Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
Класс, базовый уровень
Разработана:
Каскинбаевым Ильясом Иршатовичем
учителем биологии
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2010, полностью отражающих содержание программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2006 – 303 с.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю (68 часов в год).
Цели изучения курса
- приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
– овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
– освоение общепредметных компетенций:
Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности.
2. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном
|
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационная компетенция. При помощи объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др.
|
6. Социально-трудовая компетенция включает в себя владение знаниями и опытом в области профессионального самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 9 классе являются следующие умения:
– проявление любознательности и интерес» к изучению природы методами естественных наук;
– нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания;
– владение коммуникативными нормами и правилами.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
– познавательные: общеучебные - владеть приемами работы с информацией (осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации); – формулировать проблему;
– осваивать приемы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
|
– коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства
– Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
Предметные умения:
– должны знать основные понятия (биология, цитология, бриология, экология, генетика, биотехнология, биофизика, биохимия, эмбриология);
– уметь выделять предмет изучения биологии;
давать определение терминам: биология, цитология, бриология, экология, генетика, биотехнология, биофизика, биохимия, эмбриология, объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей;
– приводить примеры практического применения достижений современной биологии, дифференциации и интеграции биологических наук; характеризовать биологию как комплексную науку;
– высказывать свое мнение по поводу утверждения, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.
Формы контроля: устные сообщения, контрольные работы, лабораторные работы, тестирование, биологические диктанты, индивидуальные и дифференцированные карточки-задания.
При организации занятий с учащимися 9 классов по биологии необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта.
В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
· словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
· наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
· практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
· проблемное обучение;
· метод проектов;
При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.
Региональный компонент призван способствовать выполнению следующих задач:
– расширение, углубление и конкретизация знаний учебной дисциплины «Биология», предусмотренные федеральным
компонентом государственного стандарта;
– реализация гарантированного права на получение комплекса знаний о природе Республики Башкортостан;
– углубление навыков естественнонаучных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся,
оформление результатов собственных изысканий;
– формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация материала.
Материалы по национально – региональному компоненту в 9 классе:
Тема: Вирусы.
Данные о вирусных заболеваниях в Республике Башкортостан.
Тема: Гетеротрофы.