Карточка № 1
Игра «Красный— белый».
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Ход игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.
Карточка № 2
Игра «Где звук?»
Цель. Нахождение места звука в слове.
Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).
Ход игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с, дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).
Карточка № 3
Игра «Кто больше?»
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование.
Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Ход игры. Педагог показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
|
Карточка № 4
Игра «Поймай рыбку»
Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Ход игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Карточка № 5
Игра «Кто внимательнее?»
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Картинки на определенный звук.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с; санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
Карточка № 6
Игра «Кто больше слов придумает?»
|
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Мяч, фанты.
Ход игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.
Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
Карточка № 7
Игра «Найди место для своей картинки»
Цель. Активизация словаря, дифференциация разных звуков.
Оборудование. Картинки, в названии которых, например, есть звуки ш и ж.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж... «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук ш или ж. Если услышите звук ш, то картинку надо положить слева, а если услышите звук ж, то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.
|
Карточка № 8
Игра «Будь внимателен»
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и
т. д.
Ход игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).
Карточка № 9
Игра «Звенит — жужжит»
Цель. Дифференциация звуков з— ж.
Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.
Карточка № 10