(Булучевский Ю.С., Фомин В.С. )
Аббревиатура (с лат. «сокращаю»)– знаки сокращения, применяемые в нотном письме.
Агогика (с греч. «увод») – изменения темпа при исполнении музыкального произведения.
Акколада – скобка (прямая или фигурная), которая объединяет несколько нотных станов и указывает, что ноты, записанные на них, исполняются одновременно.
Аккорд – одновременное сочетание нескольких (не менее трех) звуков различной высоты.
Аккордовый звук – звук какого-либо голоса, составляющий вместе с другими голосами определенный аккорд.
Акцент (с лат. «ударение»)– выделение, подчеркивание отдельного звука или аккорда путем его динамического усиления.
Альтерация (с лат. «изменять») – хроматическое повышение или понижение на полтона основных ступеней лада, применяется для обострения внутриладовых тяготений или с целью перехода в новую тональность
Альтовый ключ – один из видов ключей До. Помещается на 3 линии нотоносца и обозначает, что нота До 1 октавы находится на этой линии.
Аранжировка (с фр. «обрабатывать») – переработка музыкального произведения, написанного для определенных голосов или инструментов, с целью приспособить его к исполнению другими средствами
Басовый ключ – знак, который обозначает, что нота Фа малой октавы находится на 4 линии нотоносца.
Бекар – знак, отменяющий действие диеза или бемоля.
Бемоль – знак, понижающий звук на полтона.
Буквенное обозначение звуков – распространенное в музыкальном обиходе обозначение ступеней звукоряда буквами латинского алфавита: C-D-Е-F-G-A-H.
Вводные звуки – звуки, окружающие тонику лада (VII и II ступени).
«Венгерская» («цыганская») гамма – условное наименование гаммы, содержащей характерный мелодический ход в полтора тона (ув.2) в нижнем тетрахорде.
|
Вибрация ( с лат. «дрожание») – небольшое колебание высоты звука.
Вводные септаккорды – септаккорды, построенные на VII ступени лада (вводном тоне). В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают малые (если септима малая) и уменьшенные, если септима уменьшенная).
Вольта – знак, указывающий на повторение части музыкального произведения с другим окончанием.
Вспомогательный звук – неаккордовый звук, находящийся между двумя одинаковыми аккордовыми и отстоящий от них на секунду вверх или вниз.
Высота звука – одно из основных свойств музыкального звука; зависит от частоты колебаний звучащего тела.
Гамма (название буквы греческого алфавита)– звуки лада, расположенные по высоте вверх или вниз от тоники до ее октавного повторения.
Гармонический интервал – интервал, звуки которого взяты одновременно
Гармонический мажор – мажор с пониженной VI ступенью.
Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.
Гармония – 1. Одно из выразительных средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи этих созвучий между собой в последовательном движении. 2. Наука об аккордах и их связях.
Главные ступени лада – первая ступень (тоника), пятая ступень (доминанта), четвертая ступень (субдоминанта).
Главные трезвучия – трезвучия, построенные на главных ступенях лада: тоническое трезвучие (на первой ступени), доминантовое трезвучие (на пятой ступени) и субдоминантовое трезвучие (на 4 ступени).
|
Группетто (мелизм) – мелодическая фигура из 4-5 нот. Исполняется вспомогательный (находящийся на секунду выше основного звука), основной звук, нижний вспомогательный (на секунду ниже основного) и снова основной звук.
Группировка длительностей звуков – распределение нот в группы в зависимости от размера такта.
Диапазон – звуковой объем голоса или музыкального инструмента; определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуками голоса или инструмента.
Диатоника – система интервальных соотношений, характерная для основных ступеней натуральных ладов.
Диатоническая гамма – гамма, в которой ни одна ступень не повторяется в измененном посредством альтерации виде.
Диатонические интервалы – интервалы, которые возможны между основными ступенями диатонических ладов (чистые, большие, малые и тритоны).
Диатонические лады – лады без употребления альтерации, т е. без хроматического повышения или понижения ступеней (натуральный мажор и минор, а также лады, встречающиеся в народной музыке: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, пятиступенные лады).
Диез – знак, повышающий звук на полтона.
Диктант музыкальный – специальное упражнение для развития слуха и памяти учащихся, применяемое в занятиях сольфеджио.
Динамические оттенки (нюансы) – изменения громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения.
Диссонирующие интервалы – интервалы, звучащие резко, звуки которых не сливаются друг с другом.
Доля такта – единица метра музыкального размера.
Доминанта (с лат. «господствующая») – название 5 ступени.
|
Доминантовое трезвучие – трезвучие, построенное на 5 ступени.
Доминантсептаккорд – септаккорд, построенный на 5 ступени лада, состоит из мажорного трезвучия и малой септимы.
Дорийский лад – особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального минора VI повышенной ступенью, которая называется дорийской секстой.
Дубль-бемоль – знак, понижающий звук на два полутона (целый тон).
Дубль-диез – знак, повышающий звук на два полутона (целый тон).
Дуоль – особая ритмическая фигура, состоящая из 2-х нот и равная по времени звучания 3-м обычным нотам той же длительности.
Затакт – неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение.
Звук – результат колебаний упругого тела (например, столб воздуха в духовых инструментах). Звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Звукоряд – ряд звуков, расположенных по высоте.
Знаки альтерации – знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на полтона или целый тон. Знаков альтерации – 5: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар).
Знаки сокращения нотного письма – знаки, посредством которых нотное письмо упрощается. Чаще всего встречаются: знак репризы, тремоло, мелизмы и др.
Интервал – сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно.
Импровизация (с лат. «непредвиденный») – сочинение музыки во время ее исполнения.
Ионийский лад – один из натуральных ладов, совпадающий по строению с натуральным мажором.
Каденция – заключение музыкальной мысли.
Каденция полная совершенная – окончание построения на тонической приме в мелодии.
Каденция полная несовершенная – окончание построения на тонической терции или квинте в мелодии.
Каденция половинная – остановка в середине построения на неустойчивом звуке лада, чаще всего на одном из звуков доминантового трезвучия.
Кантилена – певучая, распевная мелодия широкого дыхания.
Качественная (или тоновая) величина интервалов – количество заключенных в интервале тонов или полутонов.
Квартоль – особая ритмическая фигура, состоящая из 4-х нот и равная по времени звучания трем обычным нотам той же длительности.
Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, с квинтовым тоном в основании.
Квинтовый круг – система мажорных и минорных тональностей, расположенных по чистым квинтам (диезные – вверх, бемольные – вниз).
Квинтсекстаккорд – первое обращение септаккорда с терцовым тоном восновании.
Ключ – знак, указывающий место записи какого-либо звука на нотоносце и в зависимости от него и всех остальных звуков.
Ключевые знаки – знаки альтерации, выставляемые рядом с ключом.
Количественная (или ступеневая) величина интервалов – количество охватываемых интервалом ступеней. В зависимости от количественной величины интервал получает свое название.
Консонирующие интервалы – интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом.
Консонансы совершенные – консонансы, в которых имеет место полное или значительное слияние звуков: ч.1, ч.8, ч.5 и отчасти ч.4
Консонансы несовершенные – консонансы, в которых имеет место незначительное слияние звуков: б.3 и м.3, б.6 и м.6.
Контрапункт (с лат. «точка против точки») – одновременное сочетание 2-х или нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Кульминация (с лат. «вершина») – эпизод музыкального произведения, где достигается наивысшее напряжение, наибольший накал эмоций.
Купюра – сокращение текста в музыкальном произведении.
Лад – организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой.
Ладовое разрешение интервалов – переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
Лидийский лад – особый лад, встречающийся в народной музыке, отличается от натурального мажора IV повышенной ступенью, которая называется лидийской квартой.
Локрийский лад (гипофригийский) – один из натуральных ладов. По сравнению с натуральным миром понижена не только II, но и V ступени. Поэтому на I ступени образуется уменьшенное трезвучие.
Мажорный лад – лад, в котором устойчивые звуки, взятые вместе, образуют мажорное трезвучие.
Мажорное трезвучие – трезвучие, которое состоит из б.3 и м.3 (или б.3 и ч.5).
Малый вводный септаккорд – септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажорного лада. Состоит из уменьшенного трезвучия и малой септимы (или м.3, м.3 и б.3).
Мелизмы – мелодические фигуры, украшающие отдельные звуки мелодии.
Мелодический интервал – интервал звуки которого взяты последовательно (один за другим).
Мелодический мажор – разновидность мажорного лада, где по сравнению с натуральным мажором понижены VI и VII ступени.
Мелодический минор – минор, в котором повышаются VI и VII ступени.
Мелодия (с греч. «напев»)– музыкальная мысль, выраженная одноголосно, одноголосный напев.
Метр – равномерное чередование акцентов (сильных долей) в музыке.
Метроном – прибор для точного определения темпа.
Миксолидийский лад – особый лад, который встречается в народной музыке. Отличается от натурального мажора VII пониженной ступенью, которая называется миксолидийской септимой.
Минорный лад – лад в котором устойчивые звуки, взятые вместе образуют минорное трезвучие.
Минорное трезвучие – трезвучие, которое состоит из м.3 и б.3 (или м.3 и ч.5).
Модуляция – переход из одной тональности в другую.
Мордент – мелодическая фигура из трех нот.
Музыкальная система – ряд музыкальных звуков, находящихся между собой в строго определенных высотных соотношениях. Современная музыкальная система, установившаяся в Европе с начала XVIII в. представляет собой ряд звуков, равномерно распределенных по полутонам. Такая система еще называется равномерно-темперированной.
Музыкальный звук – звук, имеющий ясно выраженную высоту, которая может быть определена с абсолютной точностью. Кроме высоты М.З. обладает определенной громкостью, тембром, длительностью.
Музыкальный слух – способность человека воспринимать «музыкальную речь» и осознавать ее образно-выразительный смысл.
Наклонение – термин, употребляемый при характеристике лада и указывающий на мажорную или минорную окраску.
Натуральный мажор – мажор, в котором ступени не изменены. Строение натуральной мажорной гаммы: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Натуральный минор – минор, в котором ступени не изменены. Натуральный минор имеет одинаковый звуковой состав с параллельным натуральным мажором.
Неаккордовый звук – звук, не принадлежащий данному аккорду, как бы нарушающий его терцовое строение. К таким звукам относятся вспомогательные, проходящие звуки, задержания и т.п.
Неустойчивые ступени – ступени, прилегающие к устойчивым звукам лада, тяготеющие к ним. В мажорном и минорном ладах это II, IV,VI, VII ступени.
Нота – знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука.
Нотный стан – 5 горизонтальных параллельных линий на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх.
Нюансировка (с фр. «оттенок»)– совокупность различного рода оттенков, применяемых при исполнении музыкального произведения.
Обертоны – призвуки, сопровождающие основной звук.
Обращение аккорда – вид аккорда, при которых роль басовой опоры выполняет не основной тон, а какой-либо другой его звук (терцовый тон, квинтовый тон и т.п.).
Обращение интервалов – перемещение нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, который в сумме с первоначальным составляет октаву.
Обращение септаккорда – вид септаккорда, в котором нижним звуком является терция, квинта или септима основного септаккорда: 1-ое обращение – квинтсептаккорд, 2-ое – терцквартаккорд, 3-е – секундаккорд).
Обращение трезвучий – вид трезвучия, в котором нижним звуком является терция (секстаккорд) или квинта основного трезвучия (квартсекстаккорд).
Одноименные тональности – мажорные и минорные тональности, которые имеют одинаковые тоники.
Октава – 1. Интервал. 2. Группа звуков от До до каждого следующего До.
Параллельные тональности – мажорные и минорные тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки. Параллельная минорная тональность располагается на м.3 вниз от мажорной.
Пауза (с лат. «остановка») – знак молчания, перерыв в музыкальном произведении.
Пентатоника – звукоряд, состоящий из 5 звуков. Характерный признак пентатоники – отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (т.е. без IV и VII ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в натуральном миноре).
Переменный лад – лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тониками переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот. Встречаются и другие виды переменного лада.
Переменные размеры – размеры, в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части.
Период (по греч. «замкнутый круг времени») – один из элементов музыкальной формы, небольшое построение, в котором выражена законченная музыкальная мысль (классический период, состоит из 8 тактов).
Полиметрия – одновременное сочетание двух или нескольких различных тактовых размеров в произведении.
Политональность – одновременное движение различных голосов в многоголосной музыке в разных тональностях.
Полутон – наименьшее расстояние по высоте между двумя звуками в 12-тизвуковом темперированном строе.
Предложение – один из элементов музыкальной формы, наименьший отрезок мелодии, завершенный каким-либо кадансом. Объем – от 4 до 8 тактов.
Простые интервалы – интервалы, не превышающие по величине октавы (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава).
Простые размеры – двух- и трехдольные размеры, имеющие две или три доли при одном акценте (2/4, ¾, 3/8).
Размер такта – цифры в виде дроби, выставленные в начале нотной записи. Числитель дроби указывает на количество долей в такте, а знаменатель – на длительность этих долей.
Разрешение – переход неустойчивого звука лада в устойчивый, опорный.
Регистр – часть звуков, объединенных каким-либо признаком, главным образом, тембровым. В каждом голосе или инструменте условно различаются 3 регистра: высокий, средний и низкий.
Ритм (с греч. «соразмерность») – организованная последовательность длительностей звуков в музыкальном произведении.
Родственные тональности – тональности, имеющие наибольшее число общих звуков.
Секвенция – повторение какого-либо мелодического или гармонического оборота от различных ступеней лада или на определенный интервал.
Секстаккорд – первое обращение трезвучия с терцовым тоном в основании.
Секундаккорд – 3-е обращение септаккорда с септимой в основании.
Септаккорд – аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям.
Синкопа – перемещение тактового акцента с сильной доли на слабую.
Скрипичный ключ – условный знак, который обозначает, что нота соль 1 октавы находится на 2-ой линии нотоносца.
Сложные размеры – размеры, образующиеся от слияния двух или нескольких одинаковых простых размеров.
Случайные знаки альтерации – знаки альтерации, выставляемые непосредственно перед нотой.
Смешанные размеры – размеры, которые образуются от слияния двух или нескольких неодинаковых простых размеров.
Сольфеджио – учебная дисциплина, ставящая своей целью развитие музыкального слуха.
Составные интервалы – интервалы шире октавы (нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима).
Ступень – порядковое обозначение звуков лада. Отмечается римской цифрой.
Субдоминанта – 4-ая ступень лада.
Субдоминантовое трезвучие – трезвучие, построенное на IV ступени.
Такт – отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей.
Тактовая черта – вертикальная черта, отделяющая такты друг от друга. Ставится перед сильной долей такта.
Тембр – специфическая окраска звука, свойственная данному голосу или инструменту.
Темперированный строй – строй, в котором каждая октава делится на 12 равных частей – полутонов.
Темп (с лат. «время»)– скорость исполнения музыкального произведения.
Теноровый ключ – один из видов ключей До. Помещается на 4-линии нотоносца и обозначает, что нота До 1 октавы находится на этой линии.
Тетрахорд – мелодическая последовательность из 4-х звуков, расположенных по секундам в объеме кварты.
Терцквартаккорд – второе обращение септаккорда с квинтовым тоном в основании.
Тональность – высота лада. Каждая тональность отличается своими ключевыми знаками альтерации, определяющими состав звуков.
Тоника – основная, наиболее устойчивая ступень лада.
Тоническое трезвучие – трезвучие, построенное на 1 ступени лада.
Транспозиция – перенесение музыкального произведения или его части из одной тональности в другую
Трезвучие – аккорд из трех звуков, которые расположены по терциям.
Трель (мелизм) – равномерное, быстрое чередование основного и верхнего вспомогательного звуков.
Триоль – ритмическая фигура из трех нот, вместо обычной группы из двух нот.
Тритон – название интервалов, содержащих 3 тона. К тритонам относятся ув.4 и ум.5.
Трихорд – последовательность из трех звуков обычно в пределах терции или кварты.
Увеличенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух больших терций, крайние звуки образуют ув.5. Встречается в гармоническом миноре на III ступени и в гармоническом мажоре на VI ступени.
Уменьшенный вводный септаккорд – септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора или гармонического минора. Состоит из ум. трезвучия и ум. 7 (или м.3, м.3, м.3).
Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций, крайние звуки образуют ум. 5. Встречается в натуральном мажоре на VII ступени и в гармоническом мажоре или миноре на II и VII ступенях.
Унисон – точное совпадение двух звуков по высоте.
Устойчивые ступени лада – опорные звуки лада (I, III, V), к которым тяготеют его неустойчивые ступени.
Фермата – знак, указывающий на произвольное увеличение длительности звука или паузы, которое зависит от характер произведения, намерений и вкуса исполнителя.
Форшлаг долгий – мелизм, который состоит из одного звука, исполняющегося перед основным звуком (всегда за его счет). Длительность долгого форшлага обычно равна половине длительности основного звука.
Форшлаг короткий – мелизм, который состоит из одного или нескольких очень коротких звуков, исполняющихся перед основным звуком.
Фригийский лад – особый лад, встречающийся в народной музыке. Отличается от натурального минора II пониженной ступенью, которая называется фригийской секундой.
Характерные интервалы гармонического мажора – увеличенные и уменьшенные интервалы, появившиеся в результате понижения VI ступени в гармоническом мажоре (ув.2, ум. 7, ув.5, ум.4).
Характерные интервалы гармонического минора – увеличенные и уменьшенные интервалы, появившиеся в результате повышения VII ступени в гармоническом миноре (ув.2, ум.7, ув.5, ум.4).
Хроматизм (с греч. «цвет») – повышение или понижение на полтона основных ступеней диатонических ладов.
Хроматическая гамма – гамма, состоящая из полутонов. Хроматическая гамма образуется посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.
Хроматические интервалы – интервалы, у которых либо вершина, либо основание хроматически изменены (повышены или понижены).
Цезура – момент расчленения в музыке; короткая, еле заметная пауза между фразами.
Целотонная гамма – 6-ступенная гамма, построенная по целым тонам, в которой все трезвучия, в том числе тоническое, являются увеличенными.
Чистые интервалы – группа интервалов, каждый из которых, будучи построенным на основной ступени натурального мажора или минора, имеет всегда одну, строго определенную величину. Такими свойствами обладают прима, кварта, квинта, октава.
Штиль (с греч. «палочка») – часть ноты, представляющая собой тонкую вертикальную палочку, которая проставляется возле нотной головки.
Штрих – способ извлечения звука.
Энгармонизм – равенство звуков по высоте при их различном написании.
Энгармонически равные интервалы – интервалы одинаковые по звучанию и по количеству содержащихся в них тонов, но различные по названию и по количеству содержащихся в них ступеней.
Эолийский лад – один из натуральных ладов, по строению совпадающий с натуральным минором.