Тема 7. Моделирование процесса принятия решений специалистом экономического профиля




 

Информационно-аналитическая деятельность специалиста в общей структуре деятельности имеет достаточно высокую значимость, что обусловлено структурой профессиональной деятельности. Это потребовало изучения структуры и содержания информационно-аналитической деятельности специалиста (см. рис.4).

Моделирование информационно-аналитической деятельности специалиста позволило проанализировать особенности принятия решений в условиях профессиональной среды.




В условиях глобальной информатизации, с целью оптимизации процесса принятия профессиональных решений, особую значимость приоб­ретает моделирование процессов принятия решений посредством ИВТ, как теоретической основы разработки технологии удовлетворения информационных потребностей специалистов фирм – клиентов. В настоящее время для выполнения некоторых функций мышления широко применяются различные модели информационно-вычислительной техники.

Создание и применение вычислительной техники в качестве технических средств «мыслительной деятельности», изменение области применения этих средств и объединение их в сложные системы, напри­мер, таких как СОПР, и переконструирование этих систем, требует глубокого изучения и моделирования самой мыслительной деятельнос­ти.

В настоящее время существуют три основных подхода к изучению мыслительной деятельности и решению задачи ее моделирования.

Одним из подходов является психо-физиологический паралле­лизм, согласно которому решение задач моделирования мыслительной деятельности связано с моделированием нейронов, нервных сетей и нервных процессов. Он уходит своими корнями в теоретические взгляды вульгарного материализма и к настоящему времени обнаружил свою несостоятельность.

Другой подход - теоретико-информационный, согласно которому моделируется работа мозга на уровне информационных процессов. Ос­новным недостатком данного подхода является неопределенность по­нятия «информационный процесс».

Сущность третьего подхода заключается в том, что мыслитель­ная деятельность человека выражается в языке, в знаках и знаковых системах и помимо языка не может существовать. Поэтому решение задач моделирования мыслительной деятельнос­ти связывается с анализом языка, в том числе, знаковой деятель­ности.

В контексте данного исследования моделирование процессов принятия решения осуществляется с позиций организации познавательной деятельности индивида в условиях виртуальной среды. Поэтому содержание теоретических представлений о мыслительной деятельности зависит от изучаемых видов этой деятельности и от системы задач, в связи с решением которых ведется ее исследование.

Изучаемые в логике структуры мыслительной деятельности и ло­гические формы рассуждений моделируются с помощью символических средств, разработанных в теории алгоритмов.

В теории алгоритмов установлено, что любой алгоритм может быть переведен в численный алгоритм. Это позволяет любые алгоритмизированные виды мыслительной деятельности отображать или моде­лировать, в процессах вычисления. Поэтому вычислительные процес­сы, интерпретирующие определенные виды мыслительной деятельности, представляют собой особые модели мышления.

Моделирование мыслительной деятельности выполняется в насто­ящее время с помощью средств и методов, разработанных в теории алгоритмов и в теории автоматов, но оно предполагает изучение мыслительной деятельности на содержательном уровне посредством анализа языковых текстов.

При анализе механизмов мышления рассматриваются и моделиру­ются не только основные правила переработки информации, т.е. правила, по которым в ответ на поступление одних сигналов в соот­ветствии с информацией, имеющейся в памяти, на выходе системы возникают другие сигналы. Процессы, происходящие по этим прави­лам, в дальнейшем, называются информационными процессами. Речь идет о принципах и особенностях организации и обработки информа­ции, необходимой для решения профессиональных задач специалистами, посредством удовлетворения информационной потребности в условиях виртуальной среды.

Информаци­онные процессы можно исследовать как самостоятельные явления вне зависимости от того, какие физические структуры совершают перера­ботку информации.

В ситуации решения задач индивид всегда имеет как исходное некоторый материал, состоящий из «наличной» ситуации, определен­ным образом описанной или представленной, и цели, для достижения которой необходимо принять решение.

При разработке модели мыслительного процесса принятия реше­ния необходимо определить основные мыслительные операции, которые должен выполнять человек, принимающий решение, а также составные элементы исходной ситуации.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим методику моделирования мыслительного процесса принятия решения с целью определения степени удовлетворения информационных потребностей в условиях виртуальной среды.

Массивом данных А(i), где i = l, 10, обозначим мыслительные операции, необходимые для принятия решений (см.таб.2), а мас­сивом данных B(j), где j=l, 14, обозначим составные элементы ис­ходной ситуации (см. таб. 1).

Под ситуацией понимается высказывание А, в котором:

  - называемые исходными данными
  - называемая зависимостью между исходными данными
  - называемые искомыми данными
  - называемые зависимостью между искомыми данными
  - называемая зависимостью между исходными и искомыми данными
  - называемая зависимостью решения данной ситуации с решениями других задач
  A(X) - истинно - называемое решением данной ситуации

 

Мыслительный процесс принятия решения предполагает выполнение следующих видов мыслительных операций (см.табл.3).

 

 

Таблица 3

№ п/п Вид мыслительных действий
  Видеть ситуацию
  Оценивать ситуацию
  Формулировать проблему
  Находить несколько вариантов решения проблемы, без оценки рациональности и реальности
  Учитывать реальные возможности
  Выбирать наиболее подходящий способ решения
  Строить алгоритм решения
  Осуществлять решение
  Оценивать полученный результат
  Предлагать улучшенный вариант решения

 

Определим основные элементы, из которых складывается ситуация (см.табл.4.)


 

 

Таблица 4

№ п/п  
  Совокупность исходных данных
  Зависимость между исходными данными
  Совокупность искомых результатов
  Зависимость между исходными материалами
  Зависимость между исходными данными и искомыми результатами
  Характерные свойства ситуации: 6.1. Количественные 6.2. Качественные
  Аналогии с ранее решенными ситуациями
  Закономерности, присущие ситуации
  Проблемы, связанные с решениями (проблемность)
  Оценка решения (конечный результат)
  Объективность решения
  Разрешимость
  Оптимальный вариант решения
  Алгоритм решения

 

Рассмотрим процесс принятия решения по исходной ситуации.

1)   Исходные данные   Связи между исходными данными   Искомые результаты   Связи между искомыми результатами Связи между исходными и искомыми результатами
Оценивать ситуацию

2)

      Основные связи   Закономерности созданной ситуации   Проблемы, связанные с решением
Формулировать проблему
3)

    Зависимость между исходными и искомыми результатами Характерные свойства Объективность решения
4)     Зависимость между исходными и искомыми результатами Связи между исходными данными   Закономерности созданной ситуации Проблемы, связанные с решением   Разрешимость

 

5)   Закономерности законной ситуации Объективность решения   Результативность   Оценка решения  
Выбор наиболее подходящего способа решения
6)

 

 

  Закономерности созданной ситуации   Объективность решения Оптимальный вариант решения
7)       Зависимость между исходными и искомыми результатами Закономерность созданной ситуации Разрешимость   Оптимальный вариант
8)   Зависимость между исходными и искомыми результатами Проблемы, связанные с решением Разрешимость   Алгоритм решения
Оценивать полученный результат
9)

    Основные связи Закономерности созданной ситуации Оптимальный вариант решения   Алгоритм решения   Конечный результат
Предлагать улучшенный результат решения
10)

      Характерные свойства Закономерности созданной ситуации   Основные связи   Проблемы, связанные с решением

 

Проведенный анализ принятия решения позволил смоделировать мыслительный процесс принятия решения традиционных условиях мыслительного процесса принятия решения при рассмотрении некоторой ситуации.

 


 

 

Рассмотрим более подробно последовательность выполнения мыслительных операций во взаимосвязи с элементами исходной ситуации.

· Исследование начинается с анализа «видения» ситуации.

· Определение исходных данных и связей между ними способствует определению искомых результатов и выявлению связей между последними. Это позволяет устанавливать связи между исходными данными и искомым результатом, т.е. видеть ситуацию, что обеспечивает фор­мулировку проблемы, нахождение алгоритма решения и оценку полу­ченного результата.

· Знание основных связей данной ситуации с решением других за­дач, определение закономерностей созданной ситуации помогают оце­нивать ситуацию, определяя проблемы, связанные с решением. Правильная оценка ситуации способствует:

- формулированию проблемы;

- выбору наиболее подходящего способа решения;

- построению алгоритма решения;

- реализации решения:

- оценке полученного результата.

· Мыслительный процесс, связанный с формулировкой ситуации, стимулируется зависимостью между исходными данными и искомым ре­зультатом, характерными свойствами данной ситуации. Ему также способствуют мыслительные процессы «видения» и «оценивания» ситуа­ции. Формулировка проблемы заключается в определении объективности решения, что, в свою очередь, стимулирует мыслительный процесс учета реальных возможностей.

· Мыслительный процесс нахождения нескольких вариантов решения без оценки рациональности и реальности способствует активизации процесса удовлетворения информационной потребности.

· Оценивание ситуации способствует нахождению нескольких вари­антов решений без оценки рациональности и реальности. Движущими стимулами данного мыслительного процесса являются понимание: зависимости между исходными данными и искомым результатом; связей с решениями других задач; закономерностями созданной ситуации, которые, в свою очередь, определяют проблемы, связанные с решением. Таким образом, формируется и определяется разрешимость дан­ной ситуации, т.е. осуществляется мыслительный процесс нахождения нескольких вариантов решения без оценки их реальности и рацио­нальности, что способствует развитию мыслительных действий, что способствует активизации внутреннего диалога как средства удовлетворения информационных потребностей.

· Мыслительная деятельность - формулирование проблемы способс­твует учету реальных возможностей. Движущими силами данного мыслительного процесса являются по­нимание закономерностей созданной ситуации. Мыслительная деятель­ность учета реальных возможностей стимулирует выбор наиболее под­ходящего способа решения.

· Выбор наиболее подходящего способа решения стимулируется мыслительным процессом учета реальных возможностей и оценивания ситуации, что, в свою очередь, способствует выбору оптимального варианта решения. Выбор наиболее подходящего способа решения мотивирует, в свою очередь, мыслительную деятельность по построению алгоритма решения.

· Мыслительную деятельность реализации принятого решения сти­мулирует мыслительная деятельность оценивания ситуации и построе­ния алгоритма решения, а также понимание зависимости между ис­ходными данными и искомым результатом, и проблем, связанных с ре­шением. Понимание зависимости между исходными данными и искомым ре­зультатом, проблем, связанных с решением, формирует понимание разрешимости, а также построения алгоритма решения, что способствует мыслительной деятельности реализации решения. Мыслительная деятельность по осуществлению решения способствует мыслительной деятельности оценивания полу­ченных результатов.

· Мыслительную деятельность оценки полученных результатов сти­мулируют: «видение» ситуации; оценивание ситуации; нахождение нескольких вариантов решений без оценки реальности и рациональности, а также понимание основных связей решения с другими зада­чами; закономерностей созданной ситуации.

· Выявление основных связей и закономерностей способствует оп­ределению оптимального варианта, который, в свою очередь, спо­собствует определению алгоритма решения и получению конечных ре­зультатов. Оценивание полученных результатов способствует мыслительной деятельности по определению оптимального результата решения с позиций непротиворечивости соотношения целей заданным условиям.

· Разработка улучшенного варианта решения является результат мыслительной деятельности, которую мотивирует деятельность по на­хождению нескольких вариантов решений без оценки реальности и ра­циональности деятельность по оценке полученных результатов, а также понимании характерных свойств и закономерности созданной ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс удовлетворения информационных потребностей протекает поэтапно и зависит от понимания индивидом основного противоречия между условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельности и потребностью ее оптимизировать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: