Тема: ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ




План:

1. Воспитывающий характер обучения

2. Научность обучения

3. Связь теории с практикой, обучения с жизнью и др.

 

Дидактическими принципами считаются руководящие положения, на основе которых в школе строится учебный процесс, тесно связанный с воспитанием.

К дидактическим принципам относятся воспитывающий характер обучения, научность, связь теории с практикой, системность и последовательность, наглядность, сознательность и активность и др.

Дидактические принципы взаимосвязаны. Например, если учащиеся относятся к обучению сознательно и активно, легче обеспечить научный уровень обучения. Осуществление принципа связи теории с практикой облегчается, если изучение теории проводится в тесной связи с практикой и наоборот.

/. Воспитывающий характер обучения.

В процессе обучения происходит воспитание учащихся. Трудовое обучение включает в учебный план школы именно для трудового воспитания учащихся, психологические и практические подготовки их к труду. Поэтому трудовое воспитание - одна из важнейших учебных задач.

Характер деятельности учащихся в процессе трудового обучения благоприятные условия для трудового воспитания. У учащихся вырабатывается ответственность, а это сказывается на выполняемое™ задания. Приобщаясь к производительному труду, учащиеся начинают осознавать, что физический труд по своей значимости не уступает умственному труду. При правильной организации занятий у учащихся вырабатывается чувство коллективизма, прививают общие правила культуры труда, бережное отношение к имуществу.

II. Научность обучения.

В процессе трудового обучения учащиеся овладевают приемами обработки различных материалов, приемами работы тем или другим инструментом, сборки и разборки механизмов и т.д. При этом у них формируются определенные умения и навыки и создаются представления о научных основах изучаемых трудовых операций. Научные основы излагаются в доступной форме с учетом возрастных особенностей учащихся.

Принцип научности в трудовом обучении следует понимать как требование - приводить обучение на научно-теоретическом уровне, т.е. строить процесс обучения с опорой на современные научно-технические данные и знания учащихся по основам наук.

III. Связь теории с практикой, обучения с жизнью.

Что бы осуществить указанный дидактический принцип, необходимо объяснить учащимся и в процессе обучения постоянно раскрывать положения о том, что теория и практика - два неразрывные стороны в деятельности человека, что теория используется в практике, а практика служит почвой для новых теоретических открытий, т.е. особенностью уроков труда является то, что их невозможно разделить на чисто теоретические и чисто практические.

Теоретические сведения дают школьникам в определенном порядке, с учетом того, что за изучением каждой темы программы должно следовать закрепление пройденного материала на практике, т.е. формирование у учащихся определенных умений и навыков на основе полученных знаний. На занятиях по трудовому обучению созданы весьма благоприятные условия для реализации принципа связи теории с практикой, т.к. почти весь теоретический материал дается школьникам для того, чтобы они правильно выполняли практические задания.

Овладевая умениями и навыками, учащиеся закрепляют теоретические знания о физических свойствах материалов.

Таким образом, реализуя принцип связи теории с практикой учитель не только добивается эффективного усвоения учащимися программного материала, но и осуществляет психологическую подготовку школьников к трудовой деятельности.

IV. Систематичность и последовательность в обучении.

Программа по обслуживающему труду, как и учебные программы других дисциплин построена с учетом принципа систематичности и последовательности. Он опирается на 2 положения. Во-первых, все элементы учебного материала логически связаны между собой для того, чтобы по завершению курса “обслуживающий труд” у учащихся была сформирована система общетрудовых и общепроизводственных умений.

Во-вторых, изучаемый материал базируется на современных технологических процессах с тем, чтобы учащиеся приобрели именно те умения и навыки, которые необходимы для выполнения конкретного труда, а так же комплекс знаний по общим научным основам современного производства.

Реализуя принцип систематичности и последовательности обучения, учитель строит систему занятий и каждое занятие так, чтобы школьники усвоили изучаемый материал в строго определенном порядке, чтобы каждое изучаемое положение вытекало из предыдущего и в последующем развивалось.

Поскольку для более прочного усвоения последующего материала школьники должны хорошо ориентироваться в уже пройденном, учитель переходит к новым темам убедившись в том, что учащиеся разобрались в уже изученных. Поэтому одним из важнейших условий систематичности и последовательности обучения является проверка знаний и умений учащихся. Если в результате проверки обнаруживается наличие пробелов в знаниях, организуют самостоятельную проработку школьниками изучаемого материала.

V Наглядность в обучении.

Принцип наглядности предполагает сообщение учебного материала на основе непосредственного восприятия учащимися изучаемых объектов и трудовых процессов. Понятие наглядности предполагает не только зрительное, но и слуховое, и осязательное восприятие.

На занятиях в мастерских применяются различные виды наглядных пособий: макеты, плакаты, стенды, модели, диапозитивы и диафильмы, кинофильмы и т.п. Кроме наглядности, учитель использует и другие средство наглядности. Так, для того, чтобы учащиеся правильно овладевали трудовыми умениями, он наглядно демонстрирует эти умения.

Огромную роль на занятиях в мастерских играет такое средство наглядности, как технический чертеж. Чтение чертежа - один из этапов выполнения трудового занятия. Кроме того, без некоторых знаний по черчению невозможно обучить учащегося элементам конструирования.

Наглядность обучения способствует прочности усвоения знаний. Но, реализуя данный принцип, необходимо помнить о том, что перегрузка наглядными пособиями рассеивает внимание учащегося, что отбор средств наглядности следует вести с учетом цели занятия. Выбирая средство наглядности, учитель должен быть уверенным в том, что именно оно поможет направить внимание учащегося на главные и существенные стороны изучаемого объекта.

VI. Сознательность и активность учащегося в обучении.

Рассматриваемый принцип выдвигает необходимость формирования у школьников в процессе обучения сознательного, творческого отношения к труду, развития у них наблюдательности, логического мышления, внимания, памяти, воображения. Реализация этого принципа во многом зависит от роли учителя, от его умелого использования методов преподавания, необходимых для того, чтобы работа учащегося была действительно активной, сознательной и творческой.

Учитель трудового обучения должен строить занятия таким образом, чтобы овладение школьниками трудовыми умениями не была механическим воспроизведением изучаемых приемов работы. Для этого он организует самостоятельную работу у учащихся с технической, литературой и документацией, проводит лабораторно-практические работы. С этой же целью учитель осуществляет проблемный подход к изложению учебного материала.

Сознательность в обучении может считаться достигнутой только в том случае, когда учащиеся умеют применять на практике приобретенные теоретические знания. Возможности для этого на занятиях в мастерских огромны. Доказано, что трудовая активность учащегося значительно увеличивается при сознании значимости выполняемых заданий.

Ставя перед школьниками задачи творческого характера, учитель постоянно подводит их к необходимости самостоятельного решения тех или иных проблем.

Преподаватель должен искать все новые и новые возможности для развития активности и самостоятельности учащегося на уроках труда. Все это поможет школьникам приобретать более прочные и осознанные знания, умения и навыки.

VII. Доступность и последовательность труда для учащегося.

Согласно этому принципу трудовое обучение осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося. Содержание учебного материала по трудовому обучению должно соответствовать современному уровню развития науки и техники. Но при этом необходимо, чтобы учебный материал был понятен учащимся.

Реализация этого принципа заключается в соблюдении определенных требований, как при составлении программы, так и в процессе преподавания.

Во-первых, изучаемый материал по содержанию и объему, а трудовые задания по методам выполнения должны соответствовать уровню подготовки школьников, их возможностям, физическому развитию, т.е. быть посильным для учащихся.

Во-вторых, принцип доступности обучения, требует постепенного перехода от формирования примитивных умений и навыков школьников к более сложным, от простых, легко доступных сведений - к сложным, т.е. планомерного расширения и углубления круга знаний, умений и навыков.

В-третьих, необходимость учета в процессе обучения

обслуживающему труду индивидуальных особенностей учащегося. Это объясняется тем, что один из них получает некоторую трудовую подготовку в семье, в технических кружках. Все это необходимо учитывать учителю при подборе заданий.

По отношению к выполнению практической работы школьников можно разделить на три группы. К I группе относятся учащиеся, которые уверены в своих способностях, охотно берутся за новое дело, не теряются при первых трудностях, не стесняются обращаться за помощью к учителю.

II группа учащиеся недооценивают свои возможности и способности. Встречая малейшие трудности, эти учащиеся теряются, прекращают работу, не решаются обратиться к учителю за помощью. К таким ученикам необходимо проявить особое внимание, вселить в них веру в свои силы. При оценке трудового задания учащимися, учитель должен отметить малейшие успехи в действиях таких учеников, вызывая у них стремление еще более старательно, настойчиво работать. При выполнении практической работы надо этих учащихся подбодрить, придти на помощь, вселить уверенность в том, что они справятся с заданием.

III группе относятся учащиеся, которые явно переоценивают свои способности к физическому труду. Они проявляют самоуверенность, хвастовство. Считая, что могут выполнить любую работу, они так же берутся, как и ученики I группы, за всякое новое дело, но останавливаются перед всякими трудностями, не пытаясь их преодолеть. Эти ученики часто разочаровываются в роботе, оказавшейся для них грудной, теряют интерес к ней. Учитель должен помочь им.

Большую роль в организации доступного учения играет правильное распределение материала по урокам. Обилие теоретических сведений, не подкрепляемых трудовыми заданиями, притупляет восприятие школьниками отдельных тем.

Принцип активности требует так же активного использования на уроках трудового обучения разнообразных наглядных пособий, знакомство учащихся с различными техническими процессами.

УШ. Прочность овладения знаниями, умениями и навыками.

Этот принцип достигается при помощи успешной реализации уже рассмотренных принципов.

Стабилизация знаний способствует ряд постоянно используемых в педагогической практике дидактических средств: закрепление знаний, развитие мышления учащегося, поддержание у них интереса к выполняемой работе.

Для закрепления изучаемого материала учащиеся на каждом уроке выполняют упражнения, в ходе которых отрабатывают различные трудовые действия. С целью систематизации знаний, установления логических связей между уже усвоенными и вновь приобретенными навыками и умениями на каждом уроке учитель проводит повторение пройденного.

С целью развития памяти учащегося учитель дает школьникам по заучиванию различных терминов, названий деталей машин и т.д.

Постоянный интерес школьников к трудовой деятельности на уроках поддерживается при помощи создания условий для проявления элементов творчества в работе.

 

Контрольные вопросы:

1. Что вы понимаете под дидактическими принципами обучения?

2. Перечислите дидактические принципы трудового обучения

3. Охарактеризуйте каждый из дидактических принципов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: