Задание № 7. ВИДЫСИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
1) НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫСУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ
А) Существительное в сочетании с предлогом дают непривычные сочетания, которые нужно запомнить, ошибка заключается в том, что в примере будет то, окончание, к которому вы привыкли:
Пример с ошибкой: По истечениЮ срока давности документы переведены в особый отдел архива.
По прибытиЮ в город я заглянул к своему старому другу, которого не видел уже много лет.
Правильно: По истечениИ срока, По По прибытиИ в город
Запомните:
по завершениИ – с предл. п. предлог по употребляется в значении «после чего-н.»:
по завершениИ (= после завершения),
по истечениИ (= после истечения),
по окончаниИ (= после окончания),
по предъявлениИ документа (= после предъявления),
по прибытиИ (= после прибытия),
по приездЕ (= после приезда),
по возвращениИ (= после возвращения),
по прилётЕ (= после прилёта).
Б) Ошибка в сочетании с производным предлогом: благодаря, согласно, вопреки и др. – всегда + дательный падеж (чему?).
Пример с ошибкой: Благодаря раскопкИ удалось обнаружить новые стоянки первобытных людей.
Правильно: благодаря раскопкАМ.
В) Другие случаи (встречаются редко)
Пример с ошибкой: Я радовался о наступлении лета
Правильно: радовался наступлению.
Пример с ошибкой: Кондуктор потребовал оплатить за проезд.
Правильно: оплатить проезд.
2) НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Подлежащее и сказуемое всегда стоят в одном РОДЕ и ЧИСЛЕ,
Пример с ошибкой: У него былИ семеро сыновей, все – настоящие богатыри.
Правильно: былО семеро сыновей (согласуется со словом семеро).
Пример с ошибкой: В январе ударили морозы и озеро Байкал покрылся льдом.
|
Правильно: озеро Байкал покрылОсь (подлежащее – озеро).
Если перед вами сложное предложение со словом КТО, то следует проверить согласование в числе подлежащего и сказуемого в главной части предложения (никто вернулись). Союзное слово кто употребляется с глаголом только в форме ед. числа.
Правильно:
Пример с ошибкой: Никто из тех, кто уехал учиться в Москву, не вернулись в родные города.
Правильно:
3) НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное жанровое обозначение.Если нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное.
То же самое, если перед вами наименование места + название. Название не склоняется.
Пример с ошибкой: За неделю я прочитал романы Чайны Мьёвиля «Шрам» и «Крысиного короля».
Правильно: романы Чайны Мьёвиля «Шрам» и «КрысинЫЙ королЬ».
Пример с ошибкой: Летом мы решили посетить озеро Шира, которое находится в республике Хакасии.
Правильно: в республике ХакасиЯ.
4) ОШИБКА В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
А) Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых ОЧП связаны двойными союзами: как..., так и...; не только...,но и...; если не..., то...:
Пример с ошибкой: В последние годы жизни Рубенс достиг совершенства КАК в искусстве портрета, А ТАКЖЕ в пейзаже.
Правильно: достиг совершенства КАК в искусстве портрета, ТАК И в пейзаже.
|
Пример с ошибкой: Будучи его близким другом, я НЕ ТОЛЬКО ИНТЕРЕСОВАЛСЯ его делами, НО И ХОББИ. (Союзы связывают не однородные дополнения ДЕЛА и ХОББИ, а слова ИНТЕРЕСОВАЛСЯ и ХОББИ)
Правильно: Будучи его близким другом, я интересовался НЕ ТОЛЬКО ЕГО ДЕЛАМИ, НО И ХОББИ.
Б) Использование при однородных сказуемых требующих разные падежи одного существительного.
Пример с ошибкой: Чтобы отвлечься от проблем я устроил оранжерею, так как ЛЮБЛЮ (что?) и с удовольствием УХАЖИВАЮ (за чем?) ЗА ЦВЕТАМИ. (Нельзя сказать люблю за цветами).
Правильно: … ЛЮБЛЮ ЦВЕТЫи с удовольствием УХАЖИВАЮ ЗА НИМИ.
5) НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
Деепричастие – это действие, совершаемое подлежащим. Отвечает на вопросы Что делая?, Что сделав?
Пример с ошибкой: Дрейфуя уже более месяца в открытом море, морякам наконец удалось отправить радиограмму. (подлежащего вообще нет, значит никто не совершает действие «дрейфуя»).
Правильно: Дрейфуя уже более месяца в открытом море, МОРЯКИ наконец СМОГЛИ ОТПРАВИТЬ радиограмму
Пример с ошибкой: Размышляя о судьбах писателей, мне стало грустно. (та же ошибка)
Правильно: Размышляя о судьбах писателей, Я ЗАГРУСТИЛ.
6) НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
А) Замена страдательного причастия действительным.
Пример с ошибкой: Я решил почти все задания, ПРЕДЛАГАЮЩИЕ на олимпиаде, хотя они были сложными.
Правильно: Я решил почти все задания, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ на олимпиаде, хотя они были сложными.
Б) Разрыв причастного оборота определяемым словом.
|
Пример с ошибкой: Я вслушивался в разносившиеся звуки скрипки тихим шепотом по долине.
Правильно: вслушивался в разносившиеся звуки скрипки тихим шепотом по долине.
В) Нарушение согласования причастия с определяемым словом.
Пример с ошибкой: Укажите номера ПРЕДЛОЖЕНИЙ, соответствующИЕ содержанию текста.
Правильно: Укажите номера предложений, соответствующИХ содержанию текста.
Г) Не могут выступать в качестве ОЧП причастный оборот и придаточное определительное.
Пример с ошибкой: Дождь, ЛИВШИЙ с утра и КОТОРЫЙ НАПОИЛ землю, очень выручил колхозников.
Правильно: Дождь, ЛИВШИЙ с утра и НАПОИВШИЙ землю, очень выручил колхозников.
7) НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
А) Косвенная речь строится иначе, чем речь прямая.
Пример с ошибкой: Он спросил, знаю я о болезни матери.
Он спросил, знаю ЛИ я о болезни матери.
Б) Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимения 1, 2 лица, если речь идет от о том, кто говорит:
Пример с ошибкой: Алексей поднял руку и сказал, что я возьмусь за это поручение.
Правильно:.. и сказал, что ОН возьмЕТСЯ за это поручение.
8) НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Сказуемые передают последовательность действий или одновременность их совершения. Поэтому глаголы должны быть одного вида (совершенного или несовершенного) и стоять в том времени, которое передаст правильную последовательность действий.
А. Ошибочно: ЗАСВИСТЕЛ ветер тот час, ЗАВЫВАЛ, словно дикий зверь, УДАРИЛ в паруса и ПОНЕС корабль на юг.
Правильно: ЗАСВИСТЕЛ ветер тот час, ЗАВЫЛ, словно дикий зверь, УДАРИЛ в паруса и ПОНЕС корабль на юг.
Б. Ошибочно: Статья ВСКРЫВАЕТ пороки современного общества и ВЫЗВАЛА живой отклик у читателей.
Правильно: Статья ВСКРЫЛА пороки современного общества и ВЫЗВАЛА живой отклик у читателей.
9) ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
А. Наличие лишнего указательного местоимения:
Ошибочно: Она говорила ТО, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
Правильно: Она говорила, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.