Возможные образцы оценок при написании психологического заключения




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Психологический факультет

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практической работе студентов

По учебной дисциплине «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

На тему: «Психологическое обследование ребёнка с дизонтогениями.

Формирования итогового экспертного заключения психолога»

 

Составитель

Доц. каф. психофизиологии и

Клинической психологии Аралова М.П.

Ростов-на-Дону

Примерная структура психологического заключения

Фамилия, имя ____

Число, месяц, год рождения ____

Тип образовательной программы и форма обучения

Дет.сад _________, школа __________, класс _________,

Детское учреждение не посещает _________________________________________

Имя, отчество родителей _____

_____

Причина обращения _____

Краткие сведения из истории развития ребенка

Особенности раннего развития___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи___________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Социальный статус родителей (образование, профессия, место работы)_________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия проживания и воспитания (кто занимается воспитанием ребёнка)_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальные контакты:

взрослые_____________________________________________________________________________________________________________________________________

сверстники___________________________________________________________________________________________________________________________________

Жалобы в настоящий момент_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфика внешнего вида и поведения ребёнка_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая оценка ребёнка в ситуации обследования_____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная часть заключения

Качественная оценка сформированности регуляторной сферы_____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подробная оценка операциональных характеристик деятельно­сти ребенка в различные моменты обследования (в том числе и их динамический аспект) с выходом на уровневую констатацию психической активности, работоспособности и темповых харак­теристик деятельности ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы (в том числе таких психических функций, как память, речь, мышление) с кратким описанием наиболее специфичных резуль­татов выполнения тех или иных заданий, методик (как качествен­ных, так, по возможности, и количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с уровнем сформирован­ности системы пространственных представлений_________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Результирующая характеристика уровня интеллектуального раз­вития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мо­тивации, темпа деятельности и т.п.)__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение психолога

Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка

 

Подпись

Дата

 

Возможные образцы оценок при написании психологического заключения

Характерные ошибки при письме, чтении и счете:

- пропуск букв, их замена; частые ошибки, неаккуратное выполнение задания, много исправлений, зачеркиваний;

- грубые ошибки, связанные с плохим усвоением грамматических правил, большое их количество;

- ошибки при написании отдельных элементов букв, слов, цифр;

- нарушение произношения звуков, смешение близких по произношению звуков;

- ошибки при чтении сложных слов, рассказов; угадывание слова по первым буквам; понимание смысла прочитанного;

- ошибки при устном счете; ошибки при выборе действия.

Учебная мотивация:

- отсутствие инициативы в сфере познания (инфантилизм, выраженность детских интересов, избегание усилия);

- слабая ориентация на оценку, отсутствие переживаний по поводу школьных неудач;

- сниженный уровень притязаний, нестойкость мотивации;

- крайне низкая направленность на познавательную деятельность.

Общая оценка ребенка в ситуации обследования:

- описание поведения ребенка (напряженность, скованность, равнодушие, высокая отвлекаемость);

- умение войти в контакт (ориентированность на совместную работу - отказ от деятельности);

- понимание и принятие заданий;

- анализ особенностей эмоциональной сферы (повышенный или пониженный фон настроения, эмоциональная возбудимость - холодность, безучастность);

- наличие страхов, тиков, навязчивых движений, заикания, быстрой речи.

Темп работы и работоспособность:

- замедленность темпа психической деятельности;

- низкая продуктивность работы (малый объем выполнения задания);

- повышенная утомляемость, истощаемость;

- сниженная интеллектуальная продуктивность;

- колебания функционального состояния в процессе обследования (ухудшение - улучшение).

Анализ развития психических функций

Сформированность функций программирования и контроля:

- самостоятельное выполнение предлагаемых заданий; со зрительной опорой; с использованием речи;

- возможность самостоятельного исправления допущенных ошибок;

- эффективность переключения при ломке выработанного стереотипа;

- потеря смысла инструкции по мере выполнения задания;

- недоступность выполнения задания.

Развитие моторных функций (динамическая и кинестетическая организация движений):

- усвоение программы с первого (второго) показа, совместно, по речевой инструкции;

- сбои, персеверации, сужение программы, инертный стереотип;

- ошибки при межполушарном переносе движения, замена движений, элементов, пальцев, зеркальность;

- нарушение координации, изолированность движений; пространственно-кинестетические ошибки;

- недоступность выполнения.

Пространственные отношения:

- пространственные ошибки (путает правую и левую руку), но самостоятельно их исправляет;

- инертность движений; грубые нарушения воспроизведения;

- искажение фигур и их частей в графических пробах, возможность исправления ошибок (самостоятельно, после наводящих вопросов, совместно с психологом);

- замена предлогов при определении взаимоотношений объектов в пространстве;

- недоступность выполнения заданий.

Восприятие:

- нарушения зрительного восприятия (зеркальность, фрагментарность, высокая импульсивность, нарушение номинативной функции речи);

- нарушения слухового восприятия (ошибки при воспроизведении ритмов, искажение структуры ритма в ходе его выполнения); инертный стереотип;

- забывание заданного ритма (слабость акустических следов);

- трудности выполнения ритмов по инструкции (нарушения произвольной функции движений).

Внимание:

- ограниченный объем – малое количество просмотренных знаков (трудности сосредоточения, наличие флуктуаций; быстрая утомляемость);

- низкая способность к переключению и распределению внимания – обилие ошибок при выполнении заданий (подвижность – инертность нервных процессов, истощаемость).

Память слухо-речевая:

- ограниченный объем кратковременной памяти;

- количество и характер допущенных ошибок (новые слова, побочные ассоциации, нарушения порядка слов);

- низкая продуктивность отсроченного воспроизведения;

- инертность речевых следов.

Память зрительная:

- число удержанных стимулов;

- количество и характер допущенных ошибок (пространственные ошибки, искажение фигур, изменение порядка, реверсия);

- грубые ошибки при воспроизведении фигур (незрелость зрительно-пространственных операций, нарушение программирования и контроля);

Мышление:

- уровень развития обобщений (в наглядно-дейтсвенном и речевом планах);

- сформированность логического мышления (понимание последовательности событий, установление связей и отношений между понятиями, критичность);

- динамика мыслительной деятельности (скачки, инертность, соскальзывание), самостоятельность, инициативность;

- недоразвитие умственного плана действий (речь улучшает – не улучшает выполнение).

Исследование речевых функций:

Экспрессивная речь:

- задержка формирования моторного праксиса, выраженного в нечеткости произношения;

- недостатки фонематического слуха (путает парные фонемы);

- выраженность речевой активности (слабая, адекватная, чрезмерная);

- малый словарный запас, низкая степень развернутости ответа;

- трудности в подборе слов и их употреблении; построении фраз; пересказе;

- наличие аграмматизмов.

Импрессивная речь:

- нарушение понимания действий, производимых с предметами;

- трудности понимания сложных речевых высказываний, логико-грамматических конструкций;

Ассоциативная речь:

- количество ассоциаций, скорость их образования, соответствие ключевому слову.

Личностные характеристики:

Общительность - замкнутость; уверенность в себе - неуверенность в себе; склонность к лидерству - уступчивость, покорность; склонность к риску, беспечность - осторожность, осмотрительность; добросовестность - безответственности; социальная смелость - робость, застенчивость; самостоятельность - независимость от внешних оценок - чувствительность; зависимость от других; тревожность - спокойствие; хорошее понимание социальных нормативов, высокий самоконтроль - низкий самоконтроль; расслабленность – напряженность [5].

 

 

Библиография

1. Забрамная, С. Д. Психолого - педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. - 2-е изд., перераб. / С.Д.Забрамная. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 112 с.

2. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей: монография. - М., Педагогика, 1989. – 102 с.

3. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека: монография. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2000.- 512 с.

4. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: методическое пособие. / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. - М., АРКТИ, 2005. – 336 с.

5. Проект о психологии. Помощь и консультации психолога он-лайн: Практикующему психологу. - В помощь школьному педагогу-психологу// Критерии оценки при написании заключения. – Режим доступа: https://www.psyhoterapevt.ru/praktik.htm.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: