Опыт№2 « Солнечная система».




Опыт 1 «космос в банке»

Итак, начинаем делать космос в бокале


Для опыта понадобится:

Рюмка 250 грамм:) Растительное масло, спирт (не водка - а именно медицинский спирт, его можно купить в аптеке), вода, пипетка.

 

Материалы для космического опыта


1. Наливаем в рюмку грамм 100-150 спирта

 

Шаг.1. Делаем космическую среду

 

2. Пипеткой осторожно капаем в него большую каплю масла. если у вас пипетка маленькая, то капать вам надо будет несколько раз в одно и то же место.

Понаблюдайте за каплей. В воде бы она всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира (дети таки по тарелке борща ложкой гоняют:) А в спирте капля сразу же опустилась на дно! И выглядит она не как плоский кружок, а как красивый золотистый шар!

Почему масло в спирте ведет себя иначе, чем в воде? Все дело в плотности этих трех жидкостей! Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес. Тяжелые жидкости "тонут" в более легких. Те, кто уже занимался со мною опытами, помнит как мы делали слоистый коктейль из жидкостей разной плотности и мешали из них волшебное зелье!

 

Шаг 2. Создаем планету

 

Почему же масло превратилось именно в шар? Тут дело в том, что шар - это самая экономичная фигура. У шара площадь поверхности минимальная при максимальном объеме. То есть говоря простым языком - у него снаружи на оболочку пойдет минимум вещества, а внутри поместиться больше вещества, чем в любой другой фигуре. Поэтому все на свете при отсутствии других сил стремиться принять форму шара. И капли воды и планеты. Поэтому-то и показывают в космических съемках, как вода летает в невесомости в виде шариков - ведь на нее там не действует сила тяжести, заставляющая воду на Земле принимать форму поверхности или сосуда. И поэтому наша капля масла в спирте стала круглой - спирт давит на поверхность капли со всех сторон одинаково поэтому она в нем находится все равно что в невесомости.

 

Почему планета приобретает форму шара?

 

3. Но если мы хотим, чтобы наш масляный шар не просто лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо сделать спирт немного менее плотным. А попросту добавить в него чуть-чуть воды. Воду добавляйте маленькими порциями до тех пор, пока шар не начнет "левитировать" над дном рюмки. Дело в том, что масло и вода, масло и спирт являются несмешиваемыми жидкостями. Поэтому граница между ними всегда четкая. А вот спирт и воду можно легко смешать - и получится новая жидкость уже с другими свойствами, в частности, плотность у нее будет больше, чем у чистого спирта. Поэтому и масло со дна начнет всплывать.

 

Шаг 3. Получаем парящую планету

 

4. Чтобы сделать опыт поярче, надо или брать какое-то цветное масло, а не магазинное подсолнечное осветленное. Или подкрасить воду, в которой масло плавает. Лучше, конечно, первый вариант - он эффектнее. Но так как у нас не было выбора, мы покрасили воду. Для этого взяли обычный пищевой краситель.

 

Наш космос будет зеленого цвета:)

 

Пока в космосе только одна планета. Вид сверху

 

Вид снизу.


5. Теперь можно исследовать свой новый космос. Дайте ребенку шпажку и пипетку и пусть он экспериментирует со свойствами жидкостей - добавляет новые планеты, соединяет их в одну огромную или, наоборот, разделяет их на несколько. В своем собственном космосе ребенок - могущественный творец!:)

 

Создаем новые планеты

 

Моделируем Юпитер и Уран:)

 

Планеты в рюмке

 

6. А если сначала быстро-быстро перемешать жидкости палочкой, а потом наблюдать за их поведением, то мы сможем своими глазами увидеть, как по этому же принципу 4,6 миллиардов лет назад возникала наша планетарная система из космического газопылевого облака.

Маленькие пузырьки, вращаясь, собираются в какое-то подобие облака или диска. Это будет наша модель протопланетного диска, из которого потом образовались все планеты.

Опыт№2 «Солнечная система».

Цель:

- объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.

Представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты

Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..

- Солнцу помогает вечное движение.

- Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.

Опыт№3 «Солнце и Земля».

Цель:

- объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли

Оборудование: большой мяч и бусина.

Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.

Опыт№4 «День и ночь».

Цель:

- объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы!. Для нее понадобятся всего-то две вещи — глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: “Смотри; фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит

Опыт№4«Делаем облако».

Цель:

- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облаков.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: