Вопрос: Общественные блага




Общественное благо – это товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе. В отличие от производства частных благ, которые удовлетворяют частные потребности, производство общественных благ - это реализация общественных интересов разных уровней.

Чистое общественное благо обладает следующими свойствами:

· неделимость (несоперничество) — предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличить количество получателей блага без изменения стоимости и качества блага;

· неисключаемость — потребитель не может быть исключен из числа получателей общественного блага (например, за неуплату пользования услугой);

· невозможность не потреблять — если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять;

Таким образом, общественные товар или услуга, для которых характерны четко выраженные несоперничество в потреблении и неисключаемость потребителей, называются чистым общественным благом. Примерами чистых общественных благ являются услуги по обеспечению обороны и безопасности, охране окружающей среды, выгодами от которых пользуется население страны в целом. Для чистых общественных благ также характерна совместность потребления, их полезное действие направлено на удовлетворение потребностей групп населения и не разлагается на индивидуальные услуги.

Производство чистых общественных благ, в отличие от частных, не подвержено рыночному контролю. Вследствие отсутствия связи оплаты со спросом и потреблением, спрос на чистые общественные блага трудно поддается оценке, не всегда возможно непосредственное измерение качества и количества предоставляемых благ. Неисключаемость потребителей при пользовании общественным благом приводит к возникновению проблемы «безбилетника». Она связана с тем, что индивид, максимизируя свою функцию полезности, стремится снизить свои затраты на производство общественного блага. Он понимает, что сможет воспользоваться благом, даже если переложит затраты на его производство на других потребителей. Если таким образом действует все общество, то благо не будет произведено вообще. Решение проблемы «безбилетника» заключается в том, чтобы государство, используя свои бюджетные ресурсы и силу принуждения, взяло на себя обязанности участвовать в предоставлении общественных благ, которые должны быть произведены.

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. К этой категории относится большинство производимых общественных товаров и услуг (например, услуги здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и отдыха).

Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах. С одной стороны, для них, по определению, практически непреодолима неисключаемость, а значит, заведомо отсутствует возможность заменить издержки принуждения, даже если они очень велики, затратами, которые позволили бы создать механизм ограничения доступа к данному благу для “безбилетников”.

Смешанные общественные блага весьма разнообразны, поэтому их условно разделяют на группы: перегружаемые смешанные общественные блага и исключаемые смешанные общественные блага.

Смешанные общественные блага — это частные блага, предоставляемые органами публичной власти. Государство берет на себя обязанность участвовать в предоставлении этих благ, поскольку рыночные производители по той или иной причине относят их к недостаточно прибыльному бизнесу, и без участия государства объем их производства будет явно недостаточным.

Одна из главных особенностей смешанных общественных благ — значительные внешние эффекты, т. е. они приносят пользу не только тому индивиду, который непосредственно потребляет данное благо, но и более широкой совокупности людей. Потребление общественных благ может осуществляться совместно (например, театр, библиотека, автомобильная дорога) или индивидуально (например, продукты питания, одежда, общественный транспорт).

Перегружаемое общественное благо − это такое благо, которое является неконкурентным при небольшом числе лиц, пользующихся им, но, как только интенсивность его использования возрастает выше некоторого предела, при включении в число его пользователей дополнительного лица возникает «перегрузка», то есть выгоды от использования этого блага у всех снижаются. Например, автомобильные дороги характеризуются этим свойством. Кстати, дорога вне города часто требует менее высоких издержек исключения, чем городская трасса. Поэтому городское дорожное движение часто относят к благам перегружаемым, но не исключаемым (и поэтому движение по ним не описывается моделью клуба).

Другими примерами могут послужить спортивный клуб, организованный жителями, бассейн. Незначительная модификация модели клуба позволяет удовлетворительно описать оптимальное производство локальных общественных благ. Перегружаемое общественное благо до определенного уров­ня обладает свойствами и чертами чистого общественного бла­га, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пре­делами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. Иногда с помощью установления платы за предоставление перегружаемых общественных благ регулиру­ются предложение и спрос на эти блага и обеспечивается рацио­нальное использование материально-технической базы произ­водства такого рода общественных благ, а также поддержива­ется их высокое качество.

Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть исключаемым (клубным) общественным благом. Здесь принцип исключае­мости применяется не к отдельному человеку, а к группе лю­дей. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен условными требованиями или размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам (например, теннисный клуб), самоуправляемые общественные органи­зации, телепрограммы, общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход. Здесь объектом неисключаемости являются не отдельный член общества, не индивидуальный потребитель, а сообщества людей и группа потребителей.

Если чистые общественные блага предоставляются бесплатно (оплатой служат налоги и отсутствует непосредственная связь между оплатой и предоставлением блага), то применительно к смешанным благам со значительными внешними эффектами граница между бюджетными и платными услугами гораздо более подвижна (например, высшее образование может быть как платной, так и бесплатной услугой).

Различия между двумя типами общественных благ проявляются и в том, что бюджетные услуги, относящиеся к смешанным общественным благам, могут измеряться в расчете на одного пользователя, тогда как бюджетные услуги, являющиеся чистыми общественными благами, измерить подобным образом невозможно.В то же время экономически целесообразно, чтобы смешанные блага, которые не имеют значительных внешних эффектов и потребляются локально, полностью оплачивались их потребителями.

Наиболее очевидна целесообразность участия государства в удовлетворении потребностей в чистых общественных благах. С одной стороны, для них, по определению, практически непреодолима неисключаемость, а значит, заведомо отсутствует возможность заменить издержки принуждения, даже если они очень велики, затратами, которые позволили бы создать механизм ограничения доступа к данному благу для “безбилетников”. С другой стороны, практически беспредельное несоперничество не позволяет ни полностью свести общественное благо к “пучку” частных благ, ни сфокусировать коллективные действия в границах компактных устойчивых групп.

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. По сути требуется найти то сообщество, которое потребляет данное благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего благо. С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются международные, общенациональные (общегосударственные) и местные общественные блага.

Международные общественные блага либо доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т. п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К числу общественных благ, в том числе международных, в наши дни экономисты относят результаты фундаментальных научных исследований, международную и региональную стабильность.

К общегосударственным общественным благам относятся национальная оборона, поддержание общего правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и мн. др.

Под местными общественными благами понимаются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т. д.). Диапазон конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и городского парка.

21 вопрос: Модель кругооборота ресурсов, продук­тов и доходов.

Упрощенная версия кругооборота для рассматриваемой экономической системы представлена на рисунке 1. Потоки товаров и услуг направлены по часовой стрелке, а потоки денег – против часовой. Рынки продуктов – это рынки, на которых домохозяйства приобретают производимые фирмами товары и услуги. Рынки ресурсов – это рынки, на которых фирмы приобретают у домохозяйств ресурсы.

Процессы, показанные стрелками, называются потоками, т.к. эти процессы непрерывны и продолжительны.

Под национальным доходом (НД) понимают суммарную величину зарплаты, ренты, процентных выплат и прибыли, составляющих доход домохозяйств.

Под национальным продуктом (НП) понимают оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе.

Р ис.1. Кругооборот доходов и продуктов в простой экономической системе

В рассматриваемой системе величины НД и НП равны по определению. С одной стороны, в качестве связующего звена между НД и НП выступают суммарные расходы домохозяйств. Весь свой доход они тратят на приобретение товаров и услуг сразу, как только получат его. Фирмы продают все произведенные продукты непосредственно домохозяйствам.

Величина денежных платежей, которые осуществляют покупатели, должна быть равна величине денежных поступлений, полученных продавцами:

НП = НД.

С другой стороны, связующим звеном выступают платежи за труд и др. факторы производства. Когда фирмы получат платежи за проданные продукты, они выплачивают зарплату, ренту и %, остается прибыль. Таким образом, платежи за ресурсы и прибыль полностью переходят к домохозяйствам, образуя НД:

НП = НД.

Из анализа модели кругооборота делается два вывода.

Вывод первый. Материальные и денежные потоки динамично развиваются при достаточном равенстве совокупных доходов домашних хозяйств, фирм и государства совокупному объему производства. Совокупные расходы увеличивают занятость, объем производства и доходов. Из полученных доходов вновь финансируются расходы участников оборота, возвращаясь в виде дохода к владельцам факторов производства. Государство выполняет регулирующую функцию в сбалансировании совокупного спроса и совокупного предложения.

Вывод второй. В системе кругооборота взаимосвязи макроэкономических субъектов формируются два важнейших макроэкономических сектора экономики: реальный и финансовый (денежный). Первый определяется величиной ВВП, второй - количеством денег, необходимых для обслуживания внутреннего товарооборота. Оба сектора находятся в противоречивом единстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: