исследователей об этом совершенно забывают.

Филигрань, как признак, определяющий время изготовления бумаги, теряет свое значение к концу первой половины XIX веха, т. к. на писчей бумаге она появляется редко, а на печатной — книжной — совершенно исчезает.

Однако для исследователя архивиста и историка, изучающего документы XIX века, в отношении к которым уже сейчас термин «старые» следует; заменить термином «старинные», необходимо было найти признак, возмещающий утрату филиграни. [3, с.10]

До самого последнего времени исследователи проходили мимо новой формы фирменного знака, который появился на писчей и почтовой бумаге в конце 1820-х гг. Этот фирменный знак тискался специальным ручным прессом в верхнем левом углу первого листа тетради, содержащей шесть листов. Получающийся при тиснении рельефный знак с обозначением владельца и названия бумажной фабрики, мы и называем штемпелем слепого тиснения или просто штемпелем. Собирая штемпели, помещенные на бумагах документов или писем с обозначением даты написания, мы получаем дополнительное оружие для арсенала архивиста и историка.

Первые штемпели зафиксированы для бумаги с маркой Bath в 1828 году, а в России для бумаги Петергофской фабрики в том же году. С самого начала появления штемпелей они получили широкое распространение также у издателей эстампов, владельцев художественных магазинов и даже у отдельных художников. [3, с.12]

 

Филиграни на бумаге русского производства

 

 

Наиболее ранними филигранями на бумагах производства Государства Российского следует считать филиграни бумажной мельницы. Киево-Печерской Лавры, организованной Елисеем Плетенецким в конце первой четверти XVII века. [3, с.12]

С полной уверенностью можно утверждать отсутствие филиграней, которые можно было бы с большей или меньшей степени вероятности приписать бумагам русских мельниц до организации Дудергофской (Верхней Красносельской) фабрики под Петербургом (1719) и фабрики Василия Короткого в Москве (1722 г.).

Первая филигрань Дудергофской мельницы состояла из русского государственного герба (двуглавый орел со скипетром и державой в лапах и Георгием Победоносцем на груди) в левой и «малый якорь» во второй половине листа. Одновременно существовала другая филигрань — «Большой якорь», обнаруженная на печатном указе Петра I от 29.Х. 1720 г. Наиболее ранняя филигрань московской фабрики Василия Короткого состоит из инициалов владельца (ВК) и герба города Москвы (Георгий Победоносец). Она обнаружена Н. Лихачевым на печатном указе 15.VI. 1727 г.

Русская филигрань, как правило, состоит из трех основных элементов — литерной, сюжетной и цифровой.

Литерная часть говорит об адресе и владельце предприятии. Hа некоторых фабриках (Красносельской верхней), Гончаровской, Сиверса, Шереметьевской и некоторых других литеры вскрывают и фамилию мастера, отливщика бумаги.

Литерная часть или бывает вытянута в строку (по правой или левой, а иногда по обеим сторонам), или разбита на две или более строк. Очень редко встречаются фамилии владельцев полностью (Гончаров, Щепочкин, Хлюстины, Неверов и некоторые другие), а местонахождение предприятия, за единственным исключением (Калуга) — никогда.

Для одного и того же владельца сочетания литер бывают различны, причем иногда начальные буквы адреса и фамилии владельца берутся из латинского алфавита. [3, с.13]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: