План: 1. Новое Время как культурно-историческая эпоха. Парадигмы НВ.
2. Культура Просвещения и ее принципы.
3. Просветительские идеи в отечественной культуре.
1) Эпоха НВ стала вершиной и логическим итогом многовекового культурно-исторического процесса как в общемировом, так и отечественном измерениях. Понять смысл и роль изменений в украинской культуре можно, лишь рассмотрев их в контексте общеевропейских культурных тенденций. Рассмотрим их.
Новая эпоха ознаменовалась радикальными изменениями хозяйственно-экономической жизни, социального устройства, мировоззренческой картины мира, всех форм культурного бытия (искусства, науки, религии и пр.).
В числе задач НВ – сделать выдвинутые гуманистами европейского Возрождения и Реформации культурные принципы (внесословная самоценность личности, творческая свободу познания и деятельности и др.) общезначимыми, необратимыми и массовыми. Культурные программы возрожденцев были элитарными и не затронули общественную жизнь: он перестраивали умы, а не жизнь, культуру, а не цивилизацию. Не аристократическая праздность, а постоянный труд, самореализация и активная социальная позиция становились важнейшими жизненными приоритетами.
Закат Возрождения и начало НВ (кон. 16-нач.17 вв.) сопровождались ситуацией глубокого культурного кризиса с его характерными признаками: рост фанатизма, апокалиптические настроения, мистика, нетерпимость.
В искусстве это отразилось в появлении художественных произведений заряженных вопросами о смысле бытия, нагруженных сложной символикой (картины Брейгеля «Слепые», «Кухня тучных», Дюрера «Меланхолия», драмы Шекспира, роман «Дон Кихот» Сервантеса и др.). Кризис – всегда пора разочарований и исканий. Его смысл в переоценке исторически новым поколением духовно-смыслового ядра культуры, обнаружение новых творческих ресурсов. Кризис неизбежно высвечивает «болевые точки» бытия.
Эпоха НВ имеет четкую динамику развития, свои внутренние этапы (характерную триадичность):
ü XVII в. – осуществление буржуазно-промышленной, индустриальной революции (всего в истории было 3 революции: земледельческая в неолит, промышленная 18 века и информационная в ХХ веке), новой социальной системы и нового типа личности;
ü XVIII в. – «Век Разума и Просвещения»; «Век совершеннолетия человечества» (И.Кант); утверждение принципов гражданского равенства и социальных свобод; культ науки и общественной полезности искусства;
ü XIX в. – вершина и итог НВ, «Золотой век культуры и искусства». Начало нового культурного кризиса (Декаданс посл.трети XIX в.)
«Пунктом прибытия» НВ считают 1914 год – начало 1-й мировой войны, изменившей дальнейший ход развития мировой культуры, мировоззренческих ориентиров и поставившей человечество перед ворохом принципиально новых (глобальных) проблем.
С XVII в. усложняется и все более дифференцируется государственно-политическая карта Европы. Сосуществуют разные типы государственности (абсолютистские монархии – во Франции, конституционные монархии – в Англии после буржуазной революции, монархии с сильным влиянием церкви и клерикальных кругов – Испания, а также страны, раздробленные на множество мелких образований – Италия, Германия). Становится разнообразной религиозная культурная география: сосуществуют католические, протестантские и православные страны. Актуализируются новые религиозные явления (масонство), тесно соединяясь с социальной проблематикой.
Хозяйственный базис НВ – буржуазно-капиталистические отношения, движущей социальной силой является т.н. «средний класс», класс предпринимателей. Буржуазный способ производства, появление мануфактуры, а затем и промышленности (фабричной системы, крупного машинного производства), преодоление патриархальных и феодальных форм хозяйствования означали колоссальный шаг человечества в развитии его сущностных творческих сил, в увеличении его власти над миром. Коренным образом преображались формы связи между человеком и природой, становясь все более прочными, но одновременно и более сложными, опосредованными. Раннебуржуазная культура XVII века не знала еще такой порабощающей власти отчуждения, таких глобальных последствий одностороннего, антигуманного развития техники, которые принесли следующие века. Капитализм порождает обезличенную человеко-машинную цивилизацию с варварским отношением к природе (от Природы-Матушки к природе-материалу).