Краткие теоретические сведения




В педагогических справочниках даются следующее определения опорного конспекта:

– опорный конспект – система опорных сигналов в виде конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию;

– опорный сигнал — элемент наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащий необходимую для запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания);

– опорный сигнал – символ, вызывающий какие-либо ассоциации (знак, слово, рисунок и т. п.), заменяющий некое смысловое значение;

– опора – ориентированная основа действий, способов внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

В. Ф. Шаталов рекомендует следующие этапы построения опорного конспекта:

1. Внимательно изучить учебный материал, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Выделить главные мысли и расположить их в том порядке, в каком они представлены в тексте.

3. Выполнить черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

4. Преобразовать эти записи в опорные сигналы в виде отдельных слов, определенных знаков, рисунков, графиков.

5. Объедините сигналы в блоки.

6. Особым образом выделить блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

7. Продумать способ кодирование (использование различного шрифта, цвета и т. д.).

Опорные сигналы должны быть максимально оригинальны, уникальны, не повторять друг друга. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В. Ф. Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Рассмотрим подробнее содержание данных требований.

1. Лаконичность. Предусматривает ограниченное количество печатных знаков, не более 400. К ним относятся точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте должно быть представлено лишь самое основное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2. Структурность предполагает построение материала укрупненными дидактическими единицами. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4–5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3. Смысловой акцент (рамки, отделения одного блока от другого, оригинальное расположение символов).

4. Требование унификации печатных знаков предполагает использование условных знаков, абревиатур, используемых при изучении конкретного предмета. Это могут быть знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

5. Автономия обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, который выражает законченную мысль. В то же время все блоки должны иметь между собой логическую связь.

6. Акцентирование. Главная идея опорного конспекта для лучшего запоминания может быть выделена рамками различных цветов, разными шрифтами, различными расположением.

7. Доступность воспроизведения. При построении опорного конспекта следует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.

8. Цветовая наглядность и образность предполагает разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет заполнение. Преимущество опорного конспекта заключается в следующем:

- освобождает студентов от утомительного механического записывания лекции под диктовку лектора;

- у лектора остается больше времени на диалог с аудиторией;

- студенты имеют возможность получения большего объема словесной и визуальной информации;

- появляется возможность активного участия студентов в процессе обучения через дискуссию и решение заданий опорного конспекта;

- позволяет контролировать процесс и качество усвоения студентами нового знания;

- использование схем и кодов при построении опорного конспекта позволяет упрощать сложные разделы, понятия, концепции изучаемых дисциплин;

- сокращаются затраты времени на изучение материала и увеличивается объем времени на практическую и аналитическую работу;

- приучает студентов практически использовать современные технологии интенсификации учебного процесса;

- приучает студентов к самостоятельной работе, учит выделять главное, сжимать текст, составлять опорные конспекты по изученным темам.

Алгоритм

Алгоритм — это понятное и точное предписание исполнителю, выполнить конечную последовательность шагов, приводящей от исходных данных к искомому результату.

Свойства алгоритмов

1. Конечность(результативность) алгоритма означает, что за конечное число шагов должен быть получен результат;

2. Дискретность алгоритма означает, что алгоритм должен быть разбит на последовательность выполняемых шагов;

3. Понятность алгоритма означает, что алгоритм должен содержать только те команды, которые входят в набор команд, который может выполнить конкретный исполнитель;

4. Точность алгоритма означает, что каждая команда должна пониматься однозначно;

5. Массовость алгоритма означает, что однажды составленный алгоритм должен подходить для решения подобных задач с разными исходными данными.

6. Детерминированность (определенность). Алгоритм обладает свойством детерминированности, если для одних и тех же наборов исходных данных он будет выдавать один и тот же результат, т.е. результат однозначно определяется исходными данными.

Виды алгоритмов

· Линейный(Команды последовательны без повторов и переходов);


Пример алгоритма:

 

· Циклический(Есть группа действий, повторяющихся по некоторому условию);

Пример алгоритма:

 

· Разветвляющийся(Выполнение команды зависит от условия).

Пример алгоритма:

 

 

 

Мнемонические приемы

При разработке опорных конспектов используются специальные приемы отбора, структурирования и отображения учебной информации, получившие название мнемонические приемы.

Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запомина­ние и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ас­социаций.

Ассоциативный ряд – мнемонический прием запоминания, при котором каждое последующее звено ряда появляется в памяти в связи с тем, что упоминается по поводу предыдущего. Например, как запомнить, что вам нужно купить перец, сок и вафельное печенье. Представьте озеро из сока, на озере есть остров, где растут пальма с перцем на ветках и кустарники с вафельным печеньем. Если вы сможете хранить в памяти информацию такого рода, вы постепенно научитесь применять этот мнемонический прием в бизнес-сфере.

Нестандартные образы. Этот мнемонический прием наилучшим образом помогает зафиксировать в памяти тяжелые для запоминания странные и громоздкие словосочетания, а также профессиональные термины. Чтобы сделать это, связывайте выражение с забавным, необычным, даже гротескным образом или сценой. Например, выражение «конъюнктура рынка» можно увидеть как коня, на котором едет юнкер по рынку.

В уме размещаем предметы по местам. Мысленно воссоздайте знакомую улицу и расположите предметы, необходимые для запоминания, вдоль улицы и около зданий. Свяжите каждое строение с определенной вещью, а потом мысленно прогуляйтесь по этой улице, воссоздавая все в уме. Интересно, что некоторые театральные актеры пользуются похожим мнемоническим приемом запоминания – они связывают различные реплики с конкретными местами на сцене, скажем, с местом, где видно пятно на доске, и так далее. Попробуйте АРНИКУ - готовый софт для управления салоном красоты по всем правилам

Находим наилучшее время суток для запоминания. Человеческий организм имеет интересную особенность – между 8 и 12 часами утра человек запоминает быстрее и лучше. После память ухудшается, и второй ее пик активности приходится уже на 17-19 часов. Именно в это время стоит читать графики, отчеты, знакомиться с документами, имеющими много числовой информации.

Рифмуем. Создавайте рифмованные строчки для тех выражений, которые вам необходимо запомнить. Они могут быть забавными, юморными, главное – краткими и звучными. Например, «Лечим алопецию диффузную – выпадение волос конфузное». Кстати, с помощью рифм отлично запоминаются даты и числа – если в стишке создается какой-то сюжет, он дополняется мысленным образом, и запоминание происходит очень быстро.

Навешиваем слова. Это мнемонический прием основан на зрительных образах и помогает закрепить в памяти в изначальном порядке перечень, состоящий из десяти объектов. Для начала попробуем запомнить десять слов-вешалок. Для этого они рифмуются с числами от одного до десяти. Например, один – сатин, два – голова, три – главари и так далее. Когда вы сделаете это, вы сможете запомнить 10 различных слов. Скажем, вам нужно запомнить такой ряд «корабль, пес, софа, кролик, гараж, плед, роса, песок, клоун, очки». Берем слово «сатин» – первое слово-вешалку, которое рифмуется с «один», – и создаем в уме образ, где бы слово «сатин» взаимодействовало со словом «корабль». Например, представляем корабль с парусами из сатина. Потом берем второе слово-вешалку «голова» (рифмуется со словом «два») и представляем себе, как это слово взаимодействует со словом «пес» – скажем, возникает образ пса с огромной гротескной головой. Делаем всю эту работу с другими словами, и после применения этого мнемонического приема вы сможете воспроизвести весь ряд слов в правильном порядке.

Кроме того, для развития памяти отлично помогают:

– шахматы, стратегические игры, логические задачи – в том числе – стратегические компьютерные игры.

– развитие внимательности. Сравнивайте предметы и находите в них что-то общее – по цветам, форме, звучанию. Скажем, утром решите, что сегодня вы обращаете внимание на все красное и круглое, и в течение дня отмечайте эти предметы, а вечером постарайтесь их воссоздать в памяти.

Листы рабочей тетради

Одним из предметно-знаковых средств обучения, получивших в по­следнее время признание у преподавателей и учащихся, являются рабочие тетради, представляющие собой материал с информационными пробелами. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая система представления информации. Различие заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочих тетрадях специально конструируется.

Листы рабочей тетради являются одним из средств управления мысли­тельной деятельностью и включают специальные типы заданий, упражне­ний. Выполняя такие задания, учащиеся расчленяют весь процесс мышле­ния на отдельные операции. Задания строятся таким образом, чтобы, рабо­тая над ними, учащийся производил все операции и выстраивал четкий ал­горитм действий.

В качестве операций, которые необходимо выполнить учащимся, ис­пользуются:

•включение в определение пропущенных ключевых слов;

•запись формулы с определенными компонентами;

•алгоритмы выполнения каких-либо операций;

• основы графиков для построения характеристик и диаграмм;

•таблицы, которые необходимо последовательно заполнить, внести информацию поясняющего характера;

•преобразование схем;

•определение элементов конструкций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: