Профессиональная деятельность




Методические указания: Внимательно изучите представленный учебный материал. Отвечайте на вопросы развернутыми предложениями. В задании № 2 при ответе полностью перепишите предложения и допишите их. Аккуратно заполните схему.

 

Задание 1: Прочитайте информационный материал «Сущность понятия «профессиональная деятельность». Выпишите определение «профессиональная деятельность». Определите цель и задачи профессиональной деятельности по своей будущей профессии.

 

Деятельность – это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование окружающей жизни и собственной личности.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству потребностей. Общие виды деятельности, свойственные всем людям, — общение, игра, учение и труд. Поэтому профессиональную деятельность можно рассматривать как часть трудовой (основной) деятельности.

Профессиональная деятельность – это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе.

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности — предполагаемый результат, обеспечивающий развитие личности и ее жизнедеятельности.

Задачи профессиональной деятельности — это этапы достижения цели. Например, цель педагогической деятельности — обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, среднего специального, высшего). Задачи педагогической деятельности — обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

Основные функции профессиональной деятельности представлены на рис.1

 
 

 

 


Рис.1 Основные функции профессиональной деятельности

 

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей условиями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего, зависит от понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Временное занятие без предварительной теоретической подготовки нельзя считать профессиональной деятельностью.

Так, например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же, нет. Не имея рациональных приемов, навыков, умений и знаний, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее, хотя иногда возможно и обратное. Но любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям (надежность, быстрота, качество), если за нее возьмется человек, знающий это дело и работающий в этой сфере (электрик, автомеханик).

Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений, обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда, и люди выполняли различную работу, каждый умел делать все «понемногу», а в результате «как следует» не умел делать ничего. Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.

В профессиональной деятельности идет постоянное преодоление противоречия между будущим и настоящим, делаемым и желаемым, идеальным и реальным.

Существуют специалисты, которые руководствуются в своей деятельности социально ценными мотивами. Ими движет противоречие между идеалом своей профессиональной деятельности и собственными приближениями к этому идеалу. Имеются и такие люди, которые действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний. Первые «изменяют» свою личность в соответствии с профессиональным идеалом, вторые в основном тренируют профессиональные навыки.

Профессиональная деятельность требует от личности определенных качеств, которые необходимы в конкретной профессии. Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии и профессиональной направленности. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому, чем выше уровень технологической культуры, тем успешнее профессиональная деятельность.

 

Задание 2: Продолжите предложение:

1. Основные функции профессиональной деятельности…..

2. Профессиональная деятельность характеризуется….

3. Нельзя считать профессиональной деятельностью….

4. Профессиональная деятельность появилась….

5. Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит….

 

Задание 3: Прочитайте информационный материал «Конкурентоспособность профессии». Составьте схему « Модели конкурентоспособности специалиста »

Конкурентоспособность — это способность выдерживать конкуренцию, отвечать требованиям рынка, потребностям общества. Различают конкурентоспособность товаров, компаний, профессий, отраслей промышленности, стран и т. д. При этом все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Конкурентоспособность профессии — это востребованность этой профессии на рынке труда в определенный период времени.

Исследователи выделяют семь моделей конкурентоспособности специалиста.

Первая модель – «Профессионал». Конкурентоспособность такого специалиста обеспечивается высоким уровнем профессиональной квалификации. Он достиг вершин профессионального мастерства, знает все (или почти все) о своей профессии.

Вторая модель – «Универсал». Высокий спрос на таких специалистов поддерживается за счет того, что человек владеет несколькими профессиями, разнообразными компетенциями, а значит, способен выполнять различные виды работ, заменять, если надо, своих коллег. Обычно такие специалисты незаменимы на малых предприятиях, где количество персонала ограничено.

Третья модель – «Хороший работник». Его конкурентоспособность остается высокой благодаря обладанию такими качествами как трудолюбие, обязательность, ответственность. Этот тип работника привлекателен для работодателя по тем специальностям, где эти качества являются профессионально важными (например, государственные служащие, технические работники и т.д.).

Четвертая модель – «Гибкий». Это специалист, который умеет перестраиваться, осваивать новые виды деятельности, быстро переключаться на выполнение других функций. Чаще всего эти качества бывают востребованы в венчурных фирмах, на инновационных производствах.

Пятая модель – «Целеустремленный». Конкурентоспособность такого специалиста достигается за счет его упорства, настойчивости, которые "пробивают любые стены" и рано или поздно помогают преодолеть любые препятствия.

Шестая модель – «Мобильный». Спрос на такого специалиста обеспечивается его "легкостью на подъем", позволяющей значительно расширить географию поиска работы и форм трудоустройства.

Седьмая модель - "Коммуникатор". Его конкурентоспособность на современном рынке труда связана с умением общаться, дружить, устанавливать связи ("не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!").

Проанализируйте эти модели, сопоставьте их требования с Вашими особенностями и возможностями и выберите для себя модель конкурентоспособности на рынке труда. А дальше - стремитесь к ее воплощению, развивая в себе недостающие качества и мобилизуя резервы. Важно подчеркнуть, что если для специалиста характерны несколько моделей одновременно (например, и «Гибкий», и «Коммуникатор», и «Целеустремленный»), то его конкурентоспособность существенно увеличивается, и шансы продвижения себя на рынке труда резко возрастают.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: