1. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2014. – 351 с.
2. Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. - М.: Норма, 2013.
3. Криминология: учебник / Ю.М. Антонян. - М.: Юрайт, 2014.
4. Криминология: учебник / под ред. акад. В.Н. Кудрявцева и проф. В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и дополн. - М., 2012.
5. Криминология: учебное пособие / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: Зерцало-М, 2013.
6. Криминология. Особенная часть: учебник / под ред. Ф.К. Зиннурова. – Казань: КЮИ МВД России, 2011.
7. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения): Монография / В.Н. Кудрявцев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
СЕМИНАР
Тема № 12 «Криминология насильственной преступности»
Семинар: _2_ часа
Цели: сформировать у обучающихся представление об основных понятиях по теме занятия
Учебные вопросы
1. Состояние и основные тенденции насильственной преступности.
2. Характеристика личности насильственного преступника.
3. Детерминация насильственной преступности.
4. Предупреждение насильственных преступлений.
Организационно-методические рекомендации
Семинарские занятия проводятся после изучения материалов по соответствующим темам. Цель семинарского занятия – углубить полученные в результате изучения лекций и в процессе самостоятельной работы знания, выработать способность излагать полученные знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления материала лекции и далее с иными учебными и специальными источниками по заявленной теме. Далее следует ответить на основные и контрольные вопросы, поставленные в плане семинара. При подготовке к семинару следует обратить внимание на спорные проблемы, освещаемые в литературе по заявленной теме.
|
Самостоятельная подготовка курсанта складывается из изучения учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативного материала, конспектирования источников, обобщения практики, выявления положительного опыта работы ОВД и других субъектов предупреждения преступности, подготовки письменной курсовой работы, докладов и рефератов.
Задание на самоподготовку
1. Определите социальные и психологические факторы риска применения насилия.
2. Охарактеризуйте и проанализируйте уровень латентности убийств в современной России.
3. Определите роль потерпевшего в механизме совершения насильственного преступления.
4. В области С. в 2011 г. совершено 9 изнасилований, в 2012 г. – 7, в 2013 г. – 8 таких преступлений. В расчете к 2011 г. определите динамику изнасилований.
5. Какие изменения произошли в мотивации тяжких насильственных преступлений за последние десятилетия?
6. Определите удельный вес насильственных преступлений в общей массе преступлений, совершаемых женщинами, мужчинами, несовершеннолетними.
7. Назовите субъекты предупреждения насильственных преступлений в государстве.
8. Выявите взаимосвязь агрессии и психических отклонений.
Список рекомендованных к занятию источников
1. Журавлев Г.Т. Криминология: социальные проблемы преступности: учебное пособие / Г.Т. Журавлев, Е.В. Ковалевская. – М.: Российская академия предпринимательства, 2014. – 120 с.
2. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2014. – 351 с.
|
3. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 800с.
4. Лунеев В.В. Криминология: учебник / В.В. Лунеев. – М.: Юрайт, 2015. – 686 с.
5. Криминология. Особенная часть: учебник / под ред. Ф.К. Зиннурова. – Казань: КЮИ МВД России, 2011.
СЕМИНАР
Тема № 13 «Криминология организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности»
Семинар: _2_ часа
Цели: сформировать у обучающихся представление об основных понятиях по теме занятия
Учебные вопросы
1. Состояние и основные тенденции организованной преступности.
2. Характеристика личности преступника в организованной группе (преступном сообществе).
3. Факторы, детерминирующие появление и развитие организованной преступности.
4. Меры борьбы с организованной преступностью и ее предупреждение.
5. Терроризм и экстремизм как исторически обусловленные социальные явления.
6. Состояние и основные тенденции преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
7. Характеристика личности террориста.
8. Причины терроризма в современном мире и в России.
9. Правовые основы и организация предупреждения преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
Организационно-методические рекомендации
Семинарские занятия проводятся после изучения материалов по соответствующим темам. Цель семинарского занятия – углубить полученные в результате изучения лекций и в процессе самостоятельной работы знания, выработать способность излагать полученные знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления материала лекции и далее с иными учебными и специальными источниками по заявленной теме. Далее следует ответить на основные и контрольные вопросы, поставленные в плане семинара. При подготовке к семинару следует обратить внимание на спорные проблемы, освещаемые в литературе по заявленной теме.
|
Самостоятельная подготовка курсанта складывается из изучения учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативного материала, конспектирования источников, обобщения практики, выявления положительного опыта работы ОВД и других субъектов предупреждения преступности, подготовки письменной курсовой работы, докладов и рефератов.
Задание на самоподготовку
1. Обоснуйте особую общественную опасность организованной преступности.
2. Раскройте международный опыт противодействия организованной преступности.
3. Определите понятие организованной преступности.
4. Осветите правовые основы противодействия организованной преступности.
5. Проиллюстрируйте на исторических примерах феномен бескорыстного терроризма.
6. Выделите факторы женского терроризма. Чьи имена Вы могли бы привести в пример женского терроризма?
7. Определите методику выявления террориста-смертника в толпе.
8. Перечислите основные тенденции развития терроризма в современном мире.
Список рекомендованных к занятию источников
1. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2014. – 351 с.
2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 800с.
3. Лунеев В.В. Криминология: учебник / В.В. Лунеев. – М.: Юрайт, 2015. – 686 с.
4. Криминология. Особенная часть: учебник / под ред. Ф.К. Зиннурова. – Казань: КЮИ МВД России, 2011.
5. Белоцерковский С.Д. и др. Борьба с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом: монография. – М.: Юрлитинформ, 2012.
СЕМИНАР
Тема № 14 «Криминология экономической преступности»
Семинар: _2_ часа
Цели: сформировать у обучающихся представление об основных понятиях по теме занятия
Учебные вопросы
1. Состояние и основные тенденции экономической преступности.
2. Характеристика личности, совершающей преступления в сфере экономической деятельности.
3. Детерминация преступлений, совершаемых в сфере экономики.
4. Предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономики.
Организационно-методические рекомендации
Семинарские занятия проводятся после изучения материалов по соответствующим темам. Цель семинарского занятия – углубить полученные в результате изучения лекций и в процессе самостоятельной работы знания, выработать способность излагать полученные знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления материала лекции и далее с иными учебными и специальными источниками по заявленной теме. Далее следует ответить на основные и контрольные вопросы, поставленные в плане семинара. При подготовке к семинару следует обратить внимание на спорные проблемы, освещаемые в литературе по заявленной теме.
Самостоятельная подготовка курсанта складывается из изучения учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативного материала, конспектирования источников, обобщения практики, выявления положительного опыта работы ОВД и других субъектов предупреждения преступности, подготовки письменной курсовой работы, докладов и рефератов.
Задание на самоподготовку
1. Раскройте криминологическую характеристику общеуголовной корыстной и «беловоротничковой» преступности.
2. Назовите причины и условия экономической преступности в современной России.
3. Охарактеризуйте и проанализируйте уровень латентности преступлений, совершаемых в сфере экономики, в современной России.
Список рекомендованных к занятию источников
1. Журавлев Г.Т. Криминология: социальные проблемы преступности: учебное пособие / Г.Т. Журавлев, Е.В. Ковалевская. – М.: Российская академия предпринимательства, 2014. – 120 с.
2. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2014. – 351 с.
3. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 800с.
4. Лунеев В.В. Криминология: учебник / В.В. Лунеев. – М.: Юрайт, 2015. – 686 с.
5. Криминология. Особенная часть: учебник / под ред. Ф.К. Зиннурова. – Казань: КЮИ МВД России, 2011.
СЕМИНАР
Тема № 15 «Криминология преступности в мегаполисах»
Семинар: _2_ часа
Цели: сформировать у обучающихся представление об основных понятиях по теме занятия
Учебные вопросы
1. Характеристики преступности крупных городов России и мира: уровень, структура и динамика.
2. Основные характеристики личности преступника в крупном городе.
3. Основные показатели личности преступника крупного города
4. Особенности процесса криминогенной детерминации преступности столичного города.
5. Особенности осуществления предупредительной деятельности в мегаполисе.
Организационно-методические рекомендации
Семинарские занятия проводятся после изучения материалов по соответствующим темам. Цель семинарского занятия – углубить полученные в результате изучения лекций и в процессе самостоятельной работы знания, выработать способность излагать полученные знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления материала лекции и далее с иными учебными и специальными источниками по заявленной теме. Далее следует ответить на основные и контрольные вопросы, поставленные в плане семинара. При подготовке к семинару следует обратить внимание на спорные проблемы, освещаемые в литературе по заявленной теме.
Самостоятельная подготовка курсанта складывается из изучения учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативного материала, конспектирования источников, обобщения практики, выявления положительного опыта работы ОВД и других субъектов предупреждения преступности, подготовки письменной курсовой работы, докладов и рефератов.
Задание на самоподготовку
1. Отличие структуры преступности сверхкрупного города и области.
2. «Фоновые» явления крупных городов (бродяжничество, попрошайничество, проституция, наркомания, алкоголизм) и их влияние на преступность.
3. Особенности проявления отдельных видов преступлений: имущественной преступности, насильственной преступности, преступления в сфере высоких технологий, преступность несовершеннолетних и молодежи в крупном городе.
4. Проявление новых форм преступлений, не свойственных крупным городам ранее: терроризм, захват заложника, массовые беспорядки, убийства по мотивам расовой или национальной ненависти или вражды.
5. Охарактеризуйте динамику преступности в России за последние семь лет.
Список рекомендованных к занятию источников
1. Журавлев Г.Т. Криминология: социальные проблемы преступности: учебное пособие / Г.Т. Журавлев, Е.В. Ковалевская. – М.: Российская академия предпринимательства, 2014. – 120 с.
2. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2014. – 351 с.
3. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 800с.
4. Лунеев В.В. Криминология: учебник / В.В. Лунеев. – М.: Юрайт, 2015. – 686 с.
5. Криминология. Особенная часть: учебник / под ред. Ф.К. Зиннурова. – Казань: КЮИ МВД России, 2011.
СЕМИНАР
Тема №16 «Криминология преступности, связанной с незаконной миграцией»
Семинар: _2_ часа
Цели: сформировать у обучающихся представление об основных понятиях по теме занятия
Учебные вопросы
1. Миграция, ее значение в процессе урбанизации.
2. Основные формы миграции.
3. Основная характеристика преступности, связанной с незаконной миграцией.
4. Виды преступлений, связанных с незаконной миграцией.
Организационно-методические рекомендации
Семинарские занятия проводятся после изучения материалов по соответствующим темам. Цель семинарского занятия – углубить полученные в результате изучения лекций и в процессе самостоятельной работы знания, выработать способность излагать полученные знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления материала лекции и далее с иными учебными и специальными источниками по заявленной теме. Далее следует ответить на основные и контрольные вопросы, поставленные в плане семинара. При подготовке к семинару следует обратить внимание на спорные проблемы, освещаемые в литературе по заявленной теме.
Самостоятельная подготовка курсанта складывается из изучения учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативного материала, конспектирования источников, обобщения практики, выявления положительного опыта работы ОВД и других субъектов предупреждения преступности, подготовки письменной курсовой работы, докладов и рефератов.
Задание на самоподготовку
1. Определите состояние и основные тенденции преступности мигрантов.
2. Охарактеризуйте личность преступника-мигранта.
3. Раскройте причины преступности мигрантов.
4. Перечислите основные направления предупреждения преступности мигрантов.
Список рекомендованных к занятию источников
1. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2014. – 351 с.
2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 800с.
3. Криминология. Особенная часть: учебник / под ред. Ф.К. Зиннурова. – Казань: КЮИ МВД России, 2011.
СЕМИНАР
Тема №17 «Криминология неосторожной преступности»
Семинар: _2_ часа
Цели: сформировать у обучающихся представление об основных понятиях по теме занятия
Учебные вопросы
1. Понятие неосторожной преступности. Основные виды неосторожных преступлений и преступной неосторожности, составляющие совокупность неосторожной преступности.
2. Дорожно-транспортные происшествия (преступления) как наиболее показательная часть неосторожной преступности.
3. Характеристика экологических преступлений: понятие, виды и состояние.
4. Техногенные преступления как результат развития техники и производства.
Организационно-методические рекомендации
Семинарские занятия проводятся после изучения материалов по соответствующим темам. Цель семинарского занятия – углубить полученные в результате изучения лекций и в процессе самостоятельной работы знания, выработать способность излагать полученные знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления материала лекции и далее с иными учебными и специальными источниками по заявленной теме. Далее следует ответить на основные и контрольные вопросы, поставленные в плане семинара. При подготовке к семинару следует обратить внимание на спорные проблемы, освещаемые в литературе по заявленной теме.
Самостоятельная подготовка курсанта складывается из изучения учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативного материала, конспектирования источников, обобщения практики, выявления положительного опыта работы ОВД и других субъектов предупреждения преступности, подготовки письменной курсовой работы, докладов и рефератов.
Задание на самоподготовку
1. Определите основные тенденции преступлений, совершаемых по неосторожности.
2. Дайте криминологическую характеристику лиц, совершающих неосторожные преступления.
3. Выявите детерминацию преступлений, совершаемых по неосторожности.
4. Раскройте систему предупреждения преступлений, совершаемых по неосторожности.
Список рекомендованных к занятию источников
1. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2014. – 351 с.
2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 800с.
3. Лунеев В.В. Криминология: учебник / В.В. Лунеев. – М.: Юрайт, 2015. – 686 с.
4. Криминология. Особенная часть: учебник / под ред. Ф.К. Зиннурова. – Казань: КЮИ МВД России, 2011.
5. Журавлев Г.Т. Криминология: социальные проблемы преступности: учебное пособие / Г.Т. Журавлев, Е.В. Ковалевская. – М.: Российская академия предпринимательства, 2014. – 120 с.
СЕМИНАР
Тема № 18 «Негативные социальные явления, связанные с преступностью»
Семинар: _2_ часа
Цели: сформировать у обучающихся представление об основных понятиях по теме занятия
Учебные вопросы
1. Понятие и виды негативных социальных явлений, связанных с преступностью.
2. Социологическая и медицинская характеристики пьянства, алкоголизма и их последствий.
3. Социологическая и психологическая характеристики бродяжничества, попрошайничества, суицидального поведения, сексуальных отклонений, проституции и их связь с преступностью.
4. Содержание и особенности деятельности отдельных субъектов по профилактике негативных социальных явлений, связанных с преступностью.
Организационно-методические рекомендации
Семинарские занятия проводятся после изучения материалов по соответствующим темам. Цель семинарского занятия – углубить полученные в результате изучения лекций и в процессе самостоятельной работы знания, выработать способность излагать полученные знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления материала лекции и далее с иными учебными и специальными источниками по заявленной теме. Далее следует ответить на основные и контрольные вопросы, поставленные в плане семинара. При подготовке к семинару следует обратить внимание на спорные проблемы, освещаемые в литературе по заявленной теме.
Самостоятельная подготовка курсанта складывается из изучения учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативного материала, конспектирования источников, обобщения практики, выявления положительного опыта работы ОВД и других субъектов предупреждения преступности, подготовки письменной курсовой работы, докладов и рефератов.
Задание на самоподготовку
1. Определите взаимосвязь негативных социальных явлений с различными видами преступности.
2. Определите соотношение понятий «токсикомания» и «наркомания».
3. Раскройте основные тенденции преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
4. Представьте криминологическую характеристику личности человека, занимающегося проституцией.
5. Оцените актуальность проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков в современном обществе.
6. Биологические теории причин преступности.
7. Социально-психологические теории причин преступности.
8. Социологические теории причин преступности.
9. Использование зарубежного опыта криминологических исследований в отечественной криминологии и практике борьбы с преступностью.
Список рекомендованных к занятию источников
1. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2014. – 351 с.
2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 800с.
3. Лунеев В.В. Криминология: учебник / В.В. Лунеев. – М.: Юрайт, 2015. – 686 с.
СЕМИНАР
Тема № 20 «Криминологическое обеспечение национальной безопасности России»
Семинар: _2_ часа
Цели: сформировать у обучающихся представление об основных понятиях по теме занятия
Учебные вопросы
1. Понятие и сущность криминологической безопасности.
5. Криминологическая безопасность и виктимологическая профилактика.
6. Основные направления деятельности органов внутренних дел по обеспечению криминологической безопасности граждан.
7. Внешние и внутренние угрозы безопасности России. Правовая основа криминологического обеспечения национальной безопасности России.
8. Механизмы криминологического обеспечения национальной безопасности
Организационно-методические рекомендации
Семинарские занятия проводятся после изучения материалов по соответствующим темам. Цель семинарского занятия – углубить полученные в результате изучения лекций и в процессе самостоятельной работы знания, выработать способность излагать полученные знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с ознакомления материала лекции и далее с иными учебными и специальными источниками по заявленной теме. Далее следует ответить на основные и контрольные вопросы, поставленные в плане семинара. При подготовке к семинару следует обратить внимание на спорные проблемы, освещаемые в литературе по заявленной теме.
Самостоятельная подготовка курсанта складывается из изучения учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативного материала, конспектирования источников, обобщения практики, выявления положительного опыта работы ОВД и других субъектов предупреждения преступности, подготовки письменной курсовой работы, докладов и рефератов.
Задание на самоподготовку
1. Совет безопасности РФ, его состав и задачи.
2. Силы и средства обеспечения национальной безопасности России.
3. Прокуратура в РФ – орган надзора за деятельностью системы обеспечения национальной безопасности России
Список рекомендованных к занятию источников
1. Журавлев Г.Т. Криминология: социальные проблемы преступности: учебное пособие / Г.Т. Журавлев, Е.В. Ковалевская. – М.: Российская академия предпринимательства, 2014. – 120 с.
2. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2014. – 351 с.
3. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 800с.
4. Лунеев В.В. Криминология: учебник / В.В. Лунеев. – М.: Юрайт, 2015. – 686 с.
5. Шалагин А.Е. Незаконный оборот наркотиков – угроза национальной безопасности: монография / А.Е. Шалагин. – М.: Юрлитинформ, 2015. – 248 с.
6. Криминология. Особенная часть: учебник / под ред. Ф.К. Зиннурова. – Казань: КЮИ МВД России, 2011.
7. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения): Монография / В.Н. Кудрявцев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Криминология»
по специальности «031001.65 – Правоохранительная деятельность»;
специализация — оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Л | ПЗ | ЛР | С | КР | Всего ауд. | СРС | Все-го |
Раздел 1. Общая часть. | 20 | 6 | 12 | 38 | 9 | 47 | |||
1. | Понятие криминологии как науки, ее история, предмет, задачи, функции. | ||||||||
2. | Преступность и ее основные характеристики. | ||||||||
3. | Детерминанты преступности. | ||||||||
4. | Личность преступника. | ||||||||
5. | Механизм индивидуального преступного поведения. | ||||||||
6. | Виктимология | ||||||||
7. | Предупреждение преступлений. | ||||||||
8. | Организация и проведение криминологического исследования | ||||||||
9. | Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности. | ||||||||
Раздел 2. Особенная часть. | 22 | 2 | 18 | 42 | 11 | 53 | |||
10. | Криминология преступности несовершеннолетних и молодежи | ||||||||
11. | Криминология рецидивной и профессиональной преступности. | ||||||||
12. | Криминология насильственной преступности. | ||||||||
13. | Криминология организованной преступности, террористической и экстремистской деятельности. | ||||||||
14. | Криминология экономической преступности. | ||||||||
15. | Криминология преступности в мегаполисах. | ||||||||
16. | Криминология преступности, связанной с незаконной миграцией. | ||||||||
17. | Криминология неосторожной преступности. | ||||||||
18. | Негативные социальные явления, связанные с преступностью. | ||||||||
19. | Международное сотрудничество в предупреждении преступности. | ||||||||
20. | Криминологическое обеспечение национальной безопасности России. | ||||||||
Курсовая работа | 30 | 30 | |||||||
Подготовка к экзамену | 18 | 18 | |||||||
Экзамен | 9 | 9 | |||||||
Итого |