Приоритеты торгово-экономического сотрудничества в преддверии вступления России в ВТО




 

Одним из главных приоритетов в области экономического сотрудничества с точки зрения ЕС является тот факт, что в течение ближайших лет (до 2010 г.) ЕС планирует сформировать единую топливную инфраструктуру. Она будет представлена в виде единой системы трубопроводов, которая сможет обеспечить удовлетворение европейских государств в топливе, поступающем из разных регионов. Для России важно, что она названа в числе основных поставщиков энергоресурсов в эти системы (газовую, нефтяную и электроэнергетическую).

Программа развития инфраструктуры проливает свет на экономические планы ЕС на более отдаленную перспективу. Очевидно, что ЕС должна будет заниматься одновременным подъемом экономики большинства новых членов ЕС. Появление у ЕС фаворитов процесса расширения на восток чревато ростом экономической напряженности в ЦВЕ. Названная в программе дата его окончания (2008 г.) определяет тот приблизительный срок, по окончании которого, по мнению авторов программы, большинство стран ЦВЕ будут соответствовать основным критериям, предъявляемым для членства в ЕС. Вскоре после этого, опираясь на обновленную инфраструктуру и будучи вынужден содействовать экономическому развитию региона, ЕС начнет реализовывать различные проекты по вовлечению России в общеевропейскую экономику. На каких условиях это произойдет - пока не ясно. Но если Россия не будет к этому готовиться и не обозначит выгодные ей условия вхождения в общеевропейскую экономическую систему, то это неблагоприятно скажется в будущем на ее экономическом и политическом положении. В будущей Европе вероятно следующее своеобразное разделение труда: высокотехнологичные и наукоемкие производства в странах ядра ЕС (Германии, Франции, Великобритании, Италии, странах Бенилюкса, Австрии.); узкая промышленная специализация на привозном сырье в странах ЦВЕ; поставляющая сырье и энергоресурсы Россия[38]. Данная схема объективна, опирается на реалии оптимального размещения ресурсов и близости промышленных производств к потребителям и сама по себе не может считаться планом экономического порабощения России. Но России такая схема не выгодна. Избежать ее (т. е. не допустить обслуживания российской экономики промышленными центрами ЦВЕ) и войти в число быстро развивающихся индустриальных государств - стратегическая задача российского руководства.

В связи с этим важно отметить, что именно страны Запада (прежде всего ЕС и США) продолжают оставаться основными источниками инвестиций в российскую экономику, необходимых для успешного прохождения периода реформирования страны и поддержания производства на нынешнем уровне. В 2000 году около половины прямых инвестиций в Россию шло из государств ЕС, а две трети совместных предприятий с российским участием за рубежами России действовали на территории ЕС[39]. Расширение ЕС на восток, сопровождающееся развитием инфраструктуры в регионе, создало предпосылки к улучшению в регионе инвестиционного климата. В интересах России - распространение зоны «инвестиционного благоприятствования» и на ее территорию. Поскольку это прямо не вытекает из существующих программ развития транспортных коридоров, неудача в достижении этой цели нанесет несомненный ущерб экономическим интересам России.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что долгий путь России к Соглашению с ЕС по вступлению в ВТО стал серьезным достижением российских политиков и дипломатов, хотя не все пункты сотрудничества однозначно оцениваются экспертами. Впереди предстоит большая работа по развитию намеченных планов, для чего потребуются серьезные усилия обеих сторон. Таким образом, процесс сотрудничества окончательно переместился в область практической реализации.

 


Заключение

 

Будущие отношения России с ЕС - не только с ее западной половиной - самым тесным образом связаны с фундаментальным переворотом во внутренней организации самой России и в ее международной идентичности.

В 1990-е годы эта эпоха «самодостаточной» России окончательно отошла в историю. Располагая примерно 1,5% мирового валового продукта и все больше отставая от передовых стран Запада и Востока, Россия не может больше рассчитывать на продолжение прежней изоляции. Мировые процессы диктуют ей необходимость подойти к понятию «интеграция» с совершенно новой и неожиданной стороны: вместо того, чтобы интегрировать другие народы и территории во все более расширяющуюся Россию, она будет вынуждена работать, чтобы органично войти в одно из формирующихся суперобъединений. Эта метаморфоза потребует подлинной революции в самосознании элит, правящего класса, общества в целом.

Европейскому Союзу также предстоит поиск нового лица. Сейчас, когда ЕС ведет переговоры о вступлении в Союз с 13 кандидатами, среди которых есть славянские (Польша, Чехия) и православные страны (Румыния, Болгария, отчасти Кипр), бывшие советские республики Прибалтики, где проживают сотни тысяч русских, и ключевая страна мусульманского мира (Турция), становится совершенно ясно, что прежний романо-германский католическо-протестантский Запад оказывается лишь частью складывающейся Большой, или Широкой Европы. Эта новая единая Европа становится весьма неоднородной. Более того, выбор в пользу «Запада» не только не предотвращает конфликты, но отчасти даже их предполагает. Для России чрезвычайно важно то, что расширение Евросоюза в принципе понижает порог между ЕС и Россией. Главным становится не столько принадлежность к той или иной ветви человеческой цивилизации, сколько характер политического режима, соблюдение прав человека и гарантия основных свобод, обеспечение прав национальных меньшинств.

На этом фоне почти закончено обсуждение вопросов вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Обсуждение их в прессе, а часто и среди профессионалов, фокусировалось на узком круге вопросов, связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения тарифов и субсидий по отдельным товарам или группам товаров. В частности ЕС был заинтересован в низких ценах на энергоносители из России. Однако вступление в ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в российской экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления.

Прежде всего, необходимо учитывать: если Европейский Союз для России, это - основной торговый партнер, то Россия для ЕС - пока что, главным образом, важный поставщик энергоресурсов.

Вступление в ВТО может стать своего рода точкой отсчета, с которой начнется перестройка российской экономики, если ориентироваться на необходимость встраивания в глобальную экономику и использовать это встраивание для повышения эффективности, а также новым этапом взаимодействия с ЕС не только в экономической, но и гуманитарной сферах.

 


Список литературы

 

1. Афонцев С. Присоединение России к ВТО: экономико-политические перспективы. //Pro et Contra. – 2002. - том 7. - № 2. Россия в мировой экономике, С. 7-27.

2. Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. - М.: Буквица, 1999. - 279 с.

3. Бордачев Т. Terra incognita, или Европейская политика России // Pro et Contra. - 2001. - Т. 6. - N 4. - С. 23-33.

4. Бордачев Т.В. Россия: конец европеизации? //Россия в глобальной политике.- 2004. - № 2, Март - Апрель 2004.

5. Вардомский Л.Б., Трейвиш А.И. Проблемы устойчивости экономического пространства России в контексте внешнеэкономической либерализации. Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. М., Эпикон, 1999, С. 189-205.

6. Газпром и цены на газ. //https://www.ebanking.ru/eng/research/morningmonitors/showarticle_all.asp?

7. Ганжа С.П. Актуальные вопросы общеевропейского экономического сотрудничества.: Автореферат дисс…канд. экономич. наук. – М.: Московский государственный университет международных отношений МИД РФ, 1999.

8. Гован Д. Как ЕС может помочь России? - М., 2000.

9. Документы Европейского союза. В 3-х т. Т. 1. М.: Право, 1994.

10. Дынникова О.В. О соответствии различий в ценах природного газа для отечественных и иностранных потребителей нормам ВТО. //НП «Экономическая экспертная группа», 2002. //https://www.eeg.ru.

11. Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. М., 2000.

12. Зубаревич Н., Трейвиш А. Социально-экономическое положение регионов. Регионы России в 1999 г.: Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России». Под ред. Н. Петрова. Моск. Центр Карнеги. М., Гендальф, 2001, С. 61-74.

13. Иванов И. Россия и Европа на рубеже столетий // Международная жизнь. - 2000. - № 2. - С. 25-29.

14. Иванов И. Не поддаваясь на уловки Брюсселя // Независимая газ. - 2002. - 7 окт.

15. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: «Экономика», 2002.

16. Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. - 2000. - № 1. - С. 41-49.

17. Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства // Вопр. экономики. - 2002. - N 6. - С. 133-143.

18. О месте России в мировой экономике. /НП Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. //htpp://forecast.ru.

19. Обращение президента РФ к Федеральному собранию РФ 2002 г. (http// www.president.kremlin.ru/text/appears/2002/04/10691.shtml).

20. Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским Союзом.: Автореферат дисс… канд. эконом. наук - М., 1998.

21. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. - М.: ИМО, 2002.

22. Россия и основные институты безопасности в Европе. Монография.- М., 2000.

23. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2002 годы). //(https://www.ieras.ru/ journal/journal.2000/9.htm).

24. Стратегия развития отношений Российской Федерации и Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)». https://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_11688.html

25. Тиммерманн Х., Дудникова Т. Задача Европейского союза и России - не допустить новых разделительных линий // Евро. - 1999. - № 11. - С. 21.

26. Хавлик П. Отношения между Россией и Европейским Союзом в свете расширения ЕС. - М., 2002. - С. 2-3. - (Науч. тр. РЕЦЭП).

27. Хан О. Россия и Европейский Союз - десятилетие сотрудничества (1988-1998 гг.) // Европейский Союз и Россия в перспективе / Под ред. Лешукова И.Е. и др. - СПб., 1999.

28. Шишаев А.И. Экспорт в Европейский союз: вопросы тарифного регулирования // Юридический мир. - 1999. - № 3. - С. 18-26.

29. Шишаев А.И. Наши дела с Европейским союзом // Международная жизнь. - 1999. - № 10. - C. 100.

30. Экономика России и внешний мир:взаимодействие, проблемы присоединения к ВТО. //Альманах Ассоциации Независимых Центров Экономического Анализа. - М., 2004. Вып. № 4 (апрель).

31. Common Strategy of the European Union of 4 June 1999 on Russia // Official J. - 1999. - 24 June. - L 157/1- L 157/9.

32. Energy Policy of the Russian Federation. 1995 Survey. OECD - International Energy Agency. - P., 1995. - P. 41.

33. Gaddy С. G., Ickes В. W. Russia's Virtual Economy. - Washington, DC: Brookings Inst. Press, 2002.

34. Joenniemi P., Dewar S., Fairlie L.D. The Kaliningrad Puzzle: A Russian Region within the European Union. - Karlskrona (Sweden), 2000. - P. 3.

35. Official Journal С 340. 10.11.1997. P. 145-172.

36. Official Journal С 80. 10.03.2001. P. 0001-0048.

 

 


[1] Материалы сайта: https://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_11688.html.

[2] Common Strategy of the European Union of 4 June 1999 on Russia // Official J. - 1999. - 24 June. L 157/1- L 157/9.

[3] О месте России в мировой экономике. /НП Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. //htpp://forecast.ru.

[4] Ганжа С.П. Актуальные вопросы общеевропейского экономического сотрудничества.: Автореферат дисс…канд. экономич. наук. – М.: Московский государственный университет международных отношений МИД РФ,1999.

[5] Например: Афонцев С. Присоединение России к ВТО: экономико-политические перспективы. //Pro et Contra. – 2002. - том 7. - № 2. Россия в мировой экономике, С. 7-27; Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: «Экономика», 2002; Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. - М.: ИМО, 2002 и др.

[6] Вардомский Л.Б., Трейвиш А.И. Проблемы устойчивости экономического пространства России в контексте внешнеэкономической либерализации. Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. М., Эпикон, 1999, С. 189-205; Зубаревич Н., Трейвиш А. Социально-экономическое положение регионов. Регионы России в 1999 г.: Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России». Под ред. Н. Петрова. Моск. Центр Карнеги. М., Гендальф, 2001, С. 61-74 и другие.

[7] Эти данные приводят Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия. - М.: Буквица, 1999. - 279 с.

[8] Такие данные приводит журнал «Проблемы прогнозирования», 2001, № 6, С. 132.

[9] См., например, Экономика России и внешний мир:взаимодействие, проблемы присоединения к ВТО. //Альманах Ассоциации Независимых Центров Экономического Анализа. - М., 2004. Вып. № 4 (апрель).

[10] Афонцев С. Присоединение России к ВТО: экономико-политические перспективы. //Pro et Contra. – 2002. - том 7. - № 2. Россия в мировой экономике, С. 7-27.

[11] Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским Союзом.: Автореферат дисс… канд. эконом. наук - М., 1998.

[12] Россия и основные институты безопасности в Европе. Монография.- М., 2000.

[13] Текст договора с изменениями, внесенными Амстердамским договором, на английском языке см.: Official Journal С 340. 10.11.1997. P. 145-172; на русском см.: Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. М., 2000. С. 523-552.

[14] Речь идет о трех Европейских Сообществах, которые были учреждены в 50-е годы XX в., - Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (1957) и Европейское Сообщество по атомной энергии (1957). В 1992 г. три названные Сообщества были трансформированы в Европейский союз. Текст Договора, учреждающего Европейское Сообщество, см.: Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н" проф. Л. М. Энтина. С. 553-699. Тексты двух других договоров об учреждении Сообществ см.: Документы Европейского союза. В 3-х т. Т. 1. М.: Право, 1994 (Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали - С. 19-94; Договор об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии - с. 289-390).

[15] Текст договора см.: Official Journal С 80. 10.03.2001. P. 0001-0048.

[16] Реформирование институтов ЕС коснулось, в частности, изменения состава Европейской комиссии, процедуры голосования в Совете, представительства стран-членов в Европейском парламенте, определения полномочий Суда справедливости и Суда первой инстанции и др.

[17] Иванов И. Россия и Европа на рубеже столетий // Международная жизнь. - 2000. - № 2. - С. 25-29.

[18] Лихачев В.Н. Россия и Европейский Союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. - 2000. - № 1. - С. 41-49.

[19] Хан О. Россия и Европейский Союз - десятилетие сотрудничества (1988-1998 гг.) // Европейский Союз и Россия в перспективе / Под ред. Лешукова И.Е. и др. - СПб., 1999.

[20] Бордачев Т. Terra incognita, или Европейская политика России // Pro et Contra. - 2001. - Т. 6. - N 4. - С. 23-33.

[21] Хавлик П. Отношения между Россией и Европейским Союзом в свете расширения ЕС. - М., 2002. - С. 2-3. - (Науч. тр. РЕЦЭП)

[22] Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства // Вопр. экономики. - 2002. - N 6. - С. 133-143

[23] Common Strategy of the European Union of 4 June 1999 on Russia // Official J. - 1999. - 24 June. - L 157/1- L 157/9.

[24] Обращение президента к Федеральному собранию РФ 2002 г. (http// www.president.kremlin.ru/text/appears/2002/04/10691.shtml).

[25] Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2002 годы). Текст, представленный председателем Правительства России В. В. Путиным на саммите РФ-ЕС в Хельсинки 22 окт. 1999 г., § 1.1 (https://www.ieras.ru/ journal/journal.2000/9.htm).

[26] https://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_11688.html.

[27] Стратегия, параграф 1.1.

[28] Гован Д. Как ЕС может помочь России? - М., 2000. - С. 18.

[29] Иванов И. Не поддаваясь на уловки Брюсселя // Независимая газ. - 2002. - 7 окт.

[30] Анализ российской политической и экономической системы представлен: Gaddy С. G., Ickes В. W. Russia's Virtual Economy. - Washington, DC: Brookings Inst. Press, 2002.

[31] Бордачев Т.В. Россия: конец европеизации? //Россия в глобальной политике.- 2004. - № 2, Март - Апрель

[32] Дынникова О.В. О соответствии различий в ценах природного газа для отечественных и иностранных потребителей нормам ВТО. //НП «Экономическая экспертная группа», 2002. //https://www.eeg.ru.

[33] Газпром и цены на газ. //https://www.ebanking.ru/eng/research/morningmonitors/showarticle_all.asp?MMSID=65035&E=1&EMail=&TEMP=&lng=RU&MMSection=4

[34] Шишаев А.И. Экспорт в Европейский союз: вопросы тарифного регулирования // Юридический мир. - 1999. - № 3. - С. 18-26.

[35] Шишаев А.И. Наши дела с Европейским союзом // Международная жизнь. - 1999. - № 10. - C. 100.

[36] Energy Policy of the Russian Federation. 1995 Survey. OECD - International Energy Agency. - P., 1995. - P. 41.

[37] Россия подписала с ЕС соглашение о вступлении в ВТО и готова ратифицировать Киотский протокол. // https://www.inopressa.ru/print/lemonde/2004/05/24/10:37:36/russie.

[38] В 1970-е годы, когда СССР впервые начал крупный экспорт сырья в Западную Европу, была сделана попытка создать примерно такую же модель. Напомним, что странам социализма Запад в 1970-80-е годы предоставил займов на сумму около 80 млрд долл. Соображения тогда были практически теми же - дешевое советское сырье, высокие западные технологии и емкий внутренний рынок ЦВЕ и СССР. И хотя стратегию западных инвестиций в ЦВЕ в эти годы отличала мощная политическая составляющая, у нее все же была и достаточно внятная экономическая логика.

[39] Тиммерманн Х., Дудникова Т. Задача Европейского союза и России - не допустить новых разделительных линий // Евро. - 1999. - № 11. - С. 21.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: