Постоянство Божьего Закона




Связующие узы

1. Иер.7:23 - накладывало ли избрание Израиля какие-либо обязательства на него?

Иер.7:23 - но такую заповедь дал им: " слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо ".

2. Что такое закон, исходя из Втор.4:13? Втор.4:13 - насколько тесно связаны между собой завет и закон? Как этот текст показывает, насколько основополагающим для завета является закон? Для чего нужен закон?

«И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях» (Втор.4:13).

Когда вы размышляете о том, что такое завет, понятие закона как его неотъемлемой части объясняет все.

(Таким образом, закон – неотъемлемая часть завета!)

Если мы понимаем завет еще и как взаимоотношения, тогда необходимо установить некие правила и границы. Как долго продлились бы брак, дружба или деловое партнерство, если бы не было границ или правил, конкретно выраженных или негласно принятых? Муж решает взять еще одну жену, или друг помогает себе, беря деньги из бумажника друга, или один деловой партнер, не сказав другому, приглашает еще одного партнера присоединиться к их предприятию. Такие действия будут нарушением правил, законов и принципов. Как долго продлятся такие отношения? Вот почему должны быть проведены разграничения и установлены правила. Только посредством этого можно поддерживать взаимоотношения.

Завет Бога с Его народом, Израилем, содержал различные требования, которые имели решающее значение для поддержания особых отношений, к которым Он стремился со Своим народом.

3. Подумайте о том, с кем у вас близкие отношения. А теперь представьте, что случилось бы с этими отношениями, если бы вы чувствовали себя не связанными никакими правилами, нормами или законами и считали, что имеете полную свободу делать все, что хотите? Почему правила необходимы? Ср. с Рим.7:7 (2-я ч.)

 

Закон в завете (Втор.10:12-13)

1. Что такое закон?

Закон — наставления и учения, записанные в книгах Моисея, ставшие частью завета с Израилем. Закон затрагивает все аспекты жизненного уклада Израиля — сельское хозяйство, гражданское управление, социальные отношения и поклонение Богу.

В еврейском языке слово тора́ происходит от слова хора́, означающего „указывать, учить“ или „наставлять“. Соответственно, существительное тора́ в самом широком смысле значит „обучение“ или „наставление“. В этом смысле слово закон означает всю явленную волю Божью либо ее часть.

Бог дал Израилю это наставление, тору, в форме „постановлений и законов“ (Втор.4:14) или „повелений, постановлений и уставов“ (ст. 45), для того чтобы регламентировать жизнь Израиля. Таким образом, закон мог быть всеобъемлющим видом „наставления“, которое включало в себя все законы: нравственно-этические, гражданские и социальные, касающиеся порядка жертвоприношений и богослужений, а также санитарно-гигиенические законы.

В ряде других случаев слово закон (тора́) может использоваться в очень узком смысле, обозначая только Десять заповедей.

2. Что в первую очередь приходит вам на ум, когда вы размышляете о законе? Полицейские, штрафы за нарушение правил дорожного движения, судьи и тюрьма? Или вы думаете об ограничениях, правилах, авторитарных родителях и наказаниях?

3. Согласны ли вы с нижеприведенным определением закона?

Закон – описание способа взаимодействия объектов и обитателей Вселенной друг с другом таким образом, чтобы всем «было хорошо» (Иер.7:23).

4. Втор.10:13 и 5:33 - каким образом наставления, данные Израилю, были им во благо, «дабы» им «было хорошо»?

5. Французская религиозная мыслительница и философ Симона Вейль однажды написала: «Порядок — это первая потребность всех» (Russell Kirk, The Roots of American Order, p. 3). Как вы понимаете ее слова в контексте материала этой недели, особенно в отношении понятия закона? Каким образом Божий закон способствует порядку, гармонии и стабильности всей Вселенной?

6. Евр.8:10 и 10:16 – насколько тесно связаны Божий закон, Божий Завет и человечество?

Еврейское слово тора, переведенное в нашей Библии как «закон», означает «учение» или «наставление». Это слово может использоваться для обозначения всех Божьих наставлений — моральных, гражданских, социальных или религиозных. Оно заключает в себе все мудрые советы, которые Бог милостиво дал Своему народу, чтобы тот мог жить жизнью с избытком и физически, и духовно. Неудивительно, что псалмопевец называл благословенным человека, чья «воля» «в законе Господа… и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:2).

7. Мф.22:37-40 - какова сущность Божьего закона? Как Мф.22:34–40 помогает нам лучше понять: 1) место и значение Божьего Закона в Его завете и 2) концепцию того, что завет отождествляется с взаимоотношениями?

Любовь — не некая туманная, неопределенная чувственность, но полная посвященность Богу, которая исходит из сердца в практическом служении нашим ближним.

Втор.6:5 - этот текст напоминает о том, что наша любовь к Богу должна быть на первом месте.

«Прежде всего нужно иметь любовь в сердце, и только после этого человек может силой и милостью Христа начать соблюдать предписания Закона Божьего (ср. Рим.8:3-4). Послушание без любви столь же невозможно, сколь и бесполезно. Если же есть любовь, то человек автоматически приступит к приведению своей жизни в соответствие с волей Божьей, изложенной в Его заповедях» (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 484).

8. Почему нить любви оказывается сильнее, чем канат страха, притягивая людей к Богу?

9. Почему заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37) — первая и величайшая заповедь?

10. Бог дает нам Свой закон как проявление Своей непостижимой любви. Сравните отношения между Богом и человечеством с отношениями между родителем и ребенком. Каково назначение Закона в отношениях любви? Каким образом ограничения и объявляемые требования укрепляют взаимоотношения? Что Божьи законы и ограничения говорят нам о Его характере? Еккл.10:8 и 8:5

11. Что, если бы Иисус сегодня прошел по улицам вашего города? Как бы Он проявил любовь к вашим ближним и почему? Когда вы нарушаете какую-либо заповедь Божьего Закона, вас спасает Его благодать. Означает ли это, что благодать отменяет закон? Вспомните случаи, когда вы высоко оценили ограничения, налагаемые Библией, церковью или обществом.

12. Как в Иез.33:15 названы Божьи законы?

Иез.33:15 - [если] этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, - то он будет жив, не умрет.

Иез.33:15, ИПБ - и если он отдаст должнику залог, возвратит награбленное, станет поступать по заповедям, дарующим жизнь, не делая ничего нечестивого, — ему будет сохранена жизнь, не умрет он!

«В заповедях Своего святого закона Бог дал совершенное правило жизни, сказав, что этот закон не изменится ни на йоту и останется обязательным для всех до конца времен. Христос пришел, чтобы прославить и возвеличить его. Он доказал, что закон имеет под собой широкое основание любви к Богу и людям и что его заповеди охватывают все сферы жизни и деятельности человека. Своей собственной жизнью Он дал пример послушания Закону Божьему, а в Нагорной проповеди показал, что его требования простираются за пределы конкретных поступков и распространяются на мысли и сердечные намерения» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 505).

13. Пс.118:97 – размышляете ли вы о Божьем законе, подобно царю Давиду?

Пс.118:97 - Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

14. Пс.118:96 – что подметил царь Давид, размышляя о Божьем законе?

Пс.118:96 - Я видел предел всякого совершенства, [но] Твоя заповедь безмерно обширна.

Пс.118:96, ИПБ - Видел я предел всякому совершенству, но заповедь Твоя широка, совершенство ее безгранично!

15. Пс.18:8-12 – какое влияние оказывает Божий Закон на жизнь человека? Имели ли вы в своей жизни такой духовный опыт? Как вы к нему пришли?

Пс.18:8-12 - Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

Пс.18:8-12, ИПБ - Так и Закон Господа совершенен, жизнь обновляет, свидетельства Господни достоверны, умудряют простых. Повеления Господа верны, радуют они сердце, заповедь Господа чиста, просветляет взор. Благоговейное поклонение пред Господом чисто и пребывает вовек. Установления Господни истинны, и справедливо каждое из них, "желаннее они золота, множества самородков золотых, слаще меда, из сот капающего. Слуга Твой в них озаренье обретает, и в соблюдении их — награда великая.

«Он… направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс.22:3). Вследствие Своей моральной непорочности Бог никогда не введет нас в заблуждение. Он предоставит безопасные пути в нашем духовном хождении по жизни.

16. Какова была функция закона в рамках завета?

Функция закона в рамках завета заключалась в том, чтобы обеспечить руководящие принципы для новой жизни человека — партнера по завету. Закон знакомит участника завета с волей Бога, Которого человек познает в самом полном смысле через послушание верой Его заповедям и другим выражениям Его воли.

Роль закона в завете показывает, что Израиль не мог ходить путями других народов. Они не могли жить, руководствуясь лишь законом природы, человеческими желаниями или социальными, политическими и экономическими потребностями. Они могли оставаться святым Божьим народом, царственным священством и уделом только посредством бескомпромиссного послушания явленной воле Бога во всех сферах жизни.

17. Завет сыграл важную роль в исходе Израиля из Египта. Этот завет был знамением Божьей защиты, любви и заботы. Как завет с Богом преобразовывается в знамения Божьей любви и заботы в вашей духовной жизни? Какова ваша роль в процессе познания того, что значит жить в отношениях завета с Христом?

18. Рим.6:14,15; Гал.5:18 – нужен ли нам сейчас закон, если мы «не под законом, но под благодатью»?

Завет, заключенный Богом с Израилем у горы Синай, должен был стать примером Божьей благодати, которую увидят все, кто соприкасается с Его народом. Этот завет определял отношения Израиля с Богом.

Благодать — это не разрешение для непослушания. Напротив, завет и закон неразделимы.

«Таким образом, очевидно, что путь спасения в Ветхом Завете и путь спасения в Новом Завете — один и тот же путь: оба они — спасение по благодати через веру, которая проявляется в послушании» (Gerhard Hasel and Michael Hasel, The Promise: God’s Everlasting Covenant, p. 78).

«Вы не можете даже мыслить без Христа, не можете иметь желание прийти к Нему, если Он не окажет влияния и не воздействует Своим Духом на человеческий разум» (Э. Уайт. Вера и дела, с. 73).

Божий закон — это безопасная и твердая стезя для человечества.

«Все заповеди Твои праведны» (Пс.118:172).

Откр.22:14 - Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

 

Постоянство Божьего Закона

1. Какую истину о Боге и Его характере преподает нам присутствие Божьего Закона в отношениях завета? Мал.3:6; Иак.1:17.

Божий Закон — это устное или письменное выражение Его воли. Закон — это отражение Его характера, его присутствие в завете заверяет нас в постоянстве и надежности Бога. Мы знаем, что Ему можно доверять. Его Вселенная подчиняется неизменным моральным и физическим законам. Именно этот факт дает нам настоящую свободу и безопасность.

«Уверенность в том, что Бог достоин доверия и надежен, обусловлена тем, что Он — Бог закона. Его воля и Его закон едины. Бог говорит: что правильно, то правильно, потому что это описывает наилучшие возможные отношения. Следовательно, закон Божий никогда не бывает произвольным и не подчиняется прихоти и вымыслу. Это самый неизменный эталон во Вселенной» (Walter Beach, Dimensions in Salvation, p. 143).

2. Если Божий Закон не может спасти человека от греха, почему Бог сделал его частью завета? Ам.3:3.

Взаимоотношения требуют согласия и гармонии. Поскольку Бог не только Творец этого мира, но и его духовный Правитель, закон необходим для счастья Его сотворенных разумных существ, чтобы они жили в гармонии с Ним. Таким образом, Его Закон, выражение Его воли, становится основным принципом Его правления. Это норма или обязательство соглашения и отношений завета. Предназначение закона — не спасти, а определить наши обязательства перед Богом (заповеди 1–4) и наши обязательства перед нашими ближними (заповеди 5–10). В нем изложен тот образ жизни, который по замыслу Божьему должны вести сыны Его завета ради их собственного счастья и благополучия. Закон препятствовал Израилю выбрать какую-либо другую философию как норму жизни. Целью отношений завета было и остается привести верующего посредством преобразующей благодати Божьей в гармонию с Божьей волей и характером.

3. Быт.6:5 – к чему приводит жизнь без Божьего закона?

Беззаконие становится состоянием человеческой сущности.

4. Оглянитесь по сторонам. Каковы разрушительные последствия беззакония? Каков ущерб, нанесенный нарушением Божьего Закона в вашей собственной жизни? Каким образом эти очевидные вещи помогают подтвердить благость Божьего Закона и почему закон должен быть важным элементом наших отношений с Богом?

5. Какие выводы мы можем сделать для себя, размышляя над приведенными текстами? Втор.5:33; Втор.6:4,5; Втор.10:12; Втор.11:1,13,22; Втор.13:3,18.

Закон был дан нам во благо и остается таковым.

6. Как вы понимаете Рим.10:4? Ср. с Рим.10:4, ИПБ.

Рим.10:4 - потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.

Рим.10:4, ИПБ - Но во Христе ведь уже достигнута цель, что была Законом указана, так что обрести праведность теперь может каждый, кто верует в Него (букв.: ибо конец (или: цель) Закона (как средства обретения праведности) есть Христос, к праведности каждого верующего).

Только Христос способен вернуть людям Свою небесную чистоту, и Он делает это, указывая нам на Себя.

 

Если...

1. Какова природа Божьего завета? Быт.18:19; Быт.26:4-5; Исх.19:5; Лев.26:3. Какое отношение это имеет к нам?

а) Исх.19:5 - «Если вы будете слушаться...» Условность завета бесспорна. Несмотря на то, что обетования завета были ниспосланы по благодати, несмотря на то, что они были дарованы им незаслуженно, эти обетования были условными. Люди могли отвергнуть дар, отречься от благодати и отказаться от обетований. Завет, как и в случае со спасением, никогда не отрицает свободы воли. Господь не заставляет людей вступать в спасительные отношения с Ним; Он не навязывает им завет. Он безвозмездно предлагает его каждому; каждого приглашает принять его. Когда человек делает это, появляются обязательства — не как средство получения благословения завета, а как внешнее проявление того, что благословение завета получено. Израиль должен был повиноваться не для того, чтобы заслужить эти обетования, а для того, чтобы эти обетования могли исполниться. Его послушание было выражением того, что значит быть благословенным Господом. Послушание не заслуживает благословений, в противном случае Бог обязан их даровать; послушание создает среду, в которой может проявляться благословение веры.

б) Бог признает верное послушание Авраама «повелениям Его, уставам Его и законам» (Быт.26:5), ожидая такого образа жизни от Своего участника завета — человечества.

2. «Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение» (Втор.5:33). Говорит ли здесь Господь израильтянам, что если они будут слушаться, то заслужат эти благословения, что эти благословения — то, что причитается народу? Или Он говорит: «Если вы будете слушаться, эти благословения будут дарованы, потому что послушание открывает Мне путь, чтобы Я мог ниспослать вам благословения»? В чем разница между этими двумя идеями?

 

Уроки, выводы

1. Что означало избрание Израиля? Каким образом избрание Израиля отражает наш собственный опыт избрания?

Древний Израиль возник благодаря Божественному провидению, для того чтобы распространить Богом предначертанное свидетельство окружающим народам.

2. Насколько важен был в завете закон? Бывает ли завет безусловным? Почему послушание — это неотъемлемая часть отношений завета?

«Дарование закона было таким же деянием благодати, как и Божий дар избрания. Дарование закона было таким же деянием милости, как и избавление от египетского рабства. Дарование закона — это такое же деяние Божьей любви, как заключение завета, к которому принадлежит закон. Таким образом, закон становится орудием, определяющим все отношения в рамках завета и сообщества завета» (Gerhard Hasel and Michael Hasel, The Promise: God’s Everlasting Covenant, p. 72).

3. Является ли послушание Закону условием установления взаимоотношений с Богом?

4. Бог избрал и Израиль, и церковь. Как избранные Богом они обладали и обладают тем, в чем мир испытывал и продолжает испытывать великую нужду, но к чему он почти не стремился и не стремится. По большей части, Израиль практически ничего не сделал, чтобы это изменить. Возможно ли, что сегодня мы подвергаемся опасности стать ненужными?

 

Вывод. Божий Закон был неотъемлемой частью завета. Однако этот завет был истинным заветом благодати. Благодать, тем не менее, никогда не отменяет необходимости закона. Напротив, закон — это средство, через которое благодать проявляется и выражается в жизни тех, кто ее получает.

 

Светлана, svettor@yandex.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: