В ашкеназских общинах с начала месяца ав, а у сефардов в ту неделю, на которую приходится 9-е ава, запрещено одевать новую и свежевыстиранную одежду. Запрещено также пользоваться новыми или свежевыстиранными скатертями, полотенцами, постельным бельём. В субботу разрешено надевать постиранную одежду. Глажение в эти дни запрещено, даже в честь субботы. На торжества, посвящённые обрезанию, бар-мицве, выкупу первенца, всем гостям, которые обычно одевают по такому случаю субботнюю одежду, разрешено одеть её и в эти девять дней. По некоторым мнениям, только тем, кто непосредственно причастен к торжеству, разрешено одеть субботнюю одежду. В случае обрезания это родители новорожденного, сандак и моэль; в случае бар-мицвы — юноша, которому отмечают бар-мицву. В шабат-«уфруф» (суббота перед свадьбой) разрешено в синагоге бросать сладости, как это принято. В эти девять дней нет разрешения одевать субботнюю и праздничную одежду для встреч-знакомств с целью женитьбы.
Поскольку практически невозможно проходить целую неделю, не меняя одежды, следует до начала месяца Ав подготовить несколько смен одежды, чтобы они не считались свежевыстиранными и в тоже время были достаточно чисты. Для этого необходимо надеть одежду как минимум на полчаса. Тот, кто забыл подготовить сменную одежду до наступления месяца ав, может подготовить её в субботу: надеть в честь субботы вечером постиранную одежду, затем утром после сна одеть другой комплект выстиранной и выглаженной одежды, а после дневного отдыха — третий. Такая подготовка одежды не будет выглядеть как приготовление с субботы на будни. Если нет приготовленной одежды, а ношенная уже очень грязная, разрешено одеть постиранную, но желательно её предварительно немного запачкать (например, положить на несколько минут на пол). Нижнюю одежду и носки разрешено менять и одевать как обычно все эти дни, но было бы хорошо «подготовить» и этот вид одежды заранее.
|
Тому, кто находится в гостях или в гостинице, нет запрета спать на свежевыстиранном постельном белье и пользоваться чистым полотенцем, но и в этом случае было бы хорошо немного их запачкать. Если это возможно, необходимо попросить персонал гостиницы оставить первоначальный комплект постельного белья и полотенце и не менять их каждый день.
Запрещено надевать новый или свежевымытый парик в эти дни.
Стирка и глажение одежды
С новомесячья Ав у ашкеназских евреев вступает в силу запрет стирки и глажения одежды, даже если собираются её одевать после 9-го ава. Сефарды не стирают только в ту неделю, на которую приходится 9-ое ава. Химчистка также запрещена. Запрещено стирать, даже без использования моющих средств. Замачивание одежды разрешено. Мытьё париков также подпадает под данный запрет.
Стирка и глажение запрещены, даже если нанять для этой цели нееврея. Если не осталось чистой одежды, разрешено стирать, но только необходимые вещи. Даже если изначально известно, что имеющейся одежды не хватит на все девять дней и обязательно придётся стирать, нет обязанности заранее купить новую одежду в таком количестве, чтобы был необходимый запас и не пришлось стирать.
Те, кто в эти девять дней траура, когда запрещена стирка, уезжает в другое место, согласно некоторым мнениям обязаны взять с собой необходимое количество одежды, чтобы не пришлось стирать. Другие раввины считают, что поскольку везти с собой большое количество багажа очень неудобно, разрешено взять обычное количество сменной одежды, а когда возникнет необходимость, будет разрешено стирать, как это разрешено тем, у кого закончилась чистая одежда.
|
Поскольку обычно детям до пяти-шести лет очень тяжело сохранить одежду чистой, для них разрешено стирать как обычно, даже в стиральной машине. Одежду взрослых, стирать которую нет разрешения, запрещено постирать «заодно» с детской. Одежду, по которой сразу видно, что она принадлежит ребёнку пяти-шести лет, разрешено повесить сушить прилюдно. Пятно, с которым стыдно выйти «на люди», можно почистить или застирать, если нет другой одежды.
Желательно не запускать стиральную машину перед самым наступлением месяца ав, поскольку стирка будет происходить уже в аве. Сушить постиранное разрешено, даже если уже наступило новомесячье.
Разрешено почистить пиджак или шляпу от пыли. Чистить обувь кремом разрешено, в основном, в канун субботы, в другие дни желательно от этого воздержаться.
Купание
Многие запреты, принятые в эти дни по сефардской традиции, как упоминалось выше, вступают в силу только с начала той недели, на которую выпадает 9-е ава. Если 9-е Ава выпало на субботу и пост переносится на воскресенье, неделя, которая предшествует этой субботе, считается неделей, на которую пришлось 9-е ава.
Ашкеназские евреи с наступлением месяца ав, а сефарды в неделю, на которую приходится 9-е Ава (а некоторые сефардские общины, как и ашкеназы, — с новомесячья ав), не купаются ради удовольствия до 10 ава. В случае необходимости, например, в жаркие дни или если человек себя плохо чувствует без купания, разрешено купаться, но желательно в прохладной воде, без мыла и шампуня. Если купания в прохладной воде и без мыла недостаточно, можно разрешить тёплую воду и использование моющих средств. Детям до пяти-шести лет, больным, которым купание необходимо по состоянию здоровья, роженицам, женщинам, у которых приближается срок родов, разрешено купаться, как в обычные дни.
|
Купание в честь субботы необходимо совершить с изменениями — не мыть всё тело одновременно, а по частям и без мыла. Кому мытья без мыла недостаточно, можно воспользоваться мылом и шампунем. Тому, кто обычно окунается в микву в канун субботы, разрешено в эти дни окунуться в честь субботы, но не задерживаться в воде больше, чем это необходимо. Тому, кто посещает бассейн постоянно и, если сделает перерыв на эти девять дней, может повредить здоровью — разрешено продолжать плавать. Если возможно найти «безводную» замену на эти дни, следует воздержаться от бассейна. Пользование влажными салфетками в эти дни разрешено.