Принципы и методы выявления одаренных детей




Ежегодная Всероссийская Премия «За верность науке»

 

 

Номинация: «Специальная премия за вклад в популяризацию науки и

технологий среди ученых, журналистов, преподавателей и общественных деятелей»

 

Название проекта: «Научно-исследовательская деятельность – дорога в науку, дорога в будущее!»

 

Саркулова Галиябану Ислямовна

преподаватель химии и биологии

высшей квалификационной категории,

ГБПОУ СО «Александрово-

Гайский политехнический лицей»

E-mail: g.sarkulova@yandex.ru

 

с. Александров Гай

2 0 2 1

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

Глава 1.Теоретическая часть…………………………………………………..6

1. Принципы и методы выявления одаренных детей……………………….7

2. Формы выявления одаренных детей………………………………………7

3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными

детьми………………………………………………………………………..8

4. Формы работы с одаренными учащимися……………………………….8

5. Способы реализации научно-методической разработки……………….8

6. Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми….10

Глава 2. Практическая часть ………………………………………………….10

8.Подготовка учащихся к олимпиадам………………………………………11

9. Исследовательская деятельность обучающихся…………………………12

10.Заключение…………………………………………………………………17

11.Список литературы………………………………………………………..18

 

Аннотация. Учебно-методический материалы разработан в ходе реализации общеразвивающей программы кружка «Химия и жизнь» ГБПОУ СО «АГПЛ» и анализа научно-исследовательской деятельности. В разработке раскрыта методика, общей целью которой является реализация персонифицированного подхода среди обучающихся и популяризация научных знаний в поликультурном пространстве.

Annotation. The educational and methodological materials were developed during the implementation of the general development program of the circle "Chemistry and Life" of GBPOU SB "AGPL" and the analysis of research activities. The development reveals a methodology, the general purpose of which is to implement a personalized approach among students and to popularize scientific knowledge in a multicultural space.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, проект, поликультурное воспитание, одаренные дети, персонифицированный подход, популяризация научных знаний, организация учебного процесса, защита презентации

Keywords: research activity, project, multicultural education, gifted children, personalized approach, popularization of scientific knowledge, organization of the educational process, presentation defense

Введение

Современная жизнь требует от людей мобильности, быстрого темпа, умения ориентироваться в огромном потоке информации, творческого подхода к делу. Ставится задача – дать обществу скорее не знающего, а умеющего человека.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.

«Укрепление научного потенциала России – это долгосрочная и системная работа. Идет развитие исследовательской инфраструктуры, создаются научные центры, разработана система поддержки молодых талантов и привлечение к научным проектам наших соотечественников. Время показало, что такие шаги были правильными и своевременными», – подчеркнул Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ.

Задача Года – привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий, повысить вовлеченность профессионального сообщества в реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также сформировать у граждан нашей страны четкое представление о реализуемых сегодня государством и бизнесом инициативах в области науки и технологий.

Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызвал глубокий интерес у обучающихся, чтобы они умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю.

Для этого необходимо сделать из обучающегося активного соучастника учебного процесса.

Обучающийся может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому преподавателю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности.

Формирование у обучающихся опыта творческой деятельности является в настоящее время актуальной проблемой. Одна из форм такой деятельности – исследовательская работа, в процессе которой они встречаются с многообразными фактами и явлениями.

Проектирование прикладных проектов – это уникальный и самостоятельный вид деятельности обучающихся, направленный на создание реальных объектов. Успешность персонифицированного подхода представляет собой общую тенденцию, направленную на отказ от традиционных форм обучения и стремления адаптировать образовательный процесс к индивидуальным (персональным) потребностям человека, в популяризации научных знаний обучающихся в значительной степени предопределяет межпредметная интеграция его знаний. Мы видим несколько важнейшихзадач в работе по данному направлению:

- главная задача нашего кружка это - воспитание творческой, увлеченной, ищущей личности, заинтересованной в своем дальнейшем развитии, готовой посвятить свою жизнь науке и активному поиску;

- для педагогов это – создание условий для раннего выявления, обучения и воспитания, одаренных и талантливых детей, а в дальнейшем поддержки заинтересованности таких детей наукой в поликультурном пространстве;

- для детей, обучающихся в лицее, задачей является развитие творческой фантазии, умелое применение на практике прикладных навыков работы с материалами, логике в выстраивании защиты творческих проектов экологической, химической направленности, самореализации в творчестве.

Цель:

- разработать систему методов и приемов исследовательской деятельности;

- выявление одаренных детей, создание условий для их оптимального развития, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся.

Задачи:

1.Выявить особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно химии и биологи, экологии;

2.Создать условия для развития природных задатков обучающихся, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии и т.д.);

3.Расширить возможности для участия способных и одарённых детей в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Ожидаемый результат:

- личностное развитие детей;

- адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;

- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

- повышение уровня владения детьми общеобразовательными предметными и социальными компетенциями;

- удовлетворенность детей своей деятельностью;

- совершенствование исследовательских навыков детей;

- интеллектуальное и творческое обогащение детей;

- опыт исследовательской и творческо-мыслительной деятельности;

- умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета.

Новизна: Научно-исследовательская деятельность обучающихся в образовательном пространстве тесно взаимосвязана со всеми ее элементами. Она служит средством комплексного решения задач воспитанию образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средствами развития интеллектуального потенциала общества.

Методическое обеспечение:

- обеспечить научно-методическую поддержку талантливых детей;

- организовать работу кружков естественно - научного направления, разработать соответствующие учебные программы;

- разработать темы исследовательских проектов по химии и биологии, экологии.

В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. «Нужно признать, что научить всему мы не сможем, вложить в головы детей важнейшие достижения огромной биологической науки не в наших силах. Куда важнее дать детям не «рыбу», а «удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами биологии их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, прививать основы экологической, гигиенической культуры, формировать биоцентрическое мировоззрение».

Теоретическая часть.

В нашей стране в рамках президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне, которая представляет собой теоретическую модель, вобравшую в себя все лучшие достижения современной отечественной и зарубежной психологии и педагогики.

Однако при работе с этими детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми.

Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современном образовании. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан.

Какого же ребенка можно считать одаренным?

Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.

Работа с одаренными детьми приобретает все большую актуальность. Осознавая актуальность данной проблемы, группа отечествен­ных ученых разработала рабочую концепцию одаренности.

Представление об одаренности, изложенное в концеп­ции, в значительной степени расходится с привычным представле­нием об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется здесь как системное качество, характеризующее психи­ку ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и опре­деляют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обу­чения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность концепции, уделяющей особое внимание береж­ному отношению к одаренному ребенку, которое предполагает по­нимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.

Принципы и методы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, свя­занный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразо­вой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одно­моментного отбора одаренных детей необходимо направлять уси­лия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.

Деятельность учителя должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, и при том их доля намного выше в начальной школе. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Большинство педагогов используют для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.

Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

1.Применение междисциплинарного подхода;

2.Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

3.Насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

4.Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

5.Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

6.Поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

7.Оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

8.Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

9.Принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

10.Установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

 

Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- конкурсы;
- курсы по выбору, элективные курсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах
- интеллектуальные марафоны и др.

 

Способы реализации научно-методической разработки:

1.Разработать для каждого учащегося или группы учащихся план работы по развитию способностей.

2. Расширить работу в форме индивидуального или коллективного исследования (научно-практические работы или проекты).

3. Участие в различных конкурсах, олимпиадах в школе и за её пределами.

4. Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стал и: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.

В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:

1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах

3.Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в химическом плане обучающихся отличают такие личностные качества, как высокая работоспособность, самостоятельность, рефлективность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных к химии учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций.

Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю универсальные технологии:

- личностно-ориентированного обучения;

- информационно – коммуникационные технологии;

- технологию исследовательской деятельности;

- проблемное обучение.

Основные направления в работе с одарёнными детьми:

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- спецкурсы;

- подготовка учащихся к олимпиадам.

 

Практическая часть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: