Рассмотрим качественные методы моделирования на примере некоторых из моделей функционирования организаций, в большом числе представленных комплексом научных дисциплин, образующих в совокупности теорию менеджмента. Как известно, основной задачей менеджмента является поиск наиболее эффективных методов управления организациями, основным научным методом - качественный анализ и обобщение опыта функционирования организаций, результатом исследований - качественные модели функционирования организаций, включающие в себя, в том числе, анализ их эффективности.
Именно содержательные, т.е. построенные на базе богатого эмпирического материала, его глубокого анализа и широкого обобщения, модели менеджмента служат главным источником математических моделей функционирования организаций. На их основе конструируются целевые функции, множества допустимых состояний, структур, механизмы управления, правила взаимодействия с внешней средой и т.п. Они же являются первичной основой проверки адекватности математических моделей: результаты количественного моделирования должны соответствовать результатам качественного моделирования, послужившим им источником.
Отечественная традиция менеджмента, восходящая к политэкономии социализма и поэтому характеризуемая в значительной степени «жесткой» методологией, ориентирована в основном на нормативную функцию моделирования. При этом базовые модели и полученные при их анализе выводы-рекомендации, как правило, считаются универсальными практически вне зависимости от конкретных условий функционирования организаций.
Западная же традиция менеджмента, в большей степени тяготеющая к частному опыту и исповедующая «мягкую» методологию, в большей степени ориентирована на создание методов анализа и решения проблем. Одним из результатов применения таких методов являются глубоко содержательные модели организаций достаточно высокого уровня сложности. В качестве примера остановимся на модели жизненного цикла организации И. Адизеса и модели организационной структуры К. Минцберга (в главе 4 приводится математическая модель организационной структуры, соответствующая качественной модели К. Минцберга). Более подробно с качественными методами моделирования можно ознакомиться в работах.
|
Модель жизненного цикла организации И. Адизеса. Целью исследования автора является разработка методов преодоления организациями неизбежных кризисов развития для наиболее полной реализации своей «жизненной судьбы». В основе модели организации И. Адизеса лежит представление об организации как о живой системе, структура жизненного цикла которой представляет собой череду метастабильных состояний и кризисов.
Адизес разделяет жизненный цикл организации на десять фаз, совокупность которых составляет ее потенциальную судьбу. Каждая фаза, являющаяся закономерным этапом развития (с характерными для нее структурой, функциями, процессами, целями, механизмами управления и т.п.), представляет собой миниатюрный жизненный цикл с периодами роста, зрелости и увядания. Переход к каждой последующей фазе происходит через успешное преодоление кризиса (столкновения отживающих старых и набирающих силу новых структур и процессов), сопровождаемого неустойчивостью и конфликтами. Адизес выделяет естественные и патологические проблемы роста: наличие первых нормально и свидетельствует о нормальном развитии, тогда как наличие вторых приводит к опасности входа в период стагнации или «тупик развития», с потенциальной возможностью как последующего «форсированного» развития, так и деградации.
|
Различные части организации переживают собственные жизненные циклы, поэтому жизненная фаза организации в целом определяется большей частью ее поведенческих признаков. Во время стресса организация и. Цель развития организации, по Адизесу, состоит в достижении и длительном проживании фазы зрелости с максимальным раскрытием своего потенциала в реализации миссии.
Существенной особенностью модели Адизеса является представление о второй половине жизненного цикла (с характерными для нее структурами, функциями, процессами, целями, механизмами управления и т.п.) как о закономерном и неизбежном периоде жизни организации.
Описав организацию как управляемую целенаправленную динамическую эволюционирующую систему, Адизес переходит к задаче управления: привести организацию на стадию зрелости и удержать её там как можно дольше, а для этого - постоянно предотвращать и лечить патологические проблемы. В поиске решения этой задачи Адизес снова акцентирует внимание на организации как объекте управления, однако теперь он переходит от ее эмпирического макроописания к более подробному аналитическому, выявляя динамику факторов ее развития - фактора (Ц)ели, фактора продуктивности или (Р)уководства, фактора (П)рогнозирования (или (П)предвидения или (Предпринимательства) и, наконец, фактора (И)нтеграции, и предлагая соответствующие механизмы управления
Практическая часть