Интегрированный урок
«Весна в природе и музыке»
Интеграция предметов: чтение, музыка, ознакомление с окружающим миром во втором классе.
Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится». Пьеса П.И.Чайковского «Времена года». «Март», «Апрель».
Цель урока: показать образ природы на примере музыки, литературы, окружающего мира
Оборудование. Аудиозапись с произведениями П.И. Чайковского «Времена года». «Март», «Апрель»; портрет композитора П.И. Чайковского.
Аудиозапись «Календарь природы». «Март. Грачи прилетели». «Апрель. Половодье».
Портрет поэта Ф.И. Тютчева, рисунки с образами Весны и Зимы; карточки со словами, обозначающими действия Весны и Зимы; рисунки с изображением птиц.
Ход урокас лайд 1
I. Организационный момент
Музыкальное приветствие на русском, ненецком и коми языках. (В.Н.)
О.А: Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Мы желаем вам успеха!
(Звучит музыка. Бах. Прелюдия до мажор ХТК)
- Попробуйте угадать, о каком времени года говорится в этом стихотворении.
Растопило солнце снег,
Радость на сердце у всех,
Птицы весело запели
Слышен звонкий стук капели,
И ручьи бурлят, и птички
В гнезда сели на яички.
Небо чисто-голубое.
Что с природою такое? (Весна.) Слайд 2
По каким признакам вы определили, что говорится о весне?
Слайд 3 Весна в тундре
Актуализация знаний
О.А: Сегодня на уроке у нас пойдет речь о природе.
Слайд 4
- Прочитайте девиз нашего урока:
Пойми живой язык природы
И скажешь ты: «Прекрасен мир!»
«Люблю природу русскую» - так называется тема нашего раздела. Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьев, без ярких красок полей, лесов, цветов. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.
|
- Сколько времен года вы знаете? У каждого времени года свои приметы. А какие отличительные признаки времен года вы можете назвать?
II. Основная часть
Постановка темы урока
О.А: После нашей предварительной беседы как бы вы определили тему урока?
- Сегодня на уроке, говоря о природе, мы будем говорить об одном из времен года. И урок у нас не обычный, а интегрированный: музыка, чтение и ознакомления с окружающим миром.
Слайд 9 тема урока
Наши художники, композиторы, поэты разными средствами могут нарисовать одну и ту же картину, вызвать в душе человека одинаковые чувства. Только поэт это делает словом, стихотворной строкой, художник – кистью и красками, а композитор – музыкой. Сегодня на уроке мы будем говорить о природе и словом, и звучанием музыки.
IV. Работа по теме урока
- Прослушивание музыкального фрагмента. Беседа.
В.Н. Сейчас вы прослушаете музыкальный фрагмент известного во всём мире композитора. Назовите его имя. (На экране появляется портрет Чайковского)
Какие произведения Чайковского знаете вы?
Портрет П.И.Чайковского на доске.
В произведениях Чайковского соединяются совершенство композиции и огромная выразительная сила, европейский стиль и традиция русской музыки. |
(Звучит аудиозапись произведения П.И.Чайковского «Времена года». «Март» и апрель»)
|
- Вы должны определить, о каком времени года идет речь в этом фрагменте. Слушайте внимательно звуки, которые помогут определить время года.
- Какие картины возникли в вашем воображении?
- При помощи чего композитору удалось передать настроение природы?
- Какое настроение навевает вам музыка? Что вы почувствовали, слушая ее? - Правильно. Сегодня на уроке у нас речь пойдет о весне.
- У кого из вас весна – любимое время года?
- За что вы любите весну?
- Многие композиторы обращались в своём творчестве к временам года, среди них и Антонио Вивальди, великий итальянский композитор эпохи Барокко.
(звучит фрагмент произведения)
2. Беседа.
О.А: Сейчас мы отправимся в путешествие в мир удивительной и загадочной природы. Познакомимся с изменениями, которые происходят в живой и неживой природе весной.
(Звучит аудиозапись «Календарь природы».)
После прослушивания с детьми проводится беседа.
- Как с приходом весны изменилась температура воздуха? Что происходит весной со снегом? В каких местах появляются первые проталины?
-С приходом весны возвращаются из теплых краев перелетные птицы.
-Какие птицы к нам прилетают?
-Раньше других в Россию прилетают грачи. Считается, что с их прилета и начинается у нас весна. Следом за грачами возвращаются скворцы и жаворонки, потом – зяблики. Ласточки и стрижи прилетают позже других птиц. Ведь им нужно, чтобы в воздухе появилось достаточно летающих насекомых.
В.Н: А в нашем крае первыми появляются серые вороны. В ненецком календаре апрель называется месяцем ВАРНЭ. Затем, только появится небольшая вода - прилетают чайки. А в мае све ждём гусей и уток.
|
Почти все птицы весной строят гнезда. В гнезда птицы откладывают яйца и насиживают их – согревают своим теплом.
-Поиграем в игру «Где чье гнездо?
3. Физкультминутка О.А.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –это так птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем,
Крылья сложили назад.
В.Н: Ненецкая физминутка.
О.А: Ребята, сегодня мы говорили о весне музыкой, побывали на экскурсии. Теперь пришел черед поговорить о весне словом, а вернее поэзией.
- Мы познакомимся со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».
Портрет Ф.И. Тютчева на доске. Под портретом слова:
4. Ф.И. Тютчев – известный русский поэт.
В.Н: Он написал много стихов о природе. Многие из них музыкальные, напевные, поэтому музыкантами к ним написана музыка, и они превратились в песни. Еще мальчиком он полюбил литературу, поэзию и сам начал писать стихи. Став взрослым, он продолжал заниматься любимым делом. Но он писал стихи не для печати, а для своих друзей и близких ему людей.
О.А: Ф.Тютчев был почти ровесником А.С.Пушкина. Но тогда, когда А.Пушкин был во главе русской литературы, Тютчев был многим неизвестен. Первый сборник его стихов вышел, когда ему исполнилось 50 лет. Тургенев в предисловии к сборнику его стихов написал: «Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно». Мы видим, что эти слова Тургенева отражают содержание стихов Ф.И.Тютчева.
5. Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».
О.А: В природе весной нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало лета. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит?
- Вот об этом и рассказал Федор Иванович Тютчев в своем стихотворении «Зима недаром злится». Послушайте это стихотворение и постарайтесь ответить на вопрос: Как передает свое настроение великий русский поэт? Подумайте над этим вопросом, а ответите на него в конце урока.
(Чтение стихотворения учителем наизусть.)
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-Какое настроение оно у вас вызывает?
-Какой мы увидели в своем воображении картину борьбы Весны и Зимы.
Два образа – два настроения. На чьей стороне симпатии поэта?
(Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.)
-Вот это и предстоит доказать! Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Что значит «читать выразительно»?
(Соблюдать паузы, выделять голосом «нужные» слова, определить темп чтения...)
Дети сначала читают стихотворение, затем делят его на части.
-На сколько частей разделили стихотворение?
(На пять.)
-Значит, сколько будет продолжительных пауз?
(Четыре.)
Далее дети работают.
Эта работа идет параллельно словарно-смысловому анализу текста, ни в коем
случае не в отрыве от него.Дети сами отыскивают «нормы» выразительного чтения
через систему продуманных учителем вопросов и заданий. «Поиск лежит в основе
работы над выразительным чтением в отличие от выразительности по принципу
подражания с голоса.
Первая часть
-Прочитайте самостоятельно первую часть стихотворения и ответьте, почему злится Зима.
(Зима злится, что прошла ее пора.)
-Замените слово «недаром» близким по значению.
(Не напрасно, то есть у Зимы есть причины злиться на Весну.)
-Как вы понимаете две последние строчки этой части?
(Весна уже близко, скоро наступит.)
-Какие слова, по-вашему, являются главными в этой части? Подчеркните их.
Дети выполняют задание.
-Прочитайте выразительно вслух первую часть стихотворения.
Читают два ученика.
Вторая часть
-Прочитайте про себя вторую часть и ответьте, о каких признаках весенней природы можете сказать словами автора.
(Все засуетилось, жаворонки в небе...)
-Как вы понимаете слова «все засуетилось»?
(Все оживает, движется, тает.
-Поэтому каков темп чтения этой части?
(Ускоренный, передающий движение.)
-какие слова здесь главные?
Ответы детей.
-Прочитайте выразительно вслух вторую часть, обратите внимание на темп чтения.
Читают два ученика.
Третья часть
-Прочитайте самостоятельно и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.
(Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит.)
-Какие слова здесь главные?
(Они и являются главными.)
-Как шумит Весна?
(Ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком.)
-Что значит «пуще»?
(Сильнее.)
-Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения.
Читают два ученика.
Четвертая часть
-Прочитайте и выберите из текста слова, доказывающие то, что Зима так просто не уходит.
(Взбесилась, пустила, убегая.)
-Эти слова являются основными в данной части. Как называет поэт Зиму?
(Ведьма злая.)
-А Весну?
(Прекрасное дитя.)
-Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима.
(Посылает метель на землю, которая уже дышит весной.
-Зима воюет, дует холодом, сыплет колючим снегом.
-Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег, а потом опять голубое небо.
-Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения, передайте отношение автора к Зиме и Весне.
Читают два ученика.
Пятая часть
-Прочитайте последнюю часть и ответьте на вопрос: как Весна отреагировала на проказы Зимы?
(Она не переживает и не обращает внимания.)
-В стихотворении есть слово «умылася» - это в данном случае свойственно автору. А как бы сказали грамотно вы?
(Умылась.)
-Какие слова надо выделить голосом?
(Главные.)
-Что значит «наперекор»?
(Назло.)
-Прочитайте вслух, изображая голосом, что Весна не унывает.
Дети выполняют задание
-Прочитайте выразительно все стихотворение вслух. Каким тоном надо его читать?
(Бодрым.)
-Почему?
(Так как Весна побеждает.)
Первый раз стихотворение прочитывается «по цепочке» пятью учащимися, так как пять частей. Второй и третий – отдельными учащимися, от начала до конца.
Класс слушает чтение стихотворения с закрытыми глазами, чтобы представить и нарисовать в воображении Зиму и Весну.
По окончании чтения дети открывают глаза и видят на доске два рисунка – Весну и Зиму.
Красивая девушка – это Весна. Она румяная, веселая, в красном платье. За ней летят птицы. Весна хохочет и зовет с собой птиц, машет им руками.
Злая «ведьма», старая, некрасивая – Зима. Она летит по небу, ее белое платье развевается. И там, где она пролетает, - снег, метель. Вот-вот налетит на Весну.
- Обобщающая работа
-Что напоминает вам данное стихотворение?
(Сказку.)
-Почему?
(Зима и Весна – как живые существа.)
-Поэт-волшебник. Совершил чудо – времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя, как люди. Докажите это их действиями.
По ходу ответов учащихся под образами на доске соответственно появляются заготовленные на карточках слова. На доске.
В е с н а З и м а стучится злится гонит (Зиму) хлопочет хохочет ворчит шумит взбесилась умылася пустила румяней стала |
Затем дети выразительно читают стихотворение под музыкальное сопровождение.
-Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: как поэту удалось передать торжество, победу Весны над Зимой?
(При помощи красочных, умело подобранных слов и выражений.)
V. Итог урока
Рефлексия.
-Что каждый из вас открыл новое для себя на этом уроке?
-Что больше всего запомнилось и почему?
-Какое настроение у вас? Покажите мимикой.
- Спасибо всем за отличный урок.
VI. Домашнее задание
- На уроке мы проанализировали стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится», учились читать его выразительно. Как вы думаете, какие можно предложить задания для продолжения читательской деятельности дома? Выберите вид домашней работы по силам и интересам.
Список использованной литературы Б орисенко М.Г., Лукина Н.А. Грамматика в играх и картинках. Весна. Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
1. Бочкарева И.В., Щербашина Л.Д. Моя Адыгея. Майкоп, 1992 г.
2. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Интегрированные уроки. Москва, «Вако», 2006 г.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. ТЦ» Учитель», 2002 г.
5. Плешаков А.А. Природа. Учебное пособие для начальной школы.
«Вентана-Граф», 1996 г.
6. Я иду на урок в начальную школу. Чтение. Москва, «Первое сентября»,
2002 г.