Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками




Цифровая компетентность родителей – залог безопасности ребенка в интернете

Активное использование интернета существенно меняет социальные и культурные практики, в первую очередь, у наиболее активных пользователей цифровых технологий — младших школьников, подростков и молодежи.

Интернет становится пространством не только возможностей, но и рисков. Для того, чтобы ребенок был в безопасности, родителям необходимо владеть цифровой компетентностью и обучать этому своего ребенка с 7 до 12 лет.

Младшие школьники начинают использовать интернет для общения, в том числе и через социальные сети, несмотря на то, что возрастной лимит у большинства социальных сетей составляет не менее 13 лет. Младшие школьники осваивают цифровой мир в большей степени самостоятельно, оставаясь с ним наедине без помощи взрослых.

С возрастом все больше детей, так или иначе, сталкиваются с онлайн-рисками. Опыт столкновения с онлайн-рисками в каждой возрастной группе, в первую очередь, связан с их основными видами цифровой активности.

Младшие школьники чаще сталкиваются с контентными и техническими рисками при использовании игровых приложений и просмотре видеоконтента. Среди младших школьников каждый пятый признался, что уже видел порнографический контент. Поскольку младшие школьники начинают использовать интернет как средство общения, то они начинают сталкиваться с онлайн-агрессией.

Правила использования цифровых устройств существуют у большинства семей младших школьников. В основном правила устанавливает и контролирует мама в одностороннем порядке. Самое популярное правило накладывает ограничение на количество времени, которое дети могут проводить за цифровыми устройствами, при этом оно чаще применяется в семьях младших школьников. Родители младших школьников серьезно недооценивают опыт их столкновения с онлайн-рисками.

Практически половина родителей не знают о том, что их дети сталкивались с опасными и неприятными ситуациями при пользовании цифровых устройств.

Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками

· Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;

· Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;

· Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;

· Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;

· Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);

· Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, или вы не знаете как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и другие)

Подводя итог, отметим, цифровая компетентность родителей связана с использованием активных стратегий родительского вмешательства: знания и мотивация связаны с готовностью помогать ребенку решать проблемы, которые у того возникают в интернете, говорить с ребенком об интернете, показывать полезные сайты, что-либо делать вместе. Знания и ответственность связаны с использованием программ родительского контроля и фильтров.

 

 


Список используемых источников:

Сайт Фонт развития интернет Комплексная программа профилактики деструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи (2019 г.) - Доступ: https://www.fid.su/projects/research/prevention-of-destructive-behavior-in-the-internet

САЙТ Фонт развития интернет «Поколение Z: информационно-коммуникационные технологии как культурное орудие развития высших психических функций» (проект РФФИ № 17-06-00762 2017–2019 гг.) - Доступ: https://www.fid.su/projects/research/generation-z-2017-2019

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: