Перспективы развития системы поддержки МСП в Заречном




 

Что бы начать, я хотел бы сказать буквально несколько слов о своем опыте работы за последние 4,5 года в АО «ИРМ» ГК «Росатом».

Руководитель проекта.

Своим основным проектом я бы назвал «Создание производства ЯЛК на базе ИЯР ИВВ-2М».

Система инвестиционной деятельности ГК «Росатом» достаточно инертна, если сравнивать с ведущими мировыми промышленными лидерами.

Стоит отметить, что в целом этому проекту в институте порядка 10 лет. Я его подхватил еще на доинвестиционной фазе, и до завершения 1 этапа отдал ему более 2 лет.

За это время нам удалось продвинуться гораздо дальше своих предшественников, провести НИР с определением возможности и условий размещения производства на действующем реакторе. В данный момент проект доведен до 2 этапа, когда следует принимать уже административное решение о запуске технической части проекта – проектирование и сооружение.

Это достаточно развитое производство на мировом рынке, продукция которого очень востребована – создание высокочистых и равномерно легированных полупроводников. Россия отстает лет на 20 от своих западных конкурентов, поэтому мы закладывали характеристики, превышающие лучшие зарубежные аналоги.

Востребованность полупроводников на мировом рынке представлена на текущем слайде, что говорит об устойчивой тенденции к ее увеличению. Поэтому проблем с реализацией продукции нет. Это подтверждают и наши маркетинговые исследования.

Интересно посмотреть на лидеров продаж полупроводников – предприятия Южной Кореи, Японии, Китая, США.

На следующем слайде – лидеры потребления кремниевых пластин. Все те же страны, среди которых России нет даже близко.

За то время, пока я готовил проект, перечисленные предприятия создали минимум по два новых филиала. Следует отметить, что огромное число предприятий по производству полупроводников – предприятия МСП.

Возникает вопрос – как Россия решает проблему импортозамещения и развития новых производств, экономики страны в целом?

В бизнес-плане 2 этапа я указал, что за время создания производства ЯЛК на территории Заречного можно создать целый полупроводниковый кластер на базе Индустриального парка в Муранитном, который замкнет полный цикл изготовления полупроводниковой базы.

Это лишь предложение, которое демонстрирует наши возможности и потенциал для развития.

Другим проектом мог бы послужить кластер «Центр ядерной медицины» на базе здания старого роддома. Ведь эта задача, поставленная Губернатором, которая требует решения. АО «ИРМ» выступил бы поставщиком изотопов, а ФМБА – центром диагностирования и лечения раковых заболеваний.

Оба проекта требуют консолидированного участия всех органов государственной и муниципальной власти и ГК «Росатом», а также органов инфраструктуры поддержки МСП. Работая в обеих структурах, я прекрасно отдаю себе отчет, что инициатива по созданию таких, безусловно, очень сложных проектов, должна исходить от Главы города, который должен убедить и зажечь идеей остальных.

Область точно поддержит. Но инертность мышления и инертность принятия инновационных решений в ГК «Росатом», может стать лимитирующим фактором, даже, несмотря на то, что официально корпорация находится в поиске новых бизнесов.

Данные проблемы я думаю общие для всех государственных корпораций.

Посмотрите на следующий слайд, где представлены финансовые показатели отечественного производителя полупроводников Ростех в сравнении с мировыми производителями.

При самой низкой выручке Ростех содержит максимальное число сотрудников.

Следующий слайд еще более показателен. В структуре цены продукции ГК «Росатом» накладные расходы превышают 50 %! Может ли эффективный предприниматель себе это позволить?

Это реальный якорь развития экономики России в целом – мы не конкурентно способны, а спрос и потребность продукции регулируются не рыночными механизмами, а административными ресурсами.

Однако в этих 50 % как раз и скрыт потенциал развития МСП – цена услуг и конкурентноспособность.

Легко ли взять эти ресурсы? Нет. Несмотря на то, что формально во всех закупочных процедурах государственных корпораций есть требование о доли участия предприятий МСП, по факту воспользоваться этим очень сложно – убрать улицы, отремонтировать санузлы, кровли… - это – все! Разве бизнес не способен на большее? При этом Росатом, к примеру, сам создает собственные дочерние предприятия для выполнения услуг МСП и пользуется ими. Но ведь в государственном масштабе это проблему не снимает – структура цены каждого нового предприятия точно такая же.

Выходов вижу два. Первый - добиваться неких преференций для предприятий МСП на законодательном уровне. Второй – на региональном уровне заключать соглашения с ГК о свободном конкурентном участии предприятий МСП в оказании им услуг и работ, вплоть до установления фиксированной доли участия.

Так или иначе, это расширит участие МСП в работе государственных предприятий, а также заставит и ГК пересмотреть свои экономические модели в сторону снижения накладных расходов. Для государства это приведет к повышению качества работ, снижению их затрат и повышению конкурентноспособности предприятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: