Разговорные формы повелительного наклонения глаголов




Ознакомлять

Опорожнять

Оформлять

Подбодрять

Подготовлять

Подменять

Примерять

Приспособлять

Простужаться

разрезать

Узаконять

ускорять...

заготавливать засаривать затапливать (водой) накапливать одаривать оздоравливать ознакомливать опоражнивать оформливать подбадривать подготавливать подменивать примеривать приспосабливать простуживаться разрезывать узаконивать ускоривать …

с другими морфами:

книжные формы: разговорные формы:
брезгать видеть коптить мерить поднимать прочитать свистеть; в значении «производить свист посредством механического прибора» употребляется только глагол свистеть слышать брезговать видать коптеть (в значении «испускать копоть») мерять подымать прочесть свистать слыхать
    стариться состариться устарелые формы: стареться состареться

 

  Чередование гласных о//а в основе форм несов. вида глаголов
происходит: не происходит:
выхлопатывать, заболачивать, задабривать, замораживать, застраивать, затрагивать, сдабривать, обрабатывать, облагораживать, осваивать, оспаривать, удваивать, утраивать, удостаивать, усваивать и др. наморщивать, заболочивать, заподозривать, захлопывать, обеспокоивать, обусловливать, озабочивать, опорочивать, опозоривать, опошливать (если не опошлять), отсрочивать, подытоживать, подзадоривать, приурочивать, пришпоривать, сосредоточивать, упрочивать, узаконивать, унавоживать, уполномочивать, условливаться и др.; в суф. –ов-: обворовывать, ознаменовывать, очаровывать, укомплектовывать.

 

 

 

Двувидовых глаголы
с суффиксом -изова-: с суффиксом -изирова-:
деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, парализовать, реализовать, стилизовать, централизовать, электризовать; агонизировать, активизировать, военизировать, госпитализировать, демократизировать, идеализировать, иронизировать, канонизировать, латинизировать, монополизировать, морализировать, муниципализировать, полемизировать, сигнализировать, символизировать, утилизировать, яровизировать, вулканизировать, гармонизировать колонизировать кристаллизировать легализировать локализировать модернизировать пастеризировать популяризировать рационализировать секуляризировать стабилизировать стандартизировать терроризировать и некоторые другие.

Употребление формы организовывать (наряду с организовать в значении несовершенного вида) оправдывается тем, что в прошедшем времени глагол организовать имеет значение только совершенного вида (ср.: организовал группу самодеятельности), поэтому для выражения значения несовершенного вида в прошедшем времени необходима форма организовывал (ср.: ежегодно он организовывал группы самодеятельности). По этой же причине правомерен неологизм атаковывал (форма атаковал имеет значение совершенного вида).

В паре брезгать-брезговать книжной является первая форма.

Просторечной является форма несовершенного вида использовывать (нет надобности в употреблении этой формы в литературном языке, поскольку глагол использовать имеет значение обоих видов — и совершенного и несовершенного).

В следующих парах возвратным глаголам присуще значение большей интенсивности действия, заинтересованности в его результате и отнесенность к разговорно-просторечному стилю:
книжные формы разговорные формы
грозить звонить стучать кружить плескать решить играть плевать стареть тлеть грозиться звониться стучаться кружиться плескаться решиться играться плеваться, стареться, тлеться

Одна баба с порогу своей избы погрозилась мне ухватом (Тургенев).

Даша решила как можно скорее начать самостоятельную жизнь (А. Н. Толстой ).— Низведенная на степень кухарки, Глафира решилась скоротать свой век в кухне (Гл. Успенский).

 

Нормальны формы 1-го л.: борозжу вакшу вонжу вынужу грежу громозжу гужу езжу колешу лажу наслажусь обезопашу обессмерчу обессужу ощущу предупрежу пылесошу ропщу снабжу сплочу трушу умерщвлю ючусь
языковые Нормы образования некоторых личных форм глагола
НОРМАТИВНЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫГЛАГОЛА

Не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего — будущего времени

принадлежащие к недостаточным (т. е. ограниченным в образовании или употреблении личных форм) глаголы

Дерзить,

Победить,

Убедить,

Умилосердить,

Очутиться,

Ощутить,

чудить и нек. др.

Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например:

сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке

из-за необычности звучания формы «башу» (от басить),

«галжу» (от галдеть),

«гвозжу» (от гвоздить),

«дужу» (от дудеть),

«ерунжу» (от ерундить),

«прегражу» (от преградить),

«сосежу» (от соседить),

«шкожу » (от шкодить).

Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов

такие формы, как «бужу» (от бузить, ср. бужу от будить),

«держу» (от дерзить, ср. держу от держать),

«тужу» (от тузить,ср. тужу от тужить)и нек. др.

Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветьи т.д. образуют личные формы по типу I спряжения:

выздоровею, -еешь, -еют;

обезволею, -еешь, -еют (но обезволить- обезволю, обезволишь, обезволят);

обезденежею, -еешь, -еют (но обезденежить - обезденежу, обезденежишь, обезденежат);

обезлесеть, -еешь, -еют (но обезлесить - обезлесишь, обезлесят);

обезлюдеть, -еешь, -еют;

обезрыбею, -еешь, -еют;

обескровею, -еешь, -еют (но обескровить - обескровлю, обескровишь, обескровят);

обессилею, -еешь, -еют (но обессилить - обессилю, обессилишь, обессилят);

опостылею, -еешь, -еют;

опротивею, -еешь, -еют;

суровею, -еешь, -еют;

тяготею, -еешь, -еют (но тяготиться- тягощусь, тяготишься, тяготятся).

Формы этих глаголов выздоровлю, -ишь, -ят и т. д. (по II спряжению) имеют устарелый или разговорный характер.

2. Некоторые так называемые изобилующие глаголы образуют двоякие формы настоящего времени, например:

книжные формы разговорные формы
полощет, плещет, каплет, кудахчет, колышет, мурлычет, мучит, машет, рыщет, кличет, мяукает, сыплет, щиплет и и др. полоскает, плескает, капает, кудахтает, колыхает, мурлыкает, мучает, махает, рыскает, кликает, мяучит, сыпет, щипет и др.

Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм:

брызгает имеет значение «спрыскивать, окроплять»: брызгает водой, брызгает белье; двигает имеет значение «перемещать, толкая или таща что-нибудь»: двигает мебель; + поезд двигается значит «приходит в движение»; капает имеет значение «падать каплями, лить по капле»: пот капает со лба, сиделка капает лекарство в рюмку; книжный вариант: дождь каплет; метает имеет значение «шить, прошивать стежками, обшивать петлю»: метает кофту, метает шов; брызжет значит «разлетаться каплями, разбрасывать капли, сыпать брызгами»: грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной; движет наряду с этим же значением (паровоз движет вагоны) имеет пере- носное значение «побуждать, руководить»: им движет чувство сострадания; поезд движется значит «находится в движении»; каплет з начит «протекать, пропускать жидкость»: крыша каплет.   м ечет значит «разбрасывать, раскидывать»: мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру; но спорт. метает гранату, диск, копье;

3. В парах гас — гаснул, мок — мокнул, сох — сохнул и т. д. в современном языке чаще используются первые варианты (без суффикса -ну-); вторые формы имеют книжный, частично устарелый характер.

Разговорные формы повелительного наклонения глаголов

1. Формы повелит. накл., оканчивающиеся на мягкую согласную, типа испорть, прочисть, выкинь, высунь свойственны разг. речи.

2. В формах, образованных с помощью частицы давай, постфикс ­ те обычно присоединяется к этой частице, но в разг. речи возможно присоединение постфикса и к частице, и к форме глагола одновременно: давайте напишем и давайте напишемте; Давайте, знаете, | устроимте карусель | на дереве изучения добра и зла! (Маяк.).

В разг. речи и просторечии совместное действие может выражаться сочетанием междометия айда (айдате, прост.) с инфинитивом: айда гулять! Это же междометие входит в сочетание с формами совместного действия, совпадающими с формами буд. вр.: айда погуляем.

Форма совместного действия, как правило, не употребляется с подлежащим­местоимением мы. Такое употребление возможно в разговорных контекстах, чаще в сочетании с частицей ­ ка, причем подлежащее обычно следует за сказуемым (поедемте ­ ка мы домой), а также с частицами дай и давай (давайте ­ ка мы напишем письмо или давайте ­ ка напишем мы письмо).

3. Изолированный глагол ехать, у которого в качестве формы 2 л. ед. ч. выступает образование поезжай (другие формы от этой основы не образуются) и просторечное езжай — от глагола ­ езжать (формы уезжай, отъезжай, приезжай, наезжай, съезжай, выезжай, заезжай — нормальны).

4. Возможности образования форм 2 л. ед. ч. повелит. накл. реализуются не всегда: ему может препятствовать лексическое значение глагола. Так, неупотребительны формы повелит. накл. от глаголов, называющих нецеленаправленные действия и состояния: весить, выглядеть, значить, наличествовать, стоить, преобладать, поиздержаться, поизноситься, приустать, подзабыть. Избегается употребление форм повелит. накл. от глаголов болеть ‘испытывать боль’, мочь, хотеть; последние отмечаются в разговорных и экспрессивных сочетаниях, преимущественно с отрицанием: Не боли ты, душа (Никит.); хоти или не хоти, а...; и думать не моги (разг.).

Употреблению форм повелит. накл. может препятствовать несовместимость лексического значения глагола со значением побуждения, как правило, адресуемого лицу. Так, избегается употребление форм повелит. накл. от глаголов, называющих такие действия, которые исходят от неодушевл. предметов: близиться, бодрить, булькать, ветвиться, вместить, возобновиться, возникнуть, выветриться, втечь. В прямом значении побуждения не употребляются формы повелит. накл. от безличных глаголов: морозить, рассветать, знобить. Однако лексические ограничения могут сниматься для форм, конструирующих подчинительную связь в сложном предложении: Рассветай сегодня пораньше, я бы встал вовремя (Н. Дурново); Вероятно, лучше было бы, доведись мальчику исполнить свое желание (А. Шаров); Впрочем, наше дело маленькое. Наше дело прокукарекать, а там хоть и не рассветай (В. Богомолов). О сочетании формы повелит. накл. с частицей давай типа давай гуляй, давай пробуй, давай играй.

Формы повелит. накл. префиксальных глаголов, мотивированных гл. хотеть и мочь, нормальны: захоти, смоги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь