Сочинение - описание по картине В. Г. Никонова «Первая зелень»
Слово о художнике и его творчестве.
Владимир Глебович Никонов родился в 1949 году, в Москве, советский и российский художник-миниатюрист, народный художник Российской Федерации (2007), почётный член Российской академии художеств (2004); Работает в редкой технике живописной миниатюры (масло, грунтованный картон). Творческий метод определяется влиянием отечественной реалистической школы живописи. Лирический камерный пейзаж средней полосы России и виды старинных архитектурных памятников являются излюбленными темами его произведений. Пейзажи мастера неоднократно экспонировались в Москве и за рубежом. Многие работы находятся в отечественных частных коллекциях, а также в Англии, США, Швейцарии, Швеции, Франции, Германии, Италии, Южной Корее, Болгарии и других странах.
"Творчество старых мастеров Саврасова, Шишкина, Поленова, Левитана и особенно близкого по духу и определило мои художественные взгляды и ценности", - признается художник.
Владимир Никонов вновь и вновь пишет Новодевичий монастырь, маленькие храмы Подмосковья и древнерусских городов или пронизанные литературно-историческими ассоциациями виды русских усадеб, пушкинские места, домик Бестужева в далеком Дербенте.
Излюбленные мотивы его пейзажей уже сами по себе причастны к вечным ценностям отечественной культуры. Счастливая для художника и зрителя сопричастность с художественным наследием, с красотой родной природы усиливается благодаря спокойной реалистической манере и лирическим интонациям в талантливых пейзажах Владимира Никонова.
Сама техника живописной миниатюры, ныне почти забытая, придает особое очарование произведениям художника. Его лирические пейзажи камерны, интимны не только благодаря своему размеру, но и по эмоциональному диапазону художественного образа. Они предполагают дружеское соседство со зрителем не в отстраненном пространстве музейной экспозиции, а в небольшом частном интерьере кабинета или гостиной. Миниатюры располагают к спокойному всматриванию, созерцанию и несколько элегическому сопереживанию поэтического образа природы, созданного художником.
В своем творчестве Владимир Никонов удачно избегает живописной приблизительности маленького эскиза и нарочитой "красивости", сувенирных пейзажей художественных салонов. В то же время, жанр миниатюры позволяет художнику соединить свежесть и непосредственность этюда с законченностью картины.
Авторская техника живописи маслом, по мнению художника, позволяет ему на сравнительно малом живописном поле уловить тонкие колористические соотношения, передать не только мельчайшие детали, но и особую влажность и светоносность атмосферы.
Владимир Никонов на редкость постоянен в своей любви к пейзажу среднерусской полосы и в своей приверженности к традициям русской реалистической живописи второй половины XIX - начала XX в.в.
Его пейзажи покоряют ясностью, глубокой искренностью, отточенным мастерством исполнения. Тихие закатные вечера, напоенное солнцем разнотравье лесных полян, торжественно плывущие по небу облака или широко раскинувшиеся просторы земли с непременными приметами российского пейзажа — колокольнями церквей у горизонта — все это сюжеты и мотивы произведений Никонова. Малые размеры пейзажей Никонова, техника письма сближают его работы с миниатюрной живописью, хотя художником выработан совершенно самостоятельный живописный почерк и выразительный язык его произведений. Продуманное построение, четкость соотношения планов, множественность композиционных решений создают богатое разнообразие пейзажных образов.
Образ природы в искусстве
На протяжении многих веков талантливые художники, композиторы, поэты выражали восхищение природой в своих произведениях. Рассматривая картины, слушая стихи, музыкальные произведения, люди проникаются настроением автора, прикасаются к прекрасному.
Богатством красок и звуков весна привлекла не только замечательных художников и поэтов, но и великого русского композитора П.И. Чайковского, который в 1876 г написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес. Пьеса «Март. Песнь жаворонка» поможет вам более полно, образно представить весну. Послушайте композицию для вдохновения! Слышите: звон капели, журчание ручейка, трели жаворонка. П.И. Чайковский передал в звуках то же, что художники красками, - пробуждение природы, наступление весны.
Обращение к картине
Чувства, которые испытывает художник при описании весны:
радость, грусть, ликование, восторг, упоение, счастье, состояние приподнятости, душевного подъёма.
Для сочинения поразмышляйте над вопросами:
- По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?
- Как Никонов передал в картине пробуждение природы в весенний солнечный день?
- Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня?
- Какие тона преобладают: теплые или холодные?
- Какие приметы весны вы можете отметить? Почему вы так думаете?
Обновление и возрождение природы весной вызывают у человека стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.
Примерный вариант плана:
1. Вступление. Название картины, автор.
2. Описание неба, солнца, воздуха.
3. Описание деревьев.
4. Ваше впечатление от картины, настроение, вызванное ею.
Ключевые слова:
1.Вступление. Название картины, автор
Первый месяц весны
2. Небо, солнце, воздух
Голубое, ясное, высокое. Теплый, прозрачный
3. Деревья
Ветки берез тянутся к небу, к теплым лучам солнышка. Почки набухли.
4. Настроение, вызванное картиной
Радостное чувство
Словарная работа:
Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. (Теплый, холодный яркий колорит).
Палитра – (перен.) Подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма. (Богатая палитра).
Синонимы к словам:
Художник - живописец, мастер кисти, пейзажист.
Картина – полотно, репродукция.
(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует)
Блестит – искрится, сверкает, сияет
(Небо) голубое – лазоревое, светло-синее.
(Березки) стройные – статные
(Настроение) праздничное – бодрое, жизнерадостное.
Орфографическая подготовка:
здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.