ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Психологический факультет
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К практической работе студентов
По учебной дисциплине «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
На тему: «Психологическое обследование ребёнка с дизонтогениями.
Формирования итогового экспертного заключения психолога»
Составитель
Доц. каф. психофизиологии и
Клинической психологии Аралова М.П.
Ростов-на-Дону
Примерная структура психологического заключения
Фамилия, имя ____
Число, месяц, год рождения ____
Тип образовательной программы и форма обучения
Дет.сад _________, школа __________, класс _________,
Детское учреждение не посещает _________________________________________
Имя, отчество родителей _____
_____
Причина обращения _____
Краткие сведения из истории развития ребенка
Особенности раннего развития___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи___________________________________________________________
______________________________________________________________________
Социальный статус родителей (образование, профессия, место работы)_________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия проживания и воспитания (кто занимается воспитанием ребёнка)_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальные контакты:
взрослые_____________________________________________________________________________________________________________________________________
сверстники___________________________________________________________________________________________________________________________________
Жалобы в настоящий момент_____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфика внешнего вида и поведения ребёнка_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая оценка ребёнка в ситуации обследования_____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основная часть заключения
Качественная оценка сформированности регуляторной сферы_____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подробная оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования (в том числе и их динамический аспект) с выходом на уровневую констатацию психической активности, работоспособности и темповых характеристик деятельности ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы (в том числе таких психических функций, как память, речь, мышление) с кратким описанием наиболее специфичных результатов выполнения тех или иных заданий, методик (как качественных, так, по возможности, и количественных). Желательно здесь же соотнести выявленные особенности с уровнем сформированности системы пространственных представлений_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результирующая характеристика уровня интеллектуального развития ребенка с учетом имеющихся особенностей развития (мотивации, темпа деятельности и т.п.)__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специфические характеристики аффективной, эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения_______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение психолога
Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребёнка
Подпись
Дата
Возможные образцы оценок при написании психологического заключения
Характерные ошибки при письме, чтении и счете:
- пропуск букв, их замена; частые ошибки, неаккуратное выполнение задания, много исправлений, зачеркиваний;
- грубые ошибки, связанные с плохим усвоением грамматических правил, большое их количество;
- ошибки при написании отдельных элементов букв, слов, цифр;
- нарушение произношения звуков, смешение близких по произношению звуков;
- ошибки при чтении сложных слов, рассказов; угадывание слова по первым буквам; понимание смысла прочитанного;
- ошибки при устном счете; ошибки при выборе действия.
Учебная мотивация:
- отсутствие инициативы в сфере познания (инфантилизм, выраженность детских интересов, избегание усилия);
- слабая ориентация на оценку, отсутствие переживаний по поводу школьных неудач;
- сниженный уровень притязаний, нестойкость мотивации;
- крайне низкая направленность на познавательную деятельность.
Общая оценка ребенка в ситуации обследования:
- описание поведения ребенка (напряженность, скованность, равнодушие, высокая отвлекаемость);
- умение войти в контакт (ориентированность на совместную работу - отказ от деятельности);
- понимание и принятие заданий;
- анализ особенностей эмоциональной сферы (повышенный или пониженный фон настроения, эмоциональная возбудимость - холодность, безучастность);
- наличие страхов, тиков, навязчивых движений, заикания, быстрой речи.
Темп работы и работоспособность:
- замедленность темпа психической деятельности;
- низкая продуктивность работы (малый объем выполнения задания);
- повышенная утомляемость, истощаемость;
- сниженная интеллектуальная продуктивность;
- колебания функционального состояния в процессе обследования (ухудшение - улучшение).
Анализ развития психических функций
Сформированность функций программирования и контроля:
- самостоятельное выполнение предлагаемых заданий; со зрительной опорой; с использованием речи;
- возможность самостоятельного исправления допущенных ошибок;
- эффективность переключения при ломке выработанного стереотипа;
- потеря смысла инструкции по мере выполнения задания;
- недоступность выполнения задания.
Развитие моторных функций (динамическая и кинестетическая организация движений):
- усвоение программы с первого (второго) показа, совместно, по речевой инструкции;
- сбои, персеверации, сужение программы, инертный стереотип;
- ошибки при межполушарном переносе движения, замена движений, элементов, пальцев, зеркальность;
- нарушение координации, изолированность движений; пространственно-кинестетические ошибки;
- недоступность выполнения.
Пространственные отношения:
- пространственные ошибки (путает правую и левую руку), но самостоятельно их исправляет;
- инертность движений; грубые нарушения воспроизведения;
- искажение фигур и их частей в графических пробах, возможность исправления ошибок (самостоятельно, после наводящих вопросов, совместно с психологом);
- замена предлогов при определении взаимоотношений объектов в пространстве;
- недоступность выполнения заданий.
Восприятие:
- нарушения зрительного восприятия (зеркальность, фрагментарность, высокая импульсивность, нарушение номинативной функции речи);
- нарушения слухового восприятия (ошибки при воспроизведении ритмов, искажение структуры ритма в ходе его выполнения); инертный стереотип;
- забывание заданного ритма (слабость акустических следов);
- трудности выполнения ритмов по инструкции (нарушения произвольной функции движений).
Внимание:
- ограниченный объем – малое количество просмотренных знаков (трудности сосредоточения, наличие флуктуаций; быстрая утомляемость);
- низкая способность к переключению и распределению внимания – обилие ошибок при выполнении заданий (подвижность – инертность нервных процессов, истощаемость).
Память слухо-речевая:
- ограниченный объем кратковременной памяти;
- количество и характер допущенных ошибок (новые слова, побочные ассоциации, нарушения порядка слов);
- низкая продуктивность отсроченного воспроизведения;
- инертность речевых следов.
Память зрительная:
- число удержанных стимулов;
- количество и характер допущенных ошибок (пространственные ошибки, искажение фигур, изменение порядка, реверсия);
- грубые ошибки при воспроизведении фигур (незрелость зрительно-пространственных операций, нарушение программирования и контроля);
Мышление:
- уровень развития обобщений (в наглядно-дейтсвенном и речевом планах);
- сформированность логического мышления (понимание последовательности событий, установление связей и отношений между понятиями, критичность);
- динамика мыслительной деятельности (скачки, инертность, соскальзывание), самостоятельность, инициативность;
- недоразвитие умственного плана действий (речь улучшает – не улучшает выполнение).
Исследование речевых функций:
Экспрессивная речь:
- задержка формирования моторного праксиса, выраженного в нечеткости произношения;
- недостатки фонематического слуха (путает парные фонемы);
- выраженность речевой активности (слабая, адекватная, чрезмерная);
- малый словарный запас, низкая степень развернутости ответа;
- трудности в подборе слов и их употреблении; построении фраз; пересказе;
- наличие аграмматизмов.
Импрессивная речь:
- нарушение понимания действий, производимых с предметами;
- трудности понимания сложных речевых высказываний, логико-грамматических конструкций;
Ассоциативная речь:
- количество ассоциаций, скорость их образования, соответствие ключевому слову.
Личностные характеристики:
Общительность - замкнутость; уверенность в себе - неуверенность в себе; склонность к лидерству - уступчивость, покорность; склонность к риску, беспечность - осторожность, осмотрительность; добросовестность - безответственности; социальная смелость - робость, застенчивость; самостоятельность - независимость от внешних оценок - чувствительность; зависимость от других; тревожность - спокойствие; хорошее понимание социальных нормативов, высокий самоконтроль - низкий самоконтроль; расслабленность – напряженность [5].
Библиография
1. Забрамная, С. Д. Психолого - педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. - 2-е изд., перераб. / С.Д.Забрамная. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 112 с.
2. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей: монография. - М., Педагогика, 1989. – 102 с.
3. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека: монография. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2000.- 512 с.
4. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: методическое пособие. / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. - М., АРКТИ, 2005. – 336 с.
5. Проект о психологии. Помощь и консультации психолога он-лайн: Практикующему психологу. - В помощь школьному педагогу-психологу// Критерии оценки при написании заключения. – Режим доступа: https://www.psyhoterapevt.ru/praktik.htm.