Тема: Русская культура XVIII века.
Цель: дать представление о наиболее значимых достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры второй половины 18 века, рассмотреть изменения во всех направлениях культуры, определить значение всех изменений.
Задачи:
1) образовательные: познакомить с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России 18 века;
2) развивающие: повышать уровень познавательных способностей, повышать уровень самооценки учеников; развивать навыки самостоятельной работы подбора материала на заданную тему групповой работы на основе доброжелательности вежливости дисциплинированности; формировать умений работать с историческим источником;
3) воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
Основные понятия: культура, ода, барокко, рококо, классицизм, классическая архитектура, интеллигенция, аристократия.
Изучение нового материала
2. Образование и просвещение народа.
3. Литература и искусство.
4. Наука.
5. Живопись, скульптура.
6. Архитектура.
7. Российский быт.
1. Особенности развития художественной культуры России.
Тема «Культура России середины – второй половины XVIII в». Период, безусловно, яркий. В этот период было создано множество потрясающих, красивых памятников, которыми мы гордимся до сих пор, на которые мы с удовольствием смотрим, которые, конечно, принесли России славу.
Давайте попытаемся выяснить, что же повлияло на развитие культуры в данный исторический период? Во-первых, усиление абсолютизма. Вся мощь монархии, вся мощь империи нуждалась в самоутверждении. С помощью чего? Конечно же, с помощью шикарных красавцев-дворцов. С помощью блистательных скульптур, которые возвеличивали бы наших правителей и власть. Ну и, безусловно, с помощью кисти художников, с помощью пера поэта, которые работали бы на эту государственную мощь.
|
Во-вторых, на развитие культуры и искусства в этот период влияют социально-экономические процессы, которые идут в России. Как это ни парадоксально, без этого чудовищного крепостного права, наверное, и не было бы столь блистательной культуры. Когда есть возможность эксплуатировать дешевый, почти рабский труд и силами этих крестьян строить, рыть, копать и т.д., естественно, гораздо проще создавать великие, пышные, потрясающие дворцы.
В – третьих, в этот период на развитие культуры очень сильно повлияют и связи с западом. Именно со второй половины XVIII века наше искусство, наша культура начинает развиваться синхронно, то есть те стили, которые господствуют на западе, будут и у нас.
Впервые в русской истории интерес к художественной культуре оказался настолько велик: литературные произведения читались теперь не только в светских салонах, но и в среде зарождающейся интеллигенции (учителей, чиновников, парикмахеров и т.п.); нормой жизни «просвещенного» общества стали спектакли и музыкальные вечера; признаком хорошего тона и даже модой стало коллекционирование книг, картин, фарфора.
2. Образование и просвещение народа.
В России тогда существовало сословное образование. Открывались новые учебные заведения.
|
1730-е годы – Сухопутный шляхетский корпус;
1750-е гг. – Морской шляхетский корпус;
Также открылись Артиллерийский, Инженерный шляхетские корпуса; частные дворянские пансионы; Университет при Петербургской АН; 1755 г. – Московсий Государственный университет (философский, медицинский, юридические факультеты); 1767 г. – Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный).
3. Литература и искусство.
Отличительная черта в литературе 18 века – появление светского языка. Реформу языка провели Ломоносов и Карамзин.
Рубежом развития литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.
Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.
Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 – 1768).
Классицизм (т.е. античное наследие) – А.Д. Кантемир, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков.
Сентиментализм (обращение к внутреннему миру) – Карамзин Н.М. «Бедная Лиза».
Реализм (Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин).
Народное творчество (герои Е.Пугачев, С.Юлаев, Б.Хмельницкий).
Новое явление в литературе - стремление писать все – от императрицы до купцов и простолюдинов. Это говорит о том, что интерес к литературе становился массовым.
4. Наука. Работа с интернет ресурсами.
5. Живопись, скульптура.
В XVIII веке отчетливо проявилось стремление показать возрастающую мощь Российской империи. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.
|
Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771). Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом в 16 лет юноша приехал в Россию. Архитектурные ансамбли Растрелли выполнены в стиле барокко – пышность фасадов, фасады украшены памятными колонными, колонны расставлены по всему фасаду. Растрелли автор крупнейших архитектурных ансамблей:
- Зимний дворец в Петербурге (1751 – 1762 гг.);
- Екатерининский дворец в Царском селе;
- Большой дворец в Петербурге;
- Дворец Строгановых;
- Смоленский монастырь;
- Андреевская церковь в Киеве.
Во второй половине века преобладает классицизм.
Основоположником русского классицизма (использование античных архитектурных элементов) был Василий Иванович Баженов (1738 – 1799 г.) По его проектам были построены: дом Пашкова в Москве (1784 – 1786), Михайловский замок в Петербурге. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.
Старов Иван Егорович - Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор Александро – Невской лавры.
Казаков Матвей Федорович - Московский университет (1786 – 1801 гг.), здание Сената в Московском Кремле.
Застраивались не только ансамбли столичных площадей, но и губернских и уездных городов: губернаторские дворцы, соборы, театры, больницы, гимназии, здании судебных органов. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.
Так же XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.
Во второй половине XVIII века в России сложилась русская живописная школа. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
В 1757 году была учреждена Академия художеств.
Известные портретисты: Алексей Петрович Антропов (1716-1795), изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинства, уверенность в себе. Он основатель нового жанра в живописи – камерного (небольшого) портрета «Портрет статс – дамы Измайловой, Петра I, парадные портреты Петра III.
Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802) создал галерею парадных изображений графов Шереметевых. Рисовал и на бытовые темы «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье», «Девушка в кокошнике». Однако особенно славились его портреты простых современников – архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Николый Иванович Аргунов прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых. Портрет П.И. Ковалевой – Жемчуговой.
Портреты Федора Степановича Рокотова (1735 – 1808) отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, отличались высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II, его сына Павла, портрет В. Суровцевой.
Дмитрий Григорьечич Левицкий (1735-1822) был учеником Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Портреты Дидро, Новикова, воспитанниц Смольного института, изобразил танцующими, поющими, музицирующими.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) впервые дает на портретах, кроме изображения образа, также пейзажный фон. Наиболее известные мастера исторической живописи были Антон Павлович Лосенко («Владимир и Рогнеда») и Григорий Иваноич Угрюмов («Взятие Казани». «избрание Михаила Федоровича на царство»)
Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры. Ее основоположником и крупнейшим представителем был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805). Умел создавать из мрамора тончайшие черты образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына, статуя «Екатерины - законодательницы», бюст Ломоносова. Был представителем Романтического направления.
Впервые на улицах стали появляться памятники, поставленные в честь выдающихся деятелей. Одним из шедевров мировой скульптуры стал «Медный всадник» (1782 г) Э. Фальноне, установленный в центре Петербурга в честь Петра I. Являлся представителем светского жанра классицизм.
6. Архитектура. Работа с интернет ресурсами.
7. Российский быт. Работа с интернет ресурсами.
XVIII в. – век во всех отношениях особый. Почему? Дать письменный ответ. Написать эссе.
Тест:
1. Соотнесите деятелей искусства и виды искусства:
А) В.Л. Боровиковский 1) скульптура
Б) В.И. Баженов 2) музыка
В) Ф.Г. Волков 3) живопись
Г) Ф.И. Шубин 4) театр
Д) Д.С. Бортнянский 5) архитектура
Е) М.Ф. Казаков
2. Дом Пашкова в Москве был построен:
А) В. Растрелли
Б) М.Ф. Казаковым
В) И.П. Аргуновым
Г) Д.Г. Левицким
Д) В.И. Баженовым
3. Скульптурный бюст М.В. Ломоносова был создан:
А) И.П. Аргуновым
Б) В.Л. Боровиковским
В) Ф.И. Шубиным
Г) Ф.С. Рокотовым
Д) А.П. Антроповым
Итоговая таблица
Городское пространство (архитектура) | Письменные источники | Быт, эпоха, люди |
XVIII в. – век во всех отношениях особый.
Почему?
Дать письменный ответ. Написать эссе.
Литература
1. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. – Л., 2014
2. Анисимов Женщины на Российском престоле.2018
3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. – М., 2011
4. Рябцев Ю.С. История русской культуры. – М., 2007
5. Юхвидин П. А. Мировая художественная культура. М., 2006
Для обратной связи с преподавателем отправляйте выполненные задания на электронную почту t.oboyanskaya@yandex.ru
Приложение
Шаблоны костюмов эпохи барокко