Любая предпринимательская деятельность сопровождается рисками.
Предпринимательский риск - это потенциально возможные потери ресурсов, недополучения доходов в сравнении с их ожидаемой (прогнозной) величиной, увеличение затрат и т.д.
Факторы, влияющие на предпринимательский риск:
§ экономические
§ политические
§ социальные
§ финансовые
§ кредитные
§ производственные
§ природные (природные катаклизмы, эпидемии)
§ и другие
Организации подвержены риску, как при осуществлении текущей деятельности, так и при осуществлении стратегической, долгосрочной деятельности.
Существуют определённые категории рисков, которые оказывают воздействие на все виды предпринимательской деятельности, но в тоже время существуют и специфические риски, оказывающие влияние лишь на компании, которые функционируют в определённых сферах деятельности. Например, специфические риски присущи производственной, торговой, банковской, страховой деятельности.
Классификация рисков:
1) По источнику возникновения:
А) Внутренние риски возникают непосредственно в самой компании: риски, порождаемые персоналом (низкий уровень квалификации, некомпетентность, злоупотребления); неэффективный менеджмент, просчёты в стратегическом планировании и т.п.
Б) Внешние риски относятся риски, которые неподвластны компании, т.е. компания не может оказать на них влияние, а может только предвидеть: стихийные бедствия, забастовки, военные действия, изменение законодательства и системы налогообложения, национализация, введение ограничений на финансово-кредитном рынке и т.п.
2) По времени воздействия:
А) Краткосрочные риски существуют на протяжении определённого промежутка времени и, в принципе, могут быть чётко определены. Например, риск платежа за поставленные товары существует до тех пор, пока контрагент-покупатель не осуществит расчёт.
|
Б) Постоянные риски непрерывно угрожают предпринимательской деятельности компании в конкретном географическом регионе или сфере коммерческой деятельности, Например, для фермерского хозяйства в конкретном географическом регионе всегда присущ риск неблагоприятных природных условий (заморозки, засуха, проливные дожди и т.п.), оказывающих негативное влияние на урожайность выращиваемых культур.
3) По виду риска:
А) Производственный риск связан непосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированной на получение максимальной прибыли путём удовлетворения потребностей и запросов покупателей согласно требованиям рынка.
В производственной деятельности организации можно выделить следующие риски:
¾ риск полной или частичной остановки предприятия вследствие сбоев в поставке необходимых для обеспечения производства материалов, комплектующих деталей и прочих ресурсов;
¾ риск сбыта произведенной продукции (проблемы с реализацией);
¾ риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
¾ риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
¾ риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
¾ ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам). Существенные просчёты в ценообразовании могут иметь катастрофические последствия для предприятия, привести к существенной потере доли рынка, увеличению товарных остатков (нереализованной продукции) и т.п. Ценовой риск существенно возрастает в условиях инфляции;
|
¾ риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов: реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.
Б) Коммерческий риск связан с коммерческой деятельностью. Он возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведённых или купленных предприятием (например, торговые риски, транспортные риски, риски конкурентной борьбы и т.п.).
В) Финансовый риск связан с финансовой деятельностью. Он возникает при осуществлении финансовых сделок, исходя из того, что в роли товара выступает капитал, ценные бумаги, валюта (например, кредитный риск, валютный, процентный, инвестиционный).
Методы снижения предпринимательского риска:
Организация должна выработать определенную политику действий и поведения в области предпринимательского риска.
Основными направлениями политики риска являются:
§ политика избежания риска;
§ политика принятия риска;
§ политика снижения степени риска.
Политика избежания риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от хозяйственных операций, уровень риска которых чрезмерно высок. Эта политика наиболее проста, но не всегда эффективна, так как, избегая рисков, организация одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль.
|
Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств организации. Она уместна при стабильном финансовом состоянии организации, желании расширить свою деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.
Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Существуют методы и приемы, с помощью которых можно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются:
§ страхование (внутреннее и внешнее);
§ диверсификация;
§ лимитирование.
Страхование не снижает риск, а позволяет компенсировать его отрицательные последствия.
Виды страхования:
А) Внешнее страхование заключается в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Это может быть страхование имущества предприятия, грузов при транспортировке, сотрудников от несчастных случаев и др. Организация заключает договор со страховой компанией и получает на руки страховой полис, который является основанием для возмещения потерь при наступлении страховых случаев.
Б) Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия и заключается в создании специальных фондов для возмещения (покрытия) убытков. Перечень фондов и размеры отчислений в них определяются самой организацией и закрепляется в учетной политики организации по бухгалтерскому учету. Источником создания данных фондов служит прибыль организации.
Диверсификация и лимитирование позволяют уменьшить вероятность и величину возможных потерь организации.
Диверсификация - это процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой.
Способы диверсификации:
§ диверсификация видов хозяйственной деятельности, предполагает использование различных возможностей для получения дохода и прибыли, т.е. вложение средств одновременно в несколько различных предприятий, создание филиалов в различных регионах и т.п.;
§ диверсификация поставщиков, предусматривает разнообразие источников поступления товаров;
§ диверсификация ассортимента, предполагает включение в ассортимент предприятия товаров с противоположной направленностью спроса (например, прохладительные напитки и горячий чай в кафе), что позволяет снижать экономический риск в период временного уменьшения спроса на отдельные товары;
§ диверсификация так называемого депозитного портфеля, предполагает размещение временно свободных денежных средств в различных банках, что снижает риск их потери при банкротстве банка.
Лимитирование – это установление системы ограничений на величину сделки. Это может быть ограничение на максимальный объем сделки с одним партнером, максимальный размер товарного запаса, максимальный размер получаемого кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке и т.д.
Любое снижение предпринимательского риска имеет свою цену (стоимость, плату).
При внешнем страховании платой за снижение риска будет величина страховых взносов, при внутреннем страховании — затраты на создание резервных фондов. Использование диверсификации, как правило, ведет к снижению прибыли от каждого источника дохода. Аналогичное явление наблюдается и при лимитировании. Таким образом, выбирая способ снижения предпринимательского риска, необходимо учитывать его стоимость и целесообразность для организации.