Основными документами, регламентирующими бухгалтерский учет основных средств, являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11. 96 г. № 129-ФЗ., Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, которые дополняют общие нормы и подробно разъясняют отдельные положения, касающиеся учета основных средств. Методические указания определяют перечень условий, единовременное выполнение которых необходимо для принятия активов к учету в качестве основных средств.
Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 № 147н внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Изменения вступают в силу, начиная с бухгалтерской отчетности за 2006 г. При составлении бухгалтерской отчетности за 2005 г. они не применяются. Часть изменений носит технический, редакционный характер, часть затрагивают вопросы методологии учета основных средств и влияет на величину налоговых обязательств организации.
Необходимость таких изменений назрела уже давно из-за подвергавшихся критике некоторых формулировок ПБУ 6/01 и расхождением правил, изложенных в нем, с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91 н (далее по тексту - Методические указания). ПБУ являются документами второго уровня в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, в которых излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы. Методические рекомендации - это документы третьего уровня, в которых раскрываются конкретные механизмы и варианты применения норм ПБУ к определенному виду деятельности, но входить в противоречие с нормами ПБУ они не могут.
|
В связи с внесением изменений в ПБУ 6/01 Минфин РФ готовит изменения и в Методические указания.
Согласно ПБУ «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), основные средства - это имущество, которое используется фирмой в качестве средств труда более одного года (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт).
Таким образом, стоимость имущества со сроком службы более года (независимо от его цены) учитывают на счете 01 "Основные средства" и отражают в строке 120 баланса.
Из этого правила есть исключение. Если основное средство стоит не дороже 10 000 рублей (без НДС), то его стоимость включается в расходы фирмы, сразу после передачи в эксплуатацию. В таком же порядке списывают книги, брошюры и другие печатные издания. Следовательно, если фирма купила и передала в эксплуатацию такое имущество, то его стоимость в строке 120 баланса не указывают.
Организация может в соответствии с правилами пункта ПБУ 6/01 установить меньший лимит стоимости основных средств, которые списываются сразу после их передачи в эксплуатацию. Об этом необходимо написать в бухгалтерской учетной политике.
То или иное имущество учитывают в составе основных средств и отражают по строке 120 баланса, если одновременно выполняются следующие условия: оно используется в производстве или необходимо для управленческих нужд организации; имущество будет использоваться свыше 12 месяцев; организация не собирается его перепродавать; имущество может приносить доход.
|
Единица учета основных средств - это инвентарный объект. Таким объектом может быть отдельный предмет (например, шкаф, автомобиль, холодильник и т.д.) или единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на общем фундаменте или имеют общее управление (например, персональный компьютер, в состав которого входят системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете к основным средствам относят имущество, которое используется в качестве средств труда более одного года (здания, машины и оборудование).
В Методических указаниях не содержится обязательного требования к применению унифицированных форм первичных документов но учету основных средств. Унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», могут применяться по усмотрению организации наряду с первичными учетными документами по самостоятельно разработанным формам.
При этом обязательным требованием к первичным учетным документам, разработанным и утвержденным организацией, является наличие обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации в организации в самостоятельно разрабатываемые формы первичных учетных документов могут быть включены дополнительные реквизиты. Группировка основных средств по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359). Чтобы группировка основных средств в учете и отчетности организаций была единообразной, средства труда в ОКОФ отнесены к соответствующим видам по их функциональной роли в производственно-хозяйственной деятельности организаций. В ПБУ 6\01 определена единица бухгалтерского учета основных средств - инвентарный объект, которым признается объект со всеми принадлежностями и приспособлениями. Если он состоит из нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Например, приобретая нежилые помещения в здании, их надо учитывать как отдельные инвентарные объекты.
|
В Положение внесено новое правило, касающееся учета объекта основного средства, находящегося в собственности двух или нескольких организаций, поскольку данная ситуация широко распространена в современной практике. Указанные объекты не могут быть разделены, поскольку, как правило, являются объектами недвижимости, например здания, сооружения. Они отражаются каждой организацией на счет 01 "Основные средства" соответственно ее доле в общей собственности, которая, как правило, определяется соглашением всех участников.
Учет основных средств ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово—хозяйственной деятельности организации, который утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000г. № 94н с последующими изменениями от 07.05.2003 № 38н и инструкцией по применению данного плана счетов. В соответствии плана счетов учет ведется на счете 01 «Основные средства». К данному счету открываются субсчета по видам основных средств. Данный счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств, предназначен счет 02 «Амортизация основных средств». [9] Также основные средства регулируются Методическим указанием по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утвержденным приказом Министерством финансов РФ от 13.06.95г. №49., которое устанавливает сроки и порядок проведения инвентаризации на предприятии, и другими нормативными документами.
2.2 Источники информации для аудиторской проверки основных средств
Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности организации на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству России, полноты и точности отражения в финансовой отчетности фактов деятельности организации.
Целью аудита основных средств является проверка соответствия применяемого организацией порядка учета и налогообложения, наличия, движения и использования ОС требованиям нормативных актов, действовавших в проверяемом периоде с целью выражения мнения о достоверности объекта аудита во всех существенных аспектах.
Объектом аудита является информация отчетности, относящаяся к основным средствам, а именно: форма №1 - строка 120, строки 900, 901, 907, 908; форма №5 - разделы 2.основные средства и 7.Обеспечения - строка 714(=717) и строки 724 и 726.
Правовой основой аудиторской деятельности в Российской Федерации является Указ президента Российской федерации от 22 декабря 1993 года за №2263. Этим указом введены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации». В связи с развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли кардинальные изменения.
При проведении аудита используют общую информацию об организации, которая необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. Выясняют при проверке специфику деятельности, организационное устройство организации, производственные, финансовые и другие связи, знакомятся с юридическими обязательствами.
Основными методами получения информации являются:
1. Обсуждение материалов с работниками управления, встречи с высшим руководством, исполнительным персоналом, не связанным с ведением учета, которые позволяют получить информацию «из первых рук».
2. Посещение и осмотр основных средств, складов, цехов, которые предоставляют возможность воочию убедиться в наличии и сохранности основных средств, составить представление об условиях производства.
3. Ознакомление с историей развития организации, видами деятельности, учетной политикой.
4. С самого начала работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами организации, уставом, документами регистрации, протоколами заседаний, собраний акционеров, в которых может содержаться информация о приобретении собственности, выясняются юридические обязательства.
Необходимо при проверке просмотреть все контракты, договоры и соглашения.
Наличие основных средств проверяются на основании инвентарных описей и фактического наличия.
Фактическая проверка основных средств также должна подтвердить, что в организации отсутствуют не уточненные основные средства
Источниками информации для аудита будут:
1. Договоры, используемые для покупки, продажи, ремонта, лизинга, аренды ОС. Приказ по учетной политике, приказ по формированию постоянно действующей комиссии, утверждающей операции приобретения и списания ОС.
2. Первичные документы, в том числе:
а) акт (накладная) приемки-передачи ОС - ф.ОС-1;
б) акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов - ф. ОС-3;
в) акт на списание ОС - ф. ОС-4;
г) акт на списание автотранспортных средств - ф. ОС-4а;
д) инвентарная карточка учета ОС - ф. ОС-6;
е) акт о приемке оборудования - ф. ОС-14;
ж) акт приемки-передачи оборудования в монтаж - ф. ОС-15;
з) акт о выявленных дефектах оборудования - ф. ОС-16.
3. Регистры: при журнально-ордерной форме: журнал-ордер № 13 (01 счет), журнал-ордер № 16 (08 счет), журнал-ордер № 10 (затраты, в том числе 02 счет). Если учет автоматизированный - распечатки оборотов по счетам 01,02,08,91,001 и т.д., подписанные бухгалтером.
4. Отчетность - помимо бухгалтерской также налоговая отчетность (налог на имущество); статистическая отчетность - форма статистического наблюдения № 11 (ОС).
5. Результаты опроса, прежде всего, материально - ответственных лиц, членов постоянно действующей комиссии, бухгалтера, ведущего учет ОС, персонал, использующий эту информацию, администрацию.
6. Подтверждение, например, от организации, которая проводила ремонт объекта, от продавцов и покупателей ОС, арендаторов и арендодателей.
7. Осмотр - наиболее дорогих и существенных объектов (в случае нашей организации надо будет проверить достаточно много объектов).
8. Результаты перекрестных процедур, например, от аудитора, который проверяет кредиты и займы, денежные средства (так как в объект аудита можно было также включить строки 051, 056, 061 и 065 формы № 4, но именно потому что в моем варианте проверки этот участок проверяет другой аудитор, я в объект данные строк не включила).
9. Результаты аналитических процедур, например коэффициент фондоотдачи.
10. Заключение эксперта, например, по оценке объекта ОС.
2.3 Программа и методика аудиторской проверки операций с основными средствами
Формирование цели аудита имеет важное значение потому, что она сразу знакомит клиента с тем, за чем аудитор пришел в организацию и какую пользу может принести проводимая проверка. Поэтому следует подробно указать, что аудит ставит своей задачей не сбор отрицательных фактов, не накопление компрометирующего материала, а выявление недостатков в бухгалтерской и вообще экономической работе и внесение конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и недопущения их в дальнейшем.
Это сразу позволит установить достаточно доверительные отношения с клиентом и получить доступ к необходимой информации.
Проводится аудит в три этапа:
1) Постановка проблемы. Знакомство с информацией экономического субъекта – финансовыми данными сведениями об эффективности контроля.
2) Сбор данных. Планирование и реализация процедур сбора данных о предоставлении информации.
3) Оценка данных. На этом этапе следует определить, имеется ли аудитора достаточно сведений для принятия обоснованного решения, для рассмотрения движения основных средств.
Планируя аудиторскую проверку аудитор, составляет программу, в которой выбирает те вопросы и работы, которые войдут в проверку.
В программу аудита основных средств входят следующие разделы:
1. Планирование
1.00 Оценка риска аудитора
1.05. Договор
1.10. Общее состояние и постановка бухгалтерского учета.
1.11. Общие сведения о клиенте.
1.37. обзор системы внутреннего контроля.
2. Управление.
1.10. Распределение персонала.
2.50. Финансовый план аудитора.
2. Заключение.
3.05. Проверенный баланс.
2.10. Аудиторский отчет.
3.40. Замечания
3. Завершающая программа.
3.10. Обзор событий следующих после даты подписания баланса.
4. Финансовая отчетность.
4.10. Рабочий, оборотный баланс.
5.30. Исправления.
5. Связь с клиентом.
5.10. Письмо – рекомендация.
6. программа аудита общих вопросов.
7.10 книга и записи.
7.20. Протоколы и сметы.
7. Программа аудита баланса.
8.30. Основные средства.
8.31. Необходимо убедиться в том, что соответствующие активы организации включены в состав основных средств.
8.32. Действительно ли эти основные средства имеются в наличии.
8.33. Проверить правильность учета движения основных средств.
8.34. Проверить правильность начисления износа основных средств.
8.35. проверить правильность переоценки (если она проводилась) основных средств.
8.36. Каким методом пользовалась организация при переоценке (по установленным коэффициентам пересчета или посредством определения рыночной стоимости).
8.37. проверить учет капитальных вложений. Рассмотреть ведение аналитического учета по счету 08.
8.38. Проверить операции по реализации и выбытию основных средств. Выяснить проводились ли эти операции по счету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств».
8.39. Проверить данные по арендной плате за имущество.
8.40. Проверить правильность учета отнесения затрат на ремонт основных средств.
8.50 Проверить правильность данных последней инвентаризации.
Методику аудиторской проверки, перечень вопросов, подлежащих проверке и приемы исследования вопросов движения основных средств определяет сам аудитор.
Главными источниками для составления бухгалтерского баланса, служат данные учетных регистров, главная книга, журналы – ордера, ведомости и другие документы. Статьи актива и пассива баланса «Основные средства», «Уставный капитал» и другие должны совпадать с остатками счетов синтетического учета в Главной книге.
Важным элементом проверки баланса является достоверность балансовых статей. В процессе аудиторского контроля применяются методы формальной, логической и арифметической проверки. При формальной проверке выявляют: все ли реквизиты документов в наличии, правильно ли заполнены, имеются ли подписи ответственных лиц и так далее. Логическая проверка позволяет выяснить: имела ли место та или иная операция и в указанном ли объеме. Арифметическая проверка ставит целью выявление ошибок при таксировке (умножении цены или расценки на количество) или суммирования ряда чисел в процессе составления накопительных и группировочных ведомостей. Иногда аудиторы прибегают к встречной проверке, когда приемами сопоставления обеспечивается сверка данных документов, относящихся к одной и той же хозяйственной операции.
Часто при встречной проверке сопоставляются копии документов, находящихся в разных организациях и отражающих одну и ту же хозяйственную операцию. Притом могут выявиться различия, вследствие исправления данных в документах, подмены документов или же отражения в документах совершенно разных сведений, связанных с формированием одной и той же операции. Применяется также хронологическая проверка операций. Используя этот прием документального контроля можно выявить определенные закономерности в ведении учета и оформлении хозяйственных операций и своевременно вносить предложения по исправлению ошибок.
При проведении аудиторской проверки основных средств в организации, прежде всего, следует проверить, как ведется аналитический учет основных средств.
Прибывшие в организацию основные средства должны своевременно приходоваться на склад, если их сразу не передают в производство, о чем в документах делается специальная отметка. Оприходованные основные средства контролируют, анализируя поступающие от поставщиков расчетные документы, платежные требования, счета фактуры, товарно-транспортные накладные, сертификаты и т.д.
Работник склада подтверждает наличие и передачу поступивших средств эксплуатацию или на производство. Если этого не делать, то происходит нарушение порядка передачи основных средств в производство, а это приводит к злоупотреблению. Если обнаруживается при проверке расхождения, вызванные недоставкой оборудования поставщиками, составляется акт, который является основанием для предъявления претензий поставщику и транспортной организации.
Дт. сч. 63 Кт. сч. 60, 76
При приобретении оборудования, требующего установки, должна быть сделана бухгалтерская запись:
Дт. сч. 07 «Оборудование к установке»
Кт. сч. 60 «Расчеты с поставщиками подрядчиками».
Иногда оборудование вносят учредители в счет их вклада в Уставной капитал, тогда составляется проводка:
Дт. сч. 07 Кт. сч. 75 «Расчеты с поставщиками»
объективный учет основных средств ведется в инвентарных карточках или книгах.
Следует проверить, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить – восстановить на такие средства инвентарные карточки.
В организации для учета основных средств вместо инвентарных карточек или книг основных средств используется ПЭВМ, что позволяет сократить трудоемкость аналитического учета. Для визуального контроля распечатывается и представлена в виде описи («Инвентарная книга») проверяющему.
Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах – ордерах № 13, 10, 10/1, а при использовании ПЭВМ – в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02, и 03. Необходимо по эти регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом.
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета необходимо выявить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия (недоначисление или излишнее начисление амортизации) и внести предложения по устранению выявленных недостатков. Важным моментом в организации сохранности основных средств является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они были исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Поступившие в организацию новые основные средства учитываются по первоначальной стоимости. Приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, приходуют в сумме покупной стоимости (оплаты) и расходов по их доставке и установке с добавлением суммы износа по этим объектам, указанной в документах на оплату. Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению за исключением случаев достройки и дооборудования объектов, произведенные в порядке капитальных вложений, а также переоценки основных средств. Документальной проверке в организации также подлежат операции по списанию основных средств. В каждом отдельном случае необходимо проверить правильность оформления документов на выбывшие основные средства, законность и целесообразность выбытия, а также правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основных средств. В процессе контроля выясняют, не было ли случаев списания новых объектов основных средств и подмены их старыми. При проверке операций по реализации и выбытию основных средств надо выяснить, проводились ли эти операции по счету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств». По дебету счета 47 отражается стоимость выбывающих основных средств, расходы связанные с выбытием (снос и разборка зданий, демонтаж станков и оборудования, транспортные расходы и т.д.). На кредит счета 47 относятся: выручка от реализации основных средств, сумма начисленного износа по счету 02, стоимость материальных ценностей в оценке возможного использования при реализации. Дебетовые (убыток) или кредитовые (прибыль) сальдо по счету 47 должно быть списано на счет 80.
При безвозмездной передаче основных средств и иного имущества выявленный финансовый результат относится на собственные источники средств организации (81, 87, 88).
Недостача или порча основных средств также отражаются через счет 47. Составляются проводки:
1. Дт. сч. 47 списание первоначальной стоимости
Кт. сч.08 стоимости основных средств.
2. Дь. Сч. 02 списание начисленного износа
Кт. сч. 47
3. Дт. сч. 84 списание разницы между первоначальной
Кт. сч. 47 стоимости и суммой начисленного износа.
4. Дт. сч. 73 Кт. сч. 84.
Входе, контроля за правильностью начисления амортизации необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации.
Сумму амортизации, подлежащую начислению в отчетном периоде, рассчитывают на основе начисленной амортизации в предыдущем месяце, к которой прибавляют начисленную сумму амортизации по поступившим основным средствам и вычитывают сумму амортизации по выбывшим основным средствам в прошлом месяце, а также сумму амортизации в связи с истечением нормативных сроков службы полностью амортизованных основных средств. Начисление амортизации без учета движения и приводит к искажению учетных данных об издержках производства и действительной величине остаточной стоимости основных средств.
Важно проверить правильность применения норм амортизации и поправочных коэффициентов к ним. Поправочные коэффициенты, увеличивающие базовую норму амортизации, применяются в случаях эксплуатации основных средств условиях их значительной нагрузки или в условиях их содержания в агрессивной среде, вызывающей их повышенный износ.
При проверке документов по начислению и учету амортизации основных средств нужно иметь в виду, что начисление амортизации не производится во время проведения реконструкции и технического переоборудования основных фондов с полной их остановкой, а также в случае переводов в установленном порядке на консервацию.
На время реконструкции и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств. При этом не прекращается начисление амортизации во время ремонта основных средств.
По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагает меры к недопущению подобных недостатков в будущем.
При проверке правильности начисления износа по основным средствам, следует учитывать, что начисление износа основных средств производится исходя из их восстановительной стоимости и в соответствии с принятой учетной политикой организации.
Проверяя обоснованность ускоренной амортизации, следует иметь в виду, что она является целевым методом более быстрого по сравнению с нормативными сроками службы основных средств полного перенесения их балансовой стоимости на издержки обращения и производства.
Решение о применение механизма ускоренной амортизации должно быть отражено в учетной политике организации и доведены до соответствующих налоговых органов. В организации, как и в других организациях, проводится переоценка основных средств практически каждый год. Результаты переоценки основных фондов отражаются по дебету счетов 01, 07, 08. Результаты переоценки (разница стоимости и индексированного износа) должны отражаться на счете 87/1 «Прирост стоимости имущества по переоценке» в части основных средств производственного назначения, или на счете 88 для основных средств непроизводственного назначения.
Составляются проводки:
Дт. сч. 01/Кт. сч. 87/1 суммы переоценки основных средств (или увеличении стоимости).
Сумма при дооценке отражаются:
Дт. сч. 87/1, 88/ Кт. сч. 02 Суммы увеличения износа основных средств.
Суммы, отнесенные в кредит счета «Добавочный капитал», как правило, не списываются.
Учет долгосрочных инвестиций по приобретаемым организацией основным средствам ведется на счете 08 «Капитальные вложения» за исключением объектов, переданных организации в качестве вкладов в Уставной капитал и полученных безвозмездно от государственных органов, юридических и физических лиц. Порядок учета затрат на строительство и приобретение основных средств, а также определение стоимости отдельных объектов определен в Положении по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций.
Этим положением следует руководствоваться при проверке правильности отражения данных по статьям баланса «Основные средства», «Оборудование к установке», «Незавершенные капитальные вложения».
На счете 08 калькулируется инвентарная стоимость объектов основных средств, включающая все фактические затраты по их возведению, сооружению, приобретению и расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию.
При осуществлении капитальных вложений и приобретении основных средств на счета их учета относят расходы на транспортировку, погрузку, налоги и сборы, а также расходы по уплате процентов по кредитам банков и другим заемным обязательствам, взятым на эти цели. При этом проценты, уплаченные после ввода в действие объектов основных средств и постановки на учет относят в дебет чета 80 и не включают в первоначальную стоимость основных средств. Особое включение при проведении аудиторской проверки следует обращать на правильность отражения в учете налогов, связанных с приобретением основных средств. Например, в организации «Лиховская дистанция пути» в соответствии с налоговым законодательством, в инвентарную стоимость объектов основных средств включаются вносимый в дорожный фонд налог на приобретение основных средств. Он отражается проводкой:
Дт. сч. 08 Кт. сч. 67
НДС за приобретенные основные средства для производственных нужд отражался бухгалтерской проводкой:
ДТ. сч. 19 Кт. сч. 60, 76
Далее учтенные на счете 19 «НДС» суммы налога вычитались из причитающихся платежей в бюджет равными долями в течении шести месяцев, начиная с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия их на учет.
При приобретении основных средств для непроизводственных целей, а также при покупке легкового автотранспорта уплаченный НДС на расчеты с бюджетом не относятся, а покрывается за счет источников финансирования.
При вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов, уплаченные суммы НДС, включаются в инвентарную стоимость основных средств и списываются на себестоимость выпущенной продукции через отчисление износа (амортизации).
Все расходы по созданию основных средств в организации отражаются на счете 08 «Капитальные вложения».
Объекты капитальных вложений (основные средства), которые еще не готов для использования в предназначенных целях, остаются на учете на счете 08 и отражаются в балансе по статье «Незавершенные капитальные вложения».
НДС в расчетных документах не выделяется и в части уплаченного передающей стороной учитывается у принимающей стороны в составе стоимости этих основных средств с последующим отнесением на издержки производства в составе износа.
Для проверки правильности отражения в балансе данных по статьям «Оборудование к установке», «Незавершенные капитальные вложения» аудитор использует данные журнала – ордера № 16 и ведомостей № 18 и 18/1.
Аудитор, проверяя правильность использования ремонтного фонда, руководствуется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, с учетом изменений и дополнений, вносимых Министерством Финансов Росси, где сказано, что в целях равномерных включений предстоящих расходов а издержки производства, организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств и относить по составленному расчету бухгалтера – на затраты производства.
При осуществлении аудита проверяют правильность составления плана и смет капитального ремонта. Особое внимание должно уделяться реальности смет (иногда их составляют после завершения ремонта объекта и, соответственно, сметную стоимость приравнивают к фактическим затратам). Сметы на капитальный ремонт зданий и сооружений должны составляться на основании актов технического осмотра, которые утверждают руководитель.
Проверяя операции по ремонту основных средств, следует убедиться, не допускались ли приписки выполненных работ с целью завышения заработной платы и списания израсходованных материалов, запасных частей, которые впоследствии были похищены; не завышались ли нормы расхода материалов и расценки по оплате труда на ремонтные работы.
Целесообразность законность операций по ремонту устанавливаются на основе проверки первичных документов: нарядов на сдельные работы, накладных и лимитно-заработных карт на расход материальных ценностей, ведомостей дефектов на ремонт машин, актов приемки выполненных работ.
Необходимо проверит правильность учета затрат на проведение ремонтов основных средств. При этом надо руководствоваться учетной политикой организации, имея ввиду, что организация может по своему усмотрению применять один из следующих вариантов включения в себестоимость продукции расходов по ремонту основных средств:
- фактические затраты по всем видам ремонтов (капитальный, средний, текущий) списывают на дебет счетов 20, 29, то есть включают в себестоимость продукции непосредственно по мере их осуществления;
- создается ремонтный фонд, отчисления в который определяется исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов, утвержденных организацией на год. В этом случае фактические затраты на проведение ремонтов списывают на счет 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей».
2.4 Основные ошибки, выявляемые при аудите основных средств
Как видно из практики аудиторских проверок, типичными ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия основных средств, являются: 1) неотражение на забалансовых счетах стоимости арендованного имущества, что приводит к недостоверному формированию информации (справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах);
2) оприходование некоторых основных средств без наличия свидетельства о регистрации права собственности;
3) несоблюдение момента перехода права собственности от продавца к покупателю, что ведет к недостоверному отражению основных средств на счетах учета; 4) отсутствие документов, характеризующих техническое состояние основных средств; 5) необоснованное списание недостачи основных средств на расходы организации.
При необходимости (резких и значительных сдвигах, нехарактерных тенденциях в динамике основных средств, недостаточном раскрытии соответствующих разделов учетной политики и пояснительной записки и т. д.) после оценки общей ситуации с основными средствами аудитору следует провести по объектный анализ, выявить сущность и причины вызывающих сомнение событий и их влияние на достоверность отчетности.
В ходе инвентаризации аудитору необходимо также оценить обеспеченность организаций основными средствами. Иначе ему придется выяснять, достаточно ли у организации таких активов, каковы их техническое состояние и пригодность для выполнения бизнес-плана по выпуску продукции и продажам. Результативность инвентаризации повышается при использовании аналитических процедур по объектной оценки состояния активов. Для этого проверяется соответствие фактического состояния объектов техническим характеристикам, указанным в паспортах, формулярах и другой технической документации, а также способность объектов выполнять заданные функции с учетом фактического срока службы. Например, в акте обследования здания следует указать состояние его отдельных элементов и конструктивных частей: окон, дверей, кровли, установленного оборудования и т. д. Особое внимание уделяется оценке работоспособности активной части основных средств (машин, оборудования и транспортных средств), уровню их технического обслуживания и реальной загрузки в производственном процессе, для чего проверяющий пользуется внутренней информацией (документами, подтверждающими выполненный ремонт, отработанное время и др.). На основании технической документации и данных инвентарных карточек аудитору нужно количественно оценить состояние отдельных объектов основных средств (или их групп), используя традиционные коэффициенты износа по времени использования актива и по величине начисленной амортизации, а также показатель среднего возраста основных средств. В результате анализа аудитор может обоснованно охарактеризовать наличие и качество основных средств организации.