Е – 1880е гг: Становление и крушение русского романа




А Работая над представленными в разделе материалами, подготовьтесь к итоговой письменной работе – развернутому ответу на вопрос: «Можно ли считать Обломова ещё одним представителем галереи «мёртвых душ»? или «Каков жизненный идеал Гончарова?» (по вашему выбору)

 

Не забывайте:

1.Ваша главная деятельность при изучении литературы – чтение и анализ художественного произведения.

2. Теоретический материал учебника подскажет направление анализа, а также позволит сопоставить вашу позицию с трактовкой, предложенной авторами учебника. Вы можете вступить с авторами в диалог, аргументировано выражая свое несогласие с их точкой зрения.

3. Обязательно привлекайте дополнительный материал – постижение литературного произведения требует от читателя обширных знаний и умения получать их из разных источников.

4. Обязательно выполняйте задания, направленные на развития вашей коммуникативной компетенции.

 

 

Портрет

(1812–1891)

Иван Александрович Гончаров – русский писатель, литературный критик, публицист. Самое важное место в творческом наследии Гончарова занимают три романа писателя: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1857), «Обрыв» (1869). Среди критических работ Гончарова выделяется эссе «Мильон терзаний» о комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» – работа, ставшая незаменимой для понимания великого произведения. Большое значение для русского общества, расширения кругозора и национального самосознания, углубления взгляда на окружающий мир имела книга очерков «Фрегат Паллада», ставшая своего рода итогом участия Гончарова в кругосветном путешествии в качестве секретаря командира военно-морской эскадры, адмирала русского флота Е.В. Путятина.

И.А.Гончаров родился в г.Симбирске в купеческой семье. Детство будущего писателя прошло в доме, напоминавшем больше деревенскую усадьбу, чем городской дом. До десятилетнего возраста мальчик учился дома и в частном пансионе; в семь лет он потерял отца, и заботу о нем взял на себя крестный отец Н.Н.Трегубов, помогавший матери Гончарова растить и воспитывать всех четырех детей Гончаровых.

Следующие 8 лет (с 1822 по 1830 гг.) Гончаров продолжает образование в Московском коммерческом училище, однако уже в юности ему ближе были словесные науки и литература, и поэтому в 1831 г. молодой человек поступает на словесное отделение Московского университета, которое окончил в 1834 г.

Благодаря учебе в Московском университете Гончаров мог познакомиться с богатой культурной жизнью, воочию видеть выдающихся писателей, ученых, общественных деятелей того времени. Среди студентов университета тех лет были В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.Ю.Лермонтов, К.С.Аксаков и другие известные в будущем литераторы. По воспоминаниям Гончарова, однажды он слушал лекцию по словесности, когда в аудиторию вошел А.С.Пушкин в сопровождении князя С.С.Уварова, будущего министра. После лекции состоялся разговор о подлинности «Слова о полку Игореве» двух профессоров университета И.И.Давыдова и М.Т.Каченовского, в котором великий поэт принял живейшее участие.

В 1840 е гг. в русской литературе совершались коренные перемены: утверждался реалистический стиль, литература начала охватывать жизнь всех основных социальных слоев русского общества, активно шел процесс демократизации литературы, изменялся герой литературного произведения, возрастала роль женщины-героини. В те годы Гончаров жил и работал в Петербурге, где познакомился с кругом именитых писателей, объединившихся вокруг В.Г.Белинского: Д.В.Григоровичем, В.И.Далем, Ф.М.Достоевским, Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым и другим. В этом кругу весной 1846 г. писатель читал свой первый роман «Обыкновенная история», который тонкий критик Белинский сразу же высоко оценил и рекомендовал в печать. «Обыкновенная история» была опубликована в следующем, 1847 г., в издании, ставшем центром новой русской литературы и издававшемся Некрасовым, – журнале «Современник ».

В романе «Обыкновенная история» основным конфликтом является острое противоречие между старым, поместным укладом жизни и новой, городской цивилизацией. Молодой барин Александр Адуев, романтик и мечтатель, способный и чувствительный человек, приезжает в Петербург, намереваясь достичь славы, успехов в литературе, счастья в любви и дружбе. Однако за несколько лет жизни в столице он терпит одно поражение за другим, столкнувшись с приземленной, деляческой реальностью. В конце романа Александр сдается, оставляет свои юношеские идеалы и начинает жить по правилам жизни современного общества.

 

Ж 1.Представьте, что вы являетесь автором статьи об И.А. Гончарове на специальном сайте или в энциклопедии. Прочитанный текст – основа вашей статьи. Её необходимо сопроводить гиперссылками (или отсылками на другие статьи энциклопедии). Гиперссылки (см. подчеркивание в прочитанном тексте) указывают на материал, который погружает биографию Гончарова в атмосферу его эпохи.

Соберите необходимый материал, отберите главное, создайте краткий, лаконичный, содержательно насыщенный текст статей:

- События истории России, современником которых был Гончаров;

- Российское купечество середины 19 века;

- Кругосветное путешествие Е.В. Путятина на «Фрегате Паллада»;

- В.Г.Белинский;

- А.И.Герцен;

- Н.П.Огарев;

-К.С.Аксаков;

- Д.В.Григорович;

- В.И.Даль;

- Журнал «Современник».

Задание можно выполнить в паре или в группе.

 

 

Ж 2.«У меня есть (или была) своя нива, свой грунт, как есть своя родина, свой родной воздух, друзья и недруги, свой мир наблюдений, впечатлений и воспоминаний, - и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало» (И.А. Гончаров «Лучше поздно, чем никогда») – объясните, какое влияние, по вашему мнению, на формирование личности Гончарова и особенности его творчества оказало детство, прошедшее «в патриархально-крепостнической обстановке богатой полупомещичьей, полукупеческой усадьбы». На какие противоречия личности писателя и конфликты его героев может указывать данный биографический факт?

 

Ж 3. «...Самая наружность родного города не представляла ничего другого, кроме картины сна и застоя. Те же, большею частью деревянные, посеревшие от времени дома и домишки с мезонинами, с садиками, иногда с колоннами, окруженные канавками, густо заросшими полынью и крапивой, бесконечные заборы; те же деревянные тротуары с недостающими досками; та же пустота и безмолвие на улицах, покрытых густыми узорами пыли. Вся улица слышит, когда за версту едет телега или стучит сапогами по мостовой прохожий. Так и хочется заснуть самому, глядя на это затишье, на сонные окна с опущенными шторами и жалюзи, на сонные физиономии сидящих по домам или на попадающиеся на улице лица. „Нам нечего делать! — зевая, думает, кажется, всякое из этих лиц, глядя лениво на вас. — Мы не торопимся, живем — хлеб жуем да небо коптим!“… «Домашние мешают пожелать чего-нибудь: все давно готово, предусмотрено» -- о каких эпизодах романа «Обломов» напоминают эти автобиографические эскизы Гончарова? Раскройте вашу мысль.

 

Ж 4. Прочитайте приведенные ниже фрагменты критических статей и воспоминаний современников Гончарова. Каким вы представили себе писателя? Какие ценности, по вашему мнению, он считал главными в жизни? Дайте развернутый ответ, аргументируйте свою точку зрения.

«Отличительной чертой характера И. А. Гончарова является скромность, кроющаяся, разумеется, в сознании своих сил… Боязнь всего, что может походить на рекламу, доходит в нем до крайности… И. А. Гончаров живет уединенной, замкнутой жизнью, никогда не появляясь ни на каких литературных вечерах, обедах или юбилеях, и в Литературном обществе, почетным членом которого И. А. Гончаров состоит со дня его основания, мне удалось видеть Ивана Александровича всего один раз».(В. И. Бибиков)

«Это была осторожная, флегматичная и консервативнаянатура. Созерцатель по преимуществу, Гончаров и дорожил особенно обстановкойсозерцания: к новой жизни он не спешил, не ввязывался в мир непривычныхощущений, но зато держался цепко за любимые впечатления; он бережно выбиралих из наплывающей отовсюду жизни, созидал из них приятную для себяобстановку и углублял свой поэтический запас новыми наслоениями… Не оттого ли и писал он сравнительно редко и писать начал поздно, что не всегда была под рукой правильная обстановка. Не одна служба да развлечения мешали; молодость мешала, избыток сил мешал созерцанию, а значит, и творчеству». (И.Ф.Анненский)

«Гончаровская апатия <.> сводилась преимущественно к внешним проявлениям, к внешнему виду или, вернее, к тому впечатлению, которое производил Гончаров на людей своей неподвижной, по виду вялой, по разговору - равнодушной фигурой. В голове и в сердце творилась невидимая глазу сложная работа, из которой слагалось творчество образов и картин; на эту работу и уходила значительная доля энергии и органической самостоятельности художника» (Покровский 1907)

«Между тем он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее, похожим на Обломова. Его постоянно занимала мысль о создании чего-нибудь нового»(Стасюлевич М.М.)

«К условиям творчества Гончарова надо отнести отсутствие полной свободы для литературных занятий. Он не был обеспечен материально, как Толстой и Тургенев, а этого обеспечения литературный труд, даже в самом разгаре писательства Гончарова, давать не мог даже для скромной жизни… К своим служебным обязанностям он относился, как человек строгого долга, глубоко добросовестно в смысле труда и с благородной самостоятельностью мнений, всегда направленных на защиту мысли, дарований и правды». (А.Ф.Кони)

«Думу и душу тянуло к писательству. Он сам говорит о своих первых впечатлениях на этом поприще: «Чтение и писание (лично для себя) выработало во мне перо и сообщило, бессознательно, писательские приемы и практику. Чтение было моей школой, литературные кружки того времени сообщали мне практику, то есть я присматривался ко взглядам, направлениям и т. д. Тут я только, а не в одиночном чтении и не на студенческой скамье, увидел — не без грусти, — какое беспредельное и глубокое море литература, и со страхом понял, что литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и на всю жизнь». (А.Ф.Кони)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: