Самостоятельная работа аспирантов




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по науке и инновациям

_____________ А.П. Киясов

«_5____» сентября 2011 г.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ АСПИРАНТОВ

Научная специальность подготовки: 14.01.17хирургия

(шифр специальности) (название специальности)

Форма обучения ОЧНАЯ.

Разработчик рабочей программы Кафедра хирургических болезней № 1

г од обучения 2 год.

  Часы Зачетные единицы
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа    
Всего    
Форма аттестации зачет  

 

Казань, 2011

 

Рабочая программа составлена в соответствии с утвержденными Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных п риказом №1365 от 16 марта 2011г., учебным планом аспирантуры КГМУ

 

Разработчик программы:

Зав.кафедрой, профессорКрасильников Д.М.

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

 

Программа рассмотрена и принята на заседании кафедры хирургических болезней № 1

(протокол №_ 1 от «_2_» сентября 2011 г.)

Зав.кафедрой, профессорКрасильников Д.М.

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

 

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Зав. Аспирантурой

и докторантурой

 

«_5_» сентября 2011 г. ________________ Басырова Р.З.

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа составлена на основе:

- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- учебного плана аспирантуры КГМУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности Травматология и ортопедия

 

Основные цели педагогической практики аспирантов:

- изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях,

- развитие практических умений и навыков профессионально-педагогической деятельности, укрепление мотивации к педагогическому труду в высшей школе

- знакомство аспирантов со спецификой деятельности преподавателя медицинских дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций

- закрепление психолого-педагогических знаний в области педагогики и приобретение навыков творческого подхода к решению научно-педагогических задач.

 

Основными задачами педагогической практики являются:

- приобретение опыта педагогической работы в условиях высшего учебного заведения,

- формирование у аспирантов целостного представления о педагогической деятельности, педагогических системах и структуре высшей школы,

- выработка у аспирантов устойчивых навыков практического применения профессионально-педагогических знаний, полученных в процессе теоретической подготовки,

- развитие профессионально-педагогической ориентации аспирантов,

- приобщение аспирантов к реальным проблемам и задачам, решаемым в образовательном процессе учреждения высшего профессионального образования,

- изучение методов, приемов, технологий педагогической деятельности в высшей школе,

- развитие у аспирантов личностно-профессиональных качеств педагога.

 

В результате педагогической практики аспирант должен:

Знать:

- основные достижения и тенденции развития соответствующей предметной и научной области и ее взаимосвязи с другими науками,

- правовые и нормативные основы функционирования системы образования,

- порядок реализации основных положений и требований документов, регламентирующих деятельность вуза, кафедры, преподавательского состава по совершенствованию учебно-воспитательной, методической и научной работы на основе ФГОС,

- современные подходы к моделированию научно-педагогической деятельности,

- основы учебно-методической работы в высшей школе,

- порядок организации, планирования, ведения и обеспечения учебно-образовательного процесса с использованием новейших технологий обучения,

- основы педагогической культуры и мастерства,

- основные принципы, методы и формы организации научно-педагогического процесса в техническом вузе,

- методы контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых.

 

Уметь:

- применять методы и приемы составления планов лекций, задач, упражнений, тестов по различным темам, систематикой учебных и воспитательных задач,

- использовать образовательных технологии, методы и приемы проведения лекционных и практических занятий,

- использовать при изложении предметного материала взаимосвязи дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами,

- использовать при изложении предметного материала взаимосвязи научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса,

- основы применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе,

- осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса,

- выступать перед аудиторией и создавать творческую атмосферу в процессе занятий,

- анализировать возникающие в педагогической деятельности затруднения и разрабатывать план действий по их разрешению.

 

Иметь навыки:

- владения техниками использования лабораторного оборудования кафедры, технических средств обучения при проведении занятий по учебным дисциплинам,

- владения техникой речи, правилами поведения при проведении учебных занятий,

- владение методикой и технологией проведения учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия, консультации по дисциплине, проверку различных видов домашних заданий, проведение промежуточных аттестаций с бальной оценкой),

- овладение методикой самооценки и самоанализа результатов и эффективности проведения аудиторных занятий различных видов.

 

Обладать компетенциями:

- организационно-управленческими;

- общепрофессиональными;

- социально-личностными;

- коммуникативными.

Базой педагогической практики является ГБОУ ВПО КГМУ.

Организатором педагогической практики является кафедра, за которой закреплена подготовка аспирантов по соответствующей научной специальности - кафедра травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных состояний.

При необходимости аспирант может пройти педагогическую практику на других сходных по тематике кафедрах, особенно в случае совпадения научных интересов кафедры и диссертационного исследования аспиранта.

В период практики аспиранты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на кафедрах и других подразделениях университета применительно к учебному процессу.

Общее руководство педпрактикой и научно-методическое консультирование осуществляется научным руководителем или руководителем практики.

В обязанности руководителя практики входит:

- обеспечение проведения всех организационных мероприятий перед направлением аспирантов на практику;

- составление индивидуального плана прохождения практики каждому аспиранту и согласование его с руководителем практики от организации;

- организация работы аспирантов в соответствии с программой педагогической практики;

- подготовка индивидуальных занятий для прохождения практики;

- обеспечение аспирантов необходимым нормативным, бланковым материалом, справочной литературой и др.;

- проведение консультаций в установленное время;

- проверка отчетов аспирантов по практике;

- представление заведующему кафедрой письменного отчета о проведении практики, включающего предложения и замечания по совершенствованию практической подготовки аспирантов.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Распределение видов учебных занятий и часов, зачетных единиц по семестрам

 

 

Вид занятий Количество часов в семестр Трудоемкость  
3-й семестр 4-й семестр Час. Зач. ед.  
  Аудиторная работа Самост.работа Аудиторная работа Самост.работа  
  Педагогическая практика   18 ч.   36 ч.   18 ч.   36 ч.    
     

Содержание практики.

2.2.1. Объем, сроки проведения и содержание педагогической практики аспирантов.

Общий объем часов педагогической практики составляет 108 часов и 3 зачетные единицы. Продолжительность проведения практики устанавливается в соответствии с учебными планами и индивидуальными планами работы аспирантов составляет 2 недели.

Педагогическая практика проходит в два этапа:

1 этап – проводится в течение одной недели на втором году обучения (54 часа учебно-методической работы).

Тематический план:

  1. Посещение и анализ занятий ведущих профессоров и доцентов кафедр.
  2. Посещение научно-методических консультаций.
  3. Составление индивидуального плана педагогической практики.
  4. Разработка рабочей программы учебной дисциплины (выбор дисциплины согласовывается с научным руководителем).
  5. Подбор материалов к лекциям, конструированию семинарских, практических, лабораторных занятий.
  6. Самостоятельное изучение литературы по проблемам педагогики высшей школы; изучение методик подготовки и проведения лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов; освоение инновационных образовательных технологий;
  7. Знакомство с учебной базой кафедры; с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т.д.
  8. Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы.

2 этап активной педагогической практики (54 часа учебно-методической работы) на втором году обучения. Целью является приобретение навыков преподавательской деятельности, проведение учебных занятий в группах студентов, включенных в сетку нагрузки кафедры.

Сроки прохождения практики устанавливаются согласно индивидуальному плану работы аспиранта и согласуются с научным руководителем, заведующим кафедрой.

Помимо проведений занятий по заданию руководителя аспиранты выполняют следующие виды научно-исследовательской работы:

1) проектирование и проведение лекционных, практических занятий с использованием инновационных образовательных технологий;

2) разработка мультимедийных комплексов по дисциплине Травматология и ортопедия.

3) проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;

4) разработка тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов;

5) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;

6) разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий;

7) сравнительный анализ различных методов оценки качества учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины;

8) оптимизация учебно-познавательной деятельности и повышение качества подготовки;

9) проведение психолого-педагогических исследований по диагностике профессионально и личностно значимых качеств студента (преподавателя) и анализ его результатов;

10) анализ отечественной и зарубежной практик подготовки специалистов с высшим техническим образованием.

Содержание педагогической практики аспиранта определяется с учетом интересов и возможности кафедры, где она проводится, и полностью определяется индивидуальным заданием. Индивидуальное задание разрабатывается по профилю специальности аспирантуры и с учетом предварительно сформулированной темы диссертационной работы.

Самостоятельная работа аспирантов

Перечень заданий для самостоятельной работы    
  час. зач. ед.
Составление плана педагогической практики    
Разработка макета рабочей программы учебной дисциплины по определенному курсу    
Подбор учебной, научной, публицистической литературы для составления конспекта лекции    
Изучение учебной и научной педагогической литературы    
Изучение инновационных образовательных технологий    
Оформление отчета педагогической практики за третий семестр обучения    
Итого: (3 семестр)    
Составление конспекта лекции    
Разработка методических рекомендаций по проведению семинарских, практических и лабораторных занятий. Выбор методики определения знаний студентов    
Оформление раздаточного материала или презентации к лекционному занятию    
Разработка тестовых заданий, задач, упражнений. Сценариев деловых игр для проведения семинарских занятий    
Оформление отчета педагогической практики за третий год обучения    
Итого (4 семестр)    


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: