ПРАВЕДНЫЙ НИКОЛАЙ ВОЛОГОДСКИЙ




ДЕТСТВО. МОЛОДОСТЬ. НАЧАЛО ДУХОВНОГО ПОДВИГА

9 мая (22 мая по новому стилю) 1777 года в городе Вологде в благочестивой купеческой семье родился младенец. Это был день памяти святителя и чудотворца Николая Мирликийского и библейского пророка Исайи. И, видимо, не случайно родившийся человек, возмужав, стал прозорливым чудотворцем в своём родном городе.

Младенца окрестили в церкви мученика Власия Сивастийского и назвали Николаем. В приходе Власьевской церкви находился двухэтажный дом его отца – Матвея Ивановича Рынина. Тут же располагался принадлежащий Рыниным солодовенный завод.

С раннего детства Николай вместе родителями и братьями Стефаном, Иваном, Афанасием и сестрой Анной любил молиться дома и ходить на церковные службы. Достоверно известно, что ещё в молодые годы он возжелал жить для Бога и Ему Одному послужить. Однако родители пожелали его женить. Отец мечтал, что сын продолжит его дело, в котором сам преуспевал. Николай Матвеевич вступил в супружество с Евдокией Андреевной. В дружной молодой семье появились дети – сначала дочь Татьяна, а потом сын Пётр.

Но известно, что воля Божия сильнее человеческой воли. Всё внезапно изменилось в жизни Николая: умер во младенчестве сын, вскоре за ним и любимая молодая жена. Утрата самых дорогих на земле людей снова вернула Николая к пониманию того, «что есть единое на потребу». Он снова возжелал жить только для Бога и Ему Одному служить. Имущество, деньги стали его тяготить, не нужны ему были прелести и услады мира. Всё это он теперь отверг. Он увидел, что ему невозможно двум господам работать, что богатство – для него трудное иго. Если он останется прежним человеком, пред ним может открыться опасный путь, полный соблазнов и искушений.

«Иди, продай имение твоё и отдай нищим. И следуй за мной». Эти слова Спасителя запали в сердце Николая. В Евангелии Христос произнёс их в ответ на вопрос юноши: «Что мне нужно сделать, чтобы стать совершенным?» Юноша был очень богат и, смутившись, с печалью отошёл от Христа. А Николая Матвеевича, тоже довольно богатого купца, эти слова Спасителя вдохновили. Он услышал в них призыв на подвиг самоотречения ради самого Бога. Он раздал имение нищим и сам стал нищим. Теперь он не имел своего крова, не знал, где голову преклонить. Мир счёл его за безумца. Действительно, с мирской точки зрения его поступок был странным, ненормальным, безумным. В глазах окружающих странность поведения Николая Матвеевича ещё более усиливалась тем, что он всё время молчал. Шесть лет он ни с кем не говорил ни слова. Родственники считали его болящим, жалели и возили для излечения по ближайшим обителям и даже в Новоезерский монастырь. Но Николай Матвеевич упорно пребывал в молчании. В этом молчании его душа всё более пребывала в непрестанной молитве и всё более прозревала духовно. Наконец, пришло время его духовного подвига.

 

СТРАННЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ БЛАЖЕННОГО НИКОЛАЯ

 

Внешний вид, слова и поступки Николая Рынина казались странными, поэтому сначала его принимали за безумного. Ходил он зимой и летом без шапки, иногда в сильные морозы голову повязывал полотенцем. Носил белую длинную рубаху, а сверху синий холщовый балахон, на ногах кожаные опорки. Большой посох в руке, черные длинные волосы и борода, огневой взгляд черных глаз, проникавший в глубину сердца, – всё это создавало незабываемый образ Божьего человека. Иные боялись Рынина, страшились его обличения.

Вёл себя Николай Матвеевич как-то странно. Придёт, бывало, к знакомым запачканный смолой, пригласят его пить чай, выпьет полчашки, а остальное выльет себе на голову. Странствуя по городу и его окрестностям, Рынин всегда носил с собой множество всяких предметов и продукты. Он раздавал их людям, которые встречались на его пути или к которым он заходил в дом. Стали замечать, что эти подарочки блаженного всегда что-то значат, о чём-то предупреждают. В народе стали говорить: если кому даст хлеба - это к счастливой жизни, если – печёнки – к печали, если уголь – к скорой смерти. Торговки радовались, когда Николай Михайлович пройдёт мимо них и пораскидает их товар. Это было верным признаком, что скоро весь товар у них разойдётся.

Однако далеко не все горожане почитали Николая Матвеевича за блаженного, его странные поступки объясняли помешательством. Например, мещанин Золотов считал его просто безумным, больным человеком. Однажды Рынин прибежал к нему в огород и стал бегать по грядам, где рос чеснок. Возмущённый хозяин его прогнал. В ту же ночь чеснок украли, и Золотов тогда понял, в чём смысл поступка блаженного.

Даже родная сестра Анна не сразу пришла к мысли, что её брат Николай стал Христа ради юродивым. Некоторые его поступки сначала казались ей совершенно безрассудными и вызывали у неё недовольство. Это было ещё в самом начале его подвига ради Господа. В Вологде предполагалась встреча чудотворной иконы Семигородней Божией Матери. В этот день Николай Матвеевич приходит к Анне и говорит:

- Сестра, что ты сидишь дома! Ведь Семирогоднюю икону несут, пойдём встречать.

Сестра отвечает:

- Мне нельзя, брат. У меня хлебы в печи.

- Ничего, Господь благословит хлебы!

Анна, думая, что чудотворная икона уже близко, пошла с братом, надеясь вовремя вернуться и вынуть хлебы из печи. Между тем, Николай Матвеевич увёл её до самых Прилук. Там они ещё долго ждали встречу с иконой. Возвращаясь домой, сестра огорчённо думала, что хлеб её совершенно сгорел. Но оказалось, что, по молитвам Николая Матвеевича, он был цел и совершенно пригоден для употребления.

За своё странное поведение раб Божий Николай попадал и в дом умалишённых. Конечно, почтение к нему от этого не уменьшалось, если не увеличивалось. И туда многие ходили к нему за советом. Известный вологжанин архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен, в те времена ещё Пётр Дмитриевич Мясников, рассказывает в своих воспоминаниях о таком случае. В молодости перед принятием иночества он решил поклониться святыням Киева и у Печерских подвижников испросить благословение на трудный путь монашества. Прощаясь с родителями, он решил перед дальней дорогой зайти с ними к блаженному Николаю за советом. Он в то время находился в доме умалишённых. Архимандрит Пимен вспоминает: «Рынин был из вологодского купечества, лет слишком сорока, высокий, худощавый, с длинными растрёпанными волосами и чёрной бородой. Говорил отрывисто и скороговоркой, густым хриплым басом. Рынин ходил по комнате, был в весёлом расположении духа, встретил вошедших с посохом в руке и, постукивая им по полу, повторял неоднократно: «Никола никуда не ходит, Никола никуда не ходит». Молодой Пётр и его родители тогда подумали, что блаженный говорит о себе, так как сейчас находится в больнице. Обычно он много странничал, бывал в округе и в разных городах вологодского края. И только в старости, вспоминая свою жизнь и встречу с Николаем Матвеевичем, архимандрит Пимен понял, что, действительно, вся жизнь его прошла под особым покровительством Святителя Николая: он родился в приходе Николы на Глинках (здесь был дом родителя о. Пимена) и поступил в 1934 году к Николе на Угрешу В этом подмосковном монастыре о. Пимен находился на одном месте более 46 лет (до своей кончины).

 

МОЛИТВА БЛАЖЕННОГО НИКОЛАЯ

Постепенно люди стали замечать, что этот необычный человек постоянно пребывает в молитве: каждое утро его можно было видеть за богослужением в храмах города. Ночью, когда все спали, он отдавался беседе с Богом в тиши, в уединении.

Когда Николай Матвеевич заходил в родительский дом, многие современники видели, как в летнее время он сядет у открытого окна и, обратившись лицом к Власьевскому храму, поёт церковные песнопения, забывая, всё окружающее.

Любимым местом для молитвы и уединения для Николая Матвеевича был Прилуцкий монастырь, в те времена отстоящий от Вологды в 5 верстах. Блаженный часто туда ходил и подолгу там пребывал, то у раки Преподобных Димитрия и Игнатия, то на паперти храма, то в тени деревьев на монастырском дворе. Замечательно, что его любовь к этой обители передалась и к племяннице, которая тоже, оставив радости мира, проводила жизнь как птица небесная, научая нас своим примером не иметь пристрастия к земле, помнить о своём высоком назначении, о Царстве Божием.

Любил бывать блаженный Николай и в других монастырях Вологды и Вологодского края. Например, он ходил молиться в Корнилиево-Комельский монастырь.

Многие вологжане на своём опыте познали силу молитвы Николая Матвеевича как при его жизни, так и после его кончины. Однако далеко не сразу современники узнали о том, что в Вологде живёт Божий человек. Некоторые считали его помешанным, бродягой. Так, например, Андрей Иванович Беляков считал Рынина сумасбродом и даже смеялся над ним. Но как-то в праздник случай свёл их вместе в доме общих знакомых Бабушкиных в Прилуках. Хозяева оставили гостей ночевать, разместив их в смежных комнатах. У Белякова ночью разболелись зубы да так сильно, что он ни на минуту не мог уснуть. В течение ночи, как ни посмотрит Беляков на постель Рынина, всё она пуста. «Куда пропал он?» - удивляется больной. Уже перед утром Беляков нашёл Николая Матвеевича стоящим перед иконами в углу его комнаты и горячо молящимся. «Значит, он молился всю ночь!» - заключил тогда Беляков и изменил своё прежде мнение о Рынине. Даже зубная боль у него чудесным образом прекратилась.

 

ПРОВИДЕЦ

Николая Матвеевича стали считать провидцем, после того как неоднократно его странные слова и поступки приобретали смысл пророчества. Их особый смысл ясно открывался иногда потом, со временем, а иногда сразу же. Уже после смерти блаженного некоторые почитатели вспоминали случаи его чудесных предсказаний и вели записи. Так, например, в начале XX века была найдена старинная рукопись, составленная, судя по дате, через 20 лет после смерти Николая Матвеевича вологжанином Ферапонтовым. В ней были запечатлены знаменательные события из жизни подвижника.

Было немало поводов видеть в Рынине необычного человека. Порой это были предупреждения о предстоящей неприятности. Мещанка вдова Екатерина Елисеевна Кинарейкина рассказывала, что Николай Матвеевич часто посещал их дом и много раз ночевал у них.

- Живи осторожнее, живи осторожнее, - говорил он моему отцу Елисею Алексеевичу. Надо бы слушать прозорливца, а отец мой, будучи буфетчиком в трактире, по-прежнему был доверчив к посетителям. В результате он разорился.

Николай Матвеевич читал в душах человеческих, как в открытой книге. Поэтому он всегда знал, что из себя представляет тот или иной человек. Так, он не любил кухарки в доме Кинарейкиных. Как придёт к ним, ворчит и бранит её. Потом узнали, что кухарка брала украдкой хозяйское добро, и ей пришлось отказать.

Одному гимназисту Николай Матвеевич говорил, указывая рукой на небо:

- Высоко поднимешься!

Тот окончил университет, хорошо служил и достиг солидного поста Председателя Судебной Палаты.

А вот другой случай. Родственница г. Ферапонтова, жена священника в г. Белозерске, будучи ещё девицею, приезжала в Вологду на богомолье. Как-то в дом, где она остановилась, пришёл Рынин и, к её удивлению, дал её грош, полушку, деньгу, хлеба, луку, сахару и сказал:

- На-ка тебе, добренькая, на богатство да на счастье!

Действительно, Господь послал ей мирную, счастливую жизнь.

Архимандрит Пимен вспоминал: «Думаю, что это случилось в начале 1820. Мы были ещё детьми, сёстры и я. Как-то раз мы сидели и учились. Вдруг вбежал в комнату Николай Матвеевич Рынин и громко, каким-то неистовым голосом стал кричать: «Готовьте на ризы, на рясы, на шапки, на шапки». Он приговаривал и ещё что-то такое, но только тогда никто из старших не обратил на это внимание, а мы, дети, не поняли, а может быть, и перезабыли»[1]. И что же? Не смотря на крутой характер отца, не слишком расположенного к монашеству, две дочери с согласия родителя ушли в Горицкий Троицкий монастырь, а Пётр Димитриевич под влиянием чтения Библии и бесед с известным епископом Игнатием Брянчаниновым[2], тогда ещё послушником, почувствовал стремление к иночеству и ушёл в Кирилло- Новоезерские монастырь. Впоследствии он стал известным архимандритом, которого архиепископ Ярославский Леонид назвал «самородком золота».

Иногда предвидения Николая Матвеевича Рынина были грозными, и люди на него обижались, но потом всё именно так и совершалось. Так, племяннику своему Николаю Ивановичу Рынин провещал жалкую судьбу:

- Убить бы его лучше! – кричал он при виде только что родившегося у брата Ивана Матвеевича сына. Все дивились необыкновенной выходке юродивого. Николай Иванович вырос, женился на дочери богатого человека Шергина, взял значительное приданое, но рано овдовел, запил, прекратил отцовские дела, продал дом и умер, оставив мать Надежду Николаевну влачить печальное существование и скорбеть о своей тяжёлой доле.

По рассказам одной вологжанки, Николай Матвеевич за много лет предсказал печальную кончину своему родному брату Ивану. Вбегает он раз в комнату и накидывает на шею брата верёвку. Уже после кончины блаженного Иван Матвеевич окончил свою жизнь самоубийством, задавившись на чердаке своего дома.

Людей удивляло, как Рынин узнаёт, о чём они думают, и слышит, что они говорят в его отсутствие. Дворянка Татьяна Алексеевна Чуровская вспоминает такой случай. Однажды она сидела у себя в квартире и разговаривала со своим братом-помещиком. Взглянув случайно в окно, она увидела на углу улицы Рынина.

- Вот Николай Матвеевич идёт, - сказала она брату.

- Это шатун-то? Он только бродит да народ обманывает, - заметил помещик.

Рынин стал подходить к дому и Татьяна Алексеевна решила позвать его.

- Николай Матвеевич, зайди к нам! – крикнула она ему в окно.

- Ладно, матушка, зайду, - отвечал он с улицы.

Скоро Рынин был в прихожей и, к удивлению хозяйки, дальше в комнату не пошёл, чего раньше с ним не случалось.

- Николай Матвеевич, проходи в комнату, - любезно пригласила его хозяйка. А он отвечал:

- Да стоит ли, матушка, в комнату-то заходить мне, шатуну да обманщику, что бродит да народ обманывает?

При этих словах у брата волосы на голове встали дыбом.

Вологжанка Г.С. Гр-ва рассказала такую семейную историю: «Николай Матвеевич моей матери предсказал моё рождение. Родители мои жили в Кадникове и занимались торговлей. До меня у них родилось три девочки. Матери страшно хотелось сына. Когда она носила меня во чреве, случилось ей быть в Вологде. Идёт она по улице, а навстречу ей Николай Матвеевич. Вдруг без всякого на то повода отвечает на занимавший её вопрос:

- Здравствуй, кукла, говорят, что в каком-то городе купчиха девочку родила.

- Это ты мне, Николай Матвеевич, предсказываешь опять девочку, - запечалилась мать. Родилась я. Рынин был в день моих крестин в нашем доме и после того мою мать стал звать кумой».

Мог Рынин как-то провидеть и смысл слов, сказанных на большом расстоянии от Вологды. Вот воспоминание вологодской мещанки Надежды Васильевны Жуковой. Она ездила торговать на ярмарку в Новоезерский монастырь и там в разговоре с о. архимандритом Феофаном, человеком святой жизни, между прочим, завела речь о Николае Матвеевиче Рынине.

- Как Вы думаете о нём, отец Феофан? Я что-то не верю ему, - спрашивала она. О. Феофан отвечал:

- Да ведь многие действуют вельзевулом... Да Бог его знает!

Только вернулась Жукова в Вологду, как пришёл к ней Рынин и спрашивает её:

- Каково торговала? Что, небось, вот этакие рукавицы наложил на меня отец Феофан?

Он поднял руку и указал на локоть.

Везде, куда бы ни пришёл Николай Матвеевич, его принимали как дорогого гостя и усердно угощали. Но он ел только то, что было испечено или сварено с Божьим благословением. И когда подавали ему что-либо испечённое без благословения, он как будто знал и всегда отстранял эту пищу, говоря: «Нет, я этого не ем».

Нередко блаженный чувствовал приближение большого горя - чьей-то кончины и пытался сообщить об этом родственникам. Вот о каких поразительных случаях его провидения рассказывали современники Рынина.

Упоминаемая ранее дворянка Татьяна Алексеевна Чуровская, к которой часто заходил Николай Матвеевич, вспоминала, как в одно из своих посещений он застал у неё приехавшую из деревни двоюродную сестру, помещицу. У Рынина в руках была трёхкопеечная восковая свеча.

- Возьми свечку, возьми, - подавая её сестре, говорил он.

- На что же мне свечка, Николай Матвеевич? – возражала женщина.

- Возьми, возьми, пригодится, - настаивал он.

Возвратившись домой, сестра узнаёт, что у неё скоропостижно умерла дочь. Свечка, которую дал ей блаженный, была зажжена на панихиде.

Раз, вспоминает Пищ-ина, приходит Рынин к портнихе Марье Ивановне, и говорит ей:

- Марья Ивановна, умойся.

- Да я уже умылась, Николай Матвеевич.

- Нет, умойся, умойся. Черна ты больно, - настаивает Рынин.

В тот же день вечером Марья Ивановна скоропостижно скончалась.

Другой случай. Екатерина Елисеевна Кинарейкина рассказывает: «В нашем доме верили в прозорливость Николая Матвеевича. Старец однажды приходит в наш дом и ставит в комнате крест. Мы испугались, ожидая чего-нибудь печального. Через три дня получаем письмо с известием о смерти нашей матери, Мариамны Марковны Кинарейкиной, жившей в деревне».

Один горожанин надумал строить дом. Весь материал уже был запасён. При начале постройки пришёл Рынин и на лежащих всюду брёвнах написал: «Се смерть стоит, се гроб лежит». Надпись была загадкой для присутствующих. Они хотели расспросить Николая Матвеевича, что это значит, но он, замахав руками, побежал и запел: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный...». Через несколько дней загадка разрешилась. Хозяин строящегося дома умер.

У помещицы Херасковой была малютка Варвара. Раз, когда она спала, в дом пришёл Рынин, подошёл к кровати, перекрестил девочку и, обращаясь к матери, сказал: «Эх, жалко, я забыл ризы да кадило. Здесь нужно бы немного покадить». Вслед за тем он начал петь последование панихиды. На той же неделе Варвара заболела и умерла.

Николай Матвеевич провидел пожары, которые происходили на большом расстоянии от Вологды, и предупреждал о них. К.П. Пан-ев рассказывал: «Дом нашего отца находился у Николы на Глинках. Раз ночью Рынин стучится в окно. «Вы ведь горите!» - кричит он своим хриплым голосом. Посмотрели – нет ничего. Мы успокоились и снова легли спать. Потом оказалось, что в тот же день и час, в который стучался к нам Рынин, сгорела наша мельница в Архангельске».

Вологжанка Л.Д. Мило-ва рассказывала: «Моему свёкру о. Антонию Николай Матвеевич предсказал пожар. В О-ве, где священствовал свёкор, действительно, сгорела церковь и дома причта.

 

МИЛОСЕРДНЫЙ НИКОЛАЙ

 

О Николае Матвеевиче сохранилась добрая память как о милосердном человеке, который помогал нуждающимся, чем мог, а главное своей молитвой.

Упоминаемая выше вологжанка Л.Д. Мило-ва вспоминала: «Моей знакомой старушке Рынин дал несколько кусочков сахара. Она бережно хранила их в коробке, где находились у неё деньги. Деньги не переводились, так что ими она нередко снабжала и своих родственников. Вдруг сахар растаял. Перевелись и деньги.

Рынин был вхож и к знатным в городе лицам, в том числе к местному владыке. Является он однажды к преосвященному Онисифору и говорит:

- У тебя в шкафе-то 16 подрясников. Дай мне один.

- На что же тебе? - поинтересовался Владыка.

- Дай, дай!

Владыка распорядился удовлетворить желание юродивого. Получив подрясник, Рынин вышел и во дворе архиерейского дома встретил бедно одетого человека, идущего подать прошение владыке об определении его на место. Ему и передал блаженный владычный подарок.

Из чувства милосердия Николай Матвеевич нередко исцелял больных. Купеческая дочь Ю.П. Белякова рассказала такой случай. Один слепой человек сидел на галерее гостиницы «Пассаж» и просил милостыню. Уличные мальчишки, увидев юродивого, стали бросать в него песок с дороги. Пыль попала в глаза слепому и причинила ему боль. Он стал тереть глаза, а Рынин и говорит ему: «Три, три!» После этого слепой прозрел.

И после смерти праведный Николай помогал многим людям, обращавшимся к нему за помощью с молитвой.

 

БЛАЖЕННЫЙ НИКОЛАЙ И ДЕТИ

 

Николай Матвеевич любил детей, хотя иногда неблаговоспитанные и резвые дети наносили ему обиды, которые он терпел ради Бога. Он шёл по пути Христову, а Христос любил детей: обнимал их, возлагал руки, ставил их в пример: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное».

Обычно Рынин носил с собой для детей гостинцы. Несмотря на строгий вид юродивого, дети бегали кругом его. Он ласкал их с большой нежностью, и дети чувствовали искреннюю доброту его сердца. Школьники, бывало, внимательно замечали действия доброго человека, видя в них то счастливые, то неприятные для них предзнаменования. Например, если ударит легонько школьника по плечу, то быть ему в тот день высеченным за что-нибудь.

Блаженный считался другом детей и после смерти. Матери водили своих сыновей и дочерей к могиле праведного человека, брали песочек из могильной насыпи и водой с этим песочком поили своих больных детей. Причём, по вере благочестивых женщин, дети их получали облегчение от болезней.

Одна дама Воронова вспоминала: «Когда мы учились в гимназии, перед экзаменами бабушка водила нас на Богородское кладбище на могилу к Рынину. Мы там молились и брали песочек».

 

ХОЛЕРА

 

Появление эпидемии холеры в начале 30-х годов Рынин предвидел заранее и вразумлял людей, как от неё уберечься.

Горожанка Анна Пищ-на рассказывала, что однажды Николай Матвеевич пришёл к ним в дом и стал настойчиво требовать, чтобы они помазали все углы дома дёгтем.

- Купи дёгтю, - говорил он моей матери, - здесь помажь, и здесь, и здесь. При этом он палкой указывал на все углы комнаты.

- Да зачем же это, Николай Матвеевич? – недоумевала мать.

- Надо! – твердил он, - Купи дёгтю, помажь!

Мать, чтившая Рынина, исполнила его приказание, поставила в каждый угол в доме по пузырьку с дёгтем. Через неделю в городе открылась холера, многие умирали, но семейство Пищ-ной избавилось от посещения их дома страшной гостьей.

Когда в Вологде уже распространилась холера, и народ умирал от этой болезни, однажды в воскресный день Николай Матвеевич вошёл в храм Зосимы и Савватия, где молилась губернаторская семья. Юродивый весь был покрыт смолой. Он встал рядом с губернатором, и тот он него отодвинулся.

- Я боюсь, чтобы не заразиться! - сказал Рынин...

Вскоре от холеры умерла сестра губернатора, но сам губернатор остался невредим.

Жило в Вологде семейство мещан Дружининых. Когда в Вологде началась распространяться холера, страшась этого Божьего меча, глава дома Михаил Григорьевич Дружинин в уме своём дал обет. Если его семья будет избавлена от этой страшной болезни, то он возобновит часовню Святого Николая Чудотворца на реке Вологде, которую в просторечии называли «Никола Мокрый». Однако Дружинин почему-то медлил исполнить своё обещание. Между тем холера всё усиливалась и уносила много жертв. Раз сидит Михаил Григорьевич у себя дома за чаем. Вдруг вбегает Николай Матвеевич и говорит:

- Михайло, тебя Никола Мокрый дожидается!

Это так поразило Михаила Григорьевича, что он тотчас отправился в путь и возобновил часовню. И Бог принял его жертву: в семье Дружинина никто от холеры не умер.

В холерный год Николай Матвеевич пришёл к сестре. Взял подушку, покачал её, заплакал и сказал:

- Завтра засветят свечки воску ярого.

А затем блаженный убежал. На другой день муж сестры умер от холеры.

Хоронили члена семьи в одном доме. Пока ещё не вернулись с кладбища провожавшие умершего, Николай Матвеевич начал растворять ворота во двор с молитвой: «Святый Боже...», а затем вошёл в комнату, засветил восковую свечку, поставил её к иконам и снова запел: «Святый Боже...», а затем повернулся и убежал. Видевшие всё это предположили, что Рынин молится о душе только что погребённого умершего, но оказалось, что он предвещал о новом горе: через несколько дней в этом же семействе скончался другой человек.

В год бедствия праведный Николай был с народом.

 

БОЖИЙ СТРАННИК

Николай Матвеевич скитался с места на место, подолгу жил, то в Вологде, то в Грязовце, то в Кадникове, то в Тотьме, то в различных сёлах. Везде находилось немало людей, уважавших его, поскольку и там в нём видели Божия человека, провидца.

Как-то, живя в Грязовце, Рынин зашёл в один дом и говорит хозяйке;

- Помни 22 число. Смотри, помни же.

- Для чего мне помнить это число?

- Помни, тебе говорят, помни! – наказывал он ей на прощание. При этом, выходя из дома, поставил в дверь лопату. Это было в начале октября.

Настал праздник Казанской Божией Матери 22 октября (по новому стилю 4 ноября). Хозяйка дома заболела и умерла.

Пришёл Рынин к священнику Вологодского уезда Воскресенской Шомской церкви Иоанну Садовникову и сказал:

- Ехали и в Петербург, ехали и в Москву, ехали и в Устюг, да и в Кириллов приехали и провалились.

Впоследствии значение этих слов стало ясно. Сын этого священника служил в Вологде чиновником, потом служил в Петербурге – в Сенате, ездил в Москву, служил в Устюге после того становым приставом. И, наконец, попал в город Кириллов в писцы, где жил бедно и несчастно, лишившись опоры в лице жены.

В Кадникове Николай Матвеевич находил радушный приют в доме Дьякова, но с любовью его принимали и многие другие горожане и весьма дорожили его посещениями. Для Божьего человека рады были сделать всё. Горожанка Гр-ова вспоминала: «Однажды мылся он в нашей бане. Моя сердечная мать подумала про себя:

- Дать бы Николаю Матвеевичу бельё. У него всё одно. Но как предложить?

Задумалась она. А гость вымылся и вдруг бежит из бани нагой, только чресла свои препоясал старой рубашкой. Кричит ей:

- Кума, дай бельё-то!

Ведь узнал он мысли хозяйки.

Как-то раз был Николай Матвеевич в городе Тотьме. Пришёл он к одной женщине, положил копейку к образам и сказал:

- Возьми на свечку.

Потом блаженный вышел за ворота, сел к углу дома и запел: «Святый Боже...». В тот же день она получила письмо о смерти мужа, который был в отъезде.

За несколько лет до смерти Рынин паломничал в Тотьму, прошёл оттуда в Кадников, побывал в ближайших обителях. Однажды встретились ему на дороге воры, и праведник обличил их в преступлении. Злым людям это очень не понравилось, и они набросились на него. Жестоко избили блаженного и вырезали икры у ног. Николай Матвеевич сгоряча добежал до пристанища, где ему оказали помощь. Там он написал письмо своей дочери Татьяне, которую не видел уже несколько лет. Сообщал, что с ним приключилось, и просил приехать за ним, если она хочет его видеть и принять у себя. Дочь сразу приехала к отцу и забрала его в Вологду. У неё Рынин жил до самой смерти. Страшные раны на ногах сильно болели, он сам с удивительным терпением делал себе перевязки и никогда не роптал.

С тех пор жизнь его стала заметно угасать.

 

УСПЕНИЕ И ПОГРЕБЕНИЕ ПРАВЕДНОГО НИКОЛАЯ

 

Чувствуя приближение смерти, Николай Матвеевич велел позвать священника. Соборный священник отец Никифор Иконников исповедал его, приобщил Святых Таин и помазал елеем.

19 марта (1 апреля по новому стилю) блаженный Николай тихо скончался, отдал душу свою Богу, в единение с Которым постоянно входил во время молитвы.

23 марта 1837 года улицы города Вологды, ведущие от Власьевской церкви к Богородскому кладбищу, запружены были народом. Казалось, что сюда собрался целый город, несмотря на то, что стояла ненастная погода – была оттепель, и шёл снег. В этот день хоронили Николая Матвеевича Рынина, юродивого, в прозорливость которого верили многие, испытавшие правду его слов в событиях своей жизни. Глубоко опечаленные его кончиной, многие горожане старались протискаться к его гробу, чтобы проститься с ним, отдать ему последний долг. Очевидцы рассказывают, что от гроба разносилось необыкновенное благоухание. В толпе раздавались рыдания и вопли, слышался крик бесноватых, с пеной валявшихся по земле. Народ время от времени останавливал гроб, поэтому шествие совершалось очень медленно и подошли к кладбищу только к вечеру. Когда оно вступило в ограду кладбища, с соборной колокольни понеслись звуки колокола к вечерне. И вспомнились тогда слова брата Николая Матвеевича - Ивана Рынина, который не пожелал исполнить завет покойного - похоронить его в Прилуцком монастыре, потому что погребение здесь было сопряжено с большими заботами. Брат говорил: «Ну его, дурака, пожалуй к вечерне туда в монастырь не довезти...». И вот тело Николая Матвеевича было принесено на Богородское кладбище с благовестом к вечерне.

 

НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ ПРАВЕДНОГО НИКОЛАЯ

 

Умер Божий человек, но память о нём свято хранит православный народ.

При жизни Николай Матвеевич говорил брату Ивану:

- Когда умру, ты не ставь надо мною ни креста, ни памятника. Нето крышу у тебя сорву.

Этот завет брат исполнил. Действительно, на могиле Николая Матвеевича долгое время не было креста, хотя за это некоторые и упрекали его родных. Первый крест на могиле Рынина поставила крестьянка Воздвиженского прихода из-за Кадникова (в 52 верстах от Вологды) по такому случаю. Она была больна расслаблением. Ничто не помогало. Раз в сонном видении она слышит приказание поставить в Вологде над могилой Николая Рынина крест. Тогда она исцелится. Сновидение повторилось дважды. Духовный отец посоветовал больной исполнить приказание. Как только женщина заказала изготовить крест, то сразу же почувствовала облегчение от недуга. Сама на своих плечах решила она донести крест до могилы, так как была уже совершенно здоровой. Проходя с крестом по Вологде, она остановилась отдохнуть у дома Анны Пищ-ной, о которой мы уже упоминали, и попросила её показать могилу Рынина на кладбище.

Одним из наиболее усердных почитателей памяти покойного Н.М. Рынина в 70-е годы XIX века был В.П. Черняев. Он рассказывал причту Богородицкой церкви следующее:

«Впервые я узнал о блаженном Николае Матвеевиче в 1869 году, когда познакомился со старожилками Вологды старушками Ф.Н. и Е.Н. Садоковыми. Николая Матвеевича они хорошо знали при жизни и очень уважали его память. Они-то мне и указали ныне дорогую для меня могилу блаженного, которую я стал часто посещать. Придёшь, постоишь, поклонишься – и на душе станет легко. Святой Николай не раз помогал чудесным образом мне и моим близким в трудных жизненных ситуациях».

Причт храма Рождества Пресвятой Богородицы и служители Богородского кладбища рассказывали, что на могилу Рынина приходили не только вологжане и жители окрестных сёл и деревень, но и приезжие из Кадникова, Тотьмы, Устюга, Архангельска и других городов.

До 80-х годов могила Николая Матвеевича отличалась от других тем, что была сильно изрыта почитателями юродивого, которые брали из неё песочек. От этого крест, поставленный крестьянкой, покривился. Новые люди, которым Блаженный помогал по их молитвам, стали ухаживать за могилой. В 80-х годах купеческая вдова Наталья Михайловна Коровина устроила над могилой крышу на четырёх деревянных столбах и довольно высокие перила. В 1889 году А.М. Крылова построила дощатую часовенку, покрытую железом, с небольшою из белого железа главкою и железным крестом. В часовне было четыре окна, вход в неё – с западной стороны. На могиле был поставлен деревянный крест, сама же она была покрыта парчовым покровом. В 1905 году неизвестный человек покрасил часовню масляной краской в голубой цвет. На восточной стороне в часовне поставлен позолоченный резной иконостас из дерева с тремя большими образами: посредине икона Воскресения Христова, справа – Успения Божией Матери, слева – Святителя Николая Чудотворца (тезоименитого покойному). На стене висел портрет Николая Матвеевича: худое, с заострённым носом, лицо подвижника, чёрные задумчивые глаза... Часовню каждый день посещал старец Василий Абрамов, живший в богадельне. Он заправлял лампады, ставил свечи, которые жертвовали богомольцы, и следил за чистотой в часовне.

В начале XX века на могиле праведного Николая была построена каменная часовня. Народное почитание святого продолжается и в наши дни.

Церковь прославила праведного Николая в 1988 году. Дни его памяти – 1 апреля и 3 июля (по новому стилю). В эти дни в церкви Рождества Пресвятой Богородицы после литургии совершается молебен с акафистом и крестный ход к часовне святого праведного Николая.

 

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

 

Обращаясь с молитвой к блаженному Николаю Вологодскому, многие православные люди получают чудесную помощь. Посмертных чудес святой творил изобильно, так как к нему шёл и сейчас идёт нескончаемый поток просителей. Сведения о случаях чудесной помощи праведного Николая, которые случались в XIX и XX вв., дошли до наших дней благодаря тому, что передавались из уст в уста, а также записывались служителями храма Рождества Пресвятой Богородицы.

В книге епископа Неофита, изданной в 1913 году, эти посмертные чудеса также записаны. Приведём их далее.

1. Г.С. Грачёва вспоминала: «В прежнее время жители Кадникова любили совершать паломничества в Вологду, чтобы поклониться святыням. Всегда приходили они и к могиле Николая Матвеевича. Тётка моя в одно из таких посещений захватила землицы с Рынинской могилы. В Кадникове тогда сильно хворала наша знакомая. Тётка пришла навестить её и принесла с собой эту землю.

- От тебя душистым ладаном пахнет. Не ладану ли принесла? – Вместо приветствия так встретила гостью больная.

- Я принесла тебе песочек с могилы Николая Матвеевича. Попей водицы с ним, дай обещание отслужить на его могилке панихиду, и, Бог даст, будешь здорова.

Больная послушала совета тётки и вскоре выздоровела».

2. В известной в Вологде семье Девятковых сохранилось предание, что Рынин говорил: «Меня узнают через 70 лет». Вдова Евгения Н-на Девяткова, племянница Анфии Яковлевны Девятковой, 40 лет ежегодно служила панихиду по Николаю Матвеевичу в благодарность за помощь. В первые годы замужества её мучила лихорадка. Врачи не смогли помочь ей. Томимая жаждой, больная просила у родных квасу, но те не давали ей этого напитка, по указанию врачей. Наконец, видя её страдания, решились уступить её просьбе. Налив полстакана квасу и вложив туда немного земли, взятой с могилы Рынина, они подали больной. Та схватила стакан с жадностью, но отведав квасу, сказала:

- Какая мерзость! Да тут ещё и песок!

Однако, благодаря нескольким глоткам неприятного напитка, у больной появился сильный пот, она почувствовала облегчение и скоро совсем поправилась от болезни, которая к ней больше не возвращалась.

3. Протоиерей о. Иоанн Шадрин, служивший в церкви Богородского кладбища 46 лет, рассказывал такой случай. Это было в 70 годах (XIX в.) в начале зимы. Он пришёл служить литургию, но пономарь Славороссов предупредил его, что какой-то молодой крестьянин просит поскорее отслужить панихиду на могиле Рынина. Священник, облачившись, отправился на могилу и отпел панихиду, во время которой болезненного вида крестьянин, упав на покрытую толстым слоем снега могилу, горячо со слезами молился. Богомолец рассказал о. Иоанну, что он пришёл сюда помолиться блаженному о своём слабом здоровье после чудесного случая, который произошёл с его земляком, тоже молодым крестьянином. Тот заболел кумохой (лихорадкой) и с трудом добрался сюда - помолиться на могилу Рынина, взял песочку и попил с ним воды. После этого болящий исцелился.

4. Ранее уже упоминался усердный почитатель Рынина - Владимир Павлович Черняев. Он сообщил причту Богородского кладбища следующее.

«Когда в 1871 году я окончил курс в Московском университете, то приехал на лето в Вологду. Наслышавшись о великих чудесах преподобного Сильвестра Обнорского и о красоте той местности, я вздумал пойти туда пешком с пятью или четырьмя простыми богомолками-паломницами. Но, зная строгие правила моего отца (П.К. Черняева), я не решился идти без его позволения. И вот я объявил ему о моём намерении идти к преподобному Силиверсту



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: