Остановка №8
1937 год. Комсомольск-на-Амуре отпраздновал пятилетие со дня создания. Молодежь страны торжествовала: «Город комсомольской славы есть! И пусть он растет еще больше, еще краше! Пусть будут в нем проспекты и Дворцы!»
Профессор архитектуры Владимир Николаевич Талепоровский и его жена Феодосия Ивановна Милюкова получают задание спроектировать Дворец культуры для судостроителей города юности.
Это было почетное задание ленинградцам, восхищенным подвигом строителей на Амуре. Они хотели, чтобы Дворец в Комсомольске-на-Амуре не уступал по красоте столичным. В октябре 1939 года началось строительство. В 1941 году авторы проекта должны были приехать на место событий, но этому, как и самой стройке помешала Великая Отечественная Война.
1942 год. Блокада Ленинграда. Талепоровский и Милюкова эвакуируется в Омскую область. Тем, кто ехал в тот день с архитекторами по льду Ладожского озера, мог показаться смешным человек с рулоном выше собственного роста. «Наверняка, - думали, - ковры тащит, а вокруг бомбят…» Владимир Николаевич не взял с собой никаких вещей, кроме проектов, архитектурных деталей и рисунков росписей Дворца для Комсомольска-на-Амуре…
В 1943 году супруги приезжают, наконец, в Комсомольск-на-Амуре и работы возобновляются. Вместе с ними трудятся их давние друзья – скульптор Иннокентий Иванович Суворов и его жена, художница Софья Людвиговна Закликовская, также эвакуированные из Ленинграда.
Непосредственное участие в работе принял бывший работник судостроительного завода, первый художник города Георгий Александрович Цивилёв (рисунок 13).
Фото: ДК ЗЛК в 40-е.
Накануне открытия Дворца культуры, которое состоялось 6 ноября 1944 года, на аллее Труда можно было увидеть необычную процессию - десятки судостроителей несли на руках новенькие кресла-скамьи по 5-6 кресел в одном блоке. Их сделали рабочие столярно-малярного цеха завода. А несли потому, что боялись во время перевозки на автомашине поцарапать эти любовно изготовленные кресла. Так всё и перетащили вручную, 900 с лишним мест.
|
Фото: ДК ЗЛК вдалеке. На переднем плане проспект Сталина (сейчас - Мира) с узкоколейкой к берегу Амура.
Правда, в 1944 году была построена только центральная часть дворца. И долгое время комсомольчане могли видеть только ее, в то время как проект сразу предполагал наличие левого и правого крыльев, предназначенных для клубной и спортивной работы. Дело одних ленинградских архитекторов продолжили уже другие и к 1975 году были сооружены два крыла и реконструирована центральная часть Дворца.
Принял участие в этой работе дальневосточник, художник-монументалист Николай Павлович Долбилкин. На втором этаже Дворца, в Центральной его части, находится мозаичное панно, общей площадью в 200 м2. Фасады крыльев также украшают работы Долбилкина – «Знания» и «Спорт».
Фото: Панно.
Располагалась здесь и богатейшая библиотека, первая в городе, в комплектовании книжного фонда которой приняла участие Надежда Константиновна Крупская. Это по её указанию была подобрана и отправлена литература для строителей завода на Амуре.
Фото: Библиотека.
До 1972 года базировался здесь и городской Драматический театр, актером которого, в 1958-1961 гг. был народный артист России Анатолий Юрьевич Равикович, снявшийся в большом количестве всем известных фильмов, но особенно полюбившийся многим по роли застенчивого интеллигента Хоботова в «Покровских воротах».