Лекция 8. Воспитание в контексте микрофакторов социализации




1.Семья и семейное воспитание а.Характеристики современной семьи;б)Семейное воспитание; в)Домашний очаг.

2.Соседство как фактор социализации

3.Группа сверсников, как фактор социализации а.Характеристика группы сверстников.

4.Социализирующие функции религиозных организаций. Религиозное воспитание

5.Воспитательные организации и социальное воспитание а.О понятии «воспитательная организация». б.Функции воспитательных организаций в процессе социализации. в.Социальное воспитание.

6.Контркультурные организации и диссоциальное воспитание

7.Микросоциум. Границы микросоциума

1.Семья и семейное воспитание. а.Характеристики современной семьи. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих по­колений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется ря­дом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая дру­гих родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и - что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоцио­нально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь услож­няет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, семья уменьшается в размерах, исчезло разнообра­зие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.

Во-вторых, при сохранении традиционного разделения «муж­ского» и «женского» труда первый часто в массе семей сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в до­машнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определя­ются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения де­тей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного време­ни вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской вла­сти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен прихо­дить авторитет личности родителей.

Социализирующие функции семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином воз­растном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

1. семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья иг­рает определяющую роль, которая не может быть компенсиро­вана другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается веду­щим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

2. семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типиза­ции, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписы­ваемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенче­ские образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами).

3. семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благопо­лучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.

4. семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным. В частности, исследования показывают, что выбор супру­га и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.

5. в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтниче­ских отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

6. семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, усто­ять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой само­развития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяни­цы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализа­цию, характер и результаты которой определяются ее объективны­ми характеристиками (составом, уровнем образования, социаль­ным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

б.Семейное воспитание. Семейное воспитание - более или менее осозна­ваемые усилия по взращиванию ребенка, пред­принимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания за­висят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех лич­ностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов - братьев и(или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) - такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образо­вания, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим и к их воспитанию как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании. Имею­щиеся в семье личностные ресурсы могут дополняться в опреде­ленные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.

Личностные ресурсы, в частности уровень образования стар­ших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориента­ции, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессив­ное, личностное развитие; культивирование отдельных способ­ностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлени­ем старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к реше­нию проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Стар­шие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не счи­тают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требова­ний, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным сти­лем воспитания, делает основными средствами воспитания одобре­ние и поощрение.

В реальности авторитарный и демократический стили воспи­тания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реа­лизовывать неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична).

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько «форми­ровать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помо­гать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца явля­ется подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обуче­ние нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его пред­ставлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материаль­ные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспита­ние, продуманное питание, наличие у младших персональной тер­ритории в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домаш­ней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовле­творения различных интересов предметов (музыкальных инстру­ментов; столярных, слесарных и т.п. наборов; этюдников и пр.).

в.Домашний очаг. Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супру­гам, а потом им вместе с детьми создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т.е. когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно, признают и любят.

Естественно, что основным условием превращения жилища се­мьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых объективных обстоятельств.

Так, исследования эстонского ученого М. Хейдметса показали, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою «персональную» территорию в жилище, т.е. место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи. Это не обяза­тельно может быть отдельная комната, но угол (отгороженный или условно обозначенный), свой стол, свой стул за обеденным столом, свое кресло перед телевизором и т. д. В семьях, где у ребенка (осо­бенно начиная с возраста 9-10 лет) не было в квартире «своего места», т. е. объектов личного контроля, взаимоотношения между родителями и детьми были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где дети имели персональную территорию. Более того, наличие «своего места» у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась их совместная деятельность, а при его отсутствии преобладала индивидуальная. Парадокс лишь кажущийся, ибо возможность по своему желанию «укрыться» в своей нише стиму­лирует стремление к взаимодействию.

Станет ли жилище домашним очагом - зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды внедомашней, разговоров за столом, на кухне и т.п. Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью - шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно. Даже общее те­лесмотрение в одних семьях имеет совместный характер, а в дру­гих - фактически индивидуальный.

Наконец, жилище становится домашним очагом и воспринима­ется таковым тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи - «закры­тая система», которую не обсуждают с посторонними, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотношений, а с другой - именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать различные праздники, на которые приглашают гостей.

2.Соседство как фактор социализации. Семью, домашний очаг, условно говоря, можно рассматри­вать как первичную территорию социализации человека. Чисто «географически» следующей за ними терри­торией социализации можно считать бли­жайшее соседское окружение и группы сверстников. Соседство представляет собой некую близко терри­ториально проживающую группу людей (в одном подъезде, в од­ном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общ­ность характеризуют межличностные связи, определенное отно­шение к месту своего проживания (как к «своей» или «ничьей» территории), порой некоторые общие цели и совместная деятель­ность (забота о порядке и т.п.).

Для взрослых соседство играет ту или иную роль в их жизни в зависимости от типа и размера поселения, социально-культурного статуса и возраста человека.

Для детей соседство - не только среда жизнедеятельности, но и мощный фактор социализации.

Соседство и стихийная социализация. Дети-дошкольники, младшие школьники и, как правило, младшие подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстни­ками. Для них это общение - выход за рамки семьи, освоение новых социальных ролей, приобретение нового социального опыта, ступень адаптации к социуму.

В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива­ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейны­ми нормы, стереотипы и предрассудки. В этом общении они по­лучают представление о жизненных ценностях, стилях жизни, от­личных от усвоенных в семье, усваивают нормы и стиль полоролевого поведения. Они приобщаются к определенному пласту культуры, а также к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не только детским) фольклором.

Общаясь с соседями-сверстниками, дети усваивают новые виды позитивных и негативных социальных санкций, познавая в соци­альной практике, за какие личностные и поведенческие проявле­ния эти санкции применяются обществом сверстников.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его со­циализации играют межличностные отношения со сверстниками. Так, пятилетний малыш на предложение матери заменить ему в игре отсутствующих сверстников, решительно ответил: «Мне надо ребенков, а ты не ребенок».

Таким образом, интенсивные соседские связи играют важную социализирующую роль в детстве и отрочестве как позитивного, так, естественно, и негативного характера. Но это - объективный фактор, влияние которого зависит во многом от соотношения с семейным влиянием, а также с влиянием иных жизненных обстоя­тельств и факторов, социализирующих растущего человека. В част­ности, большое значение имеет то, в какие группы сверстников входит ребенок, подросток, юноша. В детстве они обычно состоят из соседей, но уже в отрочестве, а в юности тем более, эти группы могут весьма слабо или совсем никак не «пересекаться» с сосед­скими связями.

Соседство и воспитание. Осуществляя социальное воспитание, педа­гогам весьма важно знать характер сосед­ского окружения своих воспитанников, осо­бенно когда речь идет о дошкольниках, младших школьниках и подростках.

Знание особенностей соседских отношений воспитанников по­зволяет педагогам иметь в виду и учитывать позитивные и нега­тивные влияния, которые оказывают на ребят как соседи-сверст­ники и старшие по возрасту ребята, так и соседи-взрослые.

Принятие в расчет влияния соседства может оказаться полез­ным для определения необходимости и направления индивиду­альной помощи детям и подросткам. Кроме того, учитывая осо­бенности соседства, педагоги определяют необходимость и воз­можность использовать его позитивные потенции и хотя бы час­тично нивелировать и компенсировать влияние негативных по­тенций.

3.Группа сверсников, как фактор социализации. а.Характеристика группы сверстников. Группа сверстников - это объединение не обязательно одно­годков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общи­ми ценностями или ситуативными интереса­ми и отделяющие себя от других сверстников какими-либо при­знаками обособления, т.е. обладающие «Мы»-чувством.

Количественные границы группы сверстников - от двух-трех до пяти членов - в дружеских группах, в приятельских - до семи-девяти, в асоциальных и антисоциальных - до двух десятков, а в формальных (в классе, в кружке и т.д.) - до тридцати-сорока членов.

Группы сверстников образуются чаще всего на основании про­странственной близости их членов; совпадения индивидуальных интересов; наличия ситуации, угрожающей личному благополу­чию (в том числе в новом коллективе); наличия формальной орга­низации (класс, отряд скаутов и др.).

В группе складываются межличностные отношения - субъек­тивно переживаемые отношения между ее членами. Они объек­тивно проявляются в характере и способах взаимодействия чле­нов группы, а также в распределении ролей в группе.

Во-первых, выделяется лидер. Ни одной группы, не имеющей лидера, в экспериментальных исследованиях не выявлено. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуаль­ный. Другие роли - фаворит лидера, шестерка, «козел отпущения», «пар­шивая овца».

Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки, как возраст (школьный класс - одновозрастный, сти­хийные группы - часто разновозрастные), пол (группы младших подростков чаще однополые, а юношей - смешанные), социальный состав (только школьники, только учащиеся ПТУ, те и дру­гие плюс кто-то еще).

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон).

По юридическому статусу и месту в социальной системе груп­пы сверстников делятся на официальные, т. е. признанные обще­ством, связанные с какими-либо государственными или общест­венными организациями, имеющие некоторую организационную структуру и членство (о них подробнее речь пойдет в дальнейших разделах), и неофициальные, существующие как бы сами по себе.

По социально-психологическому статусу они делятся на груп­пы принадлежности, в которых человек состоит реально (школь­ный класс, спортивная секция, клуб или дружеская компания), и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По степени стабильности, длительности своего существования группы могут быть постоянными, временными, ситуативными.

По пространственной локализации они могут быть дворовы­ми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учре­ждения (школа, клуб, бар).

По типу лидерства и (или) руководства они могут быть демо­кратическими или авторитарными.

По ценностной направленности группы могут быть просоциальными (социально положительными), асоциальными (социаль­но нейтральными) и антисоциальными.

б.Социализирующие функции группы сверстников. В последние десятилетия группы сверстни­ков стали одним из решающих микрофак­торов социализации подрастающих поколе­ний. Их роль значительно возросла по срав­нению с предыдущими эпохами, чему способствовал ряд обстоя­тельств.

Формализованные группы (класс, учебная группа ПТУ, спорт-секция и др.) могут играть весьма различную роль в социализации детей, подростков и юношей в зависимости от содержания жизнедеятельности, характера сложившихся в них взаимоотношений, а также степени значимости для их членов.

Неформальные группы влияют на социализацию детей, подро­стков, юношей в зависимости от их состава, направленности, сти­ля лидерства, а главное - от меры значимости для того или иного их члена.

В группах сверстников социализация происходит главным об­разом благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но немалую роль могут играть традиционный и рефлексивный механизмы и механизм экзистенциального на­жима.

Имея определенную возрастную и социально-культурную спе­цифику, функции группы сверстников в процессе социализации тем не менее универсальны.

Во-первых, группа приобщает своих членов к культуре данного об­щества, научая поведению, соответствующему этнической, религи­озной, региональной, социальной принадлежности членов группы.

В процессе общения со сверстниками у ребенка, а особенно у подростка и юноши, складываются определенные взгляды, им усваиваются те или иные нормы и ценности. Это происходит вследствие идентификации (отождествления) себя с группой и некритического восприятия доминирующих в ней взглядов, от­ношений, норм.

Если группа подвергает сомнению важность или достоверность каких-либо сведений, даже полученных одним из ее членов из компетентного источника, то очень часто он может согласиться с точкой зрения группы. Так, по зарубежным данным, независимо от социального происхо­ждения, расы, религии, наличия или отсутствия в школе курса по­лового воспитания 90% школьников наиболее достоверной ин­формацией о различиях полов и сексуальности считают ту, которая получена ими от друзей. Это тем более существенно, так как свер­стники учат сверстников многим нормам жизни и общения, которые скрывают от них взрослые, компенсируя тем самым «пробелы» в познании жизни.

Во-вторых, в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих с точки зрения сверстников в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.

Общение со сверстниками своего пола существенно влияет на общение с лицами противоположного пола и оказывается очень важным для психосексуального развития вообще и для эмоцио­нального восприятия сферы сексуальных отношений в частности. Разговоры с приятелями и друзьями (часто довольно грубые) по­могают ребенку, подростку, юноше адаптироваться к тем измене­ниям, которые происходят в его организме и физическом облике, освоить и изжить в определенной мере те волнующие пережива­ния, которые связаны с пробуждающейся сексуальностью. Невоз­можность выразить свои эмоциональные переживания, связанные с психосексуальным развитием, нередко приводит к тяжелым ду­шевным переживаниям и травмам, особенно в старшем подрост­ковом и раннем юношеском возрастах.

В-третьих, группа сверстников играет важную роль в процессе автономизации детей и особенно подростков и юношей от взрос­лых вообще и от родительского влияния в частности.

В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.

Приятельские и дружеские группы, стремясь соответствовать эталонам общества сверстников в одежде, стиле поведения, в то же время могут тщательно оберегать свою автономию, ограничивая возможности присоединения к группе другим ребятам и подчерки­вая непохожесть своей компании на другие (свои секреты, условные слова, способы времяпрепровождения, маршруты прогулок, особые элементы одежды, свои музыкальные и иные увлечения и т.д.).

Важность этой функции группы сверстников подчеркивает И.С. Кон: «...неокрепшее, диффузное "Я" нуждается в сильном "МЫ", которое, в свою очередь, утверждается в противополож­ность каким-то "ОНИ"».

В-пятых, группа сверстников создает благоприятные или небла­гоприятные условия, стимулирует или тормозит решение детьми, подростками, юношами возрастных задач - развития самосозна­ния, самоопределения, самореализации и самоутверждения, - оп­ределяет содержательную сторону решений этих задач.

Отношения в группе играют большую роль в формировании образа «Я» ребенка, подростка, юноши. Если младший школьник, соотнося себя со сверстниками, отчасти еще ориентируется на те оценки, которые дает ему и его товарищам учитель, то подросток в первую очередь соотносит себя с группой сверстников, учитывая то, насколько ее члены одобряют или не одобряют какие-либо его свойства, проявляющиеся в делах, поступках. Старшеклассники же познают себя, главным образом исходя из отношения к себе приятелей, друзей, а также сравнивая себя с лидерами (даже не­приятными им) или с признанными «эталонами» в группе (эруди­тами, спортсменами и др.).

Влияние группы на самоопределение может проявляться по-разному.

В группе растущий человек получает действительную или ил­люзорную (что чаще всего не осознается) возможность реализо­вать себя и сущностно, и внешне.

Сущностно - потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, а стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе «уже выросшим».

В-шестых, группа представляет собой специфическую социаль­ную организацию, которая воспринимается ее членами как «эколо­гическая ниша» (в этой функции как бы суммируются все преды­дущие, но в новом качестве).

В неформальных группах не требуется соблюдать правила по­ведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще бо­лее жестких, чем в общении со взрослыми.

Само наличие группы помогает ощутить свою нужность кому-то, уверенность в себе и в своих силах. Группа - источник высокого самоуважения, ибо от нее ждут (и часто получают) высокую оценку своих качеств, поступков, личности в целом, что намного важнее оценок всех остальных людей. Тот, кто не имеет приятелей, хотя бы иллюзии дружеской компании, ощущает свою жизнь неполной, себя - неудачником, свои возможности - нереализованными.

Группы сверстников и воспитание. Педагогам необходимо знать основные ха­рактеристики группы сверстников, в силу, как минимум, трех обстоятельств.

Во-первых, социальное воспитание осуществляется в воспитатель­ных организациях, которые состоят из первичных коллективов - класса в школе, отряда в лагере, группы вПТУ, кружка или секции в клубе и т.д. Коллектив представляет собой формализованную группу сверстников. Эффективно работать с коллективом можно только учитывая и используя свойственные группе характеристики.

Во-вторых, в каждом коллективе образуются неформальные приятельские и дружеские группы. В-третьих, эффективное социальное воспитание возможно лишь в том случае, если педагоги имеют представление о тех группах, в которые входят их воспитанники за пределами воспитательной организации, учитывают их особенности и при необходимости стремятся в некоторой степени влиять на эти группы. Если же речь идет об асоциальных и антисоциальных группах, то перед педаго­гом встает задача, как минимум, помочь своему воспитаннику выйти из подобной группы, помочь ему найти позитивную группу приятелей или друзей.

4.Социализирующие функции религиозных организаций. Религия как один из социальных институтов традиционно игра­ла большую роль в жизни различных обществ. В социализации че­ловека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных цент­рах) были важнейшим - после семьи - фак­тором.

В процессе освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Все эти процессы хорошо видны на примере нашей страны,в которой после распада СССР многие люди стали искать основание жизни, религиозную основу. Социализирующее влияние религиозных организаций испыты­вают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Другое дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение раз­личны. Так, в приходах православной церкви ведущими механизмами можно считать традиционный и институциональный. В ряде сектантских организаций - институциональный и стилизо­ванный, а в организациях ряда восточных конфессий - институ­циональный и рефлексивный.

В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций.

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бо­га, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культо­вых действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в раз­личных формах религиозного просвещения.

Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные ор­ганизации культивируют среди своих членов поведение, соответ­ствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности ор­ганизаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более, в других - менее жесткого) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и бла­готворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают спе­цифический опыт.

Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармо­низации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и не­приятностей.

И наконец, воспитательная функция - религиозное воспитание человека.

Религиозное воспитание. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и плано­мерно внушаются (индоктринируются) миро­воззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответст­вующие вероучителъным принципам определенной конфессии (веро­исповедания).

Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами кон­фессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, круж­ков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учеб­ных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организа­ций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, на­ходящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священный), т. е. на­деления явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смы­сла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освя­щение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональ­ный и мистический (Т.В. Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компо­нента - информационный, нравственный и деятельностный, содер­жание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в пра­вославии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богосло­вию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его мож­но охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем прояв­ляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфику в различных конфессиях. На­пример, мистический уровень православного воспитания опреде­ляют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христи­анских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения веро­учения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвра­тимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуз­дать плоть, смирят



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: