Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО (ОС ЮФУ) и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК) или универсальных (УК): способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
б) общепрофессиональных (ОПК): готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1); готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2); способен выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);
в) профессиональных (ПК): способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1); способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2); способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3); способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4); способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8); способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях (ПК-13).
в) специализированных: -.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализа результатов расчетов и обоснования полученных выводов (ОПК-3), современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях (ПК-13).
Уметь: установить и поддерживать коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1), руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2).
Владеть: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1), способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1); способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2); способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3); способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4); способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8).
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов
Форма отчетности: экзамен
(экзамен, зачет, дифференцированный зачет)
Структура дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины/темы | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Семинар | Лабораторные и практические занятия | В интерактивной форме из общего количества аудиторных часов | Самостоятельная работа | |||||
Модуль 1. Институциональная экономика | Контрольная работа | ||||||||
Тема 1. Экономическая теория, институциональная экономика и право | Ответы на теоретические вопросы на семинарах, работа на лекциях | ||||||||
Тема 2. Основные концепты институциональной экономики | Ответы на теоретические вопросы на семинарах, работа на лекциях | ||||||||
Тема 3. Трансакционные издержки | Ответы на теоретические вопросы на семинарах, работа на лекциях | ||||||||
Тема 4. Исследования собственности: альтернативные подходы | Ответы на теоретические вопросы на семинарах, работа на лекциях | ||||||||
Тема 5. Институт собственности и теорема Коуза | Ответы на теоретические вопросы на семинарах, работа на лекциях | ||||||||
Тема 6. Государство и институциональная организация экономики | Ответы на теоретические вопросы на семинарах, работа на лекциях | ||||||||
Тема 7. Институциональные изменения в экономике | |||||||||
Модуль 2. Экономика и право | 1 | 5 | 10 | 33 | Контрольная работа | ||||
Тема 1. Введение в экономический анализ права | 1 | 11 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах, работа на лекциях | ||||||
Тема 2. Экономика права: генезис и основные направления исследований | 1 | 11 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах, работа на лекциях | ||||||
Тема 3. Экономический анализ законодательства о собственности | 1 | 11 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах, работа на лекциях | ||||||
Итого: | 1 | 16 | 32 | 108 | экзамен |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | |||
Тема 1. Экономическая теория, институциональная экономика и право - Коммонс Дж. Институциональная экономика - Ходжсон Дж. Эволюционная и институциональная экономика как новый мейнстрим? | изучение статей из ридера | до семинара по теме 2 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах | ||
Тема 2. Основные концепты институциональной экономики - Майровски Ф. Философские основания институционалистской экономики - Рубинштейн Ар. Дилеммы экономиста-теоретика - Тумилович М. Формализм, экономическое образование и экономическая наука | изучение статей из ридера | до семинара по теме 3 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах | ||
Тема 3. Трансакционные издержки - Ефимов В. М. Дискурсивный анализ в экономике: пересмотр методологии и истории экономической науки - Резерфорд М. Полевые, тайные и включенные наблюдатели в американской экономике труда: 1900–1930 годы | изучение статей из ридера | до семинара по теме 4 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах | ||
Тема 4. Исследования собственности: альтернативные подходы - Ходжсон Дж. Скрытые механизмы убеждения: институты и индивиды в экономической теории - Артур Б. Индуктивное мышление и ограниченная рациональность | изучение статей из ридера | до семинара по теме 5 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах | ||
Тема 5. Институт собственности и теорема Коуза - Асемоглу Д., Джонсон С., Робинсон Дж. Институты как фундаментальная причина долгосрочного экономического роста - Глэзер Э., Ла Порта Р., Лопес-де-Силанес Ф., Шлейфер А. Являются ли институты причиной экономического роста? | изучение статей из ридера | до семинара по теме 6 | |||
Тема 6. Государство и институциональная организация экономики - Грейф А. Институты и путь к современной экономике: уроки средневековой торговли | изучение статей из ридера | до семинара по теме 7 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах | ||
Тема 7. Институциональные изменения в экономике - Мокир Дж. Меркантилизм, просвещение и промышленная революция | изучение статей из ридера | до семинара по теме 8 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах | ||
Тема 8. Введение в экономический анализ права - Шлейфер А., Трейсман Д. Нормальная страна - Розефилд Ст. Ненормальная страна | изучение статей из ридера | до семинара по теме 9 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах | ||
Тема 9. Экономика права: генезис и основные направления исследований - Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход - Аболафия М. Как вырабатывается понимание экономического спада: интерпретативная теория хозяйственного действия | изучение статей из ридера | до семинара по теме 9 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах | ||
Тема 10. Экономический анализ законодательства о собственности - Коммонс Дж. Институциональная экономика | изучение статей из ридера | до семинара по теме 10 | Ответы на теоретические вопросы на семинарах | ||
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) | |||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |