Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по науке и инновациям
_____________ А.П. Киясов
«_5____» сентября 2011 г.
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ АСПИРАНТОВ
Научная специальность подготовки: 14.01.17 – хирургия
(шифр специальности) (название специальности)
Форма обучения ОЧНАЯ.
Разработчик рабочей программы Кафедра хирургических болезней № 1
г од обучения 2 год.
Часы | Зачетные единицы | |
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Всего | ||
Форма аттестации | зачет |
Казань, 2011
Рабочая программа составлена в соответствии с утвержденными Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных п риказом №1365 от 16 марта 2011г., учебным планом аспирантуры КГМУ
Разработчик программы:
Зав.кафедрой, профессорКрасильников Д.М.
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Программа рассмотрена и принята на заседании кафедры хирургических болезней № 1
(протокол №_ 1 от «_2_» сентября 2011 г.)
Зав.кафедрой, профессорКрасильников Д.М.
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО:
Зав. Аспирантурой
и докторантурой
«_5_» сентября 2011 г. ________________ Басырова Р.З.
(дата) (подпись) (Ф.И.О.)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа составлена на основе:
- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;
- учебного плана аспирантуры КГМУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности Травматология и ортопедия
Основные цели педагогической практики аспирантов:
- изучение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях,
- развитие практических умений и навыков профессионально-педагогической деятельности, укрепление мотивации к педагогическому труду в высшей школе
- знакомство аспирантов со спецификой деятельности преподавателя медицинских дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций
- закрепление психолого-педагогических знаний в области педагогики и приобретение навыков творческого подхода к решению научно-педагогических задач.
Основными задачами педагогической практики являются:
- приобретение опыта педагогической работы в условиях высшего учебного заведения,
- формирование у аспирантов целостного представления о педагогической деятельности, педагогических системах и структуре высшей школы,
- выработка у аспирантов устойчивых навыков практического применения профессионально-педагогических знаний, полученных в процессе теоретической подготовки,
- развитие профессионально-педагогической ориентации аспирантов,
- приобщение аспирантов к реальным проблемам и задачам, решаемым в образовательном процессе учреждения высшего профессионального образования,
- изучение методов, приемов, технологий педагогической деятельности в высшей школе,
- развитие у аспирантов личностно-профессиональных качеств педагога.
В результате педагогической практики аспирант должен:
Знать:
- основные достижения и тенденции развития соответствующей предметной и научной области и ее взаимосвязи с другими науками,
- правовые и нормативные основы функционирования системы образования,
- порядок реализации основных положений и требований документов, регламентирующих деятельность вуза, кафедры, преподавательского состава по совершенствованию учебно-воспитательной, методической и научной работы на основе ФГОС,
- современные подходы к моделированию научно-педагогической деятельности,
- основы учебно-методической работы в высшей школе,
- порядок организации, планирования, ведения и обеспечения учебно-образовательного процесса с использованием новейших технологий обучения,
- основы педагогической культуры и мастерства,
- основные принципы, методы и формы организации научно-педагогического процесса в техническом вузе,
- методы контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых.
Уметь:
- применять методы и приемы составления планов лекций, задач, упражнений, тестов по различным темам, систематикой учебных и воспитательных задач,
- использовать образовательных технологии, методы и приемы проведения лекционных и практических занятий,
- использовать при изложении предметного материала взаимосвязи дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами,
- использовать при изложении предметного материала взаимосвязи научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса,
- основы применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе,
- осуществлять методическую работу по проектированию и организации учебного процесса,
- выступать перед аудиторией и создавать творческую атмосферу в процессе занятий,
- анализировать возникающие в педагогической деятельности затруднения и разрабатывать план действий по их разрешению.
Иметь навыки:
- владения техниками использования лабораторного оборудования кафедры, технических средств обучения при проведении занятий по учебным дисциплинам,
- владения техникой речи, правилами поведения при проведении учебных занятий,
- владение методикой и технологией проведения учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия, консультации по дисциплине, проверку различных видов домашних заданий, проведение промежуточных аттестаций с бальной оценкой),
- овладение методикой самооценки и самоанализа результатов и эффективности проведения аудиторных занятий различных видов.
Обладать компетенциями:
- организационно-управленческими;
- общепрофессиональными;
- социально-личностными;
- коммуникативными.
Базой педагогической практики является ГБОУ ВПО КГМУ.
Организатором педагогической практики является кафедра, за которой закреплена подготовка аспирантов по соответствующей научной специальности - кафедра травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных состояний.
При необходимости аспирант может пройти педагогическую практику на других сходных по тематике кафедрах, особенно в случае совпадения научных интересов кафедры и диссертационного исследования аспиранта.
В период практики аспиранты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным на кафедрах и других подразделениях университета применительно к учебному процессу.
Общее руководство педпрактикой и научно-методическое консультирование осуществляется научным руководителем или руководителем практики.
В обязанности руководителя практики входит:
- обеспечение проведения всех организационных мероприятий перед направлением аспирантов на практику;
- составление индивидуального плана прохождения практики каждому аспиранту и согласование его с руководителем практики от организации;
- организация работы аспирантов в соответствии с программой педагогической практики;
- подготовка индивидуальных занятий для прохождения практики;
- обеспечение аспирантов необходимым нормативным, бланковым материалом, справочной литературой и др.;
- проведение консультаций в установленное время;
- проверка отчетов аспирантов по практике;
- представление заведующему кафедрой письменного отчета о проведении практики, включающего предложения и замечания по совершенствованию практической подготовки аспирантов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Распределение видов учебных занятий и часов, зачетных единиц по семестрам
Вид занятий | Количество часов в семестр | Трудоемкость | |||
3-й семестр | 4-й семестр | Час. | Зач. ед. | ||
Аудиторная работа | Самост.работа | Аудиторная работа | Самост.работа | ||
Педагогическая практика | 18 ч. | 36 ч. | 18 ч. | 36 ч. | |
Содержание практики.
2.2.1. Объем, сроки проведения и содержание педагогической практики аспирантов.
Общий объем часов педагогической практики составляет 108 часов и 3 зачетные единицы. Продолжительность проведения практики устанавливается в соответствии с учебными планами и индивидуальными планами работы аспирантов составляет 2 недели.
Педагогическая практика проходит в два этапа:
1 этап – проводится в течение одной недели на втором году обучения (54 часа учебно-методической работы).
Тематический план:
- Посещение и анализ занятий ведущих профессоров и доцентов кафедр.
- Посещение научно-методических консультаций.
- Составление индивидуального плана педагогической практики.
- Разработка рабочей программы учебной дисциплины (выбор дисциплины согласовывается с научным руководителем).
- Подбор материалов к лекциям, конструированию семинарских, практических, лабораторных занятий.
- Самостоятельное изучение литературы по проблемам педагогики высшей школы; изучение методик подготовки и проведения лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов; освоение инновационных образовательных технологий;
- Знакомство с учебной базой кафедры; с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т.д.
- Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы.
2 этап активной педагогической практики (54 часа учебно-методической работы) на втором году обучения. Целью является приобретение навыков преподавательской деятельности, проведение учебных занятий в группах студентов, включенных в сетку нагрузки кафедры.
Сроки прохождения практики устанавливаются согласно индивидуальному плану работы аспиранта и согласуются с научным руководителем, заведующим кафедрой.
Помимо проведений занятий по заданию руководителя аспиранты выполняют следующие виды научно-исследовательской работы:
1) проектирование и проведение лекционных, практических занятий с использованием инновационных образовательных технологий;
2) разработка мультимедийных комплексов по дисциплине Травматология и ортопедия.
3) проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;
4) разработка тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов;
5) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;
6) разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий;
7) сравнительный анализ различных методов оценки качества учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины;
8) оптимизация учебно-познавательной деятельности и повышение качества подготовки;
9) проведение психолого-педагогических исследований по диагностике профессионально и личностно значимых качеств студента (преподавателя) и анализ его результатов;
10) анализ отечественной и зарубежной практик подготовки специалистов с высшим техническим образованием.
Содержание педагогической практики аспиранта определяется с учетом интересов и возможности кафедры, где она проводится, и полностью определяется индивидуальным заданием. Индивидуальное задание разрабатывается по профилю специальности аспирантуры и с учетом предварительно сформулированной темы диссертационной работы.
Самостоятельная работа аспирантов
Перечень заданий для самостоятельной работы | ||
час. | зач. ед. | |
Составление плана педагогической практики | ||
Разработка макета рабочей программы учебной дисциплины по определенному курсу | ||
Подбор учебной, научной, публицистической литературы для составления конспекта лекции | ||
Изучение учебной и научной педагогической литературы | ||
Изучение инновационных образовательных технологий | ||
Оформление отчета педагогической практики за третий семестр обучения | ||
Итого: (3 семестр) | ||
Составление конспекта лекции | ||
Разработка методических рекомендаций по проведению семинарских, практических и лабораторных занятий. Выбор методики определения знаний студентов | ||
Оформление раздаточного материала или презентации к лекционному занятию | ||
Разработка тестовых заданий, задач, упражнений. Сценариев деловых игр для проведения семинарских занятий | ||
Оформление отчета педагогической практики за третий год обучения | ||
Итого (4 семестр) |