Тема: Русская культура XVIII века.. Изучение нового материала




Тема: Русская культура XVIII века.

Цель: дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры второй половины 18 века, рассмотреть изменения во всех направлениях культуры, определить значение всех изменений.

Задачи:

1) образовательные: познакомить с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России 18 века;

2) развивающие: повышать уровень познавательных способностей, повышать уровень самооценки учеников; развивать навыки самостоятельной работы подбора материала на заданную тему групповой работы на основе доброжелательности вежливости дисциплинированности; формировать умений работать с историческим источником;

3) воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.

Основные понятия: культура, ода, барокко, рококо, классицизм, классическая архитектура, интеллигенция, аристократия.

Изучение нового материала

2. Образование и просвещение народа.

3. Литература и искусство.

4. Наука.

5. Живопись, скульптура.

6. Архитектура.

7. Российский быт.

 

 

1. Особенности развития художественной культуры России.

Тема «Культура России середины – второй половины XVIII в». Период, безусловно, яркий. В этот период было создано множество потрясающих, красивых памятников, которыми мы гордимся до сих пор, на которые мы с удовольствием смотрим, которые, конечно, принесли России славу.

Давайте попытаемся выяснить, что же повлияло на развитие культуры в данный исторический период? Во-первых, усиление абсолютизма. Вся мощь монархии, вся мощь империи нуждалась в самоутверждении. С помощью чего? Конечно же, с помощью шикарных красавцев-дворцов. С помощью блистательных скульптур, которые возвеличивали бы наших правителей и власть. Ну и, безусловно, с помощью кисти художников, с помощью пера поэта, которые работали бы на эту государственную мощь.

Во-вторых, на развитие культуры и искусства в этот период влияют социально-экономические процессы, которые идут в России. Как это ни парадоксально, без этого чудовищного крепостного права, наверное, и не было бы столь блистательной культуры. Когда есть возможность эксплуатировать дешевый, почти рабский труд и силами этих крестьян строить, рыть, копать и т.д., естественно, гораздо проще создавать великие, пышные, потрясающие дворцы.

В – третьих, в этот период на развитие культуры очень сильно повлияют и связи с западом. Именно со второй половины XVIII века наше искусство, наша культура начинает развиваться синхронно, то есть те стили, которые господствуют на западе, будут и у нас.

Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, чиновников, парикмахеров и т.п.); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.

 

2. Образование и просвещение народа.

 

В России тогда существовало сословное образование. Открывались новые учебные заведения.

1730-е годы – Сухопутный шляхетский корпус;

1750-е гг. – Морской шляхетский корпус;

Также открылись Артиллерийский, Инженерный шляхетские корпуса; частные дворянские пансионы; Университет при Петербургской АН; 1755 г. – Московсий Государственный университет (философский, медицинский, юридические факультеты); 1767 г. – Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный).

3. Литература и искусство.

Отличительная черта в литературе 18 века – появление светского языка. Реформу языка провели Ломоносов и Карамзин.

Рубежом развития литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.

Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.

Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768).

Классицизм (т.е. античное наследие) – А.Д. Кантемир, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков.

Сентиментализм (обращение к внутреннему миру) – Карамзин Н.М. «Бедная Лиза».

Реализм (Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин).

Народное творчество (герои Е.Пугачев, С.Юлаев, Б.Хмельницкий).
Новое явление в литературе - стремление писать все – от императрицы до купцов и простолюдинов. Это говорит о том, что интерес к литературе становился массовым.

 

4. Наука. Работа с интернет ресурсами.

5. Живопись, скульптура.

В XVIII веке отчетливо проявилось стремление показать возрастающую мощь Российской империи. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.

Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771). Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом в 16 лет юноша приехал в Россию. Архитектурные ансамбли Растрелли выполнены в стиле барокко – пышность фасадов, фасады украшены памятными колонными, колонны расставлены по всему фасаду. Растрелли автор крупнейших архитектурных ансамблей:

  • Зимний дворец в Петербурге (1751 – 1762 гг.);
  • Екатерининский дворец в Царском селе;
  • Большой дворец в Петербурге;
  • Дворец Строгановых;
  • Смоленский монастырь;
  • Андреевская церковь в Киеве.

Во второй половине века преобладает классицизм.

Основоположником русского классицизма (использование античных архитектурных элементов) был Василий Иванович Баженов (1738 – 1799 г.) По его проектам были построены: дом Пашкова в Москве (1784 – 1786), Михайловский замок в Петербурге. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.

Старов Иван Егорович - Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор Александро – Невской лавры.

Казаков Матвей Федорович - Московский университет (1786 – 1801 гг.), здание Сената в Московском Кремле.

Застраивались не только ансамбли столичных площадей, но и губернских и уездных городов: губернаторские дворцы, соборы, театры, больницы, гимназии, здании судебных органов. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.

Так же XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.

Во второй половине XVIII века в России сложилась русская живописная школа. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

В 1757 году была учреждена Академия художеств.

Известные портретисты: Алексей Петрович Антропов (1716-1795), изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинства, уверенность в себе. Он основатель нового жанра в живописи – камерного (небольшого) портрета «Портрет статс – дамы Измайловой, Петра I, парадные портреты Петра III.

Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802) создал галерею парадных изображений графов Шереметевых. Рисовал и на бытовые темы «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье», «Девушка в кокошнике». Однако особенно славились его портреты простых современников – архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Николый Иванович Аргунов прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых. Портрет П.И. Ковалевой – Жемчуговой.

Портреты Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808) отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, отличались высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II, его сына Павла, портрет В. Суровцевой.

Дмитрий Григорьечич Левицкий (1735-1822) был учеником Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Портреты Дидро, Новикова, воспитанниц Смольного института, изобразил танцующими, поющими, музицирующими.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) впервые дает на портретах, кроме изображения образа, также пейзажный фон. Наиболее известные мастера исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир и Рогнеда») и Григорий Иваноич Угрюмов («Взятие Казани». «избрание Михаила Федоровича на царство»)

Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805). Умел создавать из мрамора тончайшие черты образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына, статуя «Екатерины - законодательницы», бюст Ломоносова. Был представителем Романтического направления.

Впервые на улицах стали появляться памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» (1782 г) Э. Фальноне, установленный в центре Петербурга в честь Петра I. Являлся представителем светского жанра классицизм.

6. Архитектура. Работа с интернет ресурсами.

7. Российский быт. Работа с интернет ресурсами.

XVIII в. – век во всех отношениях особый. Почему? Дать письменный ответ. Написать эссе.

Тест:

1. Соотнесите деятелей искусства и виды искусства:

А) В.Л. Боровиковский 1) скульптура

Б) В.И. Баженов 2) музыка

В) Ф.Г. Волков 3) живопись

Г) Ф.И. Шубин 4) театр

Д) Д.С. Бортнянский 5) архитектура

Е) М.Ф. Казаков

 

 

2. Дом Пашкова в Москве был построен:

А) В. Растрелли

Б) М.Ф. Казаковым

В) И.П. Аргуновым

Г) Д.Г. Левицким

Д) В.И. Баженовым

3. Скульптурный бюст М.В. Ломоносова был создан:

А) И.П. Аргуновым

Б) В.Л. Боровиковским

В) Ф.И. Шубиным

Г) Ф.С. Рокотовым

Д) А.П. Антроповым

Итоговая таблица

 

Городское пространство (архитектура) Письменные источники Быт, эпоха, люди
     

 

XVIII в. – век во всех отношениях особый.

Почему?

Дать письменный ответ. Написать эссе.

Литература

1. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. – Л., 2014

2. Анисимов Женщины на Российском престоле.2018

3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – М., 2011

4. Рябцев Ю.С. История русской культуры. – М., 2007

5. Юхвидин П. А. Мировая художественная культура. М., 2006

 

Для обратной связи с преподавателем отправляйте выполненные задания на электронную почту t.oboyanskaya@yandex.ru

 

Приложение

Шаблоны костюмов эпохи барокко

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: