Экономические аспекты Соглашения России с ЕС о вступлении в ВТО




 

В 1990-е годы ЕС превратился в важнейшего торгово-экономического партнера России. На него приходится около 35% оборота российской внешней торговли. Россия занимает пятое место по импорту и шестое - по экспорту во внешней торговле ЕС[34]. ЕС является крупнейшим инвестором в российскую экономику. По данным Госкомстата России на июль 1998 г. общий объем накопленных инвестиций европейских государств в российскую экономику составил 21,3 млрд долл., или более 79% от всего объема накопленных в стране иностранных инвестиций[35]. Таким образом, в лице ЕС Россия имеет важнейшего экономического партнера, от которого во многом зависит ее экономическая безопасность и социально-политическая стабильность.

Страны Европы еще в начале 1990-х годов инициировали подписание основополагающего документа общеевропейской политики в области энергоресурсов - Европейской Энергетической хартии. Более 50 стран - участниц Хартии исходили из того, что сотрудничество в области добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов способно эффективно содействовать экономическому развитию Восточной Европы и утверждению политической стабильности[36]. Хартия базируется на балансе долгосрочных интересов стран континента. Для стран ЕС основными целями являются обеспечение стабильного предложения энергоресурсов на свои рынки, а также возможности для инвесторов безопасно вкладывать средства в привлекательные и доходные энергетические проекты. России же важно обеспечить привлечение прямых инвестиций в энергетический сектор, получить доступ к новейшим западным технологиям по добыче, транспортировке и переработке энергоресурсов. Это позволит повысить эффективность использования (переработки) сырья, а также минимизировать ущерб экологии богатых энергоресурсами регионов.

Долгие годы существовали проблемы в российских торговых связях России с Европейским Союзом, по которым Россия стремилась достичь оптимального для нее решения. Это такие вопросы, как расширение доступа на рынок ЕС для российских товаров и услуг, стимулирование инвестиций в реальный сектор (например, по линии Европейского инвестиционного банка), нормализация режима экспорта российских товаров ядерного цикла, снятие антидемпинговых процедур и другие.

Особенно чувствительной для России являлась сфера торговли с ЕС в силу того, что по решению Всемирной торговой организации (ВТО) именно ЕС стал ее главным агентом, с которым Россия должна была определить условия своего присоединения к ВТО.

Не менее сложна ситуация и с иностранными инвестициями в российскую экономику. Инвестиционный климат в России по-прежнему мало привлекателен для долгосрочных вложений капитала. Поэтому расширение ЕС может повлечь за собой выбор инвесторами стран ЦВЕ как объекта вложения капиталов в регионе. Эти инвестиции могут быть использованы для переработки в странах региона российских энергоносителей и иных природных ресурсов. Такое развитие событий (объединение в ЦВЕ западных капиталов и российского сырья) нанесет удар по российской промышленности и надолго закроет для нашей страны путь к модернизации экономики и нахождению собственной ниши в международном разделении труда.

Однако все перспективы развития торгово-экономических связей РФ и ЕС все-таки связаны с вступлением России в ВТО.

Не переоценивая роль программы ТАСИС в развитии российской экономики в 1990-е годы, все же отметим, что она сыграла заметную роль в налаживании связей между компаниями России и стран ЕС. Она также позволила российским предприятиям и учреждениям получить доступ к различным «ноу-хау» и приобрести ценное оборудование. В утвержденной на 2000-2006 гг. новой программе ТАСИС просматривается новая тенденция - вместо масштабных проектов, включающих вложения в реальный сектор экономики, приоритетным теперь объявлено содействие развитию управления в России через масштабные образовательные проекты для руководителей различных уровней, росту их квалификации, профессионализма.

На саммите Россия - ЕС, прошедшем 6 ноября 2003 года в Риме, было решено начать работу по формированию общего экономического пространства, общего пространства внешней безопасности, общего пространства свободы, безопасности и правосудия, общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты.

21 мая 2004 г. в Москве на саммите ЕС - Россия было подписано соглашение, открывающее перед Россией двери во Всемирную торговую организацию (ВТО). Подписание документа завершило многолетние переговоры между комиссаром ЕС по торговле Паскалем Лами и его российским коллегой Германом Грефом, министром экономического развития.

Речь не идет о немедленном вступлении России в ВТО. России еще предстоят дискуссии с другими торговыми партнерами, в том числе США и Китаем, а ВТО еще должна будет проверить соответствие российских законов членству в этой организации. Однако соглашение делает Россию ближе к «международной торговой семье, к которой она принадлежит», сказал Романо Проди, возглавлявший делегацию ЕС совместно с ирландским премьер-министром Берти Ахерном. Как заявил российский Президент, соглашение «будет иметь позитивное влияние» на переговоры Москвы с США и Китаем.[37]

В ходе дискуссий были сняты два главных препятствия на пути к подписанию протокола. Первым из них являлись низкие тарифы на газ на территории России, что в Брюсселе рассматривалось как практика скрытых субвенций. Второе препятствие заключалось в пошлинах за транзит через территорию Сибири, установленных для европейских авиакомпаний: Россия обязалась пересмотреть систему пошлин, чтобы к 2013 году сделать ее транспарентной и недискриминационной.

Соглашением также предусмотрено, что таможенные пошлины на промышленные товары не будут превышать 7,6%, а на сельхозпродукцию - 13%. Как отмечается в коммюнике Европейской комиссии, ЕС обязался увеличить открытость в области телекоммуникационных, транспортных и финансовых услуг, деятельности информационных агентств и туризма.

Обе делегации обсудили проблемы создания четырех «общих пространств» (экономика, правосудие и свободы, внешняя безопасность, наука и образование), в рамках которых будет развиваться партнерство между Россией и ЕС.

Идея создания четырех общих пространств, пусть даже рожденная в рамках не вполне работающей модели отношений, обладает огромным практическим потенциалом. Но дорабатывать и воплощать ее в жизнь должны не чиновники, занимающиеся данным вопросом лишь по долгу службы. Инициатива должна исходить от бизнес-сообщества, заинтересованность которого очевидна, а также от интеллектуалов России и европейских стран. В противном случае слишком велик риск провалить решение вопроса, стратегически важного и для России, и для ЕС.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: