ВВЕДЕНИЕ
С развитием медицинской науки и совершенствованием медицинских технологий, условий и методов оказания лечебно - профилактической помощи населению, растёт роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения.
От её знания и умения, профессионального отношения к делу во многом будет зависеть слаженная работа служб и подразделений лечебных учреждений.
Особое значение имеет высокий профессионализм медицинской сестры при работе с детьми.
Потребность в сестринском уходе сопровождает человека на протяжении всей жизни, независимо от того болен он или здоров.
Поэтому знание всех тонкостей сестринского дела очень необходимо медицинским работникам, так как их роль в лечебном процессе в огромной степени определяется качественным уходом.
В свою очередь сестринское дело является динамической профессией,всегда находящей новые пути удовлетворения меняющихся потребностей в области здравоохранения страны.
То доверие, которое проявляет общество по отношению к сестринскому персоналу требует нового подхода, клинической подготовки медицинской сестры различного уровня.
Для этого понадобится база специальных знаний разработанных для медицинских сестёр.
Одной из таких баз является педиатрия.
Педиатрия это наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма, и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей.
РОЛЬ УЧАСТКОВОЙ МЕДСЕСТРЫВ ОРГАНИЗАЦИИ ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.
Важной составляющей охраны здоровья детей является профилактика. Она заключается в воспитании здорового ребенка и предупреждении у него возможных заболеваний и нарушений развития. Большое значение имеет первичная профилактика – комплекс медико-психолого-педагогических и правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья путем ликвидации или снижения влияния управляемых неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Принципы профилактики заболеваемости детей
|
Основными учреждениями профилактического направления в системе обеспечения медико-санитарной помощи детям в городах являются детские поликлиники.
Патронаж новорожденных и первого года жизни.
Патронаж новорожденного ребенка в течение первого месяца жизни проводится врачом-педиатром и медицинской сестрой педиатрического участка. Цель такого патронажа состоит в оказании помощи матери при организации и проведении ухода за новорожденным. Важно научить ее правильно выполнять манипуляции по уходу за ребенком. Во время проведения первичного патронажа новорожденного медицинская сестра получает от врача ряд конкретных указаний по особенностям наблюдения за данным ребенком.
Патронажная сестра оценивает нервно-психическое развитие (НПР) новорожденного, ориентируясь на ряд показателей:
в десять дней: Аз (анализатор зрительный) – ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение);
в 18–20 дней: Аз – ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет; Ас (анализатор слуховой) – ребенок успокаивается при сильном звуке;
в один месяц: Аз – ребенок сосредоточивает взгляд на неподвижных предметах, наблюдает за движущимся предметом (плавное слежение); Ас – ребенок прислушивается к звуку, голосу взрослого; До (движения общие) – ребенок, лежа на животе, пытается поднять и удержать голову; Э (эмоции) – первая улыбка на разговор взрослого; Ра (речь активная) – ребенок издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
|
Патронаж детей первого года жизни осуществляется медицинской сестрой не реже одного раза в месяц.
Профилактика осуществляется путем проведения плановых осмотров в декретированные возрастные периоды. Одна из задач профосмотра состоит в комплексной оценке здоровья и назначении оздоровительных мер в соответствии с возрастом ребенка. Участие медицинской сестры в профилактическом осмотре заключается в организации доврачебного этапа обследования детей. Медицинская сестра дает рекомендации по вскармливанию, физическому и нервно-психическому воспитанию ребенка, проведению массажа, закаливанию, выработке гигиенических навыков, профилактике рахита.
Медицинская сестра может участвовать в проведении профилактических осмотров на педиатрическом участке, способствуя повышению эффективности доврачебного этапа.
Медицинская сестра обучает мать методике проведения вскармливания ребенка.
Одним из главных разделов работы медицинской сестры педиатрического участка является гигиеническое просвещение членов семьи, особенно молодых родителей, обучение их воспитанию здорового ребенка, что подразумевает индивидуальные занятия с учетом культурного и общеобразовательного уровня семьи, психологического климата и многих других факторов. На каждом педиатрическом участке должен быть составлен годовой план санитарно-просветительной работы с населением, в соответствии с которым педиатр и медицинская сестра систематически организуют лекции и беседы. Санитарное просвещение осуществляется при проведении дородового патронажа, во время активных посещений на дому, на врачебном приеме в поликлинике, в кабинете здорового ребенка, на специальных занятиях в “Школе молодых матерей”, “Школе отцов” и др. Следует широко использовать вечера вопросов и ответов, выпуск специальных бюллетеней, оформление стендов.
|
Примерные темы лекций и бесед для молодых родителей: “Уход за новорожденным”; “Организация рационального вскармливания и питания детей первого года жизни”; “Режим дня и питание кормящей матери”; “Режим дня и его значение в воспитании ребенка”; “Анемия и ее профилактика у детей”; “Предупреждение рахита у детей”; “Нарушения питания в детском возрасте и их профилактика”; “Физическое воспитание и закаливание детей раннего возраста”; “Воспитание гигиенических навыков у детей”; “Профилактические прививки у детей”; “Предупреждение простудных заболеваний у детей”; “Профилактика желудочно-кишечных заболеваний у детей”; “Профилактика травматизма у детей”; “Болезни нервной системы и их профилактика у детей”; “О подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и школу”;
“Действующее законодательство в области охраны здоровья и прав женщин и детей”.
Таким образом, медицинская сестра педиатрического участка является важным помощником участкового педиатра в организации и проведении профилактических мероприятий, формирующих здоровье детского населения.
Очень важно правильно отобрать детей для проведения профилактических прививок. Участковая медсестра совместно с врачом составляет ежемесячный план профилактических прививок с указанием фамилий детей. Перед назначением прививки педиатр (или фельдшер) должен тщательно собрать анамнез и тот же день осмотреть детей. Участковая медсестра выполняет большой объем работы, оказывая помощь педиатру в диспансеризации детей, которые болеют ревматизмом, тонзиллитом, гломерулонефритом, имеют другие хронические заболевания.
Она осуществляет контроль за своевременностью посещений детьми детской поликлиники и проведением в полном объеме профилактических и оздоровительных мероприятий. Кроме того, патронажная сестра обслуживает больных детей дома. Чтобы обеспечить правильный уход и их лечение, участковый педиатр направляет медицинскую сестру, которая следит за выполнением матерью всех назначений врача, учит ее правильно ухаживать за полостью рта и кожей, показывает, как надо кормить ребенка, измерять ей температуру тела, давать лекарства. Медсестра детской поликлиники должна хорошо знать особенности вскармливания детей раннего возраста, ухода и воспитания, анатомофизиологическое особенности детей всех возрастных групп, уметь распознавать первые признаки заболевания и научить этому мать, чтобы в случае заболевания ребенка она своевременно обращалась за помощью к медицинскому работнику.
Основными документами сестры является история развития ребенка (ф. № 112 / у), контрольная карта диспансерного наблюдения - (ф. № 030 / у), профильный журнал участка (ф. № 075-а), журналы учета профилактических прививок (ф. № 064 / у) и регистрации инфекционных заболеваний (ф. № 060 / у).2.2. Повышение эффективности деятельности медицинской сестры в организации вскармливания детей. Родители часто бывают обеспокоены состоянием здоровья своих детей, их поведением, развитием. Сестра должна терпеливо выслушивать родителей, быть всегда вежливой. Медицинские сестры, работающие в детских лечебно-профилактических учреждениях, должны осознавать высокую ответственность за свое дело, быть чуткими, внимательными, наблюдательными, ласково относиться к детям. Только та медицинская сестра, которая любит детей и свою специальность, может добросовестно выполнять свои обязанности.
По внешнему виду и поведению она должна стать примером для родителей. Чтобы убедить родителей выполнять указания врача и советы патронажной сестры, она должна постоянно расширять свое мировоззрение: учиться, следить за новостями в медицине, педагогике, участвовать в общественной жизни, посещать лекции и конференции для медсестер. Здоровья и жизни детей во многом зависят от правильной работы медицинской сестры, ее добросовестности и внимания. Питание детей в больнице проводят по назначению врача под непосредственным контролем медицинской сестры.
В организации питания детей используют два основных принципа: индивидуальный и групповой.
Индивидуальную диету назначает врач: в этом случае пищу готовят специально для каждого ребенка;
При групповом принципе назначают ту или иную общепринятую диету, которая производит определенную лечебное действие. Номер диеты, а также режим кормления ребенка зависят от его возраста и характера заболевания. Медицинская сестра должна знать, какую диету получает каждый больной ребенок и следить за ее соблюдением.
Для детей 1-го года жизни рациональным является вскармливание грудным молоком. А во время заболевания это особенно необходимо для ребенка, так как способствует быстрому ее выздоровлению. Режим кормления может меняться в зависимости от общего состояния ребенка и заболевания. В медицинской карте ребенка врач проводит расчет кормления, составляет меню, а медицинская сестра следит за тем, чтобы или ухаживающий за ребенком, его придерживались.
В случае тяжелого состояния ребенка кормление проводит медицинская сестра через зонд. Патронажная сестра должно уделять большое внимание санитарному просвещению населения, проводить индивидуальные и групповые беседы. Государство предоставляет каждой семье все большие возможности для воспитания здорового, гармонично развитого ребенка. Отпуск в связи с беременностью и родами, бесплатная квалифицированная медицинская помощь, различные льготы, пособия, питание для младенцев - все это способствует созданию для ребенка оптимальных условий развития.
Здоровье и правильное развитие ребенка зависят также от рационального использования родителями в интересах малыша имеющихся материальных благ, от заинтересованности их в исполнении советов медицинских работников. Отсюда вытекает основная задача медицинской сестры - систематическое санитарно-гигиеническое воспитание родителей и других членов семьи. Выполнение его зависит от умения привлечь к этой серьезной и кропотливой работе другие общественные организации. В этом деле исключительное значение приобретает способность и умение патронажной сестры заслужить любовь, уважение и доверие родителей, самих детей и всех тех, кто окружает ребенка.
Медсестры, которые работают с детьми в учреждениях амбулаторного типа или в детских стационарах, должны вести разъяснительную работу с родителями по организации режима учебы и отдыха, рационального питания, необходимой и допустимой физической нагрузки, психоэмоционального и физического развития в зависимости от возраста и состояния здоровья. Целесообразно сосредоточить внимание родителей на вопросах предупреждения травматизма на улице и дома, правильного хранения лекарственных препаратов и средств бытовой химии. При работе с детьми первого года жизни нужно обладать глубокими знаниями по проблеме вскармливания и введения прикормов детям, выявления и устранения факторов риска при наследственной предрасположенности к заболеваниям, закалке и физическом развитии грудных детей. При работе с этой возрастной группой от медицинской сестры требуется владение определенными психологическими и профессиональными качествами.
Наряду с высоким профессионализмом современная медицинская сестра должна знать основы профессиональной этики и деонтологии и использовать эти знания в своей практической деятельности, учитывая особенности психологии детей и их родителей. Было проведено анкетирование родителей и медицинских сестер, работающих в исследуемой детской больнице. По результатам опроса можно определить основные качества, которыми должна обладать семейная медицинская сестра.
Важнейшими качествами медсестры, по мнению родителей есть, такие: владение профессиональными навыками и знаниями; доброта; добросовестность; уважение к людям; симпатия; аккуратность; скромность.
Родители совсем не обратили внимание на такие качества, как ответственность, творческий подход к работе, эрудиция, интеллигентность, коммуникабельность и требовательность.
Сами же медицинские сестры считают важнейшими профессиональными качествами профессионализм и добросовестность.
сем известно, что основным питанием малыша в первый год жизни является грудное молоко. Кормление грудью становится естественным актом у разных пар матерей и новорожденных по-разному, у одних раньше, а у других позже. Но именно когда между матерью и ребенком устанавливается тесное взаимопонимание, увеличивается образование молока. Необходимо чтобы грудное кормление было правильным, естественным и простым, а главное – длительным. Но к сожалению, не всегда удается самостоятельно наладить кормление с первых дней.
В первые сутки после выписки из роддома, а затем 1 раз в неделю в течение месяца осуществляет патронаж на дому; оценивает состояние ребенка; оценивает психологический и социальный климат в семье; беседует с членами семьи о помощи кормящей матери и поддержки ее в отношении длительного грудного вскармливания; разъясняет кормящей матери преимущества грудного вскармливания для здоровья ребенка и матери; дает советы по организации свободного вскармливания, обеспечивает психологический настрой матери на длительную лактацию; рекомендует частый контакт "кожа к коже", "глаза в глаза"; знакомит мать с основными критериями достаточного количества молока (число мочеиспусканий у ребенка за сутки и динамика веса); дает советы по рациональному питанию кормящей матери как важному фактору становления лактации; контролирует правильность прикладывания ребенка к груди.
Участковая медсестра обучает мать технике вскармливания ребенка; исправляет ошибки в технике кормления при наблюдении на дому; контролирует прибавку массы тела в конце первого месяца жизни; при подозрении на недостаток молока организует проведение контрольного взвешивания на протяжении суток.
После первого месяца жизни медицинская сестра контролирует соблюдение свободного вскармливания и техники грудного кормления; дает рекомендации по преодолении лактационных кризов (более частое прикладывание ребенка к груди; кормление обеими грудями, не исключая ночных кормлений; проводит рационализацию питания и питьевого режима матери (фиточаи, поливитамины и другие методы стимуляции лактации); при подозрении на гипогалактию назначает контрольное взвешивание ребенка на протяжении суток. Необходимость перевода на смешанное вскармливание обосновывается лечащим врачом и заведующим отделением с обязательной фиксацией в истории развития и их подписью в истории развития ребенка.
Молоко матери является оптимальным продуктом для вскармливания ребенка с момента его рождения до конца первого года жизни, т.к. только грудное молоко может обеспечить все потребности новорожденного и в дальнейшем способствовать его адаптации к новым условиям (переход от гемотрофного к энтеральному питанию).
Первое прикладывание новорожденного к груди осуществляют через 6—8 ч после рождения.
Молозиво (секрет молочных желез в первые 2—3 дня после родов) обеспечивает не только все потребности новорожденного, но и его защиту от бактериального обсеменения после рождения. Хотя лактация после родов происходит рефлекторно, для поддержания ее на необходимом уровне при В. д. нужно придерживаться следующих правил: 1) прикладывать ребенка каждые 3—3,5 ч попеременно к каждой груди с ночным перерывом (6—6,5 ч); если наступило время кормления, а ребенок продолжает спать, то через 15—20 мин его надо разбудить и приложить к груди; 2) перед прикладыванием к груди вымыть руки, обмыть сосок ватой, смоченной кипяченой водой; 3) чтобы ребенок мог дышать носом во время кормления, пальцем отдавливают грудь; 4) держать ребенка у груди не более 20 мин, не давая ему засыпать, но допуская короткие остановки для отдыха; 5) после кормления сцеживать молоко. Постепенно устанавливается так называемое физиологическое равновесие между уровнем лактации у матери и потребностями ребенка.
Если ребенка кормят донорским молоком или у него обнаруживаются какие-либо отклонения в развитии (например, низкая прибавка в весе), то участковая медсестра помогает рассчитать необходимое суточное количество грудного молока (при искусственном вскармливании расчет следует производить постоянно). Для доношенных детей первой недели жизни суточное количество молока (в мл) рассчитывают по следующим формулам;
а) 70 или 80 мл ´ n, где n — число дней жизни ребенка; 70 — при массе тела при рождении менее 3200, 80 — более 3200 г;
б) 2% массы тела ребенка при рождении ´ n, где n — число дней жизни ребенка.
Разовое кормление (в мл) в течение первых 7—8 дней жизни рассчитывают по формуле: 10´ n, где n — число дней жизни ребенка.
Для недоношенных детей в 1-й день на каждое кормление дают 5—10 мл, на 2-й — 10—15 мл, на 3-й — 15—20 мл. В дальнейшем суточное количество пищи в мл рассчитывают по формуле: n´10 на каждые 100 г массы тела, где n — число дней жизни. После 10-го дня жизни суточное количество пищи (в мл) зависит от массы тела ребенка: в возрасте до 6 недель — 1/5; массы тела; от 6 нед. до 4 мес. — 1/6 массы тела; от 4 до 6 мес. — 1/7 массы тела; старше 6 мес. — 1/8 массы тела.
Калорийный (энергетический) расчет основан на том, что на 1 кг массы тела ребенок в возрасте до 3 мес. должен получить в сутки около 120 ккал/кг, от 3 до 6 мес. — 115 ккал/кг. Определив т. о. необходимое суточное количество ккал и исходя из калорийности женского молока (700 ккал в 1 л), рассчитывают суточный объем молока, который не должен превышать 1 л.
Число кормлений в сутки зависит от возраста ребенка: до 4 мес. его кормят каждые 3,5 часа 6 раз в сутки (ночной перерыв 6,5 ч), а затем каждые 4 часа 5 раз в сутки (ночной перерыв 8 ч). Вяло сосущие и так называемые маловесные дети нуждаются до возраста 3 мес. в семиразовом кормлении каждые 3 ч (ночной перерыв 6 ч). Такого же правила следует придерживаться при кормлении детей первородящими женщинами, т.к. это способствует поддержанию необходимого уровня лактации и продлению периода грудного вскармливания.
Противопоказаниями к первому прикладыванию новорожденных к груди являются перинатальные поражения ц.н.с. с подозрением на внутричерепное кровоизлияние; выраженные формы дыхательной недостаточности при респираторном дистресс-синдроме
врожденные пороки сердца с сердечно-сосудистой недостаточностью; выраженная недоношенность (отсутствие сосательного и глотательного рефлексов); гемолитическая болезнь (особенно по резус-фактору).
Противопоказаниями к лактации матери служат почечная, сердечная и дыхательная недостаточность, злокачественные опухоли, психозы, тяжелые эндокринные нарушения.
Затруднения при кормлении грудью возникают в связи со следующими причинами: инфекционными заболевания матери, малые, плоские, втянутые соски, трещины сосков, лактостаз или галакторея, мастит, а также в связи с наличием у ребенка пороков развития (например, расщелина губы, нёба), стоматита (например, молочница), неправильного прикуса (прогнатизм передний и задний) и др. Однако все эти затруднения, как правило, можно преодолеть, сцеживая и стерилизуя женское молоко, применяя для кормления накладки, давая детям грудное молоко с ложечки и т.п. При тяжелой врожденной форме лактазной недостаточности приходится прибегать к искусственному кормлению молочными смесями, не содержащими лактазу.
Если при соблюдении режима вскармливания у здорового ребенка масса тела нарастает все же недостаточно, необходимо проверить количество высасываемого им молока путем повторных взвешиваний до и после кормления. Если молоко остается в груди после кормления, то его надо сцедить и докормить ребенка с ложечки.
Медицинская сестра, определив взвешиванием фактический недостаток молока, назначают докорм. В первые недели жизни ослабленным детям, детям с неустойчивым стулом и в жаркое время года назначают в качестве докорма сцеженное донорское молоко (не более 1/3 суточного количества). При недостатке материнского молока (свыше 1/3 суточного количества) переходят на смешанное вскармливание, при котором ребенок получает грудное молоко и докармливается молочными смесями. Переход на такое смешанное вскармливание осуществляют постепенно — в течение не менее 7—10 дней.
Когда у матери нет молока, приходится прибегать к искусственному вскармливанию различными молочными смесями, которые можно условно разделить на адаптированные и неадаптированные.
Адаптированные смеси имеют ряд преимуществ перед неадаптированными. Белки, входящие в их состав, утилизируются более чем на 80%, что приближается к усвоению белка грудного молока (90—95%). В адаптированные смеси добавляют растительные масла (подсолнечное, оливковое, кокосовое, соевое и др.), которые восполняют недостаток ненасыщенных жирных кислот в коровьем молоке, а также углеводы, стимулирующие формирование бифидобактерий — антагонистов грамотрицательной кишечной микрофлоры, витамины (особенно жирорастворимые), минеральные соли (железа, меди и др.), лизоцим. Эти преимущества адаптированных смесей позволяют рекомендовать их для искусственного вскармливания и в качестве докорма при смешанном вскармливании.
Со второго месяца жизни дети нуждаются в дополнительном введении водорастворимых витаминов в виде фруктовых соков, которые приготовляют непосредственно перед кормлением, за исключением соков черной смородины и облепихи, которые можно заготовлять впрок. Начинают давать соки с 5—10 капель, постепенно увеличивая их количество в течение недели до 1 чайной ложки; соки разводят кипяченой водой или сцеженным женским молоком.
Соки из цитрусовых не следует смешивать с яблочным, морковным и капустным, т.к. последние содержат фермент аскорбиназу, разрушающий витамин С.
Потребность ребенка в жирорастворимых витаминах удовлетворяется за счет препаратов, содержащих витамины D, А, Е; однако с третьего месяца жизни в пищу уже вводят пюре из сырых фруктов и овощей. Пюре дают начиная с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличивая его количество (при отсутствии диспептических расстройств) до 10 чайных ложек (50 г) к 4 мес. жизни.
Прикорм назначают с 41/2—5 мес. жизни ребенка, т.к. грудное молоко перестает полностью удовлетворять его потребности. Первым видом прикорма является овощное пюре, в состав которого, наряду с картофелем, входят капуста, брюква, морковь, свекла, тыква, кабачки и другие овощи. Прикорм вводят перед одним из кормлений (когда ребенок голоден) в количестве 5—10 г. Затем постепенно количество прикорма увеличивают заменяя им одно из кормлений.
Второй прикорм вводят с 5—5,5 мес. в виде молочных каш (рисовая, манная, гречневая, овсяная). Он заменяет еще одно кормление грудью. С 7 мес. в рацион включают блюда из мяса — вначале мясной бульон до 30—50 мл, а затем мясной фарш (с 10 г до 50—70 г к концу года). В последующем мясной фарш заменяют фрикадельками (10 мес.) и паровыми котлетами (к 12 мес.); 1—2 раза в неделю вместо мяса можно давать рыбу (если нет ее непереносимости!).
С 7,5—8 мес. вводят третий прикорм в виде творога (до 30—40 г) с кефиром или ацидофильным молоком. Т. о., ребенка с 8 мес. утром и на ночь прикладывают к груди, а 3 дневных кормления обеспечиваются различными видами прикорма. При введении прикорма нужно соблюдать правила: 1) прикорм начинают давать перед кормлением грудным молоком, пока его объем невелик, ребенка докармливают грудью, а затем заменяют прикормом одно из кормлений; 2) давать новый вид прикорма только после того, как ребенок привыкнет к предыдущему; 3) не давать в одно кормление только жидкие или, наоборот, густые блюда прикорма, а сочетать их.
После 10 мес. ребенка постепенно отнимают от груди. Утреннее, а затем и вечернее кормление заменяют 180—250 мл цельного молока или кефира с 5% сахара, добавляя печенье или сухарик (5—10 г). Нельзя отнимать ребенка от груди в летнее время, особенно в жаркий период, в период острого заболевания, при проведении вакцинации, в случае контакта ребенка с инфекционными больными, при устройстве его в ясли.
Естественное (грудное) вскармливание обеспечивает гармоничное развитие детей, их резистентность к различным заболеваниям, меньшую аллергизацию организма. Поэтому будущей матери во время дородового патронажа нужно разъяснять значение естественного вскармливания для будущего ребенка, дать совет по ее питанию и режиму.
Матери желающие кормить своих младенцев грудью, часто полагаются на советы медицинских работников о грудном вскармливании. Поэтому знания медицинских работников и их отношение к этому вопросу могут повлиять на успех или неудачу грудного вскармливания.
Каждая медицинская сестра понимает и знает на практике, что все зависит от ребенка, состояния его здоровья, уровня развития и, особенно, от состояния матери, ее питания и, следовательно, от состава грудного молока.
Организационная работы медсестры поощрение и поддержка практики грудного вскармливания» позволит существенно повысить распространенность
грудного вскармливания и тем самым дают возможность закладывать основы поддерживающие здоровье детей.
Медицинский персонал (акушерка, медицинская сестра) помогает матери начать грудное вскармливание в течение часа после рождения. Раннее прикладывание к груди не выполняет функции питания. Среднее количество молозива, поступающего к ребёнку, составляет около 2 мл. Однако даже это количество играет важную роль в стимуляции лактогенеза, обеспечении его успешности (длительности), в становлении иммунологической защиты снижении заболеваемости новорожденных, а также способствует лучшей и более быстрой адаптации новорожденных к условиям внеутробной жизни (в частности, более раннему заселению кишечника и кожи бифидобактериями и уменьшению длительности фазы транзиторного дисбактериоза кишечника).
Первое прикладывание новорожденного к груди матери в родильном доме осуществляется одновременно с процедурой кожного контакта после отдаления ребенка от матери и перевязки пуповины, обработки пуповинного остатка. Считается, что ранний телесный контакт ребенка с матерью («кожа к коже») в течение 30 мин после рождения и прикладывания к груди способствует более быстрому успокоению матери и исчезновению у неё стрессового гормонального фона, усилению чувства материнства, лучшей послеродовой инволюции матки, а такжестимулирует развитие психики ребенка и установление психологического контакта матери и ребенка, увеличивает число детей, вскармливаемых грудью до 4 мес. При удовлетворительном состоянии матери и ребенка оптимально положить полностью раздетого ребенка на живот обнаженной матери, и через некоторое время новорожденный приползет к груди матери и присосется к соску. Длительность первого кормления должна быть около 20 мин.
Противопоказанием для кормления грудью ребенка, в том числе и сцеженным молоком, могут быть некоторые заболевания ребенка и матери
Процесс кормления
Женщина, родившая впервые, может не знать точно, как прикладывать ребенка к груди, и тогда ей требуется помощь. Медицинская сестра, консультируя маму о правильном прикладывании ребенка к груди, контролирует, таким образом, процесс кормления.
Правильное прикладывание к груди
• Ребенок всем корпусом повернут к матери и прижат к ней.
• Лицо ребенка находится близко от груди.
• Его подбородок прикасается к груди
• Рот широко открыт.
• Нижняя губа вывернута наружу.
• Над верхней губой ребенка виден больший участок ареолы, чем под нижней губой.
• Ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения
Неправильное прикладывание к груди
• Ребенок сосет или «жует» губами, деснами или языком только сосок.
• Рот открыт не широко и губа втянута.
• Губы и десна прижаты к соску, а не к околососковому кружку.
• Язык расположен не правильно, препятствуя проникновению соска в рот ребенка.
• Щеки втянуты.
Расположение тела ребенка
Слово «расположение» описывает, как тело ребенка располагается у материнского тела.
Правильное положение тела ребенка - это предпосылка правильного прикладывания рта.
1) Женщина должна сидеть удобно, с опорой за спиной, а не наклоняясь вперед. Важный принцип: подносите ребенка к груди, а не грудь к ребенку.
2) Ребенка нужно держать живот к животу, и тогда ему не надо будет поворачивать голову для кормления. Ребенка можно держать по диагонали, сбоку под рукой матери.
3) При прикладывании ребенка к груди его нос должен находиться на одном уровне с соском, при этом он отклоняет голову немного назад.
4) Мать может поддерживать ягодицы рукой. Голова лежит на материнском предплечье.
5) Если женщина чувствует необходимость поддерживать свою грудь, она может взять грудь снизу ладонью или просто положить руку всей ладонью на грудную клетку.
6) Ребенок сам должен придвинуться к груди, а не мать должна поднести грудь к нему. Следует избегать попыток вставить грудь в рот ребенка, как будто это бутылочка, так как это совершенно не принесет пользы.
7) При кормлении подбородок ребенка должен касаться груди матери.
При «классических» положениях при кормлении мать либо сидит прямо, поддерживая ребенка на коленях или бедрах, либо лежит с ребенком, который находится сбоку. Тем не менее существует много других положений кормления, и мать может попробовать любое из них.
Медицинская сестра поможет матери найти положения для кормления, которые наиболее удобны ей и ее ребенку. Горизонтальные положения позволяют ей отдохнуть во время кормления.
Сейчас точно известно, какие процессы происходят в организме женщины при кормлении грудью и как эти знания можно использовать для организации успешного вскармливания. Естественно, нельзя получить ответы на все вопросы, но если знать механизм кормления грудью, то можно определить, что происходит и почему.
Во время беременности гормональные изменения подготавливают молочную железу к выработке молока. Молочная железа развивается, грудь увеличивается. Во время сосания два гормона гипофиза стимулируют поступление молока в необходимом количестве и в нужное время. Первый гормон - пролактин - стимулирует выделение молока клетками молочной железы в ответ на стимуляцию ребенком соска. Пролактин подготавливает молоко для следующего кормления. Гипофиз выделяет больше пролактина ночью, поэтому ночное кормление поддерживает хорошее поступление молока. Пролактин подавляет активность яичников и препятствует наступлению новой беременности.
Второй гормон - окситоцин - также вырабатывается во время сосания груди. Он сокращает мышечные клетки и заставляет молоко выделяться в момент кормления. Рефлекс окситоцина более сложен, чем рефлекс пролактина. На него оказывают влияние мысли, чувства и эмоции матери. Если мать с любовью думает о своем ребенке, молоко прибывает хорошо, а ее волнения, сомнения уменьшают количества молока. Все это необходимо знать, чтобы суметь помочь матери советом.
В груди вырабатывается столько молока, сколько требует ребенок. Если мать хочет увеличить поступление молока, то лучший способ - кормить ребенка грудью дольше и чаще.
Всем кормящим матерям, вскоре после рождения ребенка, нужно освоить технику сцеживания.
Своевременная помощь медицинской сестры (акушерки, врача-акушера-гинеколога) в организации сцеживания поможет матери сохранить грудное вскармливание. Предоставить информацию о различных видах молокоотсосов. Показать матери, как использовать и регулировать молокоотсос, и предоставить ей возможность самостоятельно решить вопрос о необходимости его применения.
Сцеживание грудного молока
Матери необходимо как можно раньше после родов начать сцеживание и производить его по 15-20 минут, по крайней мере, 7 раз в сутки. Можно помассировать грудь в направлении сосков за несколько минут до начала сцеживания, чтобы обеспечить ток молока.
Для усиления лактации показано сцеживать молоко, соблюдая специальную технику сцеживания.
1. Наклониться вперед и поддерживать грудь рукой.
2. Большой палец руки расположить на ореоле над соском, указательный и средний - под ареолой соска.
3. Несколько сдавить пальцами ареолу по направлению в сторону грудной клетки.
4. Осторожно нажать на молочные пазухи за соском, ниже ареолы.
5. Повторять эти движения до тех пор, пока молоко не начнет капать, а затем может брызнуть.
6. Передвигать пальцы вокруг ареолы, чтобы были задействованы все молочные пазухи.
7. Время от времени проводить массаж всей груди, мягко похлопывая по направлению к соску, проверяя твердость в груди.
8. Повторять движение до тех пор, пока грудь не станет мягкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях большинство высших медицинских учебных заведений при подготовке медицинских сестер обращают внимание преимущественно на работу с больными людьми, тогда как подготовка к профилактической работе отходит на второй план. Для того, чтобы медсестры могли проводить пропаганду здорового образа жизни, нужно изменить подходы ко всем этапам учебного процесса. И медицинская сестра, которая получит необходимые знания еще в процессе обучения, сможет понять важность профилактической работы и консультировать и обучать пациентов ценить свое здоровье не тогда, когда оно уже потеряно, а гораздо раньше.
Оптимальная оценка состояния новорожденного, обеспечение физиологического начала жизни и раннего грудного вскармливания с соблюдением современных перинатальных подходов к ведению раннего неонатального периода и детей первого года - является основой формирования здоровья и физиологического развития ребенка в последующие годы жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базовая помощь новорожденному — международный опыт / [Под ред. Н.Н. Володина, Г.Т. Сухих]. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 208 с.
2. Бисярина В.П.. Детские болезни й уход за детьми. - М.: Медицина, 2010.-464с.
3. Воронцов А.В., Мазурин А.В. Справочник по детской диететике. - Л.:Медицина, 2013. - 416 с.