Глава 5. Экосистемный уровень (5 ч).




Сообщество, экосистема, биогоеценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы

Глава 6. Биосферный уровень (3 ч). Биосфера. Среды жизни. Приспособленность организмов к обитанию в среде. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Примеры средообразующей деятельности организмов РБ.

Раздел II. Эволюция органического мира. Глава 7. Основы учения об эволюции (8 ч). Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин и основные положения его теории. Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции. Главные линии эволюции.

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч). Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

Календарно – тематическое планирование

№ урока Наименование тем Примерная дата проведения урока Домашнее задание
I четверть
Раздел 1. Уровни организации живой природы
  Биология – наука о жизни. Сущность жизни и свойства живого   §1,3 стр. 4-5; 10-13
  Методы исследования в биологии   §2, стр.6-9
  Молекулярный уровень: общая характеристика.   §1.1, стр.16-18
  Углеводы.   §1.2, стр.18-21
  Липиды.   §1.3, стр. 21-23, таблица
  Состав и строение белков.   §1.4, стр.23-27  
  Функции белков.   §1.5, стр. 27-29, таблица
  Нуклеиновые кислоты.   §1.6, стр. 29-32
  АТФ и другие органические соединения клетки. Л.Р. №1 «Расщепление перекиси водорода»   §1.7, стр.33-35
  Биологические катализаторы   §1.8, стр.35-37
  Вирусы   §1.9, Подготовиться к контрольной работе
  Контрольная работа №1 «Молекулярный уровень организации живой природы».    
  Основные положения клеточной теории.   §2.1, стр. 42-43
  Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.   § 2.2, вопросы 1-4 стр.45
  Ядро.   §2.3, стр. стр.46-49
  Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи   §2.4, стр.49-51
  Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. Тест по теме: строение клетки.   § 2.5, стр.52-55
II четверть
  Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Тест по теме: Строение клетки.   § 2.6, стр.56-58
  Различие в строение клеток эукариот и прокариот.   §2.7, стр.58-60
  Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.   §2.8, стр. 60-61
  Энергетический обмен в клетке.   §2.9, стр. 62-64
  Питание клетки   §2.10, стр. 64-65
  Фотосинтез и хемосинтез.       §2.11, стр. 65-69, вопросы 3,4 стр.69
  Гетеротрофы.   §2.12, стр.69-70
  Синтез белков в клетке   § 2.13, стр. 70-76
  Деление клетки. Митоз   § 2.14, стр. 77-81. Подготовиться к К.Р.
  Контрольная работа №2 «Клеточный уровень организации живой природы».    
  Бесполое размножение организмов   §3.1, стр. 84-86, вопросы 3,4 стр.86
  Половое размножение организмов. Оплодотворение.   §3.2, 3.3 стр. 87-93
  Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.   §3.4, стр. 93-99
  Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.   §3.5, стр.100-104
  Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. П.Р. №1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».   §3.6, стр.105-107, вопросы 3,4 стр.107
  Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.   §3.7, стр.107-110
III четверть
  Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест. П.Р. №2 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».   §3.8, стр. 110-112
  Взаимодействие генов   §3.9, стр. 112-114, вопросы 1-3 стр. 114
  Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.   §3.10, стр.115-117
  Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции.   §3.11, стр. 117-118
  Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость   §3.12, стр.119-122, вопросы 1-4 стр.122
  Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.   §3.13, стр. 122-126
  Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов   §3.14,стр.126-130
  Контрольная работа №3 «Организменный уровень организации живого».    
  Критерии вида.   §4.1, стр. 134-137, таблица
  Популяции   §4.2, вопросы 1-4, стр. 141
  Биологическая классификация   §4.3, стр.141-143
  Сообщество, экосистема, биогеоценоз.   §5.1, вопросы 1-3, стр.149
  Состав и структура сообщества   §5.2, стр. 149-157
  Потоки вещества и энергии в экосистеме. Л.Б. № 2 «Составление схем передачи веществ и энергии».     §5.3, вопросы 1-4, стр.161
  Продуктивность сообщества   §5.4, стр.161-163
  Саморазвитие экосистемы.   §5.5,стр.164-170
  Биосфера. Среды жизни.   §6.1, стр. 172-177
  Средообразующая деятельность организмов.   §6.2, вопросы 1-3, стр.180
  Круговорот веществ в биосфере   §6.3, стр.180-184
Раздел 2. Эволюция органического мира
  Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин. Самостоятельная работа по теме: Экосистемный и биосферный уровень.   §7.1, стр.188-193
IV четверть
  Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушение   §7.2, §7.3, стр.193-200
  Борьба за существование и естественный отбор   §7.4, стр.201-206
  Формы естественного отбора   §7.5, вопросы 1,2, стр. 209
  Изолирующие механизмы   §7.6, вопросы 1-3, стр.213
  Видообразование   §7.7, стр. 231-217
  Макроэволюция. Самостоятельная работа по теме: Эволюция.   §7.8, вопросы 1-4, стр.220
  Основные закономерности эволюции.   §7.9, стр.220-225
  Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. Гипотеза Опарина –Холдейна   §8.1, стр.228-232 §8.2, вопросы, стр.236
  Современные гипотезы происхождения жизни   §8.3, стр.236-238
  Основные этапы развития жизни на Земле   §8.4, вопросы 1-4, стр.243
  Развитие жизни на Земле.   §8.5-8.8, заполнить таблицу
  Итоговая контрольная работа    
Биосфера и человек
  Эволюция биосферы   §8.5, стр. 243-246
  Антропогенное воздействие на биосферу   §8.6, стр.247-252
  Основы рационального природопользования   §8.7, 8.8, стр.252-260

График проведения тестов, лабораторных, практических и контрольных работ:

 

№ п/п Сроки Тема Вид работы
    Расщепление перекиси водорода Лабораторная работа
    Молекулярный уровень организации живой природы Контрольная работа
    Строение клетки Тест
    Клеточный уровень организации живой природы Контрольная работа
    Решение генетических задач на моногибридное скрещивание Практическая работа
    Решение генетических задач на дигибридное скрещивание Практическая работа
    Организменный уровень организации живого Контрольная работа
    Составление схем передачи веществ и энергии Лабораторная работа
    Экосистемный и биосферный уровень Самостоятельная работа
    Эволюция Самостоятельная работа
    Итоговая контрольная работа Контрольная работа

 

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;

а также методических пособий для учителя:

1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поуроч­ное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;

2) Мамонтов С.Г. Биология: учебник для студентов высш. учеб. заведений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 576 с.

3) Киреева Н.М. Биология. Для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике) – Волгоград: Учитель, 2009.

4) Биология. 9 Класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой / авт. сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2013. 271

для учащихся:

В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учеб­нику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 - 96

Информационные ресурсы:

1.Интерактивные наглядные пособия «Клетка», «Молекулярная биология», «Неклеточные формы жизни», «Эволюция», «Генетика» и другие.

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе:

В результате изучения биологии ученик должен:

Знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

Приложение к программе:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: