Последовательность работы




Перед началом непосредственной росписи подноса я нарисовала несколько эскизов: в графике (сразу на кальке) и в цвете. После того, как мои эскизы утвердили, я начала делать проект к моему изделию:

1. Натягиваю планшет:

· Протираю стол с моющим средством, для того чтобы после бумага не запачкалась.

· Кладу бумагу на чистый стол и намачиваю ее водой с помощью губки так, чтобы бумага полностью пропиталась ею, но и так, чтобы в дальнейшем бумага не рвалась.

· Жду секунд 15 и накладываю на бумагу деревянный планшет.

· Натягиваю бумагу на планшет, начиная с середины сторон планшета крест-накрест, и закрепляю канцелярскими кнопками.

· Загибаю углы «конвертиками», так же закрепляя их кнопками.

· Переворачиваю планшет натянутой бумагой вверх и даю ему высохнуть примерно 1 час при комнатной температуре в горизонтальном положении, вдалеке от батарей и солнца, для того чтобы позднее бумага не пошла «волнами».

2. Намечаю расположение рисунка подноса, а также оставляю места для подписи и аннотации.

3. Перевожу кальку с рисунком композиции.

4. Акварелью прорисовываю элементы композиции (форму и цвет).

5. Заливаю фон композиции колером зеленого цвета (темперные краски)

6. После, намечаю орнамент на композиции и прорисовываю его золотым и серебряным акрилом, с добавлением темперы.

7. И в конце, подписываю планшет.

 

После подготовки проекта, у меня последовала роспись самого изделия.

 

· Технологическая карта выполнения росписи подноса

Стадии Операции
1. Подготовка поверхности изделия под роспись
- Шлифование
- Выбор цвета фона
- Нанесение краски фона


2. Перенос рисунка
- Точный перевод рисунка на кальку

- Уточнение деталей рисунка
- Перенос рисунка на изделие


3. Роспись изделия

- Приклеивание потали и порошков

- Сушка

- Замалевок
- Сушка
- Циклевание

- Прописка смешанных элементов: лессировка потали и порошков и нанесение плотных мазков

- Прописка плотных элементов:

• Тенежка
• Прокладка
• Бликовка
• Чертежка
• Привязка

- Сушка

 

4. Уборка
- Орнамент
- Сушка

- Приклеивание потали на бортик

- Сушка


5. Отделка
- Очистка изделия
- Лакирование (Двухкомпонентный лак в 3 слоя)

- Сушка до полного высыхания

 

 

 

 


Технологическая глава

· Материалы, инструменты, оборудование

1. Заранее загрунтованная и покрытая черным лаком металлическая заготовка подноса

2. Наждачная бумага (абразивная губка) №180, №1000

3. Краска IDEA Spray «Изумрудная Зелень»

4. Калька

5. Скотч

6. Карандаши НВ, 3В, 4В и ластик

7. Кисти синтетические круглые №1, №2, №3, №6

8. Лак ПФ-283

9. Порошок золотой и серебряный

10. Губка

11. Мыло

12. Поталь золотая листовая

13. Кисти беличьи круглые №3, №4, №5, №8-9

14. Кисти синтетические «кошачий язык» или овальные №4, №5, №8

15. Краски масляные сквозные: «Краплак красный», «Краплак розовый», «Индийская желтая», «Марс Желтый», «Марс оранжевый», «Тио индиго красно-коричневый», «Голубая ФЦ», «Зеленая ФЦ»

16. Краски масляные плотные: «Белила титановые», «Кадмий желтый светлый», «Кадмий желтый темный», «Травяная зеленая», «Виридоновая зелень», «Ультрамарин», «Кобальт синий светлый»

17. Лак акриловый

18. Стеклянная палитра

19. Масло льняное

20. Тряпочки

21. Финская паста золотая и серебряная

22. Скипидар

23. Рейсфедер

24. Подручник

25. Лак двухкомпонентный


 

 

· Описание последовательных стадий технологического процесса выполнения проектируемого изделия (подноса)

1. Подготовка изделия к последующей работе

1.1. Перед началом росписи необходимо тщательно прошлифовать металлическую заготовку. Для этого беру наждачную бумагу (абразивную губку) №180 и круговыми движениями шлифую поднос. В более затруднительных местах использую наждачную бумагу №1000. После, влажной тряпочкой убираю всю пыль с подноса и далее даю ему просохнуть минут 15.

1.2. Для своего подноса я решила сделать цветной фон. Для этого беру акриловую краску в аэрозоле и распыляю ее на изделие равномерным слоем, держа болон с краской на расстоянии в 30-40 см. После, даю подносу высохнуть сутки.

2. Создание эскиза и перенос его на изделие

2.1. Для своей экзаменационной работы я заранее выбрала композицию, которую нашла в интернете. Чтобы перенести ее на мой поднос, мне потребовались калька, карандаши и ластик. На кальке рисую будущую композицию, основываясь на репродукции. С обратной стороны кальки обвожу полученный рисунок мягким карандашом, дабы после композиция четко отпечаталась на подносе.

2.2. При помощи скотча прикрепляю кальку с эскизом внутренней стороной к подносу, чтобы рисунок композиции не смещался. Твердым карандашом перевожу изображение на изделие.

3. Приклеивание потали и порошков

3.1. Так как я выбрала смешанную технику письма, я для начала делаю подкладки для сквозных элементов, а именно листочков, из потали и золотого с серебряным порошками.

3.2. Во-первых, приклеиваю поталь. Для этого беру лак ПФ-283 и синтетические кисти №2 или №3. Важно иметь в виду, что форма будущего изображения зависит от того как я нанесу лак, поэтому к этому шагу следует отнестись с особой сосредоточенностью. Наношу лак на заранее выбранные участки композиции равномерным слоем без излишка. После даю ему высохнуть до состояния «сухого отлипа» - примерно минут 10-15 (в зависимости от температуры в помещении). В следующем шаге, беру золотую листовую поталь, режу ее на кусочки нужного мне размера и аккуратно накладываю на подсохший лак и при помощи мягкой кисти прижимаю ее к нему так, чтобы поталь приклеилась ровно без каких-либо складок.

Если поталь приклеилась за границы изображения, то при помощи заточенного черенка кисточки можно подправить форму изображения. Далее даю всему этому высохнуть примерно сутки.

3.3. Во-вторых, наношу порошки: в первую очередь – золотой, а после – серебряный, для того, чтобы они не смешались. Для этого беру лак ПФ-283 и синтетические кисти. Наношу лак тонким слоем там, где у меня должны быть элементы с золотым порошком, обращая внимание на то, чтобы он не заходил за границы рисунка. После даю высохнуть лаку до «сухого отлипа» и при помощи небольшого кусочка губки наношу круговыми движениями золотой порошок, распределяя его по всей поверхности лака, затем даю ему подсохнуть минут 30 и после смываю лишний порошок водой.

Те же самые шаги делаю и для серебряного порошка.

Потом оставляю все высыхать примерно на 20 часов. После того, как все высохнет, мою поднос под водой при помощи губки и мыла, для того, чтобы окончательно избавиться от не приклеенного порошка. После того, как поверхность подноса высохнет от воды, покрываю поднос акриловым лаком из аэрозоля, чтобы в процессе работы не испортить поталь или порошок, и оставляю высыхать изделие примерно на сутки.

4. Замалевок

4.1. Для элементов плотного письма, а в моей композиции такими являются цветы и некоторые листочки, следует сделать замалевок. Для этого мне понадобятся следующие материалы: стеклянная палитра, льняное масло, краски масляные («Белила титановые», «Индийская желтая», «Кадмий желтый темный» и «Зеленая ФЦ»), круглые беличьи кисти №3 и №4 и тряпочка.

4.2. Для начала, на палитру выдавливаю небольшое количество масляной краски, после беру кисть и промасливаю ее в льняном масле, излишки убираю при помощи тряпочки. С тем же льняным маслом развожу белила так, чтобы они были не совсем жидкими, но и не слишком плотными, дабы они ложились на поверхность без затруднений. Так как в моей композиции много элементов, которые касаются друг друга, для замалевка некоторых элементов я беру не только чистые белила, но белила с добавлением других цветов. Так, например, для замалевка всех желтых цветов я беру белила с добавлением либо «Индийской желтой», либо «Кадмия желтого среднего». Краску на поверхность подноса наношу широкими мазками плотным ровным слоем так, чтобы не оставалось фактуры. После того как нанесла подмалевок, я профлейтцовываю его при помощи круглой беличьей кисти №8 или 9. После оставляю все это сушится на 2-3 дня при комнатной температуре, предварительно убрав поднос в закрытую коробку, чтобы при сушке на слой краски не попадала пыль. Когда масляная краска высохла, произвожу циклевание - с помощью лезвия снимаю лишний слой краски, пока замалевок не станет гладким и ровным по всей поверхности.

5. Смешанное Письмо

5.1. Техника смешанного письма отличается тем, что здесь используются элементы сквозного письма, смешанные с элементами плотного. В моей композиции смешанными элементами являются почти все листы и мелкие цветочки.

5.2. Для начала, лессирую порошки и поталь при помощи сквозных красок и плоских овальных синтетических кистей №4 и №5. Для листочков, которые сделаны золотой поталью и золотым порошком, я беру такие краски как «Краплак розовый» и «Краплак красный», «Индийская желтая», и «Марс оранжевый», а также «Зеленую ФЦ», а для цветков из серебряной потали беру «Голубую ФЦ» и «Краплак» (для получения фиолетового цвета).

5.3. Перед началом нанесения живописного слоя промасливаю поверхность подноса небольшим количеством льняного масла для того, чтобы краска легче ложилась. Краски беру в малом размере, чтобы не забить яркость потали или порошка. Для основы я беру какой-нибудь один цвет, например, «Индийскую желтую» и наношу ее кистью по всей поверхности элемента, а уже после, добавляю другие цвета такие как «Марс оранжевый» или «Краплак», чтобы получился плавный переход, в тенях уже беру большее количество краски, дабы получился эффект объёма, а после профлейтцовываю этот красочный слой круглой беличьей кистью, чтобы убрать фактуру и усилить плавность. После оставляю все сушиться в коробке на 1-1,5 суток при комнатной температуре.

5.4. После того как все высохнет, для усиления цвета и для основы под плотное письмо, наношу еще один красочный слой, при этом еще больше усиливая тени и добавляя больше оттенков красок.

5.5. Тут же беру «Белила титановые», «Кадмий желтый средний» и «Травяную зеленую», «Голубую ФЦ», «Кобальт синий светлый» и синтетической кистью наношу на пролиссированную основу мазки, которые подчеркивают форму элемента и добавят ему объема. После этого даю краскам высохнуть примерно двое суток.

5.6. После того, как краски высохнут, покрываю поднос акриловым лаком, чтобы сохранить в целостности красочный слой. Даю высохнуть лаку часов 10, а потом сверху лака прохожу по элементам слоем сквозных красок, чтобы где-то углубить тени, а где-то добавить тени элементам моей композиции и даю всему этому высохнуть сутки.

6. Плотное письмо

6.1. Элементы плотного письма делаю по традиции в несколько этапов: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка и привязка. Для этого мне понадобятся сквозные и плотные масляные краски, синтетические плоские овальные кисти, льняное масло, палитра, тряпочки. Каждый элемент моей композиции имеет разную цветовую гамму, но по принципу исполнения они все одинаковы.

6.2. Перед непосредственным нанесением красочного слоя промасливаю элементы льняным маслом. Для тенежки беру сквозные краски и синтетической кистью наношу их широкими мазками, в каких-то местах усиливая тень, либо наоборот, делая ее более прозрачной.

6.3. Тут же перехожу к этапу прокладки, где вместо сквозных красок уже использую плотные. В этом этапе кистью вырисовываю мазки, которые образуют основной объём цветка.

6.4. Не дав прокладке высохнуть, приступаю к бликовке – чистыми белилами или белилами с небольшим добавлением цвета, наношу мазки, которые позволяют появиться свету на элементах и тем самым образуя объем.

6.5. После делаю чертежку: беру кисть №1 или №2 из синтетики или колонка, а также плотные краски, и тонкими линиями подчеркиваю живопись элементов и в серединки цветов добавляю семенца, пестики и тычинки. Даю цветам высохнуть 2-3 суток.

6.6. После, покрываю поднос акриловым лаком для защиты, и после того как он высохнет, так же, как и в смешанных элементах, сверху прохожу лессировками, чтобы увеличить эффект объема и добавить больше цвета в своей композиции.

6.7. Привязки делаю при помощи таких красок как «Травяная зеленая», «Марс оранжевый» и «Белила» и колонковой кисточкой №1 и №2. Опять же, оставляю поднос сушиться примерно сутки.

7. Уборка

7.1. В своей композиции я использую не традиционный жостовский орнамент, в виде так называемой «цепочки», а крупный и раскидистый орнамент, взятый с выбранного мною примера и подстроенный под мой рисунок.

7.2. Намечаю рисунок своего орнамента сразу на подносе мягким острозаточенным карандашом 2В. Делаю орнамент разведенной финской пастой (золотой с добавлением «Индийской желтой» и серебряной – с «Голубой ФЦ» для тона), разведенной лаком ПФ-283 и скипидаром и тонкой колонковой кисточкой №1, а также масляными красками «Белила титановые» и «Кобальт синий светлый», используемые для некоторых элементов. Так же при помощи рейсфедера и серебряной пасты делаю тонкую отводку по внешнему краю орнамента. После, даю ему высохнуть 1-1,5 суток.

7.3. После того как орнамент окончательно высохнет, на бортик подноса приклеиваю золотую поталь. Для этого беру лак и синтетической кистью наношу его тонким слоем, стараясь не задевать орнамент. Жду состояния «сухого отлипа» и приклеиваю поталь небольшими кусочками. Подождав где-то час, убираю излишки потали при помощи кисточки и даю ей окончательно высохнуть на протяжении суток. После закрепляю поталь акриловым лаком.

8. Добавление элементов

8.1. После того, как я сделала основную композицию, добавляю в нее небольшие элементы в виде бабочки, шмелей и божьей коровки, делаю я их плотными красками, но без подмалевка, при помощи тех же синтетических кистей и красок, которыми я делала плотные элементы.

8.2. Для начала я намечаю эти элементы простым карандашом, в заранее продуманных местах, тут же промасливаю их льняным маслом и делаю легкую тенежку, тут же плотными масляными красками быстрыми мазками делаю прокладку и бликовку, а потом тонкой кистью выполняю чертежку. Оставляю сушиться поднос на 2 суток.

9. Отделка подноса

9.1. Перед лакированием подноса, для начала, проверяю высох ли он или нет, иначе в дальнейшем не просохший красочный слой может «вздуться» под лаком, после очищаю его от пыли при помощи тряпочки.

9.2. Покрываю поднос двухкомпонентным лаком при помощи пульверизатора в три слоя, при этом каждый слой просушивается примерно 2 суток и между слоями шлифую лак мелкой водной наждачной бумагой №2500.

 

Изделие готово.

 

· Организация рабочего места.

1. Помещение, в котором вы собираетесь работать, должно быть хорошо освещенным. При необходимости, нужно использовать настольную лампу. Она должна располагаться так, чтобы не мешать вам в процессе, и чтобы свет падал с левой стороны, если вы правша, или с правой, если левша.

2. Помещение, в котором мы работаем, должно быть хорошо проветрено. Если не проветривать классную комнату, при долгой работе с различными лаками и красками у вас может появиться недомогание, головная боль, тошнота. Не исключаются и аллергические реакции.

3. Поверхности рабочего стола должно хватить для всех материалов и инструментов, поэтому предоставленные парты должны быть широкими и удобными. Сидеть за столом следует прямо, не сутулясь. Стул обязан иметь спинку.

4. Палитра должны располагаться с правой стороны стола (если вы правша) и под наклоном в 45 градусов, краски выдавливаются на палитру в т ом количестве, которое вам необходимо, баночка с маслом располагается так же с правой стороны. Палитрой может служить керамическая тарелка (плитка) или кусок стекла с обработанными краями.

5. Работа с масляными красками требует обязательного ношения халат, дабы не испачкать одежду.

6. Так же используются газеты, различные пленки для того, чтобы не запачкать поверхность вашего рабочего места.

7. При необходимости пользуйтесь подручником.

 

· Охрана труда и техника безопасности

Нужно четко и правильно соблюдать условия техники безопасности. Для этого необходимо знать элементарные правила, которые в экстренной ситуации и в незапланированных действиях помогут вам.

Во-первых, вы должны знать, что работаете с легковоспламеняющимися веществами. Ни в коем случае не открывайте те сосуды, в которых находятся неизвестные вам вещества, и тем более нельзя подносить к ним открытый огонь.

Во избежание попадания красок, лаков и их паров, а также других веществ на одежду, кожу и в легкие, следует надевать специальную одежду: халаты, фартуки, при необходимости перчатки. Для защиты легких и дыхательных путей надеваем респиратор, либо маску.

Во-вторых, при использовании колющих и режущих предметов, следует соблюдать осторожность. Нельзя направлять острую часть предмета на себя и на других людей.

В-третьих, в случае пожара, следует выбираться из здания по плану эвакуации. Если нельзя выбраться из помещения, то в каждой классной комнате обязан быть огнетушитель, нужно знать, как пользоваться им.

Чтобы не произошло каких-либо несчастных случаев, при работе не следует вести себя шумно, бегать, прыгать по классной комнате. Нельзя загромождать своей ручной кладью проходы между партами, во избежание травмирования вас и остальных, находящихся в помещении.

По окончании работы следует полностью убрать свое рабочее место, вымыть все инструменты с мылом, либо другими моющими и очищающими веществами, смотря с какими материалами вы работали, а после и самим помыть руки.

При выходе из помещения выключить свет, закрыть окна.

 

· Список терминов

Кисть беличья - беличьи кисти изготавливаются из натурального хвостового волоса белки. Отличаются большой мягкостью и эластичностью. Хорошо держит краску и контролирует текучесть, способна удержать большое количество воды. При использовании с масляными красками следует учесть, что срок использования кисти резко уменьшается, поэтому рекомендуется чаще менять их.

Масляные краски – это смесь пигмента со связующим.
В состав связующего для масляных красок входят:

1) Масло

2) Восковый раствор – создает матовость (добавляют только к определенным пигментам для текучести)

3) Природные смолы (даммара, мастикс) - влияют на увеличение яркости красок

4) Добавки, повышающие стойкость красочного слоя (скипидар, бальзам, мастикс)

Когда краска наносится на поверхность, связующее твердеет, образуя пленку, удерживающую частички цветного пигмента, не давая ему «ссыпаться» с поверхности.

Бронзовые, золотые и серебряные порошки— применяются для подчеркивания эффекта кракелюра, или создания контраста. Также они используются для напыления, добавления в лаки и краски. При этом будут получаться различные декоративные эффекты.

 

Поталь — это тончайшие металлические листы или фольга для декорирования и художественных работ. С ее помощью выполняется техника золочения (серебрения, бронзирования) изделий из дерева, керамики, стекла, картона, кости, чёрных металлов, гипса и т. д. своими руками. Поталь не содержит драгоценных металлов, а по внешнему виду напоминает сусальное золото, но значительно дешевле последнего. В отличие от настоящего сусального золота, имитационное нуждается в дополнительной защите от потускнения.

 

Рейсфедер — чертёжный инструмент для проведения линий и знаков на поверхности тушью или краской. Состоит из двух пружинящих створок, соединённых в одной точке ручкой. Щель между ними заполняется тушью или краской. Ширина линии регулируется поворотом небольшой гайки с насечкой

 

Связующие вещества для масляных красок - используются как обязательный компонент при изготовлении масляных красок, а также как добавка в готовые краски для разбавления, разжижения и увеличения текучести состава. Основными связующими при изготовлении масляных красок являются масла, которые при высыхании образуют пленку. Это льняное, маковое, сафлоровое, ореховое, конопляное, подсолнечное масла. Они отличаются скоростью высыхания, качеством пленки, цветом и тенденцией к пожелтению.

Самое популярное, льняное масло, отличается высокой скоростью высыхания, слабой тенденцией к пожелтению и способностью краски сохранять эластичность в течение длительного времени. При высыхании оно образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях.

 

 


Заключение

Жостовская роспись – одна из самых известных росписей не только в нашей стране, но и во всем мире.

Изучая жостовскую роспись на протяжении этого года, я научилась работать с различными техниками этого, безусловно, великолепного и наикрасивейшего промысла, получила необъятный опыт в работе со многими декоративными приемами и огромным спектром материалов. Несомненно, жостовская роспись дала мне огромную базу, которая поможет мне при дальнейшем обучении. Все то, чему я научилась за этот год, вы можете увидеть в моей экзаменационной работе.

Не могу сказать, что мое изделие пригодно для бытового использования, но оно прекрасно подходит для роли украшения интерьера или экспоната в музее. И я не думаю, что мое изделие можно производить тиражом, так как считаю, что для массового производства необходима менее сложная композиция и маленький размер. Обычно, подносы такого размера как мой производят в единичном варианте.

Свою экзаменационную работу я старалась сделать таким образом, чтобы в ней было возможно рассмотреть совокупность тех старых традиций, которые накапливались десятилетиями, вместе с тем современным видением вещей, которое доступно моему поколению.

В будущем, я думаю, жостовская роспись не «канет в Лету», ведь сейчас, в наше время, идет массовое возрождение русских традиций, промыслов и ремесел и именно мы ответственны за это в первую очередь.

 


 

Список литературы

· https://www.nkj.ru/konkurs/detail.php?ID=24446

· https://subscribe.ru/group/rukodelie/59565/

· https://ostmetal.info/uchebnaya-programma-prepodavaniya-rospisi-po-metallu-v-sfere-dopolnitelnogo-obrazovaniya/

· https://www.zhostovo.ru/

· https://zhostovo.com/tekhnika-zhostovskoj-rospisi

· Бадаев В.С. «Искусство русской кистевой росписи»; гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013

·


Приложения

· Образец композиции и цветовой гаммы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: